Консультация
консультация по физкультуре (старшая группа)
Инновационные методики в формировании культуры здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_metodiki_v_formirovanii_kultury_zdorovya_doshkolnikov.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «РУЧЕЕК» |
393766 Тамбовская область, г.Мичуринск, ул.Киевская, д.3, тел.(475-45) 2-67-07
E-mail: rucheek23@yandex.ru, сайт: http://michdou23/68edu.ru
Консультация на тему
«Инновационные методики в формировании культуры здоровья дошкольников»
Подготовила: воспитатель Хрычева Н. Н.
2021
Здоровье ребенка - это совокупность физического, психического, интеллектуального и социального развитий. В настоящее время существует проблема слабого здоровья поступающих в детский сад воспитанников. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания. Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно. Необходимы новые формы и методы работы. Я предлагаю новый взгляд на традиционные средства оздоровления. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства становятся действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.
С ранних лет дети должны понимать важность и необходимость заботы о своем здоровье. Но как привить это еще совсем несмышленой крохе? Как объяснить молодым родителям значимость данных знаний и важность воспитания у детей валеологической культуры? В поиске ответов на данные вопросы педагоги обращаются к здоровьесберегающим технологиям и инновационным методам.
Свою работу мы строим на основе формирования культуры здоровья дошкольников в системе интегрированного подхода, то есть - включении работы по охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все образовательные области, с привлечением к данной теме и родителей.
Физическое воспитание в МДОУ организовано таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, а также приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
В первую очередь, конечно, этому способствует режим дня, частая смена деятельности. И обязательно мы следим за двигательной активностью детей – она присутствует во всех видах деятельности - игровой, образовательной, музыкальной, трудовой, познавательной, коммуникативной и других.
В детском саду он распределен таким образом, что дети в течение дня не переутомляются. К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся: — укрепление здоровья детей; — воспитание потребности в здоровом образе жизни; — развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; — приобщение детей к традициям большого спорта.
В настоящее время я использую инновационные подходы к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:
1. Социально-психологического, направленное на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.
2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических и практических знаний. С этой целью использую интеграцию современных программ по физическому воспитанию дошкольников, новинки методической литературы, а также проектный метод обучения.
3. Двигательного — развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.
Полноценному, гармоничному и физическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня, соблюдение гигиенических требований. В работе с детьми я соблюдаю следующее:
1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.
2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.
З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игрового массажа, гимнастики для глаз, упражнений йоги.)
4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).
В детском саду разработана система мероприятий по физкультурно — оздоровительной работе, согласно этой системе я строю свою работу с детьми.
Ежедневно в группах я провожу различные формы двигательной активности:
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года я соблюдаю вариативность содержания и характера. В своей практике, наряду с традиционной утренней гимнастикой я использую разные её типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Комплекс утренней гимнастики я повторяю в течение двух недель.
Основной формой организованной двигательной активности являются — физкультурные занятия. Формы проведения физических занятий разнообразны — это занятия учебно-тренирующего характера, сюжетные, игровые, тематические, комплексные на воздухе и контрольно-учетные. На занятиях я обеспечиваю максимальную двигательную активность детей, это способствует удовлетворению потребности ребенка в движении и создаёт условия для овладения конкретными движениями.
Ежедневно в течение дня мы проводим с детьми физкультминутки, корригирующие упражнения. Они проходят в середине занятий и между ними, с музыкальным или поэтическим сопровождением.
Одним из важнейших элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Существует несколько вариантов и типов дыхания, в которых смешиваются два разных понятия: дыхательная гимнастика и повседневное дыхание. Дыхание влияет на все физиологические процессы, происходящие в организме человека, на физическое и психическое состояние, умственную деятельность. Целью дыхательной гимнастики является совершенствование произвольной регуляции дыхания, тренировка механизмов или составных компонентов дыхательного акта. В результате систематических тренировок вырабатывается привычка к определенной механике и типу дыхания в повседневной жизни. Дыхательную гимнастику, я использую в течение всего дня. В физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в физкультминутках, самомассаже, пальчиковой гимнастике, в выполнении звуковых дыхательных упражнений, в гимнастике пробуждения, Дыхательную гимнастику можно выполняется как в покое, так и при ходьбе.
Пробуждаясь после дневного сна, детям хочется немного полежать, потянуться. В этом помогает бодрящая гимнастика после сна. Основная её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели. Дети выполняют простой самомассаж, пальчиковую гимнастику, элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений в сочетании с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, аутотренинга.
Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность.
Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение развивающей предметной и двигательной среды.
Наряду с заводскими пособиями я использую оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после сна и во время прогулок (утренней и вечерней).
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей.
Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата — все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
В нашем детском саду каждый педагог разрабатывает свою проектную деятельность по различным направлениям, в том числе и по внедрению здоровьесберегающих технологий, инновационных форм и методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Проект даёт свои положительные результаты: снижается уровень заболеваемости детей, повышается уровень их физической подготовленности; формируется осознанная потребность в ведении здорового образа жизни; родители проявляют интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья детей. Все это способствует повышению валеологической грамотности родителей, что благоприятно сказывается на совместной деятельности педагога с семьями воспитанников по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Внедрение инновационных оздоровительных технологий в работу дошкольных образовательных учреждений — первоочередная и своевременная задача в духе модернизации всего процесса образования. Создавшиеся жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудило меня к поиску новых оздоровительных технологий. Свой выбор я остановила на элементах оздоровительной гимнастики Хатха-йога.
Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с простудными заболеваниями, посредством укрепления всего организма. Регулярные занятия йогой помогают ребенку стать уравновешенным и спокойным, учиться концентрироваться, укрепляет здоровье и иммунитет, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправляется осанка, помогает сформировать сильное и гибкое тело. Психологический эффект йоги — рост активности, прилив бодрости, устранение хандры и меланхолии, повышение настроения.
Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии.
Моя задача — направить детскую энергию на созидание, на укрепление здоровья, следования здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру.
Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике я использую групповые и индивидуальные формы работы — это консультации, беседы, родительские собрания спортивные праздники с участием родителей. Родителям предоставляется возможность посмотреть данные о росте, весе ребенка, получить информацию о закаливании в детском саду, о заболеваниях и их профилактике.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Забота, охрана и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие– вот одна из главных задач воспитателей детского сада, решением которой является внедрение современных форм и методов работы в воспитательно - образовательный процесс детских дошкольных организаций.
Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.
Литература:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова, и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
2. Закон об образовании
3. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ: проектирование, тренинги, занятия/сост. Н.И. Крылова.-Волгоград: Учитель,2009.- 218с.: ил.
4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2010.- 112с.
5. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 223 с.
6. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушкина, Е.Н. Коркина и др.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....