Методическая разработка «Игры с мячом на занятиях по плаванию в детском саду»
методическая разработка по физкультуре

 

Известно, что плавание – один из немногих видов спорта, который разносторонне гармонически развивает все группы мышц ребенка, формирует правильную осанку; тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, а это предупреждает деформацию стопы, помогает избавиться от плоскостопия. Занятия плаванием способствует развитию у детей дыхательной мускулатуры. Ритмичное дыхание во время плавания благотворно действует на сердечно-сосудистую систему.Игра – важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки. Игра, как и соревнование повышает эмоциональность занятий плаванием.Игры  с мячом в воде способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Данная методическая разработка включает в себя следующие разделы:

  1. Введение
  2. Задачи  и критерии выбора
  3. Игры и игровые упражнения с мячом 
  4. Методические рекомендации
  5. Список использованной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИГРЫ С МЯЧОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ»

Инструктор-методист по плаванию

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Белашова Мария Андреевна

Санкт-Петербург

2022

Содержание

Введение        3

Игровые упражнения с мячом        4

Методические рекомендации        6

Список использованной литературы        7


Введение

Известно, что плавание – один из немногих видов спорта, который разносторонне гармонически развивает все группы мышц ребенка, формирует правильную осанку; тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, а это предупреждает деформацию стопы, помогает избавиться от плоскостопия. Занятия плаванием способствует развитию у детей дыхательной мускулатуры. Ритмичное дыхание во время плавания благотворно действует на сердечно-сосудистую систему.\Плавание и игры в воде имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков и укрепления здоровья.

Занятия плаванием, купание, игры в воде оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции.

Игра – важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки. Игра, как и соревнование повышает эмоциональность занятий плаванием.

При помощи игр на воде с мячом решаются следующие задачи:

  1. Повторение и закрепление ранее полученных умений и навыков;
  2. Повышение эмоциональности на занятиях плаванием
  3. Воспитание самостоятельности, инициативы, решительности

Игры  с мячом в воде способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые играющими, не только сравнительно легко перестраиваются при последующей, более углубленной и усложненной технике движений, но и облегчают овладение ею. Для общефизической подготовки используются игры для овладения техникой ведения, передач, бросков, приема и ловли мяча.

Игры с мячом учат детей не боятся воды, выполнять в воде основные движения (ходьба, бег, бросание), погружаться под воду, преодолевать сопротивление воды.

Задачи  и критерии выбора игр

Тема работы предполагает решение следующих задач:

  • обеспечение безопасных условий для организации и проведения занятий по плаванию в игровой форме
  • создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды поддерживающей игру
  • использования игровых технологий для формирования устойчивого интереса детей к плаванию.

При подборке игр используются основные критерии выбора:

  • Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям выбранной возрастной группы.
  • В игре должны учитываться: уровень плавательной подготовленности. Физическое развитие детей.
  • В игре должны участвовать все занимающиеся.
  • Игры должны служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
  • При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль инструктора, учет индивидуальных особенностей детей, в зависимости от этого, осуществлять деление на команды, назначение водящих и т.д.

Игровые упражнения с мячом

  • Игры для детей младшего и среднего возраста.

МЯЧИК  - Дети стоят у бортика бассейна и держатся руками за поручень. Преподаватель начинает читать стихи:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый,красный,голубой –

Не угнаться за тобой!

В это время дети прыгают на обеих ногах, с головой уходя под воду. Не надо останавливаться, пока не закончатся слова.

БЕГОМ ЗА МЯЧОМ - Дети стоят у бортика бассейна в одну шеренгу. На небольшом расстоянии на воде лежат надувные мячи, количество которых равно числу играющих. По сигналу инструктора дети бегут за мячами, каждый берет один мяч и быстро возвращается на свое место.

РЕЗВЫЙ МЯЧИК - Играющие становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый имеет мячик, дети кладут его на поверхность воды на линии рта. Делая выдох, дуют на него, стараясь отогнать как можно дальше от себя, делая неоднократный вдох и выдох.По команде инструктора все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Выясняется, чей мяч отплыл дальше всех, - это самый «резвый мячик».

