Статья на тему: Трехстороннее влияние на развитие ребенка, с помощью логоритмических упражнений на физкультурных занятиях.
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пономарева Наталья Александровна

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Ритмическая организация является основой жизни. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развиваемся играя24.12 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13

    общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  познавательно-речевого

                  развития воспитанников  Петродворцового района Санкт-Петербурга.

                                               Статья на тему:

                Трехстороннее влияние на развитие ребенка,

с помощью логоритмических упражнений на физкультурных занятиях.

Инструктор по физической культуре:

                                                                                        Пономарева Н.А.

                                                                       ГБДОУ детский сад №13

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Ритмическая организация является основой жизни. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению педагога и композитора Эмиля Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Движения – одно из условий постоянного роста и развития ребенка. Всем известно, что дети развиваются в игре. Она воздействует на эмоциональное состояние человека, с ее помощью можно успокоить или наоборот, активизировать ребенка. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр и игровых упражнениях. Велика роль подвижных игр и игровых упражнений, в том числе со словесным сопровождением для развития мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности и, конечно, же для ускорения развития речи. В настоящее время актуальна проблема развития речи у дошкольников. Поэтому мы педагоги можем оказать помощь, в условиях детского сада на физкультурных занятиях, в структуру, которых входят логоритмические упражнения. С целью повышения двигательной активности, укрепления дыхательной системы, развития речевых функций у детей на занятиях по физической культуре хорошо использовать элементы логоритмики с дыхательными упражнениями.

Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В Логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. 

  Логопедическая ритмика в физическом воспитании развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук.

  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

 Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения могут выполнять с детьми и учитель – логопед, и музыкальный руководитель, и инструктор по физкультуре, и воспитатель. Тематика таких упражнений может быть различна.

  На первых занятиях дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, на последующих занятиях произносят словесный материал вместе с выполнением упражнений. Чтобы интерес к занятию не угасал, можно заменять или дополнять словесно-двигательный материал. Дети выполняют все занимательные упражнения поточным способом. Необходимо включать в занятие на первых минутах утомления.

  Элементы логоритмики в вводной части занятия формируют эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повышают двигательную активность, а упражнения на дыхание укрепляют мышцы дыхательной системы. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох - несколько длительнее вдоха. Полный выдох освобождает легкие от отработанного воздуха, что рефлекторно усиливает вдох. Дети делают вдох носом, на выдохе произносят звуки, сочетания звуков, односложные или многосложные слова, например: «Фыр!» – лошадка фырчит, «Мур!» – кошечка поет, «У-у-у!» – гудит самолет, «Ку-ка-ре-ку!» – поет петушок, «Х-ш-с!» – звуки леса и другие, одновременно выполняя двигательные упражнения.

Игры и игровые упражнения со словесным сопровождением в сочетании с движениями хорошо использовать в заключительной части занятия. Они помогают успокоить, привести организм в соответствующую норму после двигательной активности, сплачивают детский коллектив, помогают освободиться детям от своих комплексов.

В результате использования элементов логоритмики на физкультурных занятиях в сочетании с другими средствами у детей возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, улучшает кислородный обмен, гоняет кровь, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

  Таким образом, использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе. Эффективность работы в данном направлении возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ и систематическом применении.

2.Я вам предлагаю познакомится с некоторыми логоритмическими упражнениями на занятиях по физической культуре.  

«Дождик» (на слова песни «Дождик» Е. Попляновой)

(Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя круг)

Дождик бегает по крыше похлопывают ладонями по спинкам друг друга. Бом! Бом! Бом!

По весёлой, звонкой крыше постукивают пальчиками. Бом! Бом! Бом!

- Дома, дома посидите, поколачивают кулачками. Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, растирают рёбрами ладоней. Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте, кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями. Бом! Бом! Бом!

Я уйду – тогда играйте, поглаживают ладонями. Бом! Бом! Бом!

Затем дети поворачиваются на 180 и повторяют массаж.

«Лошадка»

- Я лошадка - серый бок, выполняют прямой галоп Цок, цок, цок!

Я копытцем постучу, «бьют копытцем» Цок, цок, цок!

Если хочешь, прокачу, выполняют прямой галоп Цок, цок, цок, цок!

«Кошки»

Я сидела на рябине- ступни ног отводим в разные стороны

Меня кошки теребили- поднимаем ступни ка «велосипедик едем»

Малые котяточки – по коленям идеи пальцами всей кисти

Царапали за пяточки- трогаем себя за пяточки.

«Птички»

Полетели, полетели- разведёнными руками делаем подъем вверх

И до неба долетели- руки над головой кисти вверх

В стороны разлетелись- руки в стороны кисти опущены

На заборчик сели- прижимаем к коленям руки

«Лягушки» (с палочками)

Сели дружно на лугу – стучим слева и справа палочками об пол

Зеленые лягушки- стучим основанием палочек друг о друга

Купались весело в пруду - стучим палочка о палочку и об пол

Забавные квакушки – стучим палочками одновременно по полу

Ква Ква Ква Ква-зеленые лягушки -стучим основанием палочек друг о друга

Ква Ква Ква Ква Ква Ква Ква - забавные квакушки - стучим палочками одновременно по полу

«Паровоз»

- Мы в вагончиках сидим-покачивание головой вправо, влево

Мы сидим, мы сидим!

И в окошечко глядим- «выглядывают в окошечко» вправо, влево

Весело глядим!

Едет, едет паровоз - движение руками «паровоз»

Сто колес, сто колес.

Ребятишек он повез- покачивание головой вправо, влево

Весело повез.

«Осень»

Дни становятся короче (присесть, прямые руки вперёд),

Но зато длиннее ночи (встать, руки развести в стороны),

Листья жёлтые кружатся (кружение на месте, руки поднять вверх ,опустить),

Тихо на асфальт ложатся ( кисти двигаются, имитируя падающие листья).

Птицы улетают (присесть, кисти рук касаются пола, стоя на носочках, махать прямыми руками как крыльями )

В тёплые края

«До свиданья, птицы» (махать правой поднятой рукой),-

Говорю им я.

Грустно стало очень ( руки опущены,голова наклонена),

Потому что осень.

3.Методика «Неоконченное предложение».

Сегодня семинар помог мне убедиться….

Я узнал…..

В ходе семинара мне было…..

В дальнейшем хотелось бы…

Желаю….

Основная цель Логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы (мелкой и крупной моторике).

Коррекционные задачи логоритмики:

- преодоление основного речевого нарушения;

- развитие функций контроля и само регуляции;

- развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Образовательные задачи логоритмики:

- формирование двигательных навыков и умений;

- знакомство с разнообразием движений;

- знакомство с пространственной организации тела;

- знакомство с некоторыми музыкальными понятиями.

Воспитательные задачи логоритмики:

- воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений;

- воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи.

Структура занятий логоритмики:

- движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

- песня, сопровождаемая жестами;

- массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;

- подвижная или коммуникативная игра;

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и зрительной памяти;

- совершенствование общей и мелкой моторики;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: "Значение тестопластики в развитии ребенка."

Если вы любите лепить, то вас заинтересует эта статья.В статье  говориться о лепке в технике-тестопластика.Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от вл...

Статья на тему: "Игра как средство развития ребенка"

Игра очень важна в жизни детей в любом возрасте....

Статья по теме: "Значение игры в развитии ребенка дошкольника"

Статья для педагогов дошкольных учреждений....

Статья на тему «Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

Статья на тему "Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста"...

Статья на тему: "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"

Семья – первый коллектив, который формирует детские умения и привычки, закладывает черты характера, развивает эмоции, чувства, прививает нравственные и духовные идеалы, учит взаимодействовать с ...

статья "Рисование и его влияние на развитие ребенка"

В данной стате перечислены положительные моменты от процесса рисования для самых маленьких художников. Часто родители не уделяют должного внимания творческой состовляющей процесса развития своего ребе...

«Рaзвитие речи дошкольников с помощью логоритмических упражнений»

Многочисленные лингвистические и психологические исследования показали, что темпы развития речи в начале жизни человека значительно выше, чем во все последующие. Так, примерно к 12 месяцам словарный з...