РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружкового занятия по спортивному ориентированию «Азимут»
методическая разработка по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_sportivnogo_orientirovania_v_detskom_sadu.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Лесная сказка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружкового занятия по спортивному ориентированию
«Азимут»
Программу разработала:
Инструктор по физической культуре
Мазурова Ольга Валерьевна
г. Канск.
Пояснительная записка
Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Следовательно, детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры.
Одним из таких средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование. При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.
Одно из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространственных представлений.
Ориентирование - как индивидуальный, так и коллективный вид спорта. Оно способствует удовлетворению потребностей в разнообразной физической активности, азарте и желании достичь успеха, выработке уверенности в себе, чувства безопасности, самоутверждению, реализации потребностей в социальных контактах с людьми всех возрастов и обоих полов, творческому самовыражению, формирует дух товарищества и взаимовыручки.
Необходимо отметить, что спортивное ориентирование может стать эффективным средством оздоровления детей и развития у них интегративных качеств. Уникальность данного средства заключается в том, что им можно заниматься в любое время года, на улице или в здании. А также он доступен каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.
Цель программы: является формирование здоровой, всесторонне образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.
Задачи программы:
Оздоровительные:
- Укрепить здоровье детей;
- Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
- Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата и развития плоскостопия.
- Укреплять сердечно - сосудистую и развивать дыхательную систему, улучшение обменных процессов в организме.
Образовательные:
- Формировать основные двигательные умения и навыки;
- Формировать устойчивый интерес к занятиям;
- Пропаганда спортивного ориентирования среди населения, как средство активного отдыха.
Развивающие:
- Развивать пространственное ориентирование и координацию движений, логику и мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственно-волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
- Формировать устойчивый интерес к занятиям на свежем воздухе, обеспечивать эмоциональное благополучие при выполнении упражнений;
- Охрана окружающей среды.
Программа составлена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей и ориентирована на возраст от 5 до 7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 – 30 минут в зависимости от погодных условий.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
- Расширение адаптивных возможностей детского организма;
- Повышение показателей физического развития детей;
- Расширение спектра двигательных умений и навыков;
- Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка;
- Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения, проявления чувства радости и удовольствия от движения;
- Формирование нравственно-волевых качеств.
Работа с родителями.
Одна из основных условий успешного обучения детей спортивному ориентированию является тесная взаимосвязь инструктора и родителей. Систематизированная планомерная работа с родителями предполагает следующие формы:
- выступления на общих и групповых родительских собраниях;
- демонстрация фотоматериалы;
- открытые занятия.
Структура программы
Данная программа рассчитана на год обучения и составлена для детей от 5 до 7 лет. Программа направлена на формирование здоровой, всесторонне образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.
Регулярные занятия снимают нервно-психическое напряжение, улучшают эмоциональный фон, доставляя радость детям, повышают энергетический потенциал для интеллектуального развития и занятий, требующих повышенного внимания и усидчивости.
Занятия спортивным ориентированием в детском возрасте выступает как необходимое условие формирования основных структур и функций организма. В тренированном организме повышается сопротивляемость к негативному влиянию окружающей среды.
На занятиях используются следующие приёмы: беседы, разъяснения, поощрения, показ, упражнения.
Форма занятия — урок, построенный на основе распределения физической нагрузки с несколькими вершинами. Обычно таких вершин 3-4. Наибольшая нагрузка падает на основную часть урока, когда физические упражнения охватывают крупные мышечные группы с элементами напряжения.
Занятия проводятся с 1 ноября текущего года по 31 марта следующего года.
Урок состоит из 3-х частей:
1) подготовительной;
2) основной;
3) заключительной.
Первая часть урока является вводной ступенью к предстоящей основной задаче — подготовка организма к специальным упражнениям основной части. Дети выполняют 1-2 упражнения на внимание. Используются упражнения на укрепление мышечного корсета, расслабление, растягивание мышц. В этой части занятия нужно стремиться развить у детей более свободные движения, устранить скованность, привести тело в правильное положение. В содержание этого раздела входит ряд физических упражнений, направленных на улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, воспитание правильной осанки, поднятие дисциплины и собранности детей. Продолжительность данной части урока 5-10 минут.
В основной части урока используются физические упражнения, направленные на формирование специальных двигательных умений и навыков и физических качеств в подготовке. Развивать пространственное ориентирование и координацию движений. Обязательно включает в себя разучивание новых специальных упражнений. У детей повышается настроение, активность, бодрость, усиливается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, мыслительной деятельности. Продолжительность составляет 12-22 минуты.
В заключительную часть урока вводятся игры на формирование мышление и логики. А также те игры, которые закрепляют и совершенствуют специальные упражнения по физической подготовке и на внимание. Преследуется цель снижения физической нагрузки на сердечно - сосудистую систему, нервно-мышечный и дыхательный аппараты. Поэтому подбираются более спокойные игры. Дыхательные упражнения в данной части урока обязательны. Продолжительность данной части урока 3-5 минут.
В зависимости от погодных условий занятия проводятся как на свежем воздухе, так и в спортивном зале.
Принципы обучения:
- наглядность
- систематичность
- сознательность
- активность
- прочность обучения
- индивидуальный подход к каждому ребёнку.
