Методическая разработка по воспитанию учебно-значимых качеств у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Воспитание у детей учебно- значимых качеств для успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy_dlya_vospitaniya_uchebno.docx | 17.66 КБ |
kompleks_uprazhneniy_dlya_vospitaniya_uchebno.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для воспитания учебно-значимых
качеств дошкольника
Н.Г. Степанова, воспитатель логопедической гр.
ГБДОУ д/с 32 Приморского района Санкт-Петербурга
В ряду необходимых навыков и умений для успешной учёбы в школе можно выделить учебно- значимые качества, от которых в значительной степени зависит весь ход адаптации и успешность первоклассника, а, возможно , и в последующие годы его обучения.
Что же такое « учебно-значимые качества»? Без каких качеств трудно, а иногда невозможно добиться высоких учебных показателей первоклассника? Прежде всего нужно отметить умственную работоспособность, эмоциональную устойчивость, концентрацию внимания и усидчивость.
Как показывает практика, без такого «набора» будет нелегко усваивать учебный материал и успешно учиться в школе. А чем раньше взрослые начнут воспитывать и развивать у детей эти качества, тем меньше у него будет негативных проблем , и тем здоровее он будет физически и психически.
Воспитание этих самых качеств личности ребёнка длительный и сложный процесс. В этом помогут специально подобранные физические упражнения, которые будут ещё способствовать и снижению негативных последствий учебной нагрузки и укреплению здоровья.
Произвольное управление дыханием-это эффективное средство совершенствования адаптации к мышечным нагрузкам, повышения экономичности дыхания и системы кровообращения, контроля за состоянием нервной системы, общего оздоровления организма.
Грамотно реализуемые дыхательные упражнения помогают приобретению контроля за эмоциями и органами чувств, а также развивают умственную работоспособность, эмоциональную устойчивость, концентрацию внимания и усидчивость.
Дыхательные упражнения должны выполняться без напряжения, легко и свободно без фиксаций вдохов и выдохов. .
Особенность комплекса психофизических упражнений – выполнение физических упражнений, что требует помимо заострения поддержания статической позы, концентрации на внутренних ощущениях и высокой степени контроля за дыханием. Выполнение статических упр. ассоциируется с образными представлениями, что развивает способность концентрировать внимание, усидчивость и эмоциональную устойчивость.
Комплексы упр. разработаны для дошкольников среднего и старшего возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья .При работе с детьми можно взять несколько доступных для детей данной группы упражнений, а после их разучивания включать как часть в утреннюю гимнастику, бодрящую гимнастику, в динамические паузы между занятиями.
Каждое занятие должно включать физические упражнения и дыхательную гимнастику.
Упражнения:
« Поза горы»
О.С.-поза, в которой надо стоять твёрдо, как гора. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянуть, грудь подать вперёд, шею держать прямо. Вес тела не должен приходиться только на пятки. Удерживаем позу 20-30 сек.
« Руки за голову»
Из О.С. поднять руки вверх и сложить их на затылке. Грудная клетка развёрнута, дыхание свободное. Смотреть прямо перед собой. Удерживаем позу 20-30 сек.
« Поза танцора»
Встать прямо, руки вдоль туловища. Вес тела на левой ноге. Согнуть в колене правую ногу и захватить рукой лодыжку правой ноги, поднять левую руку вверх. Удерживаем позу 20-30 сек., затем меняем ногу.
« Яблонька- чудесница»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. С полным вдохом поднять над головой прямые руки через стороны, соединить ладони. Удерживаем позу 10 сек., затем опустить руки через стороны вниз. Пауза15 сек., затем повтор.
« Выпад в сторону»
Из о.с. руки развести в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе согнутой ноги примерно 90 градусов. Удерживаем позу 20 сек. Повторить то же на другой ногой.
« Выпад вперёд»
Из о.с. сделать глубокий выпад вперёд, руки поднять через стороны вверх, ладони сложить вместе. Удерживаем позу 15 сек. Повторить другой ногой.
« Ласточка»
Из о.с. наклониться вперёд. Вытянуть правую ногу назад параллельно полу, руки вытянуть вперёд. Удерживаем позу 10 сек, поменять ногу, повторить.
« Полное дыхание»
О.с., медленные вдохи и выдохи. Во время вдоха живот « надувается», привыдохе наоборот, втягивается 10 сек.
« Резкие выдохи»
Выполнить не спеша плавный вдох и сделать резкий выдох. За этим вновь следуют глубокий вдох и резкий выдох. Вдох и резкий выдох чередовать непрерывно один за другим. Выполнить 5-7 циклов.
« Движения руками и вдохи»
Встать прямо, ноги на ш.п., руки опущены. Поднять руки вперёд вверх, выполнить вдох. Опустить руки через стороны- выдох. Повторить 5 раз.
« Разведение рук»
Из о.с. вытянуть прямые руки вперёд. Выполнять глубокие вдохи и выдохи: на вдохе руки развести в стороны назад, на выдохе вернуть руки в положение вперёд. Повторить 10 раз.
Литература:
Журнал «Управление» №1/2016г. Копылов Ю.А., Ивашина И.В.
