Консультация для педагогов «Комплекс ГТО как средство развития физических качеств детей»
консультация по физкультуре
Консультация для педагогов "Комплекс ГТО как средство развития физических качеств детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 80 «ПЕСЕНКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
445027, РФ, Самарская область, г.Тольятти, б-р Приморский, 16;
т/факс (8482) 76-62-37, тел. 35-27-77, 35-27-94; e-mail: chgard80@edu.tgl.ru
Консультация для педагогов:
«Комплекс ГТО как средство развития физических качеств детей»
Инструктор по физической культуре:
Леонтьева Н.В.
2022 г.
Всероссийский физкультурно–спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – это нормативная основа физического воспитания населения страны. Комплекс ГТО в истории нашей страны сыграл огромную роль в развитии массовости советского физкультурного движения. Выполнением нормативов ГТО начали свой путь замечательные советские спортсмены, ставшие победителями крупнейших международных состязаний. Идея возрождения ГТО витала в стране с начала нынешнего века. Намерение воссоздать комплекс ГТО в новом, современном формате было высказано Президентом Российской Федерации в марте 2013 г., и уже через год Владимир Путин подписал указ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». В рамках обновленного комплекса предусматривается сдача спортивных нормативов в 11 возрастных группах, начиная с 6 лет. Интеграция комплекса ГТО в систему дошкольного образования связана с выделением в комплексе 1й ступени (от 6 до 8 лет): обучающиеся подготовительных групп (дети 6 лет) уже могут сдавать нормативы комплекса. У обучающихся дошкольных образовательных учреждений необходимо осуществлять не только физическое развитие, требования к которому закреплены в действующем стандарте, но и формировать представление о комплексе ГТО. Такой подход к организации физического воспитания позволит мотивировать и вовлекать детей и родителей в регулярные, систематические занятия физической культурой, с учетом их индивидуальных, психологических и физических особенностей, национальных, исторических и культурных традиций. Это позволит выполнить нормы комплекса «Готов к труду и обороне», и будет способствовать их личностному развитию, повышению уровня патриотического самосознания. Таким образом, комплекс ГТО будет способствовать физическому воспитанию, и станет центром системы спортивно - патриотического воспитания.
Цели и задачи комплекса ГТО и требования ФГОС ДО звучат в унисон и направлены, в том числе, и на:
- формирования интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом
- гармоничное физическое развитие
Основа физической подготовленности, необходимая ребенку для сохранения и укрепления здоровья, для успешной адаптации к школьному обучению это физические качества: ловкость, быстрота, равновесие, глазомер, гибкость, сила, скоростная сила, выносливость и пр. Они должны быть сформированы у детей до 7 лет. Развитые физические качества в дошкольном возрасте - это фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, что облегчит овладение более сложными движениями и позволит ребенку в будущем достигать высоких результатов в спорте.
Задачи, обозначенные ФГОС ДО, решаются в совместной деятельности педагогов и детей.
Организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год, по три занятия в каждой возрастной группе.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе (при благоприятных климатических условиях) или в помещении. Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики. Например:
- комплекс музыкально-ритмических упражнений;
- утренняя гимнастика игрового характера;
- утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки;
- комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа;
- преодоление полосы препятствий
Комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель.
Физкультминутки являются обязательной частью ООД. Это общеразвивающие упражнения для рук, наклоны, приседания, прыжки, подскоки, ходьба, с текстовым сопровождением, или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением.
Динамические паузы проводятся во время большого перерыва между занятиями. Обычно они состоят из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин. для активного движения и 1-2 мин. для упражнений на расслабление.
Зарядка после дневного сна позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут. После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляются пробежки по массажным дорожкам (дорожки здоровья).
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется взрослым в разное время дня. При её планировании важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды: выделить достаточное для активного движения пространство, иметь достаточно разнообразные физкультурные пособия (для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды, чередования активной и спокойной деятельности детей).
Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.
Пальчиковая гимнастика помогает развивать у ребёнка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.
Очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
- совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
- развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально-волевых качеств.
Подвижные игры.
В старших возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений.
Упражнения в основных видах движений.
Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.
Бег и ходьба.
Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. Можно предложить детям медленный бег по пересеченной местности на 300-400 метров, быстрый бег на 10 метров с ходу (2-4 раза с перерывами), бег со средней скоростью на 100-200 метров. Детям объясняются преимущества умения бегать со средней и низкой скоростью (можно пробежать большое расстояние, можно бежать долго и не устать), показывается на конкретном примере, что тот, кто бежал слишком быстро, не смог добежать до места назначения.
Кроме того, используется бег трусцой (пробежки с запрещением обгона ведущего). На начальном этапе обучения бегу трусцой детям предлагается быстрая ходьба, постепенно переходящая в бег.
В старшей и подготовительной группах целесообразно использовать бег с препятствиями, например, бег с перешагиванием через 5-6 реек, бег из круга в круг, бег широким шагом с препятствиями и так далее. Необходимо широко использовать разнообразные упражнения в условиях естественной местности (в бегание на горку, сбегание с нее, пробегание по поваленному дереву и спрыгивание с него и т.д.).
Упражнения в беге следует организовывать так, чтобы создавалась передышка между пробежками. Воспитатель должен постепенно увеличивать физическую нагрузку, контролируя ее в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Прыжки.
