Подвижные игры для детей 3-4 лет
картотека по физкультуре (младшая группа)
Подвижные игры
для детей 3 – 4 лет
Воспитатель Сазонова Галина Валерьевна
МБДОУ № 10
Предисловие
Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для её реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста.
Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника, и потому рассматривается советскими педагогами как одно из главных средств воспитания.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается прежде всего сюжет, тема игры, её правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет её образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощёнными правилами.
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (бабки, кегли, кольцеброс, серсо и т.п.) ещё не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Сюжетные игры.
«Поезд»
Цель: учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: «Вы будете вагончиками, а я – паровозом». Паровоз даёт гудок – и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспи- татель говорит при этом: «Вот и остановка». Затем паровоз вновь даёт гудок – и поезд движется дальше.
Указания к проведению. Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. При повторении может быть большее число участвующих (12-15). Первое время каждый ребёнок держится за одежду впереди стоящего, затем дети свободно идут друг за другом, двигают руками, подражая движению колёс паровоза, и произносят в такт: «Чу-чу-чу».
Роль паровоза вначале выполняет воспитатель или ребёнок старшей группы. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребёнку. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики-дети не отставали.
Играющие строятся друг за другом произвольно. При многократном повторении игры можно предложить малышам выйти на остановке погулять, нарвать цветы, собрать ягоды, поиграть, попрыгать. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом.
«Самолёты».
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Ход игры:
Воспитатель называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полёту, показав предварительно, как заводить мотор и как летать.
Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «р-р-р». После сигнала воспитателя «Полетели!» дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и летят – разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя «На посадку!» они направляются к своим стульчикам и садятся на них. Затем играет другая группа детей.
Указания к проведению. Воспитатель должен показать детям все игровые движения. При проведении игры в первый раз он выполняет движения вместе с детьми.
При повторном проведении игры можно вызывать большее число детей, а после многократных повторений можно предложить всем детям полетать на самолётах.
М.п.и. «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Ход игры:
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
Указания к проведению. Сначала в игре принимает участие небольшое число детей (6-8). При повторении могут играть одновременно 12-15 человек. Произносить текст воспитатель должен медленно, чётко, ясно, привлекая к этому играющих.
Перед проведением игры можно показать малышам настоящие мыльные пузыри.
«Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется.
Указания к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пёстрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.
«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Ход игры:
Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:
Мой
Весёлый
Звонкий мяч,
Ты куда
Помчался вскачь?
Красный,
Жёлтый,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
(С. Маршак)
Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: «Сейчас догоню!». Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.
Указания к проведению. При повторении игры воспитатель вызывает других детей и в большем количестве. Последний раз можно предложить быть мячиками всем детям одновременно. Воспитатель должен производить движения и произносить текст в быстром темпе, соответствующем прыжкам детей, прыжки же довольно часты.
Если дети не могут воспроизвести движения мяча, им ещё раз надо показать, как прыгает мяч.
«Мыши кот»
Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Ход игры:
Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот ещё раз проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает.
Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснёт, а возвращаться в норки – когда кот проснётся и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети – мышки – выползают из своих норок. Когда мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за свой стульчик или дугу и спрятаться, присев за ними.
«Лохматый пёс»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Ход игры:
Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пёс вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пёс гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пёс возвращается на место и опять ложится на коврик.
Указания к проведению. Место, где находится пёс, и место, куда убегают дети, должны располагаться подальше одно от другого, чтобы было пространство для бега. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.
«Воробушки и кот»
Цель: учить детей спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увёртываться от ловящего, быстро убегать, находить своё место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Ход игры:
Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой 10-12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробушки вылетают на дорогу», - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.
Указания к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит воробушков, а только пугает, делает вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребёнок, он может ловить детей.
«Зайцы и волк»
Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить своё место (куст, дерево).
Ход игры:
Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.
В игре можно использовать небольшой текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок,
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?
Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.
Указания к проведению. Ребёнок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от кустов, где прячутся дети. Первое время роль волка выполняет воспитатель, при этом он не спешит поймать зайцев, давая возможность детям убежать и спрятаться. Затем можно предложить выполнять роль волка детям по желанию.
