Педагогический опыт
учебно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеберезниковский детский сад «Теремок»
Педагогический опыт
старшего воспитателя и инструктора по физической культуре
Кунаевой Алёны Владимировны
по теме:
«Использование батутов в процессе физического воспитания дошкольников»
1. Актуальность опыта
Современное общество и ФГОС ДО ставят перед педагогами задачи по сохранению и укреплению здоровья детей. И моя роль, как инструктора по физической культуре, не просто научить ребенка правильно выполнять основные виды движений, но и сделать все, чтобы каждому воспитаннику было интересно заниматься спортом. Я стараюсь не стоять на месте и повышать свою квалификацию, изучаю методическую литературу, обмениваюсь опытом с коллегами. Все это позволяет мне внедрить в практику нашего детского сада такие здоровьесберегающие технологии, как различные направления оздоровительной гимнастики для профилактики нарушений зрения, дыхания, опорно-двигательного аппарата. Понимая, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание и что дети этого возраста способны сосредоточиться в основном на том, что им нравится, а не на том, что «нужно» мне, я стараюсь так построить физкультурно-оздоровительную работу, чтобы детям было интересно и увлекательно. Для этого использую музыкальное сопровождение, путешествия по сказкам, элементы соревнований. Я полностью согласна с выражением И. Сеченова, который говорил, что «ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна».
Особое место в процессе физического воспитания занимают упражнения со спортивными снарядами и физкультурно-оздоровительными тренажерами, которые при систематическом использовании являются надежным средством профилактики гиподинамии и гипокинезии у детей. Одним из таких физкультурно-оздоровительных тренажеров является тренажер – батут.
2. Идея опыта
Сущность опыта состоит в использовании данного тренажера для детей дошкольного возраста, для развития вестибулярного аппарата и чувства равновесия. Способность сохранять равновесие в вертикальном положении – одной из важнейших условий жизнедеятельности человека. Удержание стабильного равновесия является одним из значимых показателей моторно-двигательного развития детей необходимых для освоения новых, более сложных действий.
3. Условия формирования опыта
Я использую маленький батут для детей в качестве тренажера для развития и улучшения координации движения, чувства ритма и равновесия.
Упражнения на батуте способствуют:
укреплению вестибулярного аппарата;
улучшению физической формы и общего состояния здоровья;
развитию координации движений;
работе всех групп мышц.
Подготовка в прыжках на батуте - сложная развивающаяся система, основными принципами действия которой являются:
• принцип комплексности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон образовательного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
• принцип преемственности, определяющий строгую последовательность изучения программного материала по этапам обучения (от простого к сложному, положительного переноса навыка и т. д.) и соответствия его перспективным требованиям высшего спортивного мастерства, для обеспечения в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, постепенного роста показателей всех сторон подготовленности;
• принцип вариативности, предусматривающий в зависимости от этапа многолетней подготовки максимальный учет индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок.
При обучении детей прыжкам на батуте следует тщательно и индивидуально подходить к начальным этапам обучения. У многих детей при виде такого тренажера как батут появляется чувство неуверенности, скованности и даже страха перед возвышенной и пружинящей поверхностью.
Перед тем, как начать выполнять упражнения и прыжки на батуте, необходимо провести с детьми ряд бесед. В данных беседах целесообразно использовать загадки, стихи, наглядный материал, презентации. Как один из вариантов, можно применить эвристическую беседу. Дать представление детям о батуте, его устройстве, о разнообразных видах данного спортивного оборудования. Познакомить детей с историей батута (в доступной для них форме, рассказать о спортивных соревнованиях по прыжкам на батуте, о спортсменах, о правилах безопасности при выполнении упражнений на батуте.
Овладение навыками прыжков на батуте я разделила на несколько этапов:
• Первый этап- это первоначальное разучивание прыжков (овладение движением).
• Второй этап - углубленное разучивание-совершенствование прыжков (автоматизация).
• Третий этап - закрепление навыка и совершенствование техники – усложнение.
При обучении детей прыжкам на батуте обязательно используются такие приемы как: объяснение и показ упражнений. Я использую музыкальное сопровождение (аудиозапись, бубен, хлопки, ритмичный текст (стихотворение, считалка и т. п., наглядный материал для развития зрительного восприятия, внимания, мышления.
Тренажер-батут можно использовать в упражнениях, подвижных играх, эстафетах, полосе препятствий, спортивных праздниках и досугах.
Во время обучения детей прыжкам на батуте надо учитывать, что при использовании тренажера батут, имеются и противопоказания:
• Травмы или заболевания опорно-двигательного аппарата;
• Головокружение, боли в сердце, в груди;
• Нельзя прыгать во время простуды, при усталости и после еды.
Предполагается, что использование батутов и выполнение физических упражнений с использованием данного тренажера повысит уровень физической подготовленности, интерес к физической культуре. Для этого была поставлена задача: изучить содержание и особенности методики использования батутов в дополнительных занятиях по физической культуре.
6. Продуктивность опыта.
При использование батутов в процессе физического воспитания дошкольников, я обратила внимание, что наши ребятишки меньше болеют, у них улучшилась осанка, внимание, настроение. При совместной работе с медицинскими работниками, было отмечено, что за время использования опыта появилось положительное влияние на состоянии сводов стопы.
Заключение.
Проводимая физкультурно – оздоровительная работа в детском саду за последние два года считаю успешной.
Хорошая физическая подготовка необходима всем детям – для более гармоничного и полноценного развития организма. Одним из универсальных средств такой подготовки являются прыжки на батуте, которые способствуют развитию таких основных спортивных способностей, как координация, сила, выносливость.
Возникшие в ходе работы трудности будут преодолены.
Планирую использовать новейшие технологии оздоровления детей, применять и внедрять в своей деятельности современные достижения и разработки в области дошкольного физического воспитания.
Опыт моей работы с детьми можно рекомендовать инструкторам по физической культуре дошкольных учреждений любого типа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...
"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт
Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....