Рабочая программа по ЛФК "Неболейка"
рабочая программа по физкультуре
Данная программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Программа составлена для реализации на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Новопортовского детского сада «Теремок», Ямальского района, с. Новый Порт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ЛФК | 136.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОПОРТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
Принята педагогическим Советом | Утверждаю:__________________ |
протокол № 2 от 30.11.2022г. | Заведующая МБДОУ |
Новопортовский детский сад «Теремок» | |
Рабочая программа
по лечебной физической культуре
«Неболейка»
для детей от 4 до 7 лет на 2022 – 2023 учебный год
Срок реализации: 3 года
разработчик программы:
инструктор по физической культуре
Горячева Е. С
с. Новый Порт
2022 год
Содержание | Стр. | |
Пояснительная записка: | 3 | |
1.1. | Актуальность: | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы. | 3 |
1.3. | Основные принципы образовательной работы по физическому развитию в ДОУ: | 4 |
1.4. | Нормативная база | 4 |
1.5. | Отличительные особенности программы | 4 |
2. | Возрастные особенности развития ребёнка - дошкольника | 5 |
3. | Организация физкультурно-оздоровительной деятельности | 5 |
3.1. | Режим и формы занятий: | 6 |
3.2. | Прогнозируемые результаты и способы их проверки. | 6 |
3.3. | Тематический план | 8 |
3.4. | Тематическое план по периодам: | 9 |
3.5. | Тематическое планирование: | 9 |
3.6. | Основные методы обучения: | 14 |
3.7. | Правила подбора оздоровительных и коррекционных упражнений при проведении занятий: | 15 |
4. | Основные требования к реализации Программы: | 16 |
5. | Материально-техническое обеспечение: | 16 |
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Направленность:
Данная программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, с элементами детского фитнеса. Программа составлена для реализации на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Новопортовского детского сада «Теремок», Ямальского района, с. Новый Порт.
Актуальность:
Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно - поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие — это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза. Дошкольный возраст — это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно - мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы.
Включение в интенсивную работу скелетно - мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем -к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Существует ряд практических работ известных авторов по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Среди них практические пособия: Моргуновой О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»; Анисимовой Т.Г, Ульяновой С.А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников»; Клюевой «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада», Лосевой В.С. «Плоскостопие у детей дошкольного возраста: профилактика и лечение», Шармановой С.Б., Федорова А.И. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания». Программа разработана в силу особой актуальности проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей и является модифицированным вариантом, так как содержание обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов, ограничено 3 года, 36 часами занятий
Отличительные особенности (основные идеи):
- Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей.
- В данной программе используются оздоровительные фитнес-упражнения с применением физкультурно-оздоровительных технологий - фитбол-гимнастика, игровой стретчинг, дыхательная гимнастика
- Реализация программы направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей.
- Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных особенностей детей.
- Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры.
- Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют практическую значимость.
- Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы укрепления здоровья и предусматривает активную практическую деятельность детей и воспитателя.
Содержание программы базируется на теоретических и практических работах Алямовской В.Г., Тарасовой Т.А., Страковской В.Л., Лосевой В. С, Моргуновой О.Н, Клюевой М.Н, Шармановой С.Б, Анисимовой Т. Г., Ульяновой С.А., Асачевой Л.Ф., Горбунова О.В., Сулим Е.В., Железняк Н.Ч.
Срок реализации программы: 9 месяцев учебного года, с 1 октября по 31 мая.
Принципы создания программы
- Доступность: учёт возрастных особенностей; адаптированность материала к возрасту детей;
- Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных упражнений и комплексов;
- Наглядность;
- Динамичность;
- Дифференциация: учёт возрастных и физиологических особенностей; создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждого ребенка.
Возрастные особенности развития ребёнка – от 4 до 7 лет.
У ребёнка от 3 до 7 лет под воздействием обучения закрепляются и совершенствуются условные связи. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 25 см.
К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным. Масса тела на первом году жизни утраивается по сравнению с массой тела при рождении. После года отмечается прибавки на каждом году жизни по 2 - 2,5 кг. К 6 - 7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребёнка. Окружность грудной клетки при рождении - 32-34 см. В течении 3-4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5 - 3 см в месяц. Затем прирост её снижается. В конце года она составляет около 0,4-0,5 см в месяц, за первый год жизни окружность грудной клетки увеличивается на 12 -15 см. Примерно так же происходит увеличение грудной клетки за весь остальной период дошкольного детства. Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности, физического развития и подготовленности ребёнка. Окружность головы при рождении примерно - 34 - 35 см. В первые 9 месяцев она увеличивается на 3 -3,5 см в квартал. В дальнейшем её рост замедляется. Изменение окружности головы в раннем возрасте определяется увеличением массы головного мозга. Под воздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитие ребёнка, его телосложение, совершенствуется масса головного мозга. Костная система богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 - 3 лет. Оно происходит постепенно в течении всего дошкольного возраста. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном и поясничном отделах спинного мозга.