«Птички».
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, бегать в разных направлениях одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Педагог объясняет, что дети будут изображать птичек, которые готовятся к отлету в теплые края. По звуковому сигналу воспитателя все дети поднимают руки (крылья в стороны и разбегаются (разлетаются) по всему залу. По сигналу: «Птички отдыхают», дети останавливаются и приседают.
«Кот и воробышки» (1 вариант).
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.
Ход игры: «Кот» располагается на одной стороне зала (площадки), а дети – «воробышки» - на другой. Дети – «воробышки» приближаются к «коту» вместе с воспитателем, который произносит: Котя, котенька, коток, Котя – черненький хвосток, он на бревнышке лежит, притворился, будто спит. На слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить «воробышков», которые убегают от него в свой домик (за черту).
«Кот и воробышки» (2 вариант).
Цель: упражнять детей выполнять прыжки с высоты.
Ход игры: Дети стоят на скамеечках, на больших кубиках, положенных на полу в одной стороне площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (воспитатель или кто-нибудь из детей). Кот спит. «Воробышки полетели»,— говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.
Указания. Следить, чтобы дети мягко приземлялись, спрыгивали на носки и сгибали колени.
Бессюжетные игры
«Догоните меня».
Цель: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Ход игры:
Дети сидят на стульях или на скамейках по одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!». Дети бегом возвращаются на свои места.
Указания к проведению. Вначале игру целесообразно проводить с небольшой группой детей (4 – 6), затем количество играющих увеличивается до 10-12 человек. Воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут натолкнуться на стулья. Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда малыши подбегут к воспитателю, их надо приласкать, похвалить, что они умеют быстро бегать. При повторении игры воспитатель может менять направления, убегая от детей. Упрощённым вариантом этой игры является игра «Бегите ко мне», тогда дети бегают только в одном направлении, до воспитателя, и возвращаются обратно на свои места.
«Найди свой цвет».
Цель: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям флажки трёх-четырёх цветов: красные, синие, жёлтые, зелёные. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определённых цветов. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет», дети собираются у флага соответствующего цвета.
Указания к проведению. Вместо флажков каждому ребёнку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флагов, расходились бы по всей площадке, залу.
«Береги предмет».
Цель: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Ход игры:
Дети становятся в круг. У ног каждого ребёнка лежит кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребёнка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не даёт до него дотронуться. Как только воспитатель отходит, малыш встаёт, оставляя кубик на прежнем месте.
Указания к проведению. Вначале воспитатель не берёт у детей кубики, а только делает вид, что сейчас возьмёт. Затем при повторении игры он может взять кубик у ребёнка, не успевшего его закрыть. Этот ребёнок временно не участвует в игре. Когда водящему удаётся взять кубики у двух-трёх играющих, он возвращает их им и говорит, чтобы они побыстрее закрывали кубик и не отдавали его.
Во второй младшей группе можно выбрать на роль водящего кого-нибудь из детей. Воспитатель в этом случае подсказывает, как играть, и сам вместе с детьми становится в круг.
«Не опоздай».
Цель: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики (или небольшие колечки, или погремушки). Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу «Не опоздай!» бегут к кубикам.
Указания к проведению. Первоначально дети могут подбегать к любому свободному кубику, постепенно они привыкают занимать своё место. При повторении игры можно предложить малышам бегать как лошадки, высоко поднимая колени, или как мышки, тихо, на носочках. После сигнала «Не опоздай!» воспитатель бежит вместе с детьми, делая вид, что хочет взять кубик. Если дети быстро займут свои места, воспитатель должен похвалить их.
Во время игры воспитатель следит, чтобы дети дальше убегали от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.
«Найди свой домик».
Цель: учить детей ориентироваться по звуку, определять на слух, откуда раздался звук, двигаться по направлению звука; приучать действовать по сигналу, двигаться, не наталкиваясь друг на друга; учить детей находить определённый предмет.
Ход игры:
С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у определённого дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: «Найди свой домик!» - дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
Указания к проведению. Игра может проводиться у деревьев, хорошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Игру можно назвать «Найди своё дерево».
