Консультации для родителей
консультация по физкультуре
Консультации для родителей по вопросам физического воспитания детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ г. Нижневартовска д/с №90 «Айболит»
Консультация для родителей по физическому воспитанию дошкольников.
Начинаем утро с зарядки
Гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание.
При периодических занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность. Это прекрасное средство укрепления здоровья полезно всем – и пожилым людям и детям. А подбирать упражнения нужно с учетом возраста, состояния здоровья, подготовленности. Зарядка в идеале должна проводиться на свежем воздухе и сочетаться с легкой пробежкой, но если такой возможности нет, то помещение должно быть хорошо проветриваемым.
Для занятий необходимо подобрать одежду, не сковывающую движений. При наличии определенных проблем со здоровьем можно и даже нужно вводить в свой комплекс утренних упражнений и некоторые упражнения лечебной физкультуры. Она подразделяется на общую и специальную. Общая оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, а специальная воздействует на определенный орган. В первую очередь лечебная физкультура используется при заболеваниях и травмах костей и мышечного аппарата, это искривления позвоночника, последствия переломов костей, а также при остеохондрозе, сердечно-сосудистых и легочных заболеваниях, при ожирении и заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Необходимо подобрать комплекс упражнений, подходящий именно вам и регулярно заниматься, а результаты не заставят себя ждать.
После гимнастики рекомендуются водные процедуры – влажное обтирание, душ. При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием и самочувствием, интенсивные упражнения сочетать со спокойными, нормализующими дыхание. Главное, чтобы, как и при любом другом занятии, чтобы гимнастика доставляла вам и вашему ребенку удовольствие. Пусть утренняя зарядка не носит принудительный характер для малыша, разнообразьте движения, превратите гимнастику в игру, только вы знаете, что любит ваш ребенок и как его увлечь. И будьте всегда рядом с ребенком, выполняйте все упражнения вместе с ним, это сблизит вас еще больше, да и принесет уйму пользы для вашего здоровья.
Общие правила для домашней зарядки
• Утренняя зарядка не может полноценно заменить подвижные игры или специальные физические упражнения
• Одежда для зарядки не должна стеснять движения
• Во время занятий предложите ребёнку сначала, например, сделать одно упражнение для рук и плечевого пояса, затем 2 – 3 упражнения для туловища и 2 – 3 упражнения для ног.
• Заканчивать гимнастику лучше всего спокойной ходьбой
• Продолжительность занятий с младшими детьми должна составлять около 5 минут, а со старшими детьми около 8 минут.
• Не следует включать в домашнюю зарядку упражнения, требующие от ребёнка напряжённого внимания.
• Занятия должны иметь определённую последовательность. Первые упражнения не должны требовать большие затраты сил, а последующие можно выполнять с большей нагрузкой.
• Упражнения, вовлекающие большие группы мышц требуют меньшего количества повторений.
• Если ребёнок теряет интерес к каким-то упражнениям, постарайтесь их заменить.
Предварительный просмотр:
МАДОУ г. Нижневартовска д/с №90 «Айболит»
Консультация для родителей по физическому воспитанию дошкольников.
Оздоровительное значение лыжных занятий
Влияние занятий лыжами на организм исключительно разностороннее. Одно пребывание на чистом морозном воздухе уже само по себе дает неистощимый запас свежести и бодрости. Физические движения на воздухе как нельзя лучше способствуют повышению обмена веществ в организме и благотворно влияют на нервную систему. Закалка организма -- лучшее лекарство против гриппа, ангины и прочих болезней. И с этой точки зрения лыжи -- добрые спутники здоровья
Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение, является важной составной частью системы физического воспитания, оказывая самое разностороннее влияние на организм занимающихся. Передвижение на лыжах доступно в любые годы -- с самых малых лет и до пожилого возраста. Ходьба и бег на лыжах вовлекают в работу различные группы мышц, оказывают положительное воздействие на укрепление и развитие основных систем организма. Все это обеспечивает высокий уровень здоровья и активное долголетие. Вместе с тем столь разнообразные условия передвижения на лыжах обусловливают всестороннее физическое развитие и в первую очередь воспитание важнейших физических качеств -- выносливости, силы, ловкости и др.