Физиологическое развитие позвоночника играет важную роль и влияет на формирование осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. Изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений. В дошкольном детстве происходит формирование стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребёнком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важную роль играют физические упражнения. Развитие костной системы тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата. Мышечная система развита недостаточно: у ребёнка раннего возраста она составляет 25% всего тела. По мере развития движения масса увеличивается. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц. В младшем возрасте более развиты мышцы - сгибатели, поэтому его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведённые плечи.
К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличивается сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5 - 4 кг в младшем возрасте до 13 - 15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила - сила мышц туловища. Статистическое состояние мышц называют мышечным тонусом. Он имеет большое значение в дошкольном возрасте для формирования правильной осанки. Мышечный тонус создаёт естественный "мышечный корсет". С годами мышцы спины и живота укрепляются. Это является результатом как регулярного функционирования ЦНС, так и положительным воздействием физических упражнений. В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система предтерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70г (у 3-4 летних детей) до 92 г (у 6=7 летних).
Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца. С возрастом поднимается артериальное давление, на первом году жизни оно составляет 80/55 мм.рт.ст., в возрасте 3 - 7 лет оно уже в пределах 80/50 - 110/70 мм.рт.ст. По мере развития уменьшается частота дыхания, к концу 1 года жизни она равна 30-35 в минуту, к концу 3 года жизни - 25-30, в 4-7 лет - 22-26. У ребёнка нарастает глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей.
В процессе развития ребёнка устанавливаются критические этапы совокупности морфологических и функциональных особенностей, отличных от смежных возрастов. С 3 до 7 лет выделяются третий, пятый, седьмой год жизни. В этот период происходит количественный рост, происходит перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшой интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития. Познание особенностей психофизического развития, формирование двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребёнка возможности правильно двигаться, заложить у него основы физической культуры.
Адресат программы:
Программа предназначена для дошкольников 4-7 лет.
Объем и срок освоения программы:
- Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 216 часов (сентябрь – май);
- Количество занятий в месяц – 24, по 8 занятий для каждой возрастной группы.
Режим занятий:
- Периодичность занятий - 2 раза в неделю по 3 группы;
- Продолжительность занятия – от 20 до 30 минут.
Форма занятий: групповая, численностью по 10-15 обучающихся в группе, с возможностью добора детей в группу на место выбывших обучающихся.
Формы обучения:
- очная форма обучения;
- специально организованная образовательная деятельность.
Формы работы:
- Познавательная беседа;
- Просмотр видеоматериала;
- Игровые приёмы и упражнения;
- Объяснение;
- Наглядно-демонстративный показ;
- Рассматривание иллюстраций.
Методы работы:
Методы обучения | Приемы, как части метода, дополняющие и конкретизирующие его | Цель | |
Наглядный метод |
показ физических упражнений; использование наглядных пособий (использование фотографий, таблиц и т.д.); имитация (подражание); зрительные ориентиры (предметы, разметка поля);
| Создает зрительное слуховое, мышечное представление о движении | |
Словесный метод | объяснение; пояснение; указание; напоминание; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; оценка; образный сюжетный рассказ; беседа; словесная инструкция; | Обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения. | |
Практический метод | повторение упражнений с изменениями и без изменений; массаж; проведение упражнений в соревновательной форме; | Закрепляет на практике знания, умения и навыки в основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении. | |
Игровой метод | проведение упражнений в игровой форме; использование подвижных игр; организация двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом; | Способствует дальнейшему росту физических возможностей детей, усвоению более сложных двигательных действий, овладение их техникой. |
Структура занятий:
- Вводная часть
- сосредоточение внимания детей, формирование эмоционального и психологического настроя, разогревание организма, подготовка к комплексным нагрузкам предполагает: разновидности ходьбы, бега и прыжков; построения; игры на внимание – 3 минуты;
- Основная часть
- комплекс упражнений с предметами включает: упражнения из разных исходных положений для разных групп мышц; детский игровой стретчинг; упражнения импровизационного характера – 7 минут;
- задания обучающего характера с элементами гимнастики; аэробика; фитбол-гимнастика; корригирующие упражнения; степ-аэробика; манипуляции с предметами; упражнения на развитие физических качеств – 14 минут;
- подвижные игры, игры с корригирующей направленностью соревновательного характера – 3 минут;
- Заключительная часть
- восстановительные и расслабляющие упражнения, дыхательная гимнастика, самомассаж – 3 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно - двигательного аппарата детей дошкольного возраста.