«Найди флажок».
Цель: учить детей ориентироваться по звуку, определять на слух, откуда раздался звук, двигаться по направлению звука; приучать действовать по сигналу, двигаться, не наталкиваясь друг на друга; учить детей находить определённый предмет.
Ход игры:
Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты, зала или площадки. Воспитатель просит
их закрыть глаза, а сам в это время раскладывает флажки в разных местах комнаты. Затем он говорит: «Ищите флажки». Дети открывают глаза, ходят по комнате, ищут. Нашедшие флажок подходят к воспитателю. Когда все дети найдут по флажку, воспитатель предлагает пройти с ними по комнате, потом снова собирает флажки и раскладывает их. Игра повторяется.
Указания к проведению. Вместо флажков могут быть и другие мелкие предметы: кубики, султанчики, погремушки. Предметов должно быть столько, сколько детей. Лучше, если флажки или кубики будут одного цвета, в противном случае ребёнок выбирает тот, который ему больше нравится, вызывая недовольство у других детей. Раскладывать флажки или предметы надо так, чтобы малыши не очень долго их искали и легко могли достать.
Игровые упражнения с ходьбой и бегом.
Цель: учить детей ходить или бегать небольшими группами, а затем и всей группой в определённом направлении, друг за другом, врассыпную, по ограниченной площади; развивать у них чувство равновесия, ловкость, координацию движений.
«Принеси игрушку».
Воспитатель просит кого-нибудь из детей принести игрушку, положенную заранее на стул в противоположном конце комнаты. Когда ребёнок принесёт игрушку, воспитатель благодарит его, предлагает рассмотреть и назвать игрушку, а затем просит отнести её на место. Следующему ребёнку предлагается принести другую игрушку.
Указания к проведению. Упражнение можно организовать и для группы детей. В этом случае воспитатель раскладывает на противоположной стороне комнаты различные игрушки (колечки, кубики, флажки) по числу участвующих в игре детей и просит одновременно всех играющих пойти и принести по одной игрушке, а затем отнести их на место. Предметы нужно положить на видных местах, не слишком близко один от другого, чтобы малыши, приближаясь к ним, не сталкивались. Можно усложнить задание, предложив каждому играющему принести определённую игрушку.
Педагог должен следить за выполнением своего требования.
Дети могут идти или бежать за игрушкой только по указанию воспитателя.
«По тропинке».
Цель: учить детей ходить или бегать небольшими группами, а затем и всей группой в определённом направлении, друг за другом, врассыпную, по ограниченной площади; развивать у них чувство равновесия, ловкость, координацию движений.
Ход игры:
На полу или на земле (асфальте) на расстоянии 25 – 30 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут две верёвки, шнура) длиной 2,5 – 3 м. Воспитатель говорит детям, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Дети медленно идут друг за другом по тропинке туда и обратно.
Указания к проведению. Дети должны идти осторожно, стараться не наступать на линии, не мешать друг другу, не наталкиваться на идущего впереди. Ширину и длину тропинки воспитатель может увеличить или уменьшить в зависимости от возможностей детей.
«По длинной извилистой дорожке».
Цель: учить детей ходить или бегать небольшими группами, а затем и всей группой в определённом направлении, друг за другом, врассыпную, по ограниченной площади; развивать у них чувство равновесия, ловкость, координацию движений.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на полу зигзагообразно шнур длиной 5 – 6 м – это
дорожка, по которой нужно пройти до конца.
Указания к проведению. Детям будет интереснее выполнять упражнение, если на другом конце дорожки положить какой-либо интересный для них предмет: мишку, куколку, погремушку, птичку и т.п. От того, что находится в конце дорожки, будет зависеть и задание: пойти погладить мишку, покормить птичку, погреметь погремушкой.
Воспитатель следит, чтобы, идя, дети старались наступать на шнур, верёвку. Если кто-либо из малышей испытывает затруднения, воспитатель должен помочь ему, поддержать за руку, подбодрить. Дети должны идти спокойно, не спеша.
«Через ручеёк (по мостику)».