Работоспособность ребенка дошкольного возраста в значительной степени определяется функциональным состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
При выборе физических упражнений надо учитывать особенности сердечно-сосудистой системы ребенка, помнить, что хорошая ее работа может быть обеспечена при условии частых перерывов, отдыха или работы более динамичной, связанной с попеременными напряжением и расслаблением мышц, что не утомительно для ребенка и создает благоприятные условия для перенесения его сердечно-сосудистой системой значительной физической нагрузки в течение довольно длительного времени.
При известной степени овладения навыками ходьбы на лыжах устанавливается правильный режим мышечной работы и дыхания. В деятельность вовлекаются крупные мышечные группы, работа их производится с большими амплитудами. Это создает экономный режим работы сердца и оказывает благоприятное влияние на постепенное совершенствование сердечно-сосудистой деятельности детейСистематические занятия на свежем воздухе, а зимой он, благодаря снежному покрову, значительно чище, и дети дышат холодным, чистым и достаточно увлажненным воздухом, что оказывает благотворное влияние на развитие дыхательной системы. Так в процессе ходьбы на лыжах у детей хорошо развивается дыхательная мускулатура, дыхание согласуется с движениями, что очень ценно, так как хорошая работа дыхательного аппарата обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.
Закаливание -- одна из важнейших задач физического воспитания во все возрастные периоды, так как оно является важнейшей оздоровительной мерой, предупреждающей заболевания. Вследствие закаливания во всем организме улучшается обмен веществ, укрепляется нервная система. Это приводит к повышению работоспособности организма, а у детей -- и к существенной положительной рефлекторной стимуляции их роста и развития.
С дошкольниками заниматься лыжами рекомендовано морозную погоду при температуре от -1 до - 12° С, для детей 2-4 лет - до -8°. В ветреную погоду нижняя граница повышается еще на 2-3°. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, лыжную прогулку надо отменить.
Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах:
- нельзя салиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;
- запрещено использовать снег для утоления жажды;
- недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.
Это полезно напоминать ребенку об этом перед каждым выходом на лыжную прогулку.
Дети очень индивидуально справляются с мышечной нагрузкой, поэтому важно учитывать физическую подготовленность каждого ребенка, регламентируя нагрузку и отдых.
Катание на лыжах помогает укреплять центральную нервную систему. Этому виду спорта свойственно обилие впечатлений от окружающей обстановки и от разнообразия самих движений. Это вызывает огромный поток раздражений, поступающих в центральную нервную систему от всех органов чувств.
Предварительный просмотр:
МАДОУ г. Нижневартовска д/с №90 «Айболит»
Консультация для родителей по физическому воспитанию дошкольников.
Роль движений в развитии ребёнка.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дошкольники запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Предварительный просмотр:
МАДОУ г. Нижневартовска д/с №90 «Айболит»
Консультация для родителей по физическому воспитанию дошкольников.
Семейный туризм, как средство оздоровления, развития и воспитания ребенка
Ни один вид спорта не закалит вашего ребенка так, как туризм.
Турист в походе не боится промочить ноги, простудиться в дождь и слякоть, замерзнуть на ветру. Все невзгоды только сильнее закаляют его.
Но туризм это не только – здоровье.
Воспитательную роль туризма нельзя недооценивать. Путешествуя, вы можете посетить места, связанные с жизнью известных и знаменитых людей. Побывать там, где проходили бои во время Великой Отечественной войны.
Туризм это одно из средств экологического и эстетического воспитания детей, познания красоты и любви к родной природе.
Собираясь в поход, заранее – за несколько дней, вы всей семьей начинаете обсуждать маршрут. Быть может именно с этого коллективного обсуждения у вас начнут формироваться совсем иные отношения с ребенком.
Путешествие, маршрут которого вы вместе намечали, трудности, которые вам всем пришлось преодолеть – станут важным средством сплочения семьи! А в характере ребенка вы увидите проявление сознательной дисциплины, настойчивости, упорства и самостоятельности.
Вы, родители, поможете своим детям приобрести необходимые в жизни навыки, которые будут обогащать их знания в дальнейшей жизни.