Основные задачи программы:
Оздоровительные задачи:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- содействовать правильному и своевременному формированию физиологических изгибов позвоночника и свода стопы;
- оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка с помощью элементов оздоровительной технологии;
- укреплять связочно-суставной аппарат, мышцы спины и брюшного пресса, как необходимое условие для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
- обучать правильной постановке стоп при ходьбе;
- Развивающие задачи:
- развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость);
- двигательные способности детей (функции равновесия, координации движений);
- дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
Воспитательные задачи:
- воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походки;
- корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Сетка занятий ЛФК в режиме дня ДОУ:
Дни недели | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Понедельник | 15.30-16.00 | ||
Вторник | 15.50-16.05 | ||
Среда | |||
Четверг | 15.50-16.05 | 16.00-16.25 | |
Пятница |
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план работы
средняя группа (возраст 4-5лет) 1год обучения (72 уч. часа)
№ | Тема | Общее количество академических часов | В том числе | |
Теоретические часы | Практические часы | |||
1 | Ходьба, бег | 10 ч. | 10 ч. | |
2 | Оздоровительная физкультура | 17 ч. | 4 ч. | 17 ч. |
3 | Равновесие | 6 ч. | 1 ч. | 5 ч. |
4 | Ползание, подлезание, пролезание, лазанье | 10 ч. | 1 ч. | 9 ч. |
5 | Прыжки ( батут), метание, катание, бросание, прокатывание | 9 ч. | 1 ч. | 8 ч. |
6 | Игры, дыхательная гимнастика | 16 ч. | 1 ч. | 15 ч. |
7 | Диагностика | 4 ч. | 4 ч. | |
8 | Всего | 72 ч. | 8 ч. | 64 ч. |
Календарно-тематическое планирование
средняя группа (возраст 4-5 лет) 1 год обучения (72 уч.часов)
Неделя | Задачи | Оборудование, материал. |
Сентябрь | ||
Диагностика | ||
Октябрь | ||
1-2 Неделя | 1 -2 занятие: Вызвать интерес к занятиям в оздоровительной группе. Укреплять и развивать силу мышц ног, спины, живота, рук. | Фитболы, мячи-суджоки, гимнастическое колесо. |
3-4 Неделя | 3 - 4 занятие 1. Формировать у детей правильную осанку; 2. Укреплять и развивать силу мышц ног, спины, живота, рук; Развивать координацию движений, ловкость, прыгучесть. | Дорожки корригирующие, мячи - суджоки. |
Ноябрь | ||
1-2 Неделя | 5 - 6 занятие Учить детей начинать и заканчивать упражнение по сигналу, сохраняя заданный темп; 2. Упражнять детей в ходьбе и беге с ускорением и замедлением темпа движения; 3. Развивать ловкость, внимание, меткость, координацию движений. | Мячи, дорожки корригирующие, тренажёры |
3-4 Неделя | 7 - 8 занятие При выполнении общеразвивающих упражнений учить детей правильно занимать исходное положение, выполнять движения согласованно, качественно, с правильной координацией рук и ног. 2. Учить правильно держать осанку, напрягать и расслаблять мышцы. 3. Развивать общую выносливость. | Корригирующие дорожки, фитболы, тренажёры. |
Декабрь | ||
1-2 Неделя | 9 -10 занятие Упражнять детей в сохранении равновесия. 2. Укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия. | Корригирующие дорожки, массажные мячи |
3-4 Неделя | 11 – 12 занятие Укреплять мышцы рук, брюшного пресса, спины и ног. Совершенствовать навык выполнения упражнений в паре, координируя свои движения с движениями партнерами. Развивать навыки самомассажа. | Корригирующие дорожки, массажные ролики. |
Январь | ||
1-2 Неделя | 13-14 занятие Формировать осанку, укреплять мышечную систему. Продолжать укреплять здоровье детей. Воспитывать у детей интерес и желание выполнять физические упражнения. | Корригирующие дорожки, массажные мячики, ролики, конусы. |
3-4 Неделя | 15-16 занятие Укреплять дыхательную систему. Развивать координацию движений, мышечную систему путем выполнения упражнений на мячах. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. | Фитбол-мячи, тренажеры, коврики. |
Февраль | ||
1-2 Неделя | 17-18 занятие Развивать двигательные способности детей и физические качества. Формировать правильную осанку. Воспитывать чувство уверенности в себе. | Корригирующие дорожки, массажные мячики, ролики. |
3-4 Неделя | 19-20 занятие Укреплять мышцы стопы и голени, способствовать формированию свода стопы. Продолжать совершенствовать координацию, равновесие, умение следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях. Развивать навыки самомассажа. | Массажные ролики, батут. |
Март | ||
1-2 Неделя | 21-22занятие Развивать ориентировку в пространстве, быстроту реакции на сигнал. Формировать умения и навыки правильного выполнения движений. Воспитывать выдержку, организованность, инициативность, самостоятельность. | Гимнастические палки, массажные ролики, массажные мячи. |
