Консультация для педагогов "Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей"
консультация по физкультуре

Копылова Наталья Владимировна

Консультация для педагогов "Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_may_2018.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Активный отдых

и самостоятельная двигательная деятельность детей».

                                                              Подготовила  инструктор

                                                по физической культуре

                                                  Копылова Наталья Владимировна

Май 2018 год

             Все процессы внутреннего мира ребёнка можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка и определяет его готовность к систематической учёбе в школе. В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности.

Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведёт к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребёнка ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребёнка может затруднять его общение с другими людьми. Двигательная культура влияет на нравственную сферу деятельности человека. Медлительность, неловкость в движениях вызывает насмешки сверстников и порождает комплекс неполноценности, неуверенности в своих возможностях, которая переносится и на учебную деятельность.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность организма и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Организационными формами работы, направленными на развитие двигательных качеств дошкольников являются: 1) учебная работа; 2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня; 3) активный отдых; 4) самостоятельная двигательная деятельность детей; 5) работа с семьей. Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневное развитие двигательных качеств ребенка. Остановимся на некоторых из них.

Активный отдых.

Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников и Дня здоровья. Сюда же можно отнести и прогулки за пределы участка. Проведение активного отдыха, а именно: физкультурных досугов и физкультурных праздников способствует:

  1. Укреплению здоровья и закаливанию детей, т.к. выполняются физические упражнения на воздухе.
  2. Созданию веселого праздничного настроения у детей и взрослых.
  3. закреплению двигательных навыков детей в основных движениях и спортивных упражнениях.
  4. Развитию у детей физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, скоростно-силовых качеств, ориентировки в пространстве.
  5. Пробуждению интереса детей к занятиям физическими упражнениями, стимулирование желания детей заниматься физической культурой, привитие самостоятельности и инициативы детей в играх.
  6. Воспитанию нравственно-волевых черт характера, целеустремленности, настойчивости, смелости, дружелюбия.
  7. Формированию в процессе активного отдыха положительных привычек и нравственных качеств: доброжелательности, готовности выручить товарища, заступиться за него, если нужно; умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
  8. Развитию творческой инициативы детей, способности создавать, реализовывать игровые замыслы, самостоятельно организовывать подвижные и другие игры, согласовывать друг с другом свои действия, вести себя в соответствии с сюжетом физкультурного праздника, взятой на себя ролью и правилами игры.
  9. Привлекать родителей к подготовке и активному участию в мероприятии вместе с детьми. Что приводит к объединению взрослых и детей общими целями.
  10. Созданию стойкого игрового коллектива, объединенного общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

 

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Физкультурные досуги организуются один раз в месяц со второй младшей группы. Длительность досуга составляет: вторая младшая и средняя группы – 20 минут, старшая и подготовительная группы – 30-45 минут. Физкультурные досуги не требуют специальной подготовки, а строятся на хорошо знакомом детям материале. В досуг включаются знакомые детям физические упражнения, подвижные, спортивные игры и игры – забавы, аттракционы, элементы танцев, игры с пением, хороводы, ритмическая гимнастика.

Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации:

• Досуг, построенный на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей. Так, детям с высокой двигательной активностью предлагают игры- упражнения на равновесие: «Пройди, не упади», на внимание: «Помни свое имя», «Собери предметы парами», «Будь внимателен». Детям с низкой двигательной активностью предлагаются игры- упражнения типа «Займи свой домик», «Удочка», «Перебежки», «Догони меня».

• Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь в этом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. Здесь также необходим индивидуально - дифференцированный подход.

• Физкультурный досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку.

• Физкультурный досуг «Веселые старты» строится в основном на играх- эстафетах, хорошо знакомых детям.

При проведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. В план досуга нужно включать упражнения и задания, позволяющие чередовать нагрузку на разные группы мышц, а также упражнения на внимание. Желательно предусмотреть использование музыки, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением, создаёт положительное эмоциональное настроение детей.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.

      Физкультурные праздники - это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей. Физкультурный праздник является эффективной формой активного отдыха детей. «Программой воспитания и обучения в детском саду» физкультурные мероприятия и праздники предусмотрены для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, им доступны коллективные взаимодействия в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизациях, они инициативны при выполнении порученных им ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов правильно воспринять оценку своих действий, поведения. Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата - все это сплачивают детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются их достижениям, поддерживают хорошее отношение между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным победам.

В содержание физкультурных праздников следует включать физические упражнения, игры с элементами соревнования, танцевальные движения, освоенные детьми на занятиях, сюрпризные моменты. Во время проведения праздника обязательно использование музыки, а в конце подводятся итоги. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Физкультурные праздники проводятся 2 - 3 раза в год (зимой и летом, продолжительностью до 45 минут для детей средней группы, до 1 ч для детей старшей и подготовительных групп. Темы праздников могут быть самыми разнообразными: «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка - зима», «Праздник Нептуна» и так далее.

При планировании и подготовке праздника необходимо:

• обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;

• подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

• выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;

• определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, а также приглашенных гостей;

• обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрение участников праздника.

       Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа. При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:

• недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых;

• недопустимо отбор участников - детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;

• при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий - выступлений, особенно игр соревновательного характера;

• необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей).

Активный отдых (физкультурные досуги и праздники) доставляют детям радость, удовольствие. Прививают бережное отношение к игрушкам и материалам, привычку самостоятельно поддерживать порядок в игрушечном хозяйстве. Активный отдых является средством активного физического развития дошкольников.