План реализации:
Месяц | Работа с детьми |
Октябрь | Диагностика. Введение в тему. Развивать зрительное восприятие. Игры : Запомни кто в какой одежде», «Острый глаз», «Что бывает высоким?», «Найди пару», «Наведем порядок», «Что изменилось?» 1.Знакомство с ориентирами на карте-схеме и в групповой комнате. Учить «читать» карту-схему. Игра «Найди предмет по карте» в группе (командой). 2.Закрепление составления карты-схемы групповой комнаты. Игра «Найди предмет по карте» (индивидуально). Обсуждение результатов и анализ ошибок. |
Ноябрь | Упр., выполняемые в групповом помещении и дома. Знакомства с условными знаками. 1.Знакомство с картой-схемой спортивного зала. Изучение новых условных знаков. Игра «Найди предмет по карте» (индивидуально). 2.Закрепление знаний условных знаков карты-схемы спортивного зала. Знакомство с функциями КП (контрольных пунктов). Игра «Отметь КП на своей карте» (индивидуально). |
Декабрь | Выполнять различные задания:- нахождение игрушки по словесному указанию взрослого. Например: «Пройди прямо по дорожке до песочницы. Сверни налево, пройди домик, там найдешь игрушку». 1.Знакомство с основными условными знаками карты-схемы своей прогулочной площадки. Игра «Найди игрушку по карте» (командой). |
Январь | Система игровых упр., направленных на развитие пространственной ориентации, формирование навыков чтения и составления простейших карт-схем, а также ориентирования на местности. 1. Закрепление составления карты-схемы спортивного зала. Игра «Найди 5 предметов по карте» в спортивном зале (соревнование командами, индивидуально). 2.Игра «Отметь 8 КП на своей карте». Цель: проверка умений читать карту спортивного зала. иОбсуждение результатов и анализ ошибок. |
Февраль | Индивидуальное составление детьми карты-схемы группы и прогулочной площадке на листе бумаги(при помощи взрослого). 1. Учить детей самостоятельно расставлять КП на прогулочной площадке (1-команда расставляет, отмечает на карте. 2-команда ищет, отмечает на индивидуальной карточке). |
Март | Упражнения по ориентированию на местности по уменьшенным картам. Сначала местом «старт» и «финиш» служат дверь, калитка или ворота, затем другие ориентиры. -Упражнения на развитие памяти. 1.Продолжать упражнять в ориентировании на участке. Игра «Отметь 5 КП на своей карте» (индивидуально) . 2.Знакомство с составлением карты-схемы площадки 4-ех групп. Игра «Найди предметы по всей площадке» (командой). Обсуждение результатов. |
Апрель | 1.Закреплять знание условных обозначений на всей площадке. Игра «Отметь все КП на своей карте» (индивидуально) . 2.Знакомство с ориентированием в заданном направлении. Игра-соревнование по правилам ориентирования в ЗН (индивидуально). Обсуждение результатов. Составление с детьми карты-схемы территории всего детского сада. Игра-соревнование по правилам ориентирования в ЗН на территории всего детского сада (индивидуально). |
Май | Диагностика. Повторение условных знаков. Квест посвященный всемирному дню ориентирования (командами). Участие в соревнованиях «Российский азимут» Подведение итогов, обсуждение результатов. |
Рекомендуемая литература
1. Анисимова Т. Г. «Физическое развитие детей 5 – 7 лет» Волгоград 2008. С. 8-17.
2. Белавина И.Г, Н.Г Найденская. Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. Планета – наш дом: учебн. – М.: Лайда, 1995. – 228 с.
3. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г. Бурашникова А. В. 5. Зуева Н. Н. Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста» из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского района г. Нижний Новгород 1999г. С. 8 – 11.
4. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва «Просвящение» 2008 г.
5.Водолажская И.А. Программа занятий кружка "Мир вокруг нас" для подготовительных групп детского сада //Туристско-краеведческая деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные программы. Вып. 1. - Омск: Обл. ЦДЮТ, 1996, с. 23-25.
6. Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998.
7. Голицина Н. С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников» Москва 2008.С.55-61. 10. Горбатенко О. Ф. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ» Волгоград «Учитель» 2007 с. 136 – 146.
8. Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 Тюмень С.40-51. 9. Кочетова Н. П. Фролова И. Ю. Яблокова А. Е. «Активный отдых дошкольников» Н. Новгород 2000 г. С. 8-9.
10. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: “Просвещение”, 1980. – С. 108. 15. Куприна Л. Е. Экология, туризм, рекреация. Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест» № 9, 2003. Тюмень. С. 77-80. 11. Никанорова Т. С. «Здоровячок» Система оздоровления дошкольников. Воронеж 2007. С.75-84.
12. Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование. М: “Физкультура и спорт” 1983.
13. “Спортивно-познавательный туризм” Учебно-методическое пособие. КК ИПК РО-КДЮСШОР г. Красноярск 2005.
14. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 1, с. 50-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"
Программа работы по оздоровлению детей...
Спортивное ориентирование «Азимут -2015»
Спортивное ориентирование «Азимут -2015». Это мероприятие проводилось в первый раз. Более 80 человек включились в азартную игру. Особенно приятно, что участвуют в соревнованиях дети,...
Рабочая программа кружковой работы средней группы «Светлячки» по логоритмическим занятиям «Топотушки»
В данном материале содержится рабочая программа кружковой работы по логоритмическим занятиям "Топотушки"...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы средней группы «Светлячки» по логоритмическим занятиям «Топотушки»
В данном материале содержится программа кружковой работы...
Программа кружкового занятия по спортивному ориентировинию "Азимут"
Программа кружкового занятия по спортивному ориентировинию "Азимут"...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...