Сколько нового неизведанного узнает ваш ребенок не из книг или телепередач, а увидев все собственными глазами, прикоснувшись к неизведанному собственными руками. И как долго еще будут звучать в вашем доме воспоминания об однодневном походе или долгом путешествии, об увиденном рассвете над тихой речушкой или о том, как вы переходили её вброд, как ловили рыбу и готовили уху. И у ребенка вновь появится желание отправиться с рюкзаком за плечами в новое путешествие, навстречу неизведанному!
Игры – эстафеты и соревнования для всей семьи
«Семейная игра – эстафета»
Принимают участие две – четыре семьи, каждая из трех человек
(мама, папа и ребенок; маму или папу может заменить старшая сестра или брат)
На линии старта размещается мама с ребенком, а папа располагается на середине пути, Участники выполняют следующую цепочку действий:
по команде начинают бег мама с ребенком, взявшись за руки (10 м.)
ребенок пролезает между ног у мамы;
мама приседает на корточки, а ребенок перепрыгивает через нее способом, ноги врозь, (по типу игры в чехарду) 2 раза подряд;
держась за руки, бегут по бревну до папы;
бег папы с ребенком на плечах и ведение мяча ногой между расставленных на расстоянии одного метра рюкзаков (3 м.) туда и обратно;
бег по прямой друг за другом, держась за плечи впереди бегущего игрока, ребенок бежит первым.
«ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ» общая протяженность -10 м.
КОЧКИ, прыжки с кочки на кочку, стараясь не попасть в болото;
НЕ НАМОЧИ НОГИ, ходьба по бревну;
ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ РОВ, ширина около метра;
ВОЛЧАТНИК, (подлезание по-пластунски под натянутую между колышками веревку);
КТО БЫСТРЕЕ (бег в обратном направлении по прямой, с передачей эстафеты следующему игроку).
«Чей прыжок дальше»
Участниками этой игры могут быть взрослые и дети любого возраста.
Соревнования можно организовать между семьями или смешанными командами, если силы не слишком равны.
Первый член команды осуществляет прыжок в длину с места от намеченной линии, на его следы становится следующий игрок и прыгает дальше и т. д., включая последнего игрока. Выигрывает та команда, длина коллективного прыжка которой больше.
Игры для детей
«Точный глазомер»
игра для детей 7 – 9 лет
Участникам предлагается на глаз определить количество шагов до куста, дерева, палатки и т. п. Ответы проверяются. Победители получают звание, Острый глаз.
«Не заблудись»
игра для детей 5 – 8 лет
Дети делятся на две и более разновозрастных команды, в каждой не менее 2 человек. Каждая команда получает определенное название, например, Волчата, и, Зайцы, можно обозначить цветом, порядковым номером. По маршруту длиной около 200 метров в укромных местах (под кустом, на дереве, с обратной стороны пня, под бревном и т. П.) развешиваются 8 – 10 карточек с обозначением названия команды. По сигналу ведущего команды начинают движение по заданному маршруту. Побеждает та команда, которая придет к финишу за минимальное время и соберет все карточки.
«Самый внимательный»
игра для детей 4 – 7 лет
Взрослый маскирует на поляне 10 – 15 предметов (обувь, бейсболки,
мяч, ракетки и т. п.) Затем сообщает об этом участникам. Когда будет найден последний предмет, игра закончится. Затем роль ведущего можно поручить кому – то из детей.
Предварительный просмотр:
МАДОУ г. Нижневартовска д/с №90 «Айболит»
Консультация для родителей по физическому воспитанию дошкольников.
Совместные спортивные игры
Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.
Совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.
Совместные занятия приносят положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
То есть, совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных аспектов воспитания.
Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий
Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью. Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий.
Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе - чаще всего она предоставляется в выходные дни.
Для нормального физического развития здорового ребенка недостаточно просто сопровождать мать в магазин за покупками, спешить за ней по наиболее оживленным улицам города; необходимым требованием для него является возможность свободно побегать. Родители обычно торопятся и не осознают, что ребенку приходится все время бежать, чтобы угнаться за их темпом. Таким образом, организм его получает чрезмерную нагрузку. Во время долгих походов родители тоже переоценивают детские силы. Ребенку гораздо полезнее просто побегать, поиграть - в этом случае он сам контролирует степень утомления.
