Картотека игр народов севера, 2021г
картотека по физкультуре
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»
Составила: А.П Васютинская инструктор по физической культуре
Национальные народные и спортивные игры.
Ненецкая игра «ЁРТЯ НЯБИ ХАЛЯ» («Рыбаки и рыбки»)
На полу кладется сеть или шнур в виде круга. В центр встают трое ребят. Они рыбаки. Остальные дети - рыбки. Рыбаки стараются их поймать. Ловить можно только в кругу. Победа достается и рыбакам, которые больше поймали рыбок. И рыбке, которая ни разу не попалась в сеть.
Игра народа ханты «ПАННЭ» («Налим»)
Для игры нужно от 1 до 3 тынзянов (арканов), если много играющих. На первой линии находятся ловцы с арканами. От первой линии, на
расстоянии броска тынзяна. располагаются по горизонтали в линию в шахматном порядке произвольно на корточках паннэ. Задача ловцов «выловить» тынзяном всех паннэ. Победителями считаются: из «налимов» тот, кто остался самым ловким, изворотливым, «скользким»; из ловцов – тот кто больше всех поймал и «съел» печень паннэ.
Правила игры:
1. Во время броска аркана ловцы не должны переступать линию и подбегать к паннэ.
2.Паннэ сидят на корточках, подпрыгивают (подпружинивают)
па ногах и дразнят лонной. Приговаривая: «Паннэ. паннэ, воям
ропах» («Попробуй поймать жирного налима»). Стараются ловко увернуться от петли тынзяна.
3. Паннэ, попавшимся в петлю тынзяна, запрещается освобождать
себя при помощи рук.
4. Ловец, который поймал паннэ, тащит арканом его к себе, после чего имитирует, что «съел» печень налима (прикасается к груди паннэ, потом к своему животу).
ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ: чтобы больно не ударялась об тело костяшка тынзяна, паннэ рекомендуется надеть на голову шапку, шаль или платок.
Ненецкая игра «ЯРКОЛАВА» («Ловля оленей»)
Выбирается ровная площадка, на ней на расстоянии 30-40 см друг от друга устанавливают рога, имитирующие оленей. Вокруг них
очерчивают круг радиусом полтора-два метра. За линией круга встают дети, изображающие оленеводов. Каждый берет по небольшому аркану длиной пять-шесть метров. Аркан наматывают на левую руку в направлении от кисти к локтю, затем половину его захватывают правой рукой. По сигналу петлю набрасывают на рога и затягивают. «Олень» пойман! Теперь игрок без труда подтягивает рога к себе. Побеждает тот, кто поймал больше «оленей». У этой игры имеется много вариантов. Рога устанавливают не только внутри круга, но и вдоль прямой линии. Иногда дети разделяются на команды: два-три «пастуха» и «олень» - мальчик, который за веревочку тянет по земле рога. Этот вариант сложнее, предпочтительнее для детей нос гарте.
Игра народа коми «ОШКЫСЬ» («В медведя»)
Выбирают медведя, остальные - сборщики ягод. Медведь становится на четвереньках на полу, либо садится на стул. Его накрывают шубой либо большим платком. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид что собирают ягоды и при этом поют:
«Медведушка - бабушка, медведушка бабушка. Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем. Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем».
После этих слов медведь сбрасывает с себя покрывало и ловит кого-нибудь из ягодников. Тот, кого поймал, становится медведем. Если поймать никого не удалось, то медведь остается тот же.
Спортивая игра «БОРЬБА НА ПАЛКЕ»
Двое играющих садятся на коврик лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника в свою сторону.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
- Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу.
- Во время перетягивания палки нельзя менять положение ступней ног.
Ненецкая игра «ТЫ ПЭРТЯ» («Оленевод»)
Для этой игры нужны рога, арканы, упряжь. Игра рассчитана на большое количество участников. Двое или трое мальчиков «оленеводы», все остальные дети - «олени». По сигналу ведущего оленеводы ловят арканами разбегающихся ребят, держащих в руках оленьи рога.
Пойманных «оленей» запрягают в детскую упряжь и совершают круг почета. Игру можно повторить несколько раз, меняя «оленеводов»
Игра народа коми «ПЫШКАЙ» («Воробей»)
Выбирают водящего - воробья. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют
Прилетел к нам воробей
И запел как соловей.
- Эй ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет, угадай. Все замолкают. Кто-нибудь скажет: «Мяу, мяу». - стараясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если он угадал правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если водящий не угадает, то продолжает водить дальше. Играют 10-12 человек.
