Консультация для воспитателей "Влияние мелкой моторики на общее развитие ребёнка".
консультация по физкультуре
"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а
умелые руки снова способствуют развитию мозга”
Иван Петрович Павлов.
В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Мелкая моторика и точное произношение звуков находятся в прямой зависимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Влияние мелкой моторики на общее развитие ребёнка". | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Влияние мелкой моторики на общее развитие ребенка
Подготовила Арнаутова Елена Валерьевна
"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а
умелые руки снова способствуют развитию мозга”
Иван Петрович Павлов.
В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Мелкая моторика и точное произношение звуков находятся в прямой зависимости. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная).
Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. В формировании тонких движений рук помогут игры с пальчиками. Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
По определению Т. А. Ткаченко, мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Моторные навыки руки и пальцев часто называют ловкостью. К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
В жизни человек постоянно совершает какие-нибудь действия мелкой моторики: манипулирование мелкими предметами, застёгивание пуговиц, рисование, письмо и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Речь ребёнка и ее развитие тесно связано с развитием мелкой моторики, потому что около одной третьей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная недалеко от речевой зоны.
И. П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние.
Уровень развития мелкой моторики – это один из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка. Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности.
Для психического развития ребёнка очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная. Развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. В головном мозге самые большие зоны «обслуживают» движение руки, особенно кисти и больше всего – большого пальца.
С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности — это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения. Еще во втором веке китайцы заметили тесную связь между развитием мелкой моторики и умственными способностями человека. По их твердому убеждению, можно привести в гармонию разум и тело путем упражнений для рук и массажа пальцев. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма — как на отдельных органах, так и на их системах.
Развивая мелкую моторику пальцев мы воздействуем на внутренние органы человека:
Большой палец отвечает- за голову
Указательный — за желудок
Средний — за печень
Безымянный — за почки
Мизинец — за сердце
Занявшись развитием мелкой моторики, не останавливайтесь. Она важнa не только для детей, но и для взрослых: человек отвлекается от повседневных проблем, внутренне успокаивается, появляется возможность побыть наедине с собой. И неважно, какое хобби вы себе выберете, их множество: вышивка, моделирование, строительство из спичек… Главная цель будет достигнута: повысится умственная работоспособность и общий тонус, улучшится память и иммунитет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль общей и мелкой моторики в речевом развитии детей раннего и младшего возраста
В консультации раскрывается понятие мелкая моторика, ее роль в речевом развитии ребенка. Многообразие способов правильного формирования звукопроизношения. А именно: пальчиковая гимнастика,лепка,рисова...
Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребёнка.
Полноценное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, а именно в 3-6 летнем возрасте, очень важно, поскольку от этого зависят речевые навыки, успехи в обучении и социализация. От прим...
Технология развития мелкой моторики и общей моторики детей
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие дошкольников...
Конспект родительского собрания на тему " Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в общем развитии ребёнка"
конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста...
Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики рук для речи ребёнка"
Консультация для родителей«Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №109»Коваленко Оксана Владимировна Раз...
Консультация для родителей «Мелкая моторика как условие развитие речи ребенка».
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объ...
Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи ребёнка".
ldquo;Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли&rdquo...