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой - он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим тренировки должны проходить в форме игры - тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые виды игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения.
Взрослый должен знать, какое упражнение он хочет разучить с ребенком, как будет его выполнять и чего хочет этим достичь. Каждое упражнение и подвижная игра имеет свою задачу, цель, значение, они подразделяются на несколько групп.
В первую группу входят упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч, других частей тела. Упражнения такого рода называются оздоровительными; именно эти движения способствуют правильному физическому развитию. При выполнении этих упражнений необходимо уделять особое внимание правильному их выполнению, чтобы добиться требуемого распрямления спины, растягивания соответствующих мышц. Родители должны демонстрировать упражнения ребенку, а затем помочь ребенку освоить новое движение. При выполнении любого упражнения этой группы требуется помощь и неназойливое наблюдение со стороны родителей, чтобы отдельные позы и положения были правильными.
Во вторую группу входят упражнения, содержащие элементы акробатики. Они направлены на развитие ловкости, гибкости и быстроты реакции и выполняются со страховкой. Чтобы обеспечить полную безопасность при выполнении этих движений, взрослые должны быть очень осторожны и внимательны.
Поскольку родители заинтересованы в том, чтобы развить у ребенка смелость, умение преодолевать страх, вызываемый необычным положением тела или быстрыми изменениями поз, следует терпеливо учить его ориентироваться в необычных положениях, пока он не преодолеет боязнь и не будет с радостью повторять акробатические упражнения.
К третьей группе относятся подвижные игры, в которых используются ходьба, бег, прыжки, лазанье и броски. Для того чтобы естественные движения были притягательными для детей, их объединяют игрой с простыми правилами. Таким образом, ребенок учится соблюдать определенные правила, дисциплину, а также и умению сосредотачиваться. Необходимо учить так же и умению проигрывать. Для проведения игр нужен коллектив: ребенок играет с родителями или же со старшими братьями и сестрами.
В четвертую группу входят упражнения с использованием различных предметов, снарядов на свежем воздухе или в помещении. Сюда относятся, например, ходьба по приподнятой и наклонной плоскости, лазанье по лесенке и гимнастической стенке, проползание под различными препятствиями, перепрыгивание через препятствия. Здесь необходимо соблюдать принцип постепенного повышения требований к детям. Особенно важна изобретательность родителей, помогающая в обычных условиях смастерить для детей различные интересные преграды для перелезания, перепрыгивания и раскачивания, которые обогатили бы запас движений ребенка. Желательно ежедневно подготавливать для ребенка в квартире увлекательную дорожку препятствий, чтобы он мог поупражняться на ней в ловкости, быстроте реакции, закрепить различные движения. На природе подобные дорожки можно легко соорудить с помощью веревок, досок.
Хочется надеяться, что у родителей проснется интерес к гармоничному развитию личности ребенка, с тем, чтобы они сами активно занимались с ним физкультурой и таким образом способствовали укреплению взаимоотношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям. Совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.
Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так пусть дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все.
Предварительный просмотр:
МАДОУ г. Нижневартовска д/с №90 «Айболит»
Консультация для родителей по физическому воспитанию дошкольников.
Спортивный уголок для ребенка дома
Нет таких родителей, которые не желали бы своему ребенку здоровья. Вернейший способ избежать болезней, конечно, физическая культура. Чтобы ребенок желал заниматься физическими упражнениями, советуем оборудовать домашний спортивный уголок, где смогут заниматься не только дети, но и все члены семьи.
Однако, практически решая вопрос об устройстве спортивного уголка, редко, кто из взрослых поместит рядом с красивой мебелью спортивный тренажер или спортивно-игровой комплекс. Сейчас уже доказано: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем активнее его двигательный режим в первые 10 лет жизни, тем успешнее идет интеллектуальное становление личности.
Физически слабым детям нужно, прежде всего, приобрести такие снаряды, как диск «Здоровье», гимнастический ролик, эспандеры, перекладину и приспособления для самомассажа.