Игра народа коми «СЮРЬЯ ДОРЫН» («У столба»)
Игра проводится на улице. Играют 15-20 человек. Бросают жребий, на кого он падает, тот будет ловить, становится у столба и охраняет его. Остальные отходят от столба на 5-6 метров. По сигналу бегут к столбу. Их задача - коснуться его рукой. Задача хранителя столба - задержать кого-либо из играющих, не подпустить к столбу.
Кого поймает, тот тоже становится хранителем столба, теперь они ловят игроков уже вдвоем. Так играют несколько конов. Ловцов становится больше, а убегающих меньше.
Убегающие с каждым коном удаляются от столба все дальше и дальше и, наконец, прячутся. Теперь у ловящих большая группа, они распределяют роли: одни остаются у столба, стерегут его, а другие идут на поиски оставшихся. Если они найдут кого-нибудь из спрятавшихся, настигнут его и запятнают, этот игрок считается пойманным и в следующий кон тоже ловит. Задача спрятавшихся остаётся прежней –благополучно добежать до столба и с разбегу дотронуться до него рукой. Кто коснулся столба, тот и в следующем коне вновь идёт прятаться фигуры.
Игра народа ханты «ПОХЛЭП», «КУСЫ» («Колечко»)
Для игры нужны: деревянный обруч диаметром 30-40 см из тала, ели, черемухи или лиственницы; деревянные копья с разветвлениями на конце (не менее двух ветвей - чтобы не могло пройти кольцо), длина их не ограничена. Копья по количеству играющих. Играют две команды: от двух и более игроков. Выбирается чистое ровное поле, примерный размер: ширина - 15-20 м, длина - 25-40 м.
Команды выстраиваются цепочками, углом относительно друг от друга. Счет попадания копей в катящееся кольцо - до 7 очков. Один из игроков первой команды сильно бросает кольцо по земле. Но прежде, чем бросить, он спрашивает, сколько очков просит вторая команда. Кольцо должно прокатиться вдоль строя второй команды в виде полудуги. Игроки второй команды должны поочередно, начиная с игрока первого номера (которой первым встречается кольцо), броском копья попасть в кольцо. Если один из игроков попал - команде засчитывается одно очко. Этот же игрок имеет право бросить кольцо противоположной команде. Те тоже стремятся попасть в кольцо. Если же никто из играющих не попал, то обратно бросает любой (обычно ловкий сильный игрок). Счет ведут по катящемуся по земле кольцу до 6 очков, а 7 кольцо ловят на лету. Команда, которая просит эту цифру, становится в шеренгу лицом к
противнику и бросает копья навстречу летящему горизонтально сверху кольцу. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 7 очков. Эта команда и считается победителем. Победители садятся верхом на побежденных, которые должны пронести их на расстоянии игрового поля. Команды меняются местами и игра начинается сначала.
ШТРАФ: 1. «Курсур» - если игрок бросил кольцо по ноге.
- Если игрок бросил кольцо в противоположную сторону -налево от команды противников.
- Если кольцо покатилось прямо на играющих.
- Если кольцо не докатилось до последнего игрока.
В этих случаях виновник броска остается один в поле, стоя лицом к противнику. Наказывают игрока броском кольца горизонтально ниже колена («курсур»). Игрок имеет право поразить летящее кольцо сверху вниз. После игра продолжается обычно.
Очки засчитываются в том случае:
1 .Явный факт попадания копья в кольцо.
2. Зафиксирован факт попадания в кольцо на лету.
Спортивная игра «СКОРОХОДЫ - СНЕГОСТУПЫ»
Ребята разбиваются на две команды и стоят за чертой старта. У каждой команды по одной паре снегоступов (из оленьей шкуры, фанеры или других материалов, 30x20 см, по середине перемычка с мягкого крепления лыж для одевания на ногу). По сигналу первые номера (капитаны команд), одев снегоступы, быстро устремляются к флажкам, стоящим на расстоянии 20-30 метров от линии старта. Обежав флажки, первые номера бегут назад, передают снегоступы вторым номерам, а те, в свою очередь, проделав то же задание, что и первые, передают эстафету третьим и т.д. Побеждает та команда, которая раньше закончит бег.
