«Формирование осанки у детей дошкольного возраста»
статья по физкультуре
Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.
Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.
Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.
Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.
На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. … Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование осанки | 260.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование осанки у детей дошкольного возраста»
Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.
Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.
Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.
Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.
На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. … Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.
В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у дошкольников необходимо:
- во всех группах мебель подбирать по росту детей;
- учитывать посадку ребёнка за столом;
- обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её;
- соблюдать двигательный режим;
- вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.
Возрастные особенности формирования осанки
Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. К 6 – 7 годам отмечается удвоение массы тела годовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбирать соответствующую обувь (на каблучке, использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы. Стопа является опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма.
Причины нарушений осанки:
1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Несоответствие стульев и столов.
2. Постоянное поддерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.
4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, " калачиком ", и пр.
5. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу)
Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей астенического телосложения, физически слабо развитых.
Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках – остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.
Профилактика
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.
Работа по формированию осанки у дошкольников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:
Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.
Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.
Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.
В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.
Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом.
Правильная поза при посадке:
Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;
Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;
Локти не должны находиться на весу;
Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;
Освещение должно находиться слева от ребенка.
Кровать, на которой он спит, должна быть умеренно мягкой, с низкой подушкой. Слишком мягкий матрац и высокая подушка способствуют формированию так называемой круглой спины; Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.
Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретает правильная поза во время занятий с игрушками, при чтении и письме.
Ограничение в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночник и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности - все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.
Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у детей не будет.
Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу.
В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.
Физкультурные занятия являются основной организационной формой оздоровительной работы. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.
Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.
Я Вам рекомендую провести с детьми и родителями ряд интересных физкультурных мероприятий с использованием вот таких занимательных коррекционных игр:
КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Морская звезда»
Цель: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
И.п.: лежа на животе, понять руки и ноги в стороны. Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.
Для старшего возраста:
И.п.: лежа на степе на животе, понять ноги и руки в стороны. Задержаться на несколько секунд. Вы — морская звезда!
«Паровозик»
Цель: формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних конечностей.
И.п.: сидя на полу, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполнят круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2-3 мин., пауза, затем продолжить движение (2-й вариант: движение назад).
«Самолетик-самолет»
Цель: укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки.
Дети выполняют упражнение на степах.
Развести руки в стороны, ладонями вверх.
Самолетик-самолет
Отправляется в полет.
Жу, жу, жу,
Постою и отдохну
Выполнять поворот вправо и произносить звук [ж].
Встать прямо, опустить руки, пауза
Я налево полечу,
Жу, жу, жу
Поднять голову – вдох. Выполнить поворот влево и выдох на звук [ж]
Постою и отдохну.
Встать прямо и опустить руки — пауза.
Профилактика и коррекция осанки – процесс продолжительный, требующий систематической работы. Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.
Самое интересное – это совместное проведение разнообразных физкультурных мероприятий, где наравне выполняют задания дети, их родители и педагоги!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование осанки у детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Консультация для родителей "Формирование осанки у детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Формирование осанки у детей дошкольного возраста
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙФормирование осанки у детей дошкольного возраста...
Формирование осанки у детей дошкольного возраста
Формирование осанки у детей дошкольного возрастаКонсультация для родителей...
Консультация для воспитателей "Формирование осанки у детей дошкольного возраста"
Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего дет...
Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дошкольный возраст- период формирования осанки.В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено.Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани,кости недостаточно крепкие, в н...
Статья "Школа осанки" (игровые приемы формирования осанки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения")
Статья "Школа осанки" по формированию правильной осанки у дошкольников...