Тем, кто достаточно крепок, но желает развить силу мышц, улучшить телосложение, следует включить в перечень оборудования спортивного уголка амортизаторы (жгуты, гантели, гимнастический комплекс «Здоровье».
Определив перечень необходимого оборудования, внимательно оглядите квартиру и решите, куда разместить свой домашний спортивный уголок. Его желательно расположить рядом с широким окном и источником свежего воздуха.
Большим интересом у детей пользуются в последние годы домашние спортивно-игровые комплексы. Они отличаются друг от друга конкретными техническими характеристиками, которые продиктованы особенностями жилой площади, ее размерами, а также вкусами родителей, которые не всегда совпадают с желанием детей.
Остановимся на некоторых снарядах и тренажерах, которые не требуют большого пространства.
Перекладина
Ее можно расположить в дверном проеме или укрепить наискосок между двумя стенками в углу комнаты. Перекладину можно превратить в гимнастический комплекс, подвесив на нее канат или шест для лазания, качели, веревочную лестницу, кольца и т. д.
Стенка гимнастическая
Этот спортивный снаряд позволяет выполнять разнообразные физические упражнения:
• лазание вверх и вниз с помощью рук и ног;
• лазание вверх и вниз с помощью одних рук;
• в висе подтягивание;
• в висе поднимание ног;
• в висе: поднимание ног под углом 90°, вращение и движение ногами, разведение ног в стороны, попеременное сгибание и разгибание ног в коленях и тазобедренных суставах.
Тренажер для вращения (диск «Здоровье»)
Тренажер предназначен для совершенствования вестибулярного аппарата. Для больных детей (с нарушением функций органов равновесия) упражнения на тренажере должны быть строго дозированы.
Перед занятием тренажер укладывается на пол. На верхнюю сторону диска становятся ногами и делают разнообразные движения с вращением по кругу. При этом нижняя часть диска остается неподвижной, а верхняя вращается на стальных шариках вместе с находящимся на ней человеком. Продолжительность занятий дозируется по самочувствию. В общеподготовительных и оздоровительных целях достаточно заниматься через день, выполняя на одном занятии 8-15 упражнений.
Гимнастический ролик
Гимнастический ролик представляет собой колесо диаметром 10-12 см, поднятое на ось с ручками. Занятия с гимнастическим роликом способствуют развитию и укреплению мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, улучшают осанку, позволяют избавиться от излишних жировых отложений в области живота. С оздоровительной и общеподготовительной целью рекомендуются ежедневные 15-20-минутные занятия с гимнастическим роликом, начиная с дошкольного возраста. Занятия с этим снарядом противопоказаны детям, страдающим болями в области позвоночника, сердечными заболеваниями, гипертонией. Продолжительность занятий, количество и темп выполнения упражнений дозируются по самочувствию.
Эспандеры
Эспандеры - универсальный спортивный снаряд, позволяющий получать дополнительную нагрузку в процессе выполнения ряда упражнений. Он состоит из 2-х ручек, соединенных несколькими резиновыми шнурами или пружинами, которые можно снимать или заменять новыми. Существуют эспандеры различного назначения. Полный набор эспандеров для домашнего спортзала включает кистевой эспандер и два ручных эспандера на растяжение и один универсальный.
Методика занятий с кистевым эспандером проста. Заниматься ими можно в любое время, и они легко умещаются в кармане или сумке. Сжимания выполняются до утомления в произвольном (или лучше в переменном) темпе.
Заниматься ручным эспандером следует 3-4 раза в неделю. В начале количество пружин должно быть таким, чтобы каждое упражнение выполнялось 8—12 раз. В последствии нагрузку можно увеличить.
Гантели
Гантель - спортивный снаряд, представляющий собой короткую металлическую ручку с двумя чугунными шарами на концах. Гантели делятся налитые, полые пластмассовые, которые наполняются песком или водой.
В каждом упражнении выбор величины отягощения сугубо индивидуален и зависит от состояния здоровья занимающихся, уровня развития силы и тренированности. Признаком правильного выбора величины отягощения в каждом упражнении является спокойное, ритмичное выполнение 8-12 повторений.
Прежде, чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо посоветоваться с врачом. В дальнейшем следует систематически контролировать физическое состояние детей и проходить врачебное обследование. Особенно важно следить за здоровьем детей и реакциями их организма на нагрузку.