На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. На площадке должны быть созданы все необходимые условия для использования разных видов прыжков. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать:
- серии прыжков на двух ногах на месте с постепенным увеличением их количества от 25 до 40 прыжков с повторами 2-4 раза и с изменением положений ног (ноги скрестно — ноги врозь, одна нога вперед — другая назад, попеременно на правой и левой ноге, с поворотом и т.д.);
- многообразные прыжковые упражнения — спрыгивание с пенька в обруч, запрыгивание на невысокие препятствия (скамейку, снежный холм), перепрыгивание через предметы;
- прыжки в длину с места и с разбега;
- прыжки в высоту с разбега;
- прыжки через короткую скакалку разными способами;
- прыжки через длинную скакалку (неподвижную, качающуюся, вращающуюся).
Метание, бросание и ловля мяча.
Наряду с упражнениями в беге и прыжках должны широко использоваться упражнения в метании, бросании и ловле мяча, с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис), развитию координации, ловкости. В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча вверх и ловля его, отбивание и ведение мяча, удары о стенку, закатывание мяча в обруч с помощью дощечки, перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений, метание в цель и на дальность. В подготовительной к школе группе детям на прогулке дается большее количество упражнений в бросании и ловле мяча (более 60 упражнений в течение года), так как в этот период идет интенсивная подготовка к овладению элементами игры в баскетбол.
Упражнения на полосе препятствий.
С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений (в определенной последовательности и с постепенным усложнением) на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: гимнастические скамейки, бревна, дуги, наклонные доски, щиты для метания, стойки с веревочкой и др. Выполнение упражнений на полосе препятствий не должно вызывать особых затруднений у детей, так как они предварительно осваивают их на физкультурных занятиях. При организации упражнений на полосе препятствий важно учитывать уровень ДА дошкольников. Детям с высоким и средним уровнями ДА предлагается более высокая физическая нагрузка по сравнению с малоподвижными детьми. Продолжительность упражнений на полосе препятствий для этих детей должна составлять не более 10 минут.
Спортивные упражнения.
Во время пребывания детей на групповом участке или на спортивной площадке следует отводить значительное место спортивным упражнениям. Спортивные упражнения способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Они планируются по-разному в зависимости от времени года: зимой — это катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом — езда на велосипеде и катание на самокате.
Для повышения эффективности развития физических качеств использую различные педагогические технологии.
Быстрота – способность человека выполнять движения в кратчайшее время, развивается в:
-беге из различных исходных положений;
-беге с низкого и высокого старта;
-беге «змейкой» и с ускорением;
-ходьбе;
-прыжках;
-подвижных играх;
-эстафетах.
Быстроту можно развивать и в двигательных центрах группы, так как быстрота проявляется еще и в форме быстрой реакции на сигнал к действиям, скорости одиночного движения, способности увеличивать темп движения. Это могут быть общеразвивающие упражнения с предметами и без, упражнения и игры с мячом, например: толкни и догони, прокати мяч, бросай мяч, упражнения с обручем: у кого дальше, волчок и другие.
Ловкость - это умение быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, развивается в:
- подвижных играх;
-эстафетах;
-спортивных играх;
-челночном беге.
В двигательных центрах это могут быть общеразвивающие упражнения с перекладыванием предметов, упражнения а парах. Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении. При этом не следует стремиться принимать неподвижные положения, а, напротив, более полезны намеренные потери равновесия с последующим возвращением в устойчивое положение. Считается эффективным тренировать вестибулярную функцию с помощью упражнений на вращение и ускорение. Поэтому для дошкольников полезны кружения на месте.
Сила - степень напряжения мышц при их сокращении, развивается в:
-играх и игровых упражнениях;
-эстафетах.
В двигательных центрах это могут быть общеразвиваюшие упражнения, упражнения в парах, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с подниманием собственного тела: прыжки, приседания, лазанье, ползание.
Выносливость - способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время, развивается в: -подвижных играх;
-эстафетах;
-специальных физических упражнениях с элементами ходьбы, бега и прыжков;
-ходьбе на определенные расстояния в виде прогулки
Большинство физических упражнений развивает одновременно многие двигательные качества, поэтому в двигательных центрах выполняя любое упражнение длительное время мы развиваем и выносливость. В этом случае специальную выносливость.
Гибкость - способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой, развивается в:
-общеразвивающих упражнениях;
- игровом стрейчинге.
В двигательных центрах группы это могут быть общеразвивающие упражнения, динамические варианты поз из йоги, например: змея смотрит в разные стороны, лодка в разных вариантах, собака, кошка и другие.
Наша задача не просто сформировать будущего здорового физически и психологически человека, а быть частью системы этого развития. Комплекс ГТО вполне может справиться с этой задачей. Сфера познания развивается в движении. Познание напрямую связано с хождением, бегом, поворотами и так далее. Идет стимулирования деятельности мозга. Замечено, что стихи дети лучше всего запоминают в движении, например, по пути из детского сада, чем дома, сидя на стуле. Фактически, двигательная активность ребенка и его развитие - это принцип естественного воспитания ребенка, и ГТО весьма органично вписывается в данный процесс, в качестве завершающего фактора. Кроме того, участие в подобного рода мероприятиях повышает интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, как детей, так и взрослых. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах. Дети получают не только радость от своих результатов, но и учатся переживать за товарищей, а также чувствуют себя маленькими участниками огромной команды спортсменов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование подвижных игр как средства развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста
Выступление на педсовете + презентация по теме.На всем протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подгото...
Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим ...
Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста".
Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"....
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты экспериментального исследования по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...
Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития.
Из опыта работы по развитию физических качеств дошкольников с ОВЗ псредством подвижных игр....
Консультация с рекомендациями для родителей и педагогов детского сада "Координационная лестница как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста"
В здоровом теле, как известно, здоровый дух. Физическая активность оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка, в том числе на его психическое состояние и умственные способности. ...