Цель: учить детей ходить или бегать небольшими группами, а затем и всей группой в определённом направлении, друг за другом, врассыпную, по ограниченной площади; развивать у них чувство равновесия, ловкость, координацию движений.
Ход игры:
Воспитатель чертит на земле две линии (в помещении можно использовать шнур) – это река.
Затем кладёт через неё доску (длиной 2 – 3 м, шириной 25 – 30 см) – это мостик. Дети должны по мостику перейти на другой берег реки.
Указания к проведению. Воспитатель говорит детям, чтобы они шли по мостику осторожно, не оступились и не намочили ног. Когда все дети переберутся на другой берег, можно предложить им погулять там, собрать цветы – разбросанные по полу разноцветные лоскутки. По сигналу воспитателя малыши должны возвратиться по мостику обратно.
При повторении упражнение можно усложнить, приподняв доску на небольшую высоту или составив мостик из 2 – 3 ящиков высотой 10 см. Можно предложить детям пробежать по мостику.
«Кто тише?».
Цель: учить детей ходить или бегать небольшими группами, а затем и всей группой в определённом направлении, друг за другом, врассыпную, по ограниченной площади; развивать у них чувство равновесия, ловкость, координацию движений.
Ход игры:
Дети идут гурьбой вместе с воспитателем с одного конца комнаты (площадки) на другой.
Воспитатель предлагает им пройти тихо-тихо, на носочках, так, чтобы их не было слышно. Малыши продолжают идти на носочках, стараясь пройти как можно тише.
Указания к проведению. Ходьба на носочках полезна, так как укрепляет свод стопы ребёнка. Однако это упражнение довольно трудно. Многие дети, выполняя его, втягивают голову в плечи – им кажется, что в этом случае они идут тише. Воспитатель должен следить за правильной осанкой малышей и за тем, чтобы они не утомились.
«Перешагни через палку».
Цель: учить детей ходить или бегать небольшими группами, а затем и всей группой в определённом направлении, друг за другом, врассыпную, по ограниченной площади; развивать у них чувство равновесия, ловкость, координацию движений.
Ход игры:
На пол посередине комнаты кладут 2 – 3 палки на расстоянии 1 м одна от другой. Дети становятся в 2 – 3 шагах от палок лицом к ним. На противоположной стороне комнаты стоит стул, на котором лежит флажок или погремушка. По указанию воспитателя ребёнок идёт, перешагивая через палки, к стулу, поднимает флажок и машет им, затем кладёт флажок на стул и возвращается обратно.
Указания к проведению. Это упражнение дети выполняют по очереди. Если после нескольких повторений малыши будут быстро и уверенно выполнять упражнение, его можно усложнить – увеличить количество палок до 5. Можно использовать для перешагивания обручи, плоские бруски.
«По камушкам через ручеёк».
Цель: учить детей ходить или бегать небольшими группами, а затем и всей группой в определённом направлении, друг за другом, врассыпную, по ограниченной площади; развивать у них чувство равновесия, ловкость, координацию движений.
Ход игры:
Положить на пол деревянный ящик (шириной 40 см, длиной 60 см, высотой 10-15 см). Это камушек, по которому надо перейти ручеёк, чтобы не намочить ног. Воспитатель предлагает ребёнку дойти до ящика, встать на него, потом сойти, но уже с другой стороны, и вернуться обратно.
Указания к проведению. При повторении упражнения можно положить на пол 2 – 3 ящика на расстоянии 1 м один от другого. Ребёнок должен подняться на каждый ящик и спуститься с него спокойно, не спрыгивать. Упражнение выполняется детьми поочерёдно.
Упражнения с бросанием и ловлей.
Цель: учить детей прокатывать мячи, шары, обручи в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания мяча при катании; учить бросать мяч в определённом направлении и ловить его, развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений; приучать ориентироваться в комнате, на площадке; совершенствовать умения действовать с различными предметами: переносить их, прокатывать, бросать, ловить, укреплять мелкую мускулатуру кистей рук.
«Мяч в кругу».
Дети садятся на пол в кружок и сначала по указанию воспитателя, а затем и по желанию перекатывают мяч от одного к другому.