По утверждению известного советского физиолога Н.М.Щелованова эмоции в жизни ребенка играют очень важную роль

Самая ранняя стадия общения ребенка с миром – стадия эмоциональная. Таким образом, положительная эмоциональная обстановка должна быть постоянно в детском саду. Этому в значительной мере способствуют различные формы развлечений

Особое место в ряду развлечений занимают физкультурные развлечения. Физическая деятельность само по себе приятна. Мышечное движение есть источник сильнейшей радости, которую И.П.Павлов так и называл «чувство мышечной радости». Умеренная мышечная нагрузка всегда улучшает самочувствие и поднимает настроение. Физические нагрузки – лучший способ разрядки. Физкультурные досуги и праздники при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.

Организация активного отдыха не требует специальной подготовки детей. Он строится на знакомом материале. А если и используется новый, то он не должен вызывать у детей затруднений.

       Дни здоровья призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух. День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее. На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада. Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх. Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

    Прогулки за пределы участка (походы) – одна из форм активного отдыха детей дошкольного возраста. Подобные прогулки рекомендуется проводить с детьми старшей и подготовительной групп. В старшей группе летом детей можно водить на пешеходные прогулки на расстояние 2 км продолжительностью 25-30 минут в один конец. При этом воспитатель заранее намечает и проверяет маршрут, определяет, как можно использовать природные условия для упражнения детей в разных видах движений, где организовать отдых, игру, наблюдения. Зимой организуются лыжные прогулки на расстояние до 1,5-2 км в один конец.

С детьми подготовительной группы периодически, примерно один раз в квартал, в зависимости от сезона и погодных условий необходимо проводить пешеходные и лыжные прогулки длительностью 40-45 минут в один конец. Как и в старшей группе, воспитатель заранее определяет и проверяет маршрут, продумывает организацию детей, их деятельность и отдых (через каждые 15-20 минут). Расстояние для прогулки на лыжах должно равняться 2 км. Педагог учитывает физические возможности всех детей, заранее готовит к прогулке новичков и детей, физически недостаточно подготовленных (при этом необходим совет врача).

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников протекает под наблюдением воспитателя. Содержание и продолжительность занятий детей физическими упражнениями и играми определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

• Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на участке необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

• В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо".

• Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены общеразвивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр. Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Наряду с заводскими пособиями можно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат.

Примерное нестандартное оборудование, которое может быть использовано в работе с детьми:

• Массажёр "Орешки".

Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).

• Дорожка "Апельсиновая"

Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.

• Тренажёр "Поймай мяч ловушкой"

Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце.

Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.

• Тренажёр "Попади в кольцо"

Деревянное кольцо (диаметр - 40 см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м) с мягким шариком.

Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется:: играющие должны не только бросать, но и ловить.

• "Лыжи"

Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.

• Напольные шашки

Полотно размером 1на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки, лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.

Воспитатель ( инструктор) должен поддерживать двигательную активность детей, поощряя самостоятельное использование ими атрибутов для игр.

В первой младшей группе должно быть следующее физкультурное оборудование: стремянка, скамейки, бревно, доски, ящики для влезания, кубы, мячи, воротца, игрушки-двигатели (автомобили, тележки, коляски, паровозики и др.)

Детям второй младшей группы свойственна склонность к подражанию сверстникам, поэтому в группе необходимо иметь по нескольку экземпляров одного и того же физкультурного инвентаря, игрушек. Вместе с тем дети трёхлетнего возраста более самостоятельны в выполнении упражнений – продуманное, рациональное размещение оборудования будет побуждать их к движениям. Кроме того, воспитатель должен стимулировать детей к использованию имеющегося физкультурного инвентаря личным примером, поощрением.

Для детей средней группы характерен сравнительно устойчивый интерес к движениям, поэтому необходимо всячески поощрять игры с мячами, обручами, игрушками – двигателями, побуждать к самостоятельному использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов для подвижных игр. Необходимо поддерживать и поощрять самостоятельность дошкольников в организации подвижных игр и физических упражнений, обеспечивать смену видов деятельности, регулировать нагрузку на детей, учитывая их индивидуальные особенности. Планируя игры на воздухе, следует принимать во внимание и состояние погоды.

В старшей и подготовительной группах также необходимо побуждать детей в самостоятельной деятельности использовать физкультурный инвентарь, организовывать подвижные игры с элементами соревнования, народные и спортивные игры и спортивные упражнения. Воспитатель и нструктор) должен регулировать чередование различных видов деятельности, направлять интересы детей. В целях развития глазомера, точности движений можно проводить такие игры, как «Школа мяча», кегли, лапта. В зимнее время необходимо создать условия для скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках, ходьбы на лыжах, игры в хоккей, а в тёплый период года – для катания на велосипеде, игры в футбол, бадминтон, баскетбол и др. На участке желательна дорожка препятствий. При этом пособия располагают так, чтобы дети выполняли движения в определённой последовательности: бег, подлезание, упражнения в равновесии, прыжки с высоты, бег, ходьба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей...

Презентация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ»

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:  свободная деятельность воспитанников в условиях созданной пед...

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей...

Консультация для педагогов "Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении"

quot;Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении"...

Консультация для воспитателей «Самостоятельная двигательная деятельность детей»

Самостоятельная двигательная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста...

Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % детей приходит ...

Консультация для педагогов "Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей на прогулке"

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей.Двигательная активность- это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием ...