Закаливание детей в ДОУ
статья по физкультуре

Плахова Людмила Андреевна

Рекомендательная статья для воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_v_dou.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Физиологическая сущность закаливания и его принципы

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Это выработка условного рефлекса на то или иное раздражение. Следовательно, это тренировочный процесс, построение которого для достижения максимального конечного эффекта должно быть подчинено определенным физиологическим законам, лежащим в основе механизма выработки условного рефлекса.

Биологической основой всякого тренировочного процесса, в том числе и закаливания, является адаптация к воздействующим нагрузкам, в основном кумулятивная адаптация. Она характеризуется приспособительными изменениями, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий. Приобретенные в результате кумулятивной адаптации свойства носят устойчивый характер и сохраняются в течение некоторого времени после прекращения внешних воздействий.

Приспособительные изменения, происходящие в организме ребенка в процессе закаливания, проходят две стадии: переходную и стационарную. В первой стадии происходит собственно процесс адаптации (закаливание), во второй – достигается состояние адаптации (закаленность), и, если на организм не будет оказано новых воздействий или величина нагрузок будет недостаточной, начнется процесс реадаптации, постепенного возврата всех систем организма к начальному уровню функционирования.

Закаливающий эффект (закаленность) достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки. Закаленность специфична, так как определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию закаливающего фактора (при воздействии холодом – к холоду, теплом – к теплу).

Организм дошкольников характеризуется недостаточной функциональной готовностью физиологических систем, назначением которых является поддержание теплового комфорта.

Поэтому детский организм отвечает неблагоприятными реакциями даже на незначительные отклонения в погоде. Именно в раннем и дошкольном возрасте закаливание приобретает особое значение.

Основы закаливания детского организма разработаны в начале XX в. Г.В. Сперанским и заключаются в следующем:

• выбор способа закаливания зависит от климатических условий региона проживания (на севере – к холоду, на юге – к жаре, в горах – к пониженному атмосферному давлению);

• закаливание должно проводиться путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды и др.);

• проводить закаливание можно лишь при полном здоровье (организм в состоянии выраженного напряжения адаптационных механизмов или дизадаптации не может адекватно реагировать на внешние воздействия);

• проведению закаливающих воздействий должен сопутствовать положительный эмоциональный фон (закаливание по принуждению, сопровождаемое плачем и криком – бесполезное занятие);

• закаливающие воздействия должны проводиться с соблюдением индивидуальных особенностей здоровья и степени закаленности организма. При проведении закаливающих мероприятий в ДОУ всех детей по состоянию здоровья делят на три группы: 1 группа – дети без ограничений по комплексу закаливающих процедур (здоровые, ранее закаливаемые); 2 группа – дети с ограниченным объемом закаливающих процедур (здоровые дети, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья); 3 группа – дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации или в периоде реконвалесценции после острых заболеваний);

• закаливание должно проводиться систематически (при нарушении систематичности терморегуляционный рефлекс ослабевает и уже через неделю устойчивость детского организма к холодовому воздействию снижается);

• необходимо последовательное использование закаливающих воздействий (к водным процедурам можно приступать после того, как ребенок привык к воздушным, вызывающим меньшее напряжение в организме и т. д.).

В дополнение к этим принципам М.Е. Маршак указывал:

• на необходимость непрерывности воздействия закаливающих процедур (процесс закаливания не должен прерываться на длительное время, а интервалы отдыха между сериями нагрузок должны быть минимальными);

• на обязательность повторяющихся охлаждений закрытых участков тела;

• на проведение закаливания в активном двигательном режиме, т. е. при мышечной работе. Интенсивная мышечная деятельность, обеспечивая усиленную теплопродукцию, покрывает вызванную охлаждением теплоотдачу. Это дает возможность переносить без всякого вреда для организма гораздо более сильное холодовое раздражение, чем в состоянии покоя.

В настоящее время в методику закаливания внесены существенные дополнения:

• должна соблюдаться полиградационность воздействия закаливающими процедурами, попеременная направленность на разные участки тела, чередование их по силе и характеру:  общие и местные, сильные и слабые, короткие и длительные; только холод, холод и тепло, в сочетании с физическими упражнениями или без них и т. д., с тем, чтобы выработалась готовность организма к оптимальному реагированию на широкий диапазон перепадов температур.

• должны сочетаться общее и местное закаливания. Местная адаптация части тела не отражает общей приспособленности организма к воздействию холода, т. е. закаливая только руки или ноги, нельзя добиться общей закаленности организма. Оптимальная устойчивость достигается только тогда, когда закаливанию подвергаются как наиболее уязвимые части тела (стопы, шея, поясничная область и др.), так и все тело;

• закаливание можно проводить только при благоприятном тепловом состоянии организма (закаливание замерзшего ребенка – бесполезное занятие);

• необходимо учитывать предшествующую деятельность организма (закаливание утомленного, раздраженного ребенка – не только бесполезное, но и вредное занятие);

• каждую последующую закаливающую процедуру необходимо выполнять при полностью восстановленном температурном фоне организма, чтобы избежать его переохлаждения;

Планирование закаливающих воздействий исходит из режима закаливания:

• начальный – тренировка информационной функции организма и дальнейшее ее усовершенствование;

• оптимальный – тренировка физической и в меньшей степени химической терморегуляции. Этот период характеризуется более длительным и более глубоким воздействием закаливающих процедур, их многообразием по составу и точкам приложения.

Благоприятная ответная реакция организма – показатель переносимости нагрузки холодом на организм. Напротив, появление дрожи, «гусиной кожи», побледнения кожных покровов – показатели чрезмерного увеличения силы раздражителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Рекомекндации родителям по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...

Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы

Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "

ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...