Указания к проведению. Воспитатель стоит вне круга и подсказывает, кому катить мяч, объясняет, что мяч надо отталкивать двумя руками посильнее, показывает, как лучше это сделать, подаёт мяч детям, если он выкатился из круга.
«Прокати мяч».
Дети садятся на пол в круг или полукруг; воспитатель, держа мяч в руках, становится в центр круга или напротив сидящих полукругом детей. Он катит мяч каждому ребёнку по очереди. Дети ловят мяч, затем катят его к воспитателю.
Указания к проведению. Когда дети хорошо усвоят это упражнение, вместо воспитателя в центре круга может находиться кто-нибудь из них. Малыши, сидя на полу, могут держать ноги врозь или скрестив их перед собой.
«Бери мяч».
Дети становятся в кружок на расстоянии вытянутых в стороны рук. Упражнение состоит в том, чтобы передавать большой мяч из рук в руки соседу. Мяч надо передавать и брать двумя руками.
Указания к проведению. Дети третьего года жизни ещё недостаточно ориентируются в направлении движения, поэтому воспитатель подсказывает им: «Оля, повернись к Серёже и отдай ему мячик. А ты, Серёжа, отдай мяч Егору» и т.д. Воспитатель следит, чтобы дети, поворачиваясь, стояли на месте, не переступали ногами.
«Прокати обруч».
Ребёнок стоит лицом к воспитателю на расстоянии 3 – 4 шагов от него и держит обруч. Он катит обруч воспитателю, а затем ловит обруч, направленный воспитателем.
Указания к проведению. Воспитатель предварительно показывает, как поставить обруч и как оттолкнуть его, чтобы он покатился. Сначала ребёнок выполняет упражнение в паре с воспитателем, а затем это же упражнение могут делать двое детей. Если они справляются с заданием, воспитатель может лишь наблюдать, изредка давая указания, как ещё лучше выполнить задание.
«Попади в воротца».
Дети сидят на скамейке. По очереди они встают и подходят к обозначенному воспитателем месту, впереди которого на расстоянии 2 – 3 шагов стоят воротца – дуги. Ребёнок наклоняется, берёт один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть в воротца. Прокатив 3 – 4 мяча, ребёнок идёт и собирает их.
Указания к проведению. Мяч можно отталкивать одной и двумя руками. Одновременно могут выполнять упражнение 2 – 3 ребёнка, для этого необходимо иметь 2 – 3 дуги. Когда дети освоят попадание в воротца, можно усложнить задание, например, предложить сбивать кегли и т.п.
«На праздник».
Дети становятся парами, взявшись за руки. У каждого из них по флажку. Дети проходят парами, держа в руках флажки.
Указания к проведению. Воспитатель помогает малышам стать в пары, даёт каждому по флажку и объясняет, как надо красиво и ровно идти парами, не тянуть друг друга, не отставать.
По сигналу воспитателя дети могут разойтись в разные стороны, а затем снова найти свою пару.
«С кочки на кочку».
Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу обручи на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч.
Указания к проведению. Вместо обручей можно использовать небольшие фанерные кружки диаметром 30 – 35 см. Если упражнение проводится на участке, то можно начертить на земле небольшие кружки. Когда дети научатся хорошо перешагивать, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок.
«По коридорчику».
На полу расставляются кегли (булавы) в два ряда. Расстояние между ними 35 – 40 см, а между кеглями одного ряда 15 – 20 см. дети должны пройти или пробежать по коридорчику, не задевая за кегли.
Указания к проведению. Дети проходят по коридорчику сначала по одному, а затем и несколько человек друг за другом. Можно дать задание одному ребёнку пройти по коридорчику туда и обратно.
«Пройди и не сбей».
На полу расставляют в один ряд несколько кеглей или кладут кубики на расстоянии не менее 1 м один от другого. Дети должны пройти на другую сторону комнаты, огибая кегли (змейкой) и не задевая за них.
Указания к проведению. Воспитатель ставит сначала только 3 кегли, показывает как надо пройти, а затем предлагает проделать это упражнение детям, помогает им пройти. При повторении упражнения можно увеличить количество кеглей или кубиков и предложить детям пробежать между ними.
