индивидуальный подход в работе с детьми разного уровня физического развития
статья по физкультуре (подготовительная группа)
Физическая культура – это составная часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека. М.И Мечников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._indiv_podhod.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный подход
в работе с детьми разного уровня физического развития
инструктор по физической культуре Л. А. Петрова
МАДОУ ДС 9 «Радуга»
г. Белореченск
Физическая культура – это составная часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека. М.И Мечников
В процессе физического воспитания дошкольника необходимо создать такие условия для развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуально-дифференцированный подход к ребенку на занятиях по физической культуре.
Сегодня уже неоднократно говорилось о том, что дифференцированное обучение представляет собой такую его форму организации, когда дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на типично сходных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение различное по сложности, методам и приемам работы.
По мнению В.Н.Шебеко, В.А.Шишкиной, Н.Н.Ермака, критериями создания таких групп для занятий физической культурой могут выступать следующие показатели:
1. состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;
2. уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;
3. уровень двигательной активности, под которой понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
С.О.Филиппова выделяет в качестве критериев еще и тип нервной системы, а также половые особенности детей.
1. Первый показатель - состояния здоровья детей дает основание выделить три группы детей.
а. По результатам медицинского осмотра детей врачами-специалистами «Детская поликлиника» в начале каждого учебного года дети распределяются по медицинским группам, что помогает определить для каждой из групп оптимальную физическую нагрузку и создать необходимые условия для физического воспитания.
б. Ко второй группе относятся так же здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин 1-2 степени, нарушение сна, нарушение осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям).
в. Дети третьей группы – больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хроническая пневмония и др.)
При проведении физических упражнений мы должны учитываем отклонения в состоянии здоровья ребенка, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Отклонения | Противопоказания | Причины | Рекомендовано |
сердечно-сосудистой системы | - упражнения с резким изменением положения тела и темпа, - упражнения с задержкой дыхания, - упражнения с длительным статическим напряжением | вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга, и могут возникнуть головокружение, нарушения функции сердца и сосудов, появиться отдышка, слабость, ухудшиться общее состояние, наступить необратимые изменения мышц и клапанного аппарата сердца | тренирующая нагрузка: - ходьба по ровной местности, - медленный бег, Ходьба на лыжах, - плавание, - ОРУ для мелких мышечных групп. |
повышенное АД | - подскоки, прыжки, - упражнения на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата | вызывают головокружение, тошноту, рвоту | - ОРУ, - игры средней подвижности, - танцевальные движения т.к. улучшают и нормализуют нарушенную регуляцию сосудистого тонуса, координацию двигательных актов |
Расстройство носового дыхания | - быстрый темп выполнения упражнения, - задержка дыхания | Может привести к дыхательной аритмии, в результате которой сердце на вдохе сокращается чаще, чем на выдохе, появляются нарушения различного характера во всех органах и системах | - упражнения с протяжным вдохом, - звуковая гимнастика (произношение звуков на выдохе), - упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, - дыхательные упражнения с сопротивлением (игра на дудочке) т.к. тренируют дыхательную мускулатуру и улучшают проходимость бронхов |
ослабленные дети | - длительные пробежки, - игры большой подвижности | Вызывают напряжение и усталость | игры средней подвижности |
Своевременное информирование медицинскими работниками о детях, пришедших в детское учреждение после перенесенного заболевания, позволяет мне дифференцировать нагрузку при проведении занятия по физической культуре: изменять темп упражнений, изменять интервалы, отдыха, варьировать количество повторений и вводить дополнительные "станции" отдыха, варьировать способы и условия выполнения упражнений.
Второй показатель - учет особенностей физической подготовленности ребенка позволяет дифференцировать работу с детьми на занятиях по физической культуре следующим образом.
Физическая подготовленность проверялась по общероссийской системе мониторинга физического развития детей, Результаты проведенного диагностического исследования позволили распределить детей на три группы – дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.
В условиях группового воспитания распределение детей по трем подгруппам неудобно для практики, поэтому наиболее рационально распределять детей на физкультурных занятиях на две группы.
В первую подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие первую и вторую группы здоровья со средним, выше среднего и высоким уровнем физической подготовленности.