В процессе самоконтроля приучать ребенка сознательно следить за состоянием своего здоровья, оценивать режим своей жизни и выполнять правила личной гигиены.
Так же, для физического развития ребенка возможно использование привычных нам вещей:
Детский домашний спортивный комплекс своими руками:
Решетка от кроватки. Положите её на пол – это отличная профилактика плоскостопия.
Коврик – «травка» (жесткий коврик для прихожей). Ходьба по нему укрепляет ножки. Насыпьте на него мозаику, а затем собирайте её элементы из «травинок» - так будет развиваться мелкая моторика рук.
Скрученный рулоном матрац или толстое одеяло. Ходьба по ограниченной поверхности помогает развивать вестибулярный аппарат.
Обруч. Учите малыша проползать в него, класть на пол – получится «дом». Можно также попросить собрать в обруч только красные игрушки, мячи и т. д.
Бельевой тазик. В него можно закидывать мячи, играя в «баскетбола» для маленьких спортсменов.
Подушки от дивана или поролон, обшитый тканью. Можно перепрыгивать через них, строить из них различные препятствия.
Большой интерес у дошкольников вызывает ящик (со сторонами 50х50см. и высота 15см, в который они неоднократно залезают и вылезают, сидят там. Перевернув его вверх дном, малыши могут влезать па ящик, спрыгивать с него. Края ящика должны быть гладкими.
К потолку или в дверном проеме на шнуре можно подвешивать большой мяч в сетке, который малыш будет отталкивать, хорошо вытянувшись, а затем подпрыгнув, будет доставать до него.
По доске, которую вы поместите в спортивном уголке, ребенок ходит, упражняясь в равновесии, ползает по ней на четвереньках, перешагивает через нее. Длина такой доски 1,5-2м, ширина 20-30 см.
В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров, от маленького до большого надувного мяча, обручи диаметром 15-20 см, 50-60см, скакалки.
Можно самим сшить и надувные мешочки. Маленькие (6-9см. масса 150гр.) метать в цель и большие (12-16см. масса 400гр.) для развития правильной осанки, нося их на голове.
Важно:
-Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй и т. д. ;
-Следите за тем, чтобы в поле деятельности не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям;
-Желательно перед занятиями и после них проветривать помещение.
Будьте здоровы!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Гостиная для родителей
«Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста»
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.
Так, при недостаточно развитой координации не получится широкого замаха, сильного броска мяча, высокой траектории его полета, позволяющей добиться дальности метания; недостаточно развитая координация приведет к привычке бегать на полусогнутых ногах без энергичного отталкивания и затруднит овладением скоростью бега; без хорошей координации ребенку не пробежать по извилистой тропинке, не натолкнувшись на стоящие по ее краям деревья.
Именно координационные способности существенно влияют на формирование умственной сферы ребенка, поскольку имеют сложные психофизиологические механизмы, основанные на принципах рефлекторной деятельности.
Способность правильно координировать свои движения – залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему упражнения. А от этого зависят степень нагрузки на какую-либо часть тела, точность исполнения, да и развитие всего организма.
Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.
В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, функции равновесия.
Координация движения умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Координационные способности характеризуют возможности человека к организации и управлению движений. Их проявление связано с преодолением координационных трудностей, возникающих при решении разнообразных двигательных задач.
Одновременное или последовательное управление многими звеньями тела - задача очень сложная. Если координационные возможности человека недостаточны, то он частично стремится облегчить выполнение движения (обычно не осознавая это) путем фиксации большого числа суставов. Что такой механизм облегчения трудностей действительно имеет место, нетрудно убедиться воочию. Достаточно для этого понаблюдать хотя бы первые шаги новичков при обучении их ходьбе на лыжах или катанию на коньках. Прямые ноги с закрепощенными коленными и даже голеностопными суставами явно указывают на то, что на первых этапах обучения новичок пытается овладеть движениями своих непослушных многозвенных конечностей путем превращения их как бы в одно жесткое звено.
Правда, все это приводит к координационной скованности, напряженности выполнения движений.