3-4 Неделя | 23-24 занятие Укреплять мышечный тонус. Развивать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Воспитывать выносливость, ловкость, умение соблюдать правила игры. | Массажные мячи, газеты |
Апрель | ||
1-2 Неделя | 25-26 занятие Развивать мышцы спины, внимание, быстроту реакции на сигнал. 2. Поддерживать стремление детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений. Развивать самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним. | Коврики, ролик гимнастический (по количеству детей), диск «здоровья» |
3-4 Неделя | 27-28 занятие Формировать навык держать осанку, укреплять мышечную систему. Развивать культуру движений и телесную рефлексию. Способствовать созданию у детей бодрого приподнятого настроения, объединению единым ритмом и темпом действия участников, повышению качества выполнения движения. | Фитбол-мячи, мячи, тренажёры. |
Май | ||
1-2 Неделя | 29-30 занятие Закреплять умение соблюдать темп в ходьбе и беге. Развивать физические качества (силу, быстроту, выносливость). Развивать навыки самомассажа. | Мячи, тренажеры |
3-4 Неделя | 31-32 занятие Продолжать учить напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Развивать умения управлять своим телом (равновесие, координацию движений). Воспитывать чувство уверенности в себе. | Батут, мешочки для равновесия |
Учебно-тематический план работы
старшая группа (возраст 5 – 6 лет) - 2 год обучения (32 уч. часа)
Тема | Общее количество академических часов | В том числе | ||
Теоретические | Практические | |||
Ходьба, бег | 4 | 4 | ||
Оздоровительная физкультура, с элементами фитнеса | 11 | 2 | 8 | |
Равновесие | 4 | 4 | ||
Ползание, подлезание, пролезание, лазанье | 4 | 4 | ||
Прыжки, метание, катание, бросание, прокатывание | 4 | 4 | ||
Игры | 5 | 8 | ||
Диагностика | 2 | |||
Всего | 32 | 4 | 32 |
Календарно-тематическое планирование
старшая группа (возраст 5-6 лет) 2 год обучения (32уч.часов)
Неделя | Задачи | Оборудование, материал. |
Сентябрь | ||
Диагностика | ||
Октябрь | ||
1-2 Неделя | Провести беседу о правильной осанке. Проверить осанку в различных исходных положениях при выполнении упражнений. Совершенствовать навык правильной осанки в положениях лежа при различных движениях рук и ног. Укрепление мышц спины и брюшного пресса. Формирование стереотипа правильной походки. | Коврики гимнастические. |
3-4 Неделя | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление мышц рук, спины, живота. | Диск «Здоровья», колесо гимнаст. |
Ноябрь | ||
1-2 Неделя | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия, укрепление «мышечного корсета». | Коврики, дорожки корригирующие, ролики массажные. |
3-4 Неделя | Обучение самовытяжению, формирование правильной осанки, коррекция плоскостопия, укрепление «мышечного корсета». | Коврики, дорожки корригирующие, ролики массажные, мячи массажные. |
Декабрь | ||
1-2 Неделя | Продолжать обучать детей правильной ходьбе в сочетании с дыханием. Обучение правильному выполнению упражнений с гимнастической палкой, мячом. Укрепление мышц спины и брюшного пресса. Укрепление мышечного корсета. | Гимнастическая палка, коврики. дорожки. |
3-4 Неделя | Обучение самовытяжению, формирование правильной осанки, коррекция плоскостопия, укрепление «мышечного корсета». | Коврики, гимнастические палки, массажные мячики, эспандер ножной. |
Январь | ||
1-2 Неделя | Развитие координации движений, формирование правильной осанки. Обучение правильному выполнению упражнений с мячами. Укрепление мышечного корсета. | Мячи, гимнастическая палка, ролик массажный |
3-4 Неделя | Развитие координации движений, формирование правильной осанки. Обучение правильному выполнению упражнений с мячами. Укрепление мышечного корсета. | Мячи, гимнастическая палка, ролик массажный |
Февраль | ||
1-2 Неделя | Воспитание сознательного и активного отношения к важности правильного положения тела, укрепление мышечного корсета. Укрепление мышц стопы при помощи «дорожки здоровья». | Дорожка здоровья, диск «здоровья», эспандеры ножные |
3-4 Неделя | Воспитание сознательного и активного отношения к важности правильного положения тела, укрепление мышечного корсета. Укрепление мышц стопы при помощи «дорожки здоровья». | Дорожка здоровья, диск «здоровья», эспандеры ножные |
Март | ||
1-2 Неделя | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление мышц рук, спины, живота | Массажные коврики, ролики массажные, фитболы. |
3-4 Неделя | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление мышц рук, спины, живота | Массажные коврики, ролики массажные, фитболы. |
Апрель | ||
1-2 Неделя | Воспитание сознательного и активного отношения к важности правильного положения тела, укрепление мышечного корсета. Укрепление мышц стопы при помощи «дорожки здоровья». | Дорожки, диск «Здоровья» |
3-4 Неделя | Развитие координации движений, формирование правильной осанки. Обучение правильному выполнению упражнений с мячами. Укрепление мышечного корсета. | Гимнастическая палка, диск здоровья мячи |
Май | ||
1-2 Неделя | Продолжать формировать навыки стереотипа правильной осанки. Обучать правильному выполнению упражнений с набивными мячами. Тренировка силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины. Отработка навыков удержания тела в нужном положении при различных движениях. | Фитболы, дорожки, балансировочные качели. |
3-4 Неделя | Продолжать формировать навыки стереотипа правильной осанки. Обучать правильному выполнению упражнений с набивными мячами. Тренировка силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины. Отработка навыков удержания тела в нужном положении при различных движениях. | Фитболы, дорожки, балансировочные качели. |
Учебно-тематический план работы
подготовительная к школе группа (возраст 6 – 7 лет) 3 год обучения (32 уч. часа)
Тема | Общее количество академических часов | В том числе | ||
Теоретические | Практические | |||
Ходьба, бег | 4 | 4 | ||
Оздоровительная физкультура, с элементами фитнеса | 11 | 2 | 8 | |
Равновесие | 4 | 4 | ||
Ползание, подлезание, пролезание, лазанье | 4 | 4 | ||
Прыжки, метание, катание, бросание, прокатывание | 4 | 4 | ||
Игры | 5 | 8 | ||
Диагностика | 2 | |||
Всего | 32 | 4 | 32 |
Неделя | Задачи | Оборудование, материал. |
Сентябрь | ||
Диагностика | ||
Октябрь | ||
1-2 Неделя | Провести беседу о правильной осанке. Проверить осанку в различных исходных положениях при выполнении упражнений. Совершенствовать навык правильной осанки в положениях лежа при различных движениях рук и ног. Укрепление мышц спины и брюшного пресса с помощью фитбол- гимнастики. Формирование стереотипа правильной походки. | Коврики, фитболы (по кол. детей). |
3-4 Неделя | Проверить осанку в различных исходных положениях при выполнении упражнений. Совершенствовать навык правильной осанки в положениях лежа при различных движениях рук и ног. Укрепление мышц спины и брюшного пресса диск-здоровья. | Коврики, диски здоровья. |
Ноябрь | ||
1-2 Неделя | Проверка осанки в различных исходных положениях, при выполнении упражнений. Формирование стереотипа правильной осанки и походки. Укрепление мышц спины и брюшного пресса. Обучение массажу стоп. Продолжать обучать детей правильной ходьбе в сочетании с дыханием. Обучение правильному выполнению упражнений с гимнастической палкой. | Массажные мячи, гимнастическая палка. |
3-4 Неделя | Проверка осанки в различных исходных положениях, при выполнении упражнений. Формирование стереотипа правильной осанки и походки. Укрепление мышц спины и брюшного пресса. Обучение массажу стоп. Продолжать обучать детей правильной ходьбе в сочетании с дыханием. Обучение правильному выполнению упражнений с гимнастической палкой. | Массажные мячи, гимнастическая палка. |
Декабрь | ||
1-2 Неделя | Продолжать обучать детей правильной ходьбе в сочетании с дыханием. Обучение правильному выполнению упражнений с гимнастической палкой, мячом. Укрепление мышц спины и брюшного пресса. Укрепление мышечного корсета. | Гимнастическая палка, коврики, массажные ролики |
3-4 Неделя | Продолжать обучать детей правильной ходьбе в сочетании с дыханием. Обучение правильному выполнению упражнений с гимнастической палкой, мячом. Укрепление мышц спины и брюшного пресса. Укрепление мышечного корсета. | Гимнастическая палка, коврики, массажные ролики, фитболы |
Январь | ||
1-2 Неделя | Развитие координации движений, формирование правильной осанки. Обучение правильному выполнению упражнений с мячами. Укрепление мышечного корсета, с использованием эспандеров. | Батут, балансировочные качели, |
3-4 Неделя | Развитие координации движений, формирование правильной осанки. Обучение правильному выполнению упражнений с мячами. Укрепление мышечного корсета, с использованием эспандеров. | Ножные эспандеры. Балансировочные качели. |
Февраль | ||
1-2 Неделя | Воспитание сознательного и активного отношения к важности правильного положения тела, укрепление мышечного корсета. Укрепление мышц стопы при помощи «корригирующих дорожек». Разучивание комплекса упражнений с обручем. | Диск здоровья, дорожки корригирующие, обручи |
3-4 Неделя | Воспитание сознательного и активного отношения к важности правильного положения тела, укрепление мышечного корсета. Укрепление мышц стопы при помощи «дорожки здоровья». Разучивание комплекса упражнений с обручем. | Диск здоровья, дорожки корригирующие, обручи |
Март | ||
1-2 Неделя | Совершенствование координации движений. Развитие гибкости и подвижности позвоночника. Закрепление выполнения упражнений с мячами и гимнастической палкой. Тренировка навыка удержания правильной осанки при различных двигательных действиях. Укрепление мышц спины и брюшного пресса. | Мячи, гимнастические палки. |
3-4 Неделя | Совершенствование координации движений. Развитие гибкости и подвижности позвоночника. Закрепление выполнения упражнений с мячами и гимнастической палкой. Тренировка навыка удержания правильной осанки при различных двигательных действиях. Укрепление мышц спины и брюшного пресса. | Мячи, гимнастические палки. |
Апрель | ||
1-2 Неделя | Развитие динамического равновесия. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса с использованием гантелей, скамейки, обруча. Продолжать формировать навыки стереотипа правильной осанки. Обучать правильному выполнению упражнений с набивными мячами. Тренировка силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины. Отработка навыков удержания тела в нужном положении при различных движениях. | Платочки, набивные мячи. Массажные дорожки |
3-4 Неделя | Развитие динамического равновесия. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса с использованием гантелей, скамейки, обруча. Продолжать формировать навыки стереотипа правильной осанки. Обучать правильному выполнению упражнений с набивными мячами. Тренировка силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины. Отработка навыков удержания тела в нужном положении при различных движениях. | Платочки, набивные мячи. Массажные дорожки |
Май | ||
1-2 Неделя | Воспитание сознательного и активного отношения к важности правильного положения тела, укрепление мышечного корсета. Укрепление мышц стопы при помощи «дорожки здоровья». | Дорожки, гимнастические колеса. |
3-4 Неделя | Воспитание сознательного и активного отношения к важности правильного положения тела, укрепление мышечного корсета. Укрепление мышц стопы при помощи «дорожки здоровья». | Дорожки, гимнастические колеса. |
1.4. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
К показателям эффективности относятся:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- развитие гибкости и подвижности позвоночника, правильное формирование сводов стопы;
- укрепление связочно-суставного аппарата и мышечного корсета у детей;
- овладение навыком правильной походки;
- развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, силы, гибкости, ловкости, координационных способностей;
- умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся условиях.
Эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции заболеваний опорно - двигательного аппарата детей дошкольного возраста подтверждаются исследованиями:
- Первичная диагностика детей. Врачом и медицинской сестрой дошкольного учреждения ежегодно проводятся обследования, направленные на комплексную оценку состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей детей. Задачей руководителя на этом этапе является ознакомление с результатами медицинского обследования и определение группы детей, нуждающихся в физкультурно - оздоровительной работе.
На этом этапе проводится беседа с родителями и воспитателями по следующим вопросам:
- возраст ребенка;
- условия жизни;
- наличие жалоб на повышенную утомляемость и боли в нижних конечностях, их интенсивность (острые, тупые, ноющие), локализация (голень, бедро, коленный, голеностопный, тазобедренный суставы), продолжительность, время проявления. Исключаются боли при ненастной погоде, больше характерные при ревматизме.
- перенесенные заболевания и травмы опорно - двигательного аппарата;
- активность ребенка (постоянно подвижен, больше сидит, рисует);
- желание родителей связанное с оздоровлением детей.
На основании полученных данных происходит формирование группы детей для оздоровительных и коррекционных занятий
- Определение нарушения со стороны опорно - двигательного аппарата. Для этого в начале и конце учебного года проводится:
- визуальный внешний осмотр ребенка и стопы (определяется длина пальцев). Если второй палец самый длинный (греческий тип
стопы), первый палец самый длинный (египетский тип стопы) - оба свидетельствуют о предрасположенности к поперечному плоскостопию; - плантография по методу В.А. Яралова - Яранцева.- один из самых информативных, популярных и доступных методов диагностики ранних стадий плоскостопия. Плантография - это методика получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния.
Для получения плантограмм используется плантограф, который представляет собой деревянную рамку размером не меньше 30х40 и
высотой 1-2 см, на которую в натянутом виде крепят сначала хлопчатобумажную ткань и поверх нее полиэтиленовую пленку. Ткань
смачивается чернилами (штепсельной краской). На пол под окрашенную сторону плантографа кладется чистый лист бумаги. Босого ребенка
сажают на ростовой стул (высота стула должна быть такой, чтобы у сидящего ребенка углы в тазобедренном и коленном суставах равнялись
900) . Ребенку предлагают поставить обе ноги на полотно прибора и подняться со стула. При этом взрослый держит дошкольника за обе руки, помогая сохранить равновесие. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, оставляет на ней отпечатки стоп -
плантограмму.
