Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
картотека по физкультуре

Великородная Александра Владимировна

Картотека пальчиковых игр для детей

дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для детей

дошкольного возраста

Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина - молодец!
Показывают большой палец.

Фрукты

Как у нашей Зины  фрукты в корзине:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Яблоки и груши, чтоб ребята кушали,
Персики и сливы - до чего красивы!
Посмотрите на ранет!
Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Вкуснее наших фруктов нет!
Гладят живот.
Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос, высоко на ветке рос.  

Этот пальчик - груша, просит: «Ну-ка, скушай!»  

Этот пальчик - ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.


Соберу грибы

Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Показывают удивление, разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
Поочередно сгибают пальчики на обеих руках,

 начиная с мизинца правой руки.
А мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу.  

Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.

Ягоды

Ягоды - это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
Указательным пальцем одной руки пересчитывают,

сгибая, пальцы на другой руке.
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит?
Приподнимают плечи, удивляются.
Я - молодец!
Большой палец вытягивают вперед.

Хлеб

Муку в тесто замесили,
Сжимают и разжимают пальчики.
А из теста мы слепили:
Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки,  сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -  всё мы испечем в печи.
Очень вкусно!
Гладят живот.

Спортсмены

Чтоб болезней не бояться,
Надо спортом заниматься.
Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны.
Играет в теннис теннисист,
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет футболист,
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол - волейболист,
В баскетбол - баскетболист.
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Новый дом

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг!
Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Мы построим новый дом,
Ставят рядом ладошки-«стены»,
Есть окошко в доме том.
Есть еще одно, повыше,
Складывают указательные пальцы полочкой,

остальные соединяют «крышей».
Есть труба вверху на крыше.
Мизинец отставляют в сторону - труба.
Дом готов, зовем гостей:
«Приходите поскорей!»

Сколько в доме этажей?

Этот дом - одноэтажный.
Этот дом - он двухэтажный.
А вот этот - трехэтажный.
Этот дом - он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Мебель

Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх.

Портняжки

Привет, Николка!
Бери скорей иголку.
Будем шить Кате
Новое платье.
Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно

разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки.

Обновки

Танечка, бери иголку, сошьем рубашку и футболку,
Брюки, кофточку и платье, и оденем куклу Катю.
Показывают указательный палец правой руки - иголку.

Вращают указательным пальцем вокруг каждого

пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

Стирка
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки -
Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Пальцами правой руки поочередно потряхивают

пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки!
Встряхивают обе руки.

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.
Показывают большой палец.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Помощник
Посуду моет наш Антошка.
Потирают ладошки друг о друга - «моют посуду».
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
И закрыл покрепче кран.
Выполняют имитирующее движение.

Поздняя осень
Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы

обеих рук (на каждую примету).
Река покрывается льдом в ноябре -
Руки сжимают в «замок».
Поздняя осень стоит на дворе.
Разводят руками перед собой.

Белочка

Прыгает по веточкам невеличка-белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней?
Большим пальцем поочередно касаются остальных

 пальцев, выполняя упражнение сначала одной,

 затем другой рукой.

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Только заиньке не спится - убегает от лисицы.
Показывают большой палец, вращая им.
Мелькает он среди кустов, напетлял - и был таков!
Соединяют большой палец правой руки с указательным

пальцем левой и наоборот.

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
Новогодние игрушки,  праздник приближается,
Елка наряжается.
Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская

вниз, разводят в стороны.
Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе –  «фонарики».

Игрушки
У Антошки есть игрушки: вот веселая лягушка.
Вот железная машина. Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка. И с хвостом пушистым кошка.
Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.
Круглый год, Круглый год, круглый год!
Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают

большим пальцем.
За зимой весна идет, а за весною следом
Торопится к нам лето. И у кого не спросим -
Идет за летом осень. А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой.

На заправке
Все машины по порядку подъезжают на заправку:
Обеими руками «крутят руль» перед собой.
Бензовоз, мусоровоз, с молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз и тяжелый лесовоз.
Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

Транспорт
Будем пальчики сгибать -
Сжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Посчитаем транспорт
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду транспорт я считать.
Сжимают и разжимают пальчики.
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки,

 начиная с мизинца левой руки.

Животные жарких стран
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой - крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый ребенок?
Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой,

 то правой руки, начиная с больших.

Животные Севера
Тепы-тяпы, тепы-тяпы,   это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти   носят мамы, папы, дети.
Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают

 по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).

Наша армия
Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты, потом артиллеристы,
А потом пехота - рота за ротой!
Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

 правой и левой руки.

Наши мамы
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

себя за плечи.
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала

на одной, затем на другой руке.
Мамы разные нужны,
Сжимают обе ладошки в «замочек».
Мамы разные важны!
Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

Книги
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Ладошки соединяют вместе «книжкой».

Раскрывают и закрывают «книгу».
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук.

 В гостях у сказки
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек- Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

Сказки
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных,

начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец.

Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Вращают большим пальцем.

Домашние птицы
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки - индюшонок,
А у утки есть утенок.
Большим пальцем поочередно касаются остальных,

начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Показывают пальчики, играя ими.

Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Показывают поочередно пальцы сначала на одной,

затем на другой руке, начиная с больших.