« Комплекс упражнений для воспитания учебно-значимых качеств» ( готовим детей к школе)
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для воспитания учебно-значимых
качеств дошкольника
Н.Г. Степанова, воспитатель логопедической гр.
ГБДОУ д/с 32 Приморского района Санкт-Петербурга
В ряду необходимых навыков и умений для успешной учёбы в школе можно выделить учебно- значимые качества, от которых в значительной степени зависит весь ход адаптации и успешность первоклассника, а, возможно , и в последующие годы его обучения.
Что же такое « учебно-значимые качества»? Без каких качеств трудно, а иногда невозможно добиться высоких учебных показателей первоклассника? Прежде всего нужно отметить умственную работоспособность, эмоциональную устойчивость, концентрацию внимания и усидчивость.
Как показывает практика, без такого «набора» будет нелегко усваивать учебный материал и успешно учиться в школе. А чем раньше взрослые начнут воспитывать и развивать у детей эти качества, тем меньше у него будет негативных проблем , и тем здоровее он будет физически и психически.
Воспитание этих самых качеств личности ребёнка длительный и сложный процесс. В этом помогут специально подобранные физические упражнения, которые будут ещё способствовать и снижению негативных последствий учебной нагрузки и укреплению здоровья.
Произвольное управление дыханием-это эффективное средство совершенствования адаптации к мышечным нагрузкам, повышения экономичности дыхания и системы кровообращения, контроля за состоянием нервной системы, общего оздоровления организма.
Грамотно реализуемые дыхательные упражнения помогают приобретению контроля за эмоциями и органами чувств, а также развивают умственную работоспособность, эмоциональную устойчивость, концентрацию внимания и усидчивость.
Дыхательные упражнения должны выполняться без напряжения, легко и свободно без фиксаций вдохов и выдохов. .
Особенность комплекса психофизических упражнений – выполнение физических упражнений, что требует помимо заострения поддержания статической позы, концентрации на внутренних ощущениях и высокой степени контроля за дыханием. Выполнение статических упр. ассоциируется с образными представлениями, что развивает способность концентрировать внимание, усидчивость и эмоциональную устойчивость.
Комплексы упр. разработаны для дошкольников среднего и старшего возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья .При работе с детьми можно взять несколько доступных для детей данной группы упражнений, а после их разучивания включать как часть в утреннюю гимнастику, бодрящую гимнастику, в динамические паузы между занятиями.
Каждое занятие должно включать физические упражнения и дыхательную гимнастику.
Упражнения:
« Поза горы»
О.С.-поза, в которой надо стоять твёрдо, как гора. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянуть, грудь подать вперёд, шею держать прямо. Вес тела не должен приходиться только на пятки. Удерживаем позу 20-30 сек.
« Руки за голову»
Из О.С. поднять руки вверх и сложить их на затылке. Грудная клетка развёрнута, дыхание свободное. Смотреть прямо перед собой. Удерживаем позу 20-30 сек.
« Поза танцора»
Встать прямо, руки вдоль туловища. Вес тела на левой ноге. Согнуть в колене правую ногу и захватить рукой лодыжку правой ноги, поднять левую руку вверх. Удерживаем позу 20-30 сек., затем меняем ногу.
« Яблонька- чудесница»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. С полным вдохом поднять над головой прямые руки через стороны, соединить ладони. Удерживаем позу 10 сек., затем опустить руки через стороны вниз. Пауза15 сек., затем повтор.
« Выпад в сторону»
Из о.с. руки развести в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе согнутой ноги примерно 90 градусов. Удерживаем позу 20 сек. Повторить то же на другой ногой.
« Выпад вперёд»
Из о.с. сделать глубокий выпад вперёд, руки поднять через стороны вверх, ладони сложить вместе. Удерживаем позу 15 сек. Повторить другой ногой.
« Ласточка»
Из о.с. наклониться вперёд. Вытянуть правую ногу назад параллельно полу, руки вытянуть вперёд. Удерживаем позу 10 сек, поменять ногу, повторить.
« Полное дыхание»
О.с., медленные вдохи и выдохи. Во время вдоха живот « надувается», привыдохе наоборот, втягивается 10 сек.
« Резкие выдохи»
Выполнить не спеша плавный вдох и сделать резкий выдох. За этим вновь следуют глубокий вдох и резкий выдох. Вдох и резкий выдох чередовать непрерывно один за другим. Выполнить 5-7 циклов.
« Движения руками и вдохи»
Встать прямо, ноги на ш.п., руки опущены. Поднять руки вперёд вверх, выполнить вдох. Опустить руки через стороны- выдох. Повторить 5 раз.
« Разведение рук»
Из о.с. вытянуть прямые руки вперёд. Выполнять глубокие вдохи и выдохи: на вдохе руки развести в стороны назад, на выдохе вернуть руки в положение вперёд. Повторить 10 раз.
Литература:
Журнал «Управление» №1/2016г. Копылов Ю.А., Ивашина И.В.
« Комплекс упражнений для воспитания учебно-значимых качеств» ( готовим детей к школе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Роль педагога в воспитании нравственно – волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх"
Игра используется в педагогическом процессе детского сада, во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать внимание, память,...
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...
Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...
Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»
Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...