Оценка плантограммы: заключение о состоянии свода стопы делается на основании расположения двух линий, проведенных на отпечатке (см. рис.).
Первая линия проводится от середины отпечатка большого пальца до середины пятки. Вторая
линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если контур отпечатка
стопы в серединной части не перекрывает эти линии - стопа нормальная. Если первая линия проходит
внутри отпечатка - уплощение свода стопы. Если оба контура расположены внутри контура отпечатка
стопа плоская. Плантограммы хранятся в медицинской карте и у воспитателя по физической культуре.
Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической
осанки у детей, которая с возрастом изменяется. В связи с этим нельзя использовать в качестве
образца осанку, признанную правильной для взрослых. В процессе ее формирования создаются
варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок, которые не следует считать неправильными, если они отличаются от образца. Тест учитывает также, что оценка состояния опорно - двигательного аппарата требует не только статического, но и динамического исследования стоя при ходьбе. Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их. Например, характерные черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступает за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, которая выступает на 1 -2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.
Результаты обследования детей заносятся в тестовую карту для выявления нарушений осанки.
Тестовая карта для выявления нарушений осанки
Дата____________________
Группа ______________________
Фамилия, имя ________________________
Фамилия, имя ребёнка | Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью | Голова, шея отклонены от средней линии; лопатки и таз установлены несимметрично. | Выраженная деформация грудной клетки - грудь «сапожника», впалая, «куриная». | Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника; шейного и поясничного лордоза, грудного кифоза | Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки). | Сильное выступание живота (более 2см от линии грудной клетки) | Нарушение осей нижних конечностей (О - образные или Х - образные) | Неравенство треугольников талии. | Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния. | Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» и др | Вывод | |
1. |
С помощью данного теста оценка состояния осанки проводится по следующим градациям:
- отрицательные ответы на все вопросы - нормальная осанка.
- положительные ответы на один или несколько вопросов от номеров 3,5,6,7, включительно - незначительные нарушения осанки; дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача дошкольного учреждения.
- положительные ответы на вопросы 1,2,4,8,9,10 (один или несколько).
- выраженные нарушения осанки, дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Основные методы обучения:
Методы обучения | Приемы, как части метода, дополняющие и конкретизирующие его | Цель | |
Наглядный метод |
показ физических упражнений; использование наглядных пособий (использование фотографий, таблиц и т.д.); имитация (подражание); зрительные ориентиры (предметы, разметка поля);
| Создает зрительное слуховое, мышечное представление о движении | |
Словесный метод | объяснение; пояснение; указание; напоминание; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; оценка; образный сюжетный рассказ; беседа; словесная инструкция; | Обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения. | |
Практический метод | повторение упражнений с изменениями и без изменений; массаж; проведение упражнений в соревновательной форме; | Закрепляет на практике знания, умения и навыки в основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении. | |
Игровой метод | проведение упражнений в игровой форме; использование подвижных игр; организация двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом; | Способствует дальнейшему росту физических возможностей детей, усвоению более сложных двигательных действий, овладение их техникой. |
2.2 Правила подбора оздоровительных и коррекционных упражнений при проведении занятий:
Требование бережного отношения к состоянию опорно - двигательного аппарата ребенка необходимо учитывать при обучении технике основных видов движений: ходьбе, беге, прыжков, метании и выполнении общеразвивающих упражнений. Методика профилактико - коррекционных занятий предусматривает выполнение следующих правил.
Подбор и выполнение комплекса оздоровительной гимнастики, обучение основным видам движений должны реализовываться в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:
- исключение упражнений, связанных с перезагибанием в шейном отделе позвоночника в переднее - заднем направлении;
- выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний и разгибаний в суставах верхних и нижних конечностей;
- упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскости.
- для исключения гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживание; это в первую очередь касается упражнений на развитие силы.
Примером выполнения перечисленных правил могут служить наклоны головы в стороны: медленные наклоны головой в правую (левую) сторону. Задержаться в этом положении на 30 сек. (от 3 до 5 глубоких дыхательных движений).
Объект управления | Целостный процесс практико - ориентированного обучения детей | ||
Цель обучения | Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно - двигательного аппарата детей дошкольного возраста. | ||
Стиль обучения | Личностно - ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функцией, демократический стиль. | ||
Мотивационно - смысловые позиции | Педагога открытость; диалог; содействие; сотрудничество; обеспечение условий решения проблем ребенка | Обучаемых: личная мотивированность на образовательную деятельность. | |
Характер организации образовательной деятельности | Превалирование специальных и общих методов профилактики коррекции нарушений осанки и плоскостопия | ||
Характер и формы педагогического взаимодействия и отношения | Субъект - субъектные отношения, партнерское взаимодействие в разработке и достижении цели. | ||
Контроль и оценка | Ориентация на личностную и оздоровительную ценность результатов образовательного процесса. Сравнение успехов ребенка с предыдущим уровнем его навыков и умений. |
3. Основные требования к реализации Программы:
3.1. Требования к режиму работы:
Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят: 1 раз в неделю продолжительностью: для детей среднего возраста - не более 20 мин., для детей старшего возраста - не более 25 мин., для детей подготовительной к школе - не более 30 мин. Количество детей в группе до 15 человек. Во время организации оздоровительного процесса соблюдается режим, нормы и правила охраны жизни и здоровья детей. (Инструкция
«По охране труда для инструктора по физической культуре») Дети занимаются в спортивной форме босиком.