Ненецкая игра «ХАЕР» («Солнце»)
Играющие становятся в круг. Выбирают водящего - «солнце». «Солнце» ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: -Нянь -нянь (хлеб - хлеб), -Хар -хар (нож - нож). Те, которых водящий -«солнце» назвал «хар», выходят из круга, встают парами и берутся за руки. Другие - «нянь -нянь» - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы -«нянь-нянь» и «хар-хар». Пары каждой группы придумывают разные фигуры. Выигрывают те, которые придумали наиболее интересные фигуры. Один из пары победителей по договоренности становится «солнцем», и игра повторяется снова.
«Прыжки через нарты».
Выполняются прыжки через нарты (5-6 шт). Прыжки выполнять с и..п. ноги вместе, руки произвольно. Допрыгать до конца, затем прыжком выполнить поворот и прыгать в обратном направлении.
Игра «Бой оленей»
Дети становятся в обручи парами лицом друг к другу наклонившись вперёд, касаясь лбами. По команде «Раз, два, три – начни!» начинают выталкивать друг друга из обруча. Как только нога ступила за обруч, игра останавливается. Выигрывает тот, кто не вышел из обруча.
Построй чум.
Играют две команды. На полу лежат два больших цветных платка. По команде «Светит солнышко!» дети разбегаются по площадке, выполняя разные команды воспитателя. По команде «Буря!», дети бегут, берут за концы платок и делают «чум», поднимая руки вверх. Выигрывает команда быстрее построившая «чум». Игра повторяется.
«Ловля оленей»
Оленята в тундре жили,
Головой они крутили
Вот так, вот так головой они крутили (повороты головы)
Оленята мох искали,
Снег копытом разгребали
Вот так, вот так снег копытом разгребали (изображают, как ищут мох )
А потом по тундре белой
Быстро, быстро побежали.
После слов «Оленевод идёт» дети под музыку разбегаются по залу. У Оленевода в руках обруч, которым он пытается заарканить оленей.
Подвижная игра «Лиса и утки»
(Дети – утки становятся в круг, в центре круга – лиса. На лису надета шапочка-маска)
Дети: Почему так, почему так,
Ты, лисичка, любишь уток?
Лиса: Ах, пустите, я спешу так,
Мне, простите, не до шуток.
Дети: Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток?
Лиса: Что вы, что вы, я дрожу так,
Говорят, что вид их жуток.
Дети: Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток?
Лиса: Не люблю я их совсем
Как поймаю – сразу съем!
Подвижная игра «Два оленя»
У оленя дом большой ( руки вверх, крыша)
Он глядит в своё окошко (одна рука выше другая ниже, смот. в окно)
Зайка серенький бежит (прыжки)
В дом к нему стучится
Тук, тук, тук (движение кулачком)
Дверь открой, я пришёл к тебе домой
Поскорее открывай (руки в стороны)
С нами поиграй.
1-2 -3 беги! (зайка останавливается между двумя детьми, по команде дети бегут в разные стороны, кто быстрее добежит до места)
Подвижная игра «Волк и песцы»
В игре принимают участие все дети. Дети – песцы бегают под музыку, на слова: «Волк идёт!» песцы разбегаются по залу, а волк пытается их поймать. Кого волк поймал, тот идёт в логово к волку (в обруч), который находится в углу зала. Все остальные песцы выручают пойманных и они снова возвращаются в игру. Победитель тот, кто ни разу не попал в логово к нему.
Игра «Нарты-сани»
Игроки делятся на две команды.
Задание: отталкиваясь двумя ногами перепрыгнуть через все нарты. Прыжком повернуться кругом и продолжить в обратном направлении. Выигрывает тот, кто быстрее перепрыгнет и не заденет нарты.
Перетягивание каната
Дети делятся на две команды. Одна команда берется за один конец каната, другая — за второй. По сигналу «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону.
«Пурга»
Дети встают в круг и под музыку бегают, высоко поднимая колени, имитируя езду на оленях. По окончании музыки налетает Пурга со словами «Выв, выв…» и «наметает» сугробы. Дети должны присесть и сгруппироваться, т.е. «спрятаться» в сугробе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека "Игры народов севера"
Воспитание с помощью народных игр в дошкольных учреждениях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, ...
картотека "Игры народов севера"
Воспитание с помощью народных игр в дошкольных учреждениях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, ...
Картотека игр народов Севера
подвижные игры народов Севера для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр народов Севера
Картотека игр народов Севера...
Картотека игр народов Севера
В материале содержатся традиционные игры народов Севера...
Картотека "Игры народов Севера"
quot;Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. Эти игры способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем м...
Картотека игр народов Севера
В материале представлены подвижные игры для детей 4-7 лет....