  • Игры для упражнения для детей старших и подготовительных групп.

ПЯТНАШКИ С МЯЧОМ - Выбираются два водящих, у них надувные мячи. По сигналу преподавателя дети разбегаются, а водящие догоняют их и бросают в них мяч. Пойманным считается ребенок, в которого попал мяч.

ВОДНОЕ ПОЛО - Играют 2 команды, цель каждой из команд защитить свои ворота  и забросить мяч в ворота противника. Продолжительность игры 2 тайма по 3 минуты.

НЕ ДАВАЙ МЯЧ ВОДЯЩЕМУ - Выбирается водящий. Игроки встают в круг, водящий в центр круга. Задача игроков передавая мяч друг другу не дать водящему перехватить мяч. Задача водящего отобрать мяч. Если водящий перехватил передачу мяча, то следующим водящим становится тот, кто делал последнюю передачу.

ВЫШИБАЛЫ - Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между ними. Вышибалы кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Задач вышибал попасть в игроков мячом, тот в кого попал мяч, считается выбывшим и сам становится на место вышибалы.

БАСКЕТБОЛ - Для игры нужны 2 обруча, закрепленные на воде. Они служат баскетбольными корзинами, в которые игроки двух команд должны забросить резиновый мяч. Он вводится в игру в центре поля. За попадание в кольцо начисляется одно очко. После этого игрок команды, проигравшей очко, вводит мяч в игру из-за лицевой линии. Правила разрешают передавать мяч, продвигать его в воде самостоятельно, делать броски издали. Мяч, вышедший за черту, вводится в игру участником противоположной команды. Игра делится на два тайма по 8-10 минут. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

ГОНКА МЯЧЕЙ - Играющие делятся на две команды, у каждой есть мяч. Команды становятся в шеренги. Задача – впередистоящий игрок должен передать сзади стоящему мяч между ног, погружаясь полностью в оду с головой. Следующий игрок должен сделать тоже самое и т.д. Последний игрок – передает мяч над головой впереди стоящему и так мяч должен дойти до первого игрока. Побеждает та команда, которая закончила первой.

 

МЯЧ В ВОЗДУХЕ - Играющие делятся на две команды. Игроки каждой команды располагаются в одну шеренгу друг к другу лицом на расстоянии 1 метр. Инструктор подбрасывает легкий резиновый мячик между стоящими в шеренгах игроками. Участники стараются овладеть мячом и не отдать его соперникам. Мяч не должен касаться воды. Если мяч упадет в воду, то команда проиграла. Игра продолжается до определенного количества побед.

МЯЧ ПО КРУГУ  - Играющие встают в круг по пояс в воде и передают легкий резиновый мяч друг другу, стараясь при этом не уронить его, участник допустивший ошибку, идет в середину круга. Его задача коснуться мяча. Водящего сменяет тот, кто не точно передал мяч партнеру.

  • Игры для младшего и среднего возраста

РЕЗВЫЙ МЯЧИК – дети становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки  друг от друга. Каждый имеет мячик или теннисный шарик, дети кладут его на поверхность воды на линии рта. Делая выдох, дуют на него, стараясь отогнать как можно дальше от себя, делая неоднократный вдох и выдох. По команде инструктора все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Выясняется, чей мяч отплыл дальше всех, - это самый «резвый мячик». Игра продолжается.

ЛОВИ МЯЧ – дети стоят в кругу, инструктор с большим мячом в центре круга произносит слова: «Миша, лови мяч!», «Ира лови мяч!» и т. д.

МЯЧИ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ – инструктор берет корзину с большими и маленькими мячами, показывает их детям, уточняет, какой мяч большой, а какой маленький, и разбрасывает их по бассейну. Сначала дается задание принести большие мячи и положить их в корзину, затем дети приносят маленькие мячи и кладут их в другую корзину. Когда все мячи собраны инструктор вместе с детьми проверяет все ли мячи заняли свои домики.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ – инструктор читает стихи:

Мой веселый,звонкий мяч,

Желтый, красный,голубой,

Ты куда помчался вскачь?

Не угнаться за тобой!