Вторую подгруппу составляют дети часто болеющие, с третьей группой здоровья, ослабленные после болезни и имеющие слабый показатель физической подготовленности (ниже среднего и низкий уровень).
Установление двух подгрупп дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы.
Элементы акробатики, музыкально-ритмические композиции использую так же при проведении физкультурных занятий, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений предлагаю специальные задания, направленные на развитие волевых и физических качеств.
Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому служат знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание уделяю развитию основных видов движений, для чего создаются условия для игр с движениями. С этой целью на занятиях часто провожу игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение: подскоки, бег на носках, галоп, прыжки с продвижением вперед, ходьба с опорой на руки и ступни и т.п. для распределения нагрузки применяю сигнальные браслетики. Которые своевременно позволяют снизить темп или количество нагрузки для таких детей.
Индивидуализация работы в процессе освоения детьми основных видов движений осуществляется по следующим направлениям.
- Во-первых, некоторым детям, пропустившим занятия по какой-либо причине, необходимо дополнительно объяснить, показать полностью или частично технику выполнения того или иного упражнения. В планировании индивидуальной работе помогает журнал учета выполнения образовательной программы по образовательной области "Физическая культура". Где отслеживается посещение детей тех или иных занятий, и усвоение ими материала.
- Во-вторых, следует отметить, что в индивидуальной работе нуждаются все группы без исключения. Осуществить ее помогает график, который составляю в начале учебного года.
- В-третьих, знание индивидуальных особенностей детей позволяют руководить и двигательной активностью детей. По своей активности дети очень разные. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержании двигательной активности настолько велики, что отчетливо выделяются при обычном наблюдении дети средней большой и малой подвижности.
Как показывает практика, когда регулярно создаются ситуации разных видов движений, дети меньше устают и с удовольствием двигаются, т.к. при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых. Дети более целенаправленно начинают использовать движения в играх.
Памятка
Таблица 1
Отклонения | Противопоказания | Причины | Рекомендовано |
сердечнососудистой системы | - упражнения с резким изменением положения тела и темпа, - упражнения с задержкой дыхания, - упражнения с длительным статическим напряжением | вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга, и могут возникнуть головокружение, нарушения функции сердца и сосудов, появиться отдышка, слабость, ухудшиться общее состояние, наступить необратимые изменения мышц и клапанного аппарата сердца | тренирующая нагрузка: - ходьба по ровной местности, - медленный бег, Ходьба на лыжах, - плавание, - ОРУ для мелких мышечных групп. |
повышенное АД | - подскоки, прыжки, - упражнения на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата | вызывают головокружение, тошноту, рвоту | - ОРУ, - игры средней подвижности, - танцевальные движения т.к. улучшают и нормализуют нарушенную регуляцию сосудистого тонуса, координацию двигательных актов |
Расстройство носового дыхания | - быстрый темп выполнения упражнения, - задержка дыхания | Может привести к дыхательной аритмии, в результате которой сердце на вдохе сокращается чаще, чем на выдохе, появляются нарушения различного характера во всех органах и системах | - упражнения с протяжным вдохом, - звуковая гимнастика (произношение звуков на выдохе), - упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, - дыхательные упражнения с сопротивлением (игра на дудочке) т.к. тренируют дыхательную мускулатуру и улучшают проходимость бронхов |
ослабленные дети | - длительные пробежки, - игры большой подвижности | Вызывают напряжение и усталость | игры средней подвижности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оформление листов индивидуальной работы с детьми разного уровня музыкального развития.
Выявлять детей малоэмоциональных; - Детей ровно, спокойно относящиеся к музыке, музыкальной деятельности;-Детей не проявляющих к музыке активного интереса; -Детей требующих особого осторожн...
Консультация для воспитателей "Специфика индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей об индивидуальном подходе в работе с детьми дошкольного возраста....
Консультация на тему «Специфика организации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста»
Рассматривается индивидуальный подход в работе с детьми....
Консультация.Индивидуальный подход в работе с детьми разного уровня физического развития и здоровья.
Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре ДОУ...
«Специфика организации индивидуального подхода в работе с детьми"
Ученье есть индивидуальная деятельность детей.Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работуиндивидуально....
"Специфика организации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей ДОУ...