Веселая встреча
Здравствуй, котенок! Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!  И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной поросенок!
Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают

каждым пальцем, приветствуя животных.

Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках,

начиная с мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

Подводный мир
Посмотри скорей вокруг!
Делают ладошку у лба «козырьком».
Что ты видишь, милый друг?
Приставляют пальцы колечками у глаз.
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Какие бывают рыбы?
Мы в подводном мире, друг,
Выполняют движения руками, как будто плывут.
Рыбы плавают вокруг:
Делают поочередные волнообразные движения

 то правой, то левой ладошкой.
Рыба-меч, рыба-молот  и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

Комнатные растения
На окно скорее глянь: здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин, амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Мы все названья помним!
Раскрывают ладошку.
Мы взрыхлим цветы, польем,
Пошевеливают опущенными вниз пальцами.
Пусть подрастают день за днем!
Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают

 над головой и раскрывают «цветком».

«Дружные пальчики»

  • Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

  • С этим пальцем в лес ходил.
  • С этим пальцем щи варил.
  • С этим пальцем кашу ел.
  • С этим пальцем песни пел.

 «Наша группа»

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

«Пальчики засыпают»

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

 

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

«Осенние листья»

Раз, два, три,

                  Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

«Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

  • Ох!

(один хлопок)

И ушёл. Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

 «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

«Овощи»

У Лариски –                             А у Вовки –

Две редиски.                            Две морковки.

У Алёшки –                             Да ещё у Петьки –

Две картошки.                         Две хвостатых

У Серёжки сорванца –                              редьки.

Два зелёных огурца.

«Однажды хозяйка с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(шагают пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!(хлопок)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.(попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!(хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(стучат ребром каждой ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!(хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(ладони складывают крест-накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!(хлопок)

И суп овощной оказался неплох!

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(загибают пальчики, начиная с большого)

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

(сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Алёнка»

Алёнка-маленка

Шустра, быстра:

(хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

(загибают пальчики по одному)

Везде поспела.

В охотку ей дело.

(хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)

«Наша квартира»

В нашей комнате-столовой –

Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостинной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)

«Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(загибают пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик5 тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

«Гномики-прачки»

Жили были в домике

Маленькие гномики:

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:

(трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,               Чики – носочки,

Пики – платочки,              Мики умница был,

Лики – штанишки,            Всем водичку носил.

(загибают пальчики, начиная с больших)

«Обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

           Как у нашей свинки

           На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

           А козлёнок маленький

           Обувает валенки.

А сыночек Вовка -

Новые кроссовки.

(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)

Вот так,

Вот так,

Новые кроссовки.

(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(загибают по одному пальчику, начиная с  большого)

Будем там тихонько спать.

(укладывают ладони на стол)

«На ёлке»

Мы на ёлке веселились,

(ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали и резвились.

(ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты,

(«рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:

(ритмичные хлопки в ладоши)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

 «Подарки»

Дед Мороз принёс подарки:

(шагают пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

(на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка

(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.

(кулачки; указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,

(«шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки,

(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки.

(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)

«Пирог»

Падал снег на пирог.

(дети два раза медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пёк,

(прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог)

Ручейком пирог утёк.

(«бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

(опять показывают, как пекут пирог)

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

Лисичке-сестричке,          Мишке толстопятому,

Воробью, синичке,           Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

«Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышке.

(показывают, как доят корову)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

(делают «мордочки» из пальчиков)

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

(снова доят)

 

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

«Каша»

Каша в поле росла,

(дети подняли руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла.

(«идут пальчиками по столу)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

(в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем дадим по ложке!

(разжимают кулачки)

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас,

(показывают 10 пальцев)

А он один.

(показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

(загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка – кожура.

(бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда!!!

(сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь – кто куда!!!

(«бегут» пальцами по столу)

«Машина каша»

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

(сгибают и разгибают кулачки)

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

(загибают по одному пальчику)

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала.

(сгибают и разгибают кулачки)

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

     Не страшны зимой метели

     Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

     Из ветвей, корней, коры

     Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

(загибают по одному пальчику)

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

(хлопки ладонями)

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан.

(машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.

(машут обеими руками, как крыльями)

«Сорока – белобока»

Сорока-белобока        

        Кашку варила,

Детишек кормила

Этому дала,                        

Этому дала,                        

Этому дала,                        

Этому дала.                  

 Тебе ничего нет! Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил -

«Уточка»

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.

(«идут» двумя пальчиками по столу переваливаясь)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,

(загибают безымянный палец, мизинец)

И самого любимого.

(загибают указательный палец)

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зёрнышек.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,              - За морем бывала,

Милая касаточка,                  Весну добывала.

Ты где была?                         Несу, несу

Ты с чем пришла?                 Весну-красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

«Дрозд-дроздок»

Дружок ты мой, дрозд,

(машут сложенными ладонями, как крыльями)

В крапинку хвост,

Носик – остренький,

Бочок – пёстренький,

Перья – тонкие,

Песни – звонкие.

(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого)

Весной распеваются,

Зимой забываются.

(машут сложенными ладонями, как крыльями)

«Что принёс нам почтальон?»

Что принёс нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

«Кап, кап, кап»

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Предлагаю вашему вниманию   картотеку пальчиковой гимнастики для малышей, в фармