Лекция - дискуссия для педагогов "Утренняя гимнастика в детском саду"
методическая разработка по физкультуре
Лекция - дискуссия для педагогов "Утренняя гимнастика в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекция - дискуссия для педагогов "Утренняя гимнастика в детском саду" | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 33»
(МБДОУ «Детский сад № 33»)
Лекция - дискуссия для педагогов
«Утренняя гимнастика и методика её проведения»
Автор работы:
Логинова А.С.,
Инструктор по ФК
Ачинск
Цель: знакомить педагогов с современными приемами и подходами к проведению утренней гимнастики в ДОО, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей, успешное формирование и совершенствование двигательных навыков дошкольников.
Задачи:
- Раскрыть понятие «утренняя гимнастика»;
- Осветить задачи и значение утренней гимнастики для дошкольников;
- Определить содержание утренней гимнастики в соответствии с возрастными потребностями и возможностями дошкольников;
- Представить методику проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint
Ход мероприятия
I этап. Организационный.
Приветствие. Сегодня я представлю вам тему «Утренняя гимнастика в детском саду и методика её проведения».
II этап. Основная часть.
Что такое утренняя гимнастика? (СЛАЙД 2) Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных настроить, «зарядить», человека на весь предстоящий день.
Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполняться непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах, имеющих ночные группы. В дошкольных организациях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.
Во время утренней гимнастики решаются следующие задачи: (СЛАЙД 3)
1) Оздоровительная:
- «разбудить организм», т.е. настроить его на рабочий лад;
- активизировать деятельность всех важных систем организма;
- стимулировать работу всех внутренних органов, способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.
2) Образовательная:
- закрепление двигательных умений и навыков (ходьба, прыжки, лазание и т. д.);
- развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.).
3) Воспитательная:
- развитие организованности, дисциплинированности, самостоятельности, «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников.
Организация утренней гимнастики
Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 - 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.
В дневных группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком.
С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду - на террасе. Для закаливания детей старшего возраста в теплую погоду занимаются в спортивных костюмах (трусики, майка, тапочки), в прохладную - в свитерах, легких куртках, не стесняющих движений. Дети младшего возраста занимаются гимнастикой в повседневной одежде.
Варианты проведения утренней гимнастики (СЛАЙД 4)
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;
- игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
- с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.) [4]
Требования к организации утренней гимнастики (СЛАЙДЫ 5-6-7)
Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.
I. Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неё включают: построения (колонна, шеренга, круг, строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.
В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.
Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп и т. д.
При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», и др.).
Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбу.
Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.
Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. Продолжительность бега без перерыва.
Бег вводной части после выполнения разных видов ходьбы дается в медленном или среднем темпе в чередовании с ходьбой.
II. Основная часть. Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег). Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа). Выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно.
Для выполнения ОРУ детей младшего возраста строят в круг, врассыпную, а со средней группы обычно перестраивают в колонну по два (через звеньевых, к концу года через центр парами. Со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре (через середину тройками, парами). При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.
Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности:
1) даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса,
2) упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.
Количество ОРУ в комплексе
Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего основная стойка, сомкнутая стоика.
Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.
В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем основная стойка.
При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.
В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.
В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.
В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает, а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»).
Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз «присели», вверх «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.
В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.
Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).
При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах.
Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.
В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, в старшей для выполнения отдельных элементов упражнения.
В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.
При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.
Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.
В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков:
- прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.);
- перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики).
В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).
Дозировка прыжков (общее количество на утренней гимнастики).
Чередуются ОРУ без предметов и с предметами. Например I неделя без предметов, II с предметами.
Младшие группы - флажки, погремушки, кубики.
Средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки.
Старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки.
III. Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп\и, хороводы, дыхательные упражнения.
Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики. (СЛАЙД 8)
- Выполнение гигиенических условий и время проведения.
- Наличие трех частей утренней гимнастики.
- Соответствие ОРУ возрасту детей.
- Продолжительность утренней гимнастики.
- Использование физкультурного инвентаря.
- Дозировка упражнений.
- Приемы регулирования дыхания.
- Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.
- Использование музыкального сопровождения.
- Самочувствие детей и их настроение.
Требования к воспитателю (СЛАЙД 9)
Гимнастика проводится каждым воспитателем в своей группе и требует определенной подготовки. Поэтому необходимо предварительно изучить упражнения, которые показывают детям; знать, с какой целью дается каждое упражнение, в каком темпе и сколько раз его можно повторять; уметь правильно, точно и красиво выполнять упражнения; проводить их бодро, живо, интересно; видеть всех детей и следить за качеством выполнения упражнений.
III этап. Заключительная часть.
Список используемых источников
- Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду, изд-во «Мозаика-синтез», с.79
- Пензулаева Л.И. Картотека утренней гимнастики
- В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов, «Гимнастика», 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренняя гимнастика в детском саду 3-5 лет (карточки)
19 страниц (комплексов). В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж: Воробьи-воробышки, Киска, Цирковые медвежата, Заинька-зайчишка и другие. В заключ...
Утренняя гимнастика в детском саду 2-3 лет (карточки)
19 страниц (комплексов) и 13 страниц приложения. В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, игрового характера: Звонкие погремушки, Герои сказок, Любимые игрушки, и другие.А также упражне...
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....
«Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду».
Презентация «Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду»....
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений дыхательной гимнастики.
Дыхание является самым первым навыком, которым должны овладеть ребенок, которого мы учим петь. От дыхания зависят сила и длительность звука, его тембр. Овладеть навыком певческог...
Карточки-конспекты «Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет» (по пособию Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду»)
Карточки-конспекты утренних гимнастик в средней группе...