Упражнения с катанием, бросанием и ловлей.
Цель: совершенствовать умения детей действовать с различными предметами (мячами, шарами, обручами); продолжать развивать умения прокатывать мячи и бросать их в определённом направлении двумя руками и одной рукой; учить попадать в цель, развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
«Кто дальше бросит мешочек».
Дети стоят на одной стороне зала или площадки за начерченной линией или положенной верёвкой. Все получают мешочки и по сигналу воспитателя бросают их вдаль. Каждый должен заметить, куда упал его мешочек. По сигналу воспитателя дети бегут к своим мешочкам и останавливаются возле них; двумя руками они поднимают мешочки вверх над головой. Воспитатель отмечает тех, кто бросил мешочек дальше всех. После этого малыши возвращаются обратно за линию.
Указания к проведению. Дети бросают мешочки по указанию воспитателя правой и левой рукой. Количество играющих может быть разным, но не более 10 – 12 человек. Вес мешочка 150 г.
«Попади в круг».
Дети стоят по кругу на расстоянии 2 – 3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из верёвки или начерченного на полу, земле, диаметром 1 – 1,5 м). В руках у них мешочки с песком, по сигналу воспитателя они бросают мешочки в круг, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.
Указания к проведению. Воспитатель по своему усмотрению может увеличивать или уменьшать расстояние, с которого дети бросают мешочки. Мешочки надо бросать правой и левой рукой.
«Подбрось повыше».
Один ребёнок или несколько детей берут по мячу и становятся на свободное место в комнате или на площадке. Каждый подбрасывает мяч вверх, прямо над головой двумя руками и старается его поймать. Если ребёнок не сможет поймать мяч, то поднимает его с пола и снова подбрасывает.
Указания к проведению. Детям четвёртого года жизни надо дать мячи диаметром 12 – 15 см. Одновременно могут выполнять упражнение до 10 – 15 человек. Воспитатель говорит детям, чтобы они старались поймать мяч кистями рук, не прижимая к груди.
«Поймай мяч».
Напротив ребёнка на расстоянии 1,5 – 2 м от него становится воспитатель. Он бросает мяч ребёнку, а тот, возвращает его.
Указания к проведению. Начинать бросать мяч ребёнку надо с меньшего расстояния. Когда он овладеет навыками бросания и ловли, расстояние можно увеличить. Воспитатель учит детей бросать мячи друг другу и ловить их. Он следит, чтобы они бросали мячи снизу вверх двумя руками, при ловле не прижимали их к груди.
«Сбей кеглю».
На полу или земле чертят линию или кладут верёвочку. На расстоянии 1 – 1,5 м от неё ставят 2 – 3 большие кегли (расстояние между кеглями 15 – 20 см).
Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки лежащие рядом мячи и катят их, стараясь сбить кеглю. Прокатив 3 мяча, ребёнок бежит, собирает их и передаёт следующему играющему.
Указания к проведению. Для выполнения упражнения сначала надо дать мячи диаметром 15 – 20 см. Затем, когда дети научатся прокатывать мяч энергично, попадать в кегли, им можно дать мячи меньшего размера и увеличить расстояние для их прокатывания.
Упражнения с подпрыгиванием и прыжками.
Цель: продолжать учить детей подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания, подводя детей постепенно к выполнению прыжков в длину с места.
«Через ручеёк».
На площадке чертятся две линии на расстоянии 15 – 20 см – это ручеёк. В помещении можно положить на пол два шнура на таком же расстоянии. Нескольким детям предлагают подойти поближе к ручейку и перепрыгнуть через него, оттолкнувшись сразу двумя ногами.
Указания к проведению. Воспитатель может сказать детям, что ручеёк глубокий, поэтому надо прыгнуть как можно дальше, чтобы не попасть в него, не намочить ноги.
Одновременно упражнение могут выполнять 4 – 5 детей. Расстояние между линиями нужно постепенно увеличивать до 30 – 35 см. Воспитатель следит за тем, чтобы дети посильнее отталкивались и мягко приземлялись, сгибая колени.
