Социализация детей с ОВЗ на занятиях по физической культуре, посредством русской народной игры Городки
материал по физкультуре (старшая группа)
Данный мастер-класс поможет обучить дошкольников с ОВЗ русской народной игре "Городки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_s_ovz_na_zanyatiyah_po_fizicheskoy_kulture.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социализация детей с ОВЗ на занятиях по физической культуре, посредством русской народной игры Городки»
Подготовила:
инструктор по ФК
МБДОУ д/с № 1
Подгорная Е.Н.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить таких деток к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
«Век информационных технологий окружил нас гаджетами, но успешность любого взрослого человека в обществе определяется его умением владеть собой, действовать в команде, управлять вниманием и учитывать интересы других людей. И эти качества уже с самого раннего детства можно вырабатывать с помощью тренировок в играх. Особенно важно это для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современные родители задумываются об осознанном воспитании детей и передовых методиках, но специалисты советуют: прежде чем экспериментировать с новейшими психологическими «инструментами», стоит заглянуть в историю собственного народа, где в национальных играх и традициях можно найти не только развлечение, но и способ развития и даже коррекции поведения детей.
Здесь на помощь родителям и специалистам и приходят народные игры, в процессе которых можно проработать и закрепить адекватные поведенческие реакции, навыки распознавания собственного эмоционального состояния и эмоций других. Да и в целом такой формат поможет найти взрослым и детям взаимопонимание и подарит радость общения друг с другом. Игра — важнейшее средство саморазвития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, путь непроизвольной тренировки не только физических, но и психических свойств и качеств: внимания, памяти, наблюдательности, терпения, воли. Игры — первоначальная школа формирования нравственных качеств таких детей, в том числе их способностей к пониманию другого, к партнерству, сотрудничеству, самоограничению, самоорганизации.
Сегодня мой мастер-класс будет посвящён старинной русской народной игре ГОРОДКИ. Кто сегодня с ней познакомится впервые, а кто-то, может быть, возьмёт из нашей встречи что-нибудь полезное и интересное для своей работы.
С чего же начинать обучение игре Городки? Конечно же с беседы-знакомства. Это может быть презентация или же просто рассказ «Об удивительном городе, в котором живут разнообразные фигуры, каждая из которых имеет своё название и обязательно состоит из 5 городков», об истории возникновения игры городки, что это очень старинная русская народная игра, в которую играли наши бабушки и дедушки.
Знакомство с городошными фигурами
Можно построить разные городошные фигуры и дать детям возможность угадать или пофантазировать, как эти фигуры называются. Если у детей возникают затруднения, можно загадать им загадки. Например:
Эта фигура в столовом приборе.
Лежит на столе у тарелки в наборе. (ВИЛКА)
А этой фигурой можно играть.
Например, в бадминтоне Волан отбивать. (РАКЕТКА)
Фигура эта летит высоко.
Гудит: «У-у-у. Я везу людей в Москву».(САМОЛЁТ)
Эта фигура ярко горит.
На верхушке ёлки в Новый год блестит.(Звезда)
Эта фигура спасёт от жары.
Даст у бабушки в деревне напиться воды.(КОЛОДЕЦ)
Эта фигура живёт на дне реки.
Она может ползать вперёд, а может и наоборот. (РАК)
Эта фигура – послание или сообщение.
Его пишут, чтобы отправить родным поздравление. (ПИСЬМО)
Так же можно предложить детям построить свою фигуру и придумать ей названия и потом выбивать ее в процессе игры.
Когда дети познакомятся с городошными фигурами, знания можно закрепить следующим игровым упражнением:
Игровое упражнение «Займи свой город»
Дети ходят – врассыпную по площадке, выполняя задания (ходьба на носках, на пятках, высоко поднимая колено) с цветными городками в руках (по 5 городков одного цвета). По сигналу «1-2-3 – домик свой скорей найди!» найти домик – круг, одинаковый по цвету с городком и построить там городошную фигуру «забор», «бочка», «самолёт» и быстро взяться за руки, образовав круг, а затем строят новые фигуры– звезда и стрела.
Это упражнение помогает не только закрепить знание о городошных фигурах, но и так же помогает закрепить цвета, развивает внимание, память.
Игра «Передай городок» (по кругу)
Игра «Придумай упражнение под музыку»
Если обучение игре проходит в зале, можно закрепить знания построением «живых городошных фигур». Это упражнение не только закрепляет знания о городошных фигурах, но помогает коллективному взаимодействию детей, умению договориться в процессе упражнения.
Когда дети познакомятся с городошными фигурами, можно переходить к знакомству с битой!
Игра «Живые фигуры»
Знакомство с битой.