3.2. Требования к взаимодействию сотрудников:
- Оптимизация двигательного режима в дошкольном учреждении;
- Профилактика заболеваний опорно - двигательного аппарата;
- Обеспечение единообразия требований педагогов и родителей в процессе воспитания детей;
- Педагогический контроль за положением тела во время режимных моментов;
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
- Обеспечение условий для овладения детьми жизненно важными двигательными навыками.
3.3.Требования к предоставлению информации:
- Информация о посещении занятий детьми содержится в «Журнале учета посещаемости занятий детьми». На его основе делается анализ о числе и датах пропущенных занятий.
- Информация о деятельности регулярно доводится до сведения родителей.
- В сентябре-октябре на первом собрании проходит ознакомление родителей с программой дополнительного образования, с расписанием занятий, заключаются договора и составляются заявления;
- Далее встречи с родителями организуются в середине и после учебного года.
- Материально-техническое обеспечение
4.1. Обеспечение: | |
Для ходьбы, бега, равновесия | |
5.1.2.Шнур длинный, длина 150 см, диаметр 2 см | |
5.1.3.Обруч большой, диаметр 95—100 см | |
5.1.4.Бревно гимнастическое напольное, длина 240 см, ширина верхней поверхности 30 см, высота 15 см | |
5.1.5.Доска гладкая с зацепами, длина 250 см, ширина 20см, высота 3 см | |
5.1.6.Доска с ребристой поверхностью, длина 150 см, ширина 20 см, высота 3 см | |
5.1.7.Дорожка-змейка (канат), длина 600 см, диаметр 3 см | |
5.1.8.Коврик массажный, 75 х 70 см | |
5.1.9.Мяч-попрыгунчик, диаметр 50 см | |
Для прыжков | 5.1.10.Обруч малый, диаметр 50—55 см |
5.1.11.Шнур короткий, длина 75 см | |
5.1.12.Мат гимнастический, длина 200 см, ширина 100 см, высота 7 см | |
Для катания, бросания, ловли | 5.1.13.Кегли (шт) |
5.1.14.Мешочек с грузом малый, масса 150—200 г | |
5.1.15.Мяч резиновый, диаметр 10 см | |
5.1.6.Шар цветной (фибролластиковый), диаметр 20—25 см | |
5.1.17.Дуги, высота 40 см, 50 см | |
5.1.18.Гимнастическая стенка | |
5.1.19.Гимнастическая скамейка | |
Для обще- развивающих | 5.1.20.Кольцо пластмассовое, диаметр 14см |
5.1.30.Лента цветная (короткая), длина 50 см | |
упражнении | 5.1.31.Мяч массажный, диаметр 8—10 см |
5.1.32.Палка гимнастическая короткая | |
5.1.33.Флажок | |
5.1.34.Погремушки | |
5.31.35.Кубики | |
5.31.36.Гантели полые детские | |
5.1.37.Обручи, диаметр 50—55 см | |
Для профилактики и коррекции плоскостопия | 5.1.38.Горка наклонная сборная |
5.1.39.Ящик с камешками | |
5.1.40.Дорожка здоровья | |
5.1.41.Дорожка со следочками | |
5.1.42.Массажеры роликовые | |
5.1.43.Мелкие предметы | |
5.1.44.Палочки разных диаметров | |
5.41.45.Платочки | |
Для музыкального | 5.41.46.Магнитофон |
сопровождения | 5.1.47.Бубен |
5.2. Методические пособия: | |
5.2.1.Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в условиях детского сада. / авт.сост. Клюева МН. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007 | |
5.2.2.Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. | |
5.2.3.Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) / авт. сост. Козырева О.В.- 2- е изд. - М.: Просвещение, 2005. | |
5.2.4.Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста. Практическое пособие/Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общей редакцией Г.В. Каштановой. -2 -е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007. | |
5.2.5.Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). | |
5.2.6.Лосева В.С. Плоскостопие у детей: профилактика и лечение. - М.: ТЦ Сфера, 2007. | |
5.2.7.Здоровячок. Система оздоровления дошкольников /авт. Ост. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. - Воронеж, 2007. | |
5.2.8.Алямовская В.Г.Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...