«С кочки на кочку»
На площадке воспитатель чертит небольшие кружки диаметром 30 – 35 см. Расстояние между кружками примерно 25 – 30 см. Это кочки на болоте, по которым нужно перебраться на другую сторону. Вызванный воспитателем ребёнок подходит к кружкам и начинает прыгать на двух ногах из одного кружка в другой, продвигаясь вперёд. Перебравшись таким образом на другую сторону площадки, он шагом возвращается обратно. Затем упражнение выполняет следующий.
Указания к проведению. При проведении этого упражнения в помещении можно использовать кружки из картона или плоские обручи из фанеры того же диаметра. Вначале дети выполняют упражнение по очереди, а затем можно дать задание перепрыгивать с кочки на кочку сразу 2 – 3 детям.
«Дотронься до мяча».
Взрослый держит небольшой мяч в сетке. Он предлагает ребёнку подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками. Один ребёнок подпрыгивает вверх 3 – 4 раза, затем воспитатель предлагает подпрыгнуть другим детям.
Указания к проведению. Вместо мяча воспитатель может держать в руках колокольчик, погремушку. В зависимости от роста детей и их возможностей взрослый регулирует высоту подъёма мяча, колокольчика. Колокольчик или погремушки можно подвесить на натянутый шнур так, чтобы они находились несколько выше вытянутых вверх рук ребёнка. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, старались коснуться предмета двумя руками, это обеспечит равномерное развитие мышц плечевого пояса.
«Поймай комара».
Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут длиной 1 – 1,5 м с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих – комар пролетает над головой; дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал».
Указания к проведению. Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг при подпрыгивании. Вращая прут, воспитатель то опускает, то поднимает его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
«Повернись вокруг себя».
Воспитатель предлагает одному ребёнку или нескольким детям попрыгать на двух ногах на месте с поворотом. Дети становятся на небольшом расстоянии друг от друга лицом к воспитателю и по его сигналу начинают прыгать. С каждым подпрыгиванием они делают небольшой поворот в одну сторону (влево или вправо) так, чтобы через несколько подпрыгиваний снова стать в исходное положение. Затем упражнение можно повторить, поворачиваясь в другую сторону.
Указания к проведению. Прежде чем дети начнут выполнять это упражнение, воспитатель должен показать, как оно выполняется. Надо следить, чтобы дети подпрыгивали повыше и мягко опускались на носки. Руки они держат свободно, при подпрыгиваниях могут взмахивать ими. Когда малыши научатся хорошо подпрыгивать, им можно предложить поставить руки на пояс. Это упражнение может выполняться как небольшими группами, так и всей группой детей одновременно.
«Допрыгай до флажка».
Воспитатель чертит на площадке линию, на расстоянии 2 – 3 м от неё ставит подставки с флажками. Затем он предлагает двум-трём детям подойти к линии и прыгать на двух ногах,
продвигаясь вперёд, до флажков. Когда дети окажутся у флажков, они должны поднять их, помахать и снова поставить на место. Обратно возвращаются бегом.
Указания к проведению. Воспитатель сначала показывает, как надо выполнить упражнение. Он следит, чтобы дети при прыжках отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись, подбадривает тех, у кого ещё не совсем хорошо получаются прыжки. Педагог может по своему усмотрению увеличить или уменьшить расстояние для прыжков.
«Ловишки».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Указания к проведению. С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.Подвижные игры для детей 2-3 лет
Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения ...
План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»
Задачи: совершенствовать у детей бег; закреплять умение детей в прыжках с места; развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции....
План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»
Движения, входящие в игруДозировкаТемпОрганизационно методические указанияПримечаниеБег, прыжки4-6 разбыст-рыйНа противоположных сторонах комнаты ставлю скамейкиРебята мы сегодня будем играть и игру «...
ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.Подвижные игры для детей 3-4 лет
Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил. Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения...
Играем вместе с родителями «Подвижные игры для детей 2-3 лет»
Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координа...
Подвижные игры для детей 4-5 лет с подробным описанием правил игры
Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех учас...
Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ
в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...