Фигуры мы строить научились, а вот для игры нам чего-то не хватает! Ведь игра в городки заключается в выбивании городошных фигур. А что нам понадобится для этого, конечно бита. А теперь подойдите и выберите себе биту, а потом скажите, какие упражнения можно сделать с битой? Правильно, её можно бросать разными способами: сбоку, сверху, как копьё; можно подбрасывать и ловить, передавать друг другу и катать. Давайте немного поиграем с битой и научимся ею управлять. Здесь можно провести игровые упражнения: «Подбрось-поймай», «Кто быстрее передаст биту в звеньях», «Кто дальше бросит» и т.д.
ИГРОВОЕ Упражнение «Передай биту».
1. «Над головой в звеньях»(последний становится первым)
2. «Эстафета» (оббегают вокруг цветного кружка, передают следующему и становятся в конец колонны).
Как действовать с битой? Давайте научимся её правильно держать: для этого берём за конец четырьмя пальцами снизу, а большим пальцем сверху.
Теперь научимся правильно принимать стойку городошника: повернёмся левым боком к городку, ноги на ш.п, левая впереди, правая сзади (при броске правой рукой). Корпус отводим немного назад. Замахиваясь битой, переносим тяжесть тела на правую ногу, а во время броска на левую.
Теперь мы поупражняемся правильно выполнять замах и бросок. При этом хочу вам напомнить очень важное правило: во время броска нельзя отвлекаться и спешить. Сначала мы научимся прицеливаться и сбивать один городок, а затем целую городошную фигуру.
Игровое упражнение «Метни стрелу»
Попадание битой в городок или кеглю правой и левой рукой поочерёдно. Кто самый меткий?
Когда дети освоят бросок биты, научатся правильно строить городошные фигуры, можно переходить к следующему этапу.
«Играем по правилам».
«А теперь будем играть по настоящим правилам. Посмотрите, какие линии и фигуры есть у нас на городошном поле:
2 квадрата (1*1м) и на расстоянии 1 метр друг от друга – это города-крепости, в которых живут городошные фигуры.
На расстоянии 3-4 метра от передней линии города проводится черта –кон, с которого начинается игра.
А между городом и коном на расстоянии 3-2,5 м. от «Города»- полукон. С которого выбивают лишь тогда, когда хотя бы один городок выбит из «города».
Большая часть фигур устанавливается на передней линии города. Каждый игрок имеет две биты и начинает игру с линии кона. Если имеются сложности с инвентарём, можно игрокам дать по одной бите, но следить, чтобы броски выполнялись и правой и левой рукой.
Игру начинает та команда, которая первая получит право по жребию. Когда выбиты все городки одной фигуры, ставится новая. Побеждает команда, которая наименьшим броском бит, выбьет все фигуры данной партии. В процессе игры все должны соблюдать дисциплину, порядок, очерёдность броска. Если игрок бросает биту, остальные стоят на расстоянии позади него, чтобы избежать травм.
Игра в ГОРДКИ по правилам.
Когда игра по правилам будет освоена, можно устраивать соревнования между возрастными группами.
Так же в процессе обучения нужно предоставить детям возможность для самостоятельной деятельности. Здесь задания могут быть разнообразными, например: стать автором новой фигуры, включить разные по жанру мелодии и предложить детям потанцевать с городками и т.д.
В процессе игры дети с ОВЗ получают массу положительных эмоций от игр, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. В них находит выражение присущая дошкольникам потребность в движении, общении со сверстниками, заключается «пища» для работы ума, воображения. Игры приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой игре решается комплекс образовательных задач. Обстановка соревнований побуждает детей к движению и таким образом повышает двигательную активность детей, побуждает к общению. При этом малоактивные дети так увлекаются движением, что забывают об усталости, о том, что что-то не умеют делать, о своей неуверенности, что способствует формированию у малоподвижных детей силы воли и организационных умений. А гиперактивные дети целенаправленно стремятся к результату, а не просто к действию.
Дошкольники, активно участвующие в занятиях, играх и соревнованиях в детском саду, становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе, охотно передают свой игровой опыт другим детям, включают в свои игры взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по физической культуре, построен на подвижных играх и по мотивам русской народной сказки «РЕПКА». (Для детей второй младшей группы)
Цель: приобщение детей к физической культуре через различные виды деятельности.Образовательные задачи:Коммуникативная деятельность:- учить правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечат...
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной игры «Лапта»
(обобщение опыта)...
ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...
Интегрированное занятие по физической культуре с элементами народного искусства "Русские народные традиции и игры"
Цель : развитие интереса и формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников посредством разнообразных физических упражнений и подвижных игр с составляющей народным искусством.Програ...
Практикум «Приобщение воспитанников ДОО к истокам русской национальной культуры посредством русских народных песен, народных игр».
laquo;Приобщение воспитанников ДОО к истокам русской национальной культуры посредством русских народных песен, народных игр»....