При этом значительно облегчается задача управления двигательным аппаратом. Естественно, что такая координация движений не является целесообразной и свидетельствует о соответствующем уровне развития координационных способностей.
К числу основных координационных способностей относятся
- способность к равновесию
- способность к ориентированию в пространстве
- способность к перестраиванию движений
- способность к соединению (комбинированию) движений
- способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач
- способность к выполнению заданий в заданном ритме
- способность к управлению времени двигательных реакций
- способность к рациональному расслаблению мышц
Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникам поочередные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же выполняет левая рука; или; правая — в сторону, левая — в сторону, правая — вверх, левая—вверх и т.п.).
Дошкольнику 3-4летнего возраста сначала предлагают сходить со скамейки (бревна), попеременно опуская ноги на пол. Прыгать с конца скамьи на коврик разрешается после того, как ребенок научатся мягко приземляться, сгибая ноги в коленях. В этом возрасте ребенок уже может учиться самостоятельно лазить по шведской стенке, лесенке-елочке, веревочной лестнице. Отличный результат дают упражнения на кольцах, ходьба по специальным дорожкам с препятствиями. Важно постоянно поддерживать заинтересованность ребенка к выполнению данных упражнений. Желательно проводить занятия живо, эмоционально, применяя игровые задания. Например, пройти через мостик (доска, скамья), который перекинут через реку, и не замочить ног. Пройти или пробежать по дорожке (две веревки, положенные на расстоянии 25см друг от друга) и не упасть в болото. Гуляя с ребенком на улице, родитель может нарисовать мелом на асфальте: речку и мостик, камушки, дорожку и другие интересные препятствия. Дайте простор своей родительской фантазии! Вспомните свое детство!
Дошкольник 5-6летнего возраста продолжает совершенствовать ранее изученные им упражнения. В этом возрасте ребенку можно предлагать ходьбу по гимнастической скамейке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом с движениями рук (всплеск в ладони перед грудью, над головой) ходьба с мячом в руках. При выполнении этих заданий родитель должен обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность выполнения движений, его умение ориентироваться в пространстве. Эти упражнения полезно выполнять с «утяжелителем» (вес 500-700гр) на голове. Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную осанку. При выполнении более сложных упражнений на развитие координации (ходьба по бревну, наклонной доске) необходимо снижать темп.
Новые упражнения целесообразно изучать сначала в облегченных условиях. Например, ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля его сначала выполняется на доске, которая лежит на полу, а затем, на скамейке (бревне).
Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа — необходимые условия для развития координации.
Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.
На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.
- Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).
- Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одном направлении).
- Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.
- Движения ног вперед, в стороны, назад.
- Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, палево).
- Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).
- Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).
Предложенные ниже упражнения помогут вам совершенствовать координацию движений у ребенка даже дома в любую свободную минутку.
1.Подбрасывание и ловля мяча с хлопком перед собой.
2.Ребенок выполняет за родителем показанное упражнение:
И.п.- основная стойка («солдат»). 1 –руки расставить в стороны книзу («ракета»), 2-руки раскинуть в стороны («самолет»), 3- руки поднять вверх и расставить («дерево»), 4-руки поднять вверх и держать их вместе («стрела»), 5- вернуться ви.п.
3. Стойка на упорной ноге в позе «цапля», руки расставлены в стороны, вторая нога упирается на колено упорной (60с.)
Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в непод-кижной позе.
На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения:
- Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной.
- Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).
- Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же — с закрытыми глазами; то же — с задержкой на одной ноге.
- Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же — повернуться два раза и т.д.).
- На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).
Практическая часть (упражнения на сибирском борде)
Сибирский борд обладает большим многообразием вариантов его использования: от обучения основным видам движений до выполнения сложно-координационных упражнений. Для повышения интереса к занятиям у дошкольников, можно при работе с бордом использовать дополнительное оборудование (мешочки с песком, обручи, мячи и т. п.), тем самым повысить нагрузку и уровень сложности.
совершенствование межполушарного взаимодействия;
стабилизация работы вестибулярной системы;
развитие зрительно-пространственных представлений;
интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);
улучшение осанки и координации, саморегуляции, контроля;
укрепление мышц стабилизаторов;
Это не просто балансировка – это гармоничное, всестороннее развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...