(С. Маршак)

Малыши имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова: « Не угнаться за тобой!» - дети убегают от инструктора в разные стороны, взрослый их догоняет.

Методические рекомендации

При выполнении игр и игровых упражнений с мячом надо уделять внимание каждому ребенку, находить слова одобрения, позволяющие ребенку непринужденно выполнять движения.

Упражнения,  предваряющие бросок в цель, для маленьких детей необходимы. Рука ребенка постепенно привыкает к мячу, движения становятся более уверенными, особенно важна работа кистью руки.

В младших группах необходимо постоянно обыгрывать действия с мячом : «маленький мяч легкий», «мяч может убежать – этот он играет с вами».

Во время игр или выполнения игровых упражнений инструктор постоянно комментирует действия и движения детей, корректирует их.Не оставлять без внимания тех детей, кто не смог выполнить задание, следует поработать с ними индивидуально, помочь развитию моторной памяти. Очень важно научить ребенка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только с силой, но и с меньшими усилиями, не отводя его далеко от груди.

При перебрасывании мяча друг другу напоминать детям, что они должны быть внимательными при приеме мяча – тот, кто ловит, не стоит неподвижно на месте, а выполняет ловлю мяча. Добиваться от детей хорошего управления движением мяча, умения мягко отталкивать его пальцами рук.

Техника передачи мяча усваивается детьми постепенно, поэтому не стоит их излишне торопить; в процессе обучения передаче мяча необходимо напоминать детям, что – локти следует опускать около туловища, стараться бросать мяч на уровне груди партнера, мяч сопровождать взглядом и определенным положение рук.

Отмечать любые успехи детей.

От педагога зависит интерес детей к занятиям, важно поддерживать его на протяжении всех моментов и даже тогда, когда делаются замечания по совершенствованию движений.

Игры подбираются в соответствии с поставленной определенной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде.

Нужно выбрать удобное место для руководства игрой. Инструктор постоянно наблюдает за играющими детьми  и готов в любой момент прийти на помощь.

Рекомендуется вначале объяснить детям правила игры и разучить ее на суше, и лишь после этого проводить занятие в воде. Если игра сложная и проводится в первый раз, желательно, чтобы преподаватель принял в ней личное участие.

Все описанные игры разделены по возрастным группам. Их использование во многом зависит от того, в каком возрасте будет начато обучение. В связи с этим возможно проводить игры, предназначенные. Например для старших дошкольников, на занятиях в младших и средней группах, но в облегченном варианте.

Список использованной литературы

  1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. – СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80.с.
  2. Рыбак, М.В. Раз, два, три, плыви….:метод.пособие для дошк. Образовательных учреждений / (Рыбак М. В., Глушкова Г. В., Поташова Г. Н.). – М. : Обруч, 2015. – 208 с.
  3. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. М.: Просвещение, 1991П. – 159 с.
  4. Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 88с.
  5. Протченко Т. А., Семенова Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М.:Айрис-пресс, 2013.- 80с.
  6. Дружинин Б.Л. как научить ребенка плавать. – М.: УЦ «Перспектива»,2006.- 32.с
  7. Соколова Н.Г. Плавание и здоровье малыша/ Н. Г. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 157 с.
  8. Еремеева Л. Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Издательство « ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее обучение детей раннего возраста на занятиях по плаванию в детском саду

Дошкольный возраст является самым благоприятным пери­одом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребенок получает и усваива­ет информации в неско...

Анкета для родителей «Занятия детей плаванием в детском саду»

РТ г.Альметьевск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенкаДетский сад №1 «Бэлэкэч»Рекомендуеться проводить в начале учебного года...

Развивающие обучение на занятиях по плаванию в детском саду

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ЗАНЯТИЕ № 1 «ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО» ЦЕЛИ: познакомить детей с бассейном, с правилами личной гигиены в бассейне, с водой; восп...

Основные моменты организации занятий по плаванию в детском саду

Польза от занятий плаванием, моменты организации...

Методическая разработка "Подвижные игры с мячом"

Подвижные игры с мячомСтарший и подготовительный возраст1. Съедобное-несъедобноеОдин игрок кидает другому мяч и называет слово, которое может означать что-то съедобное или нет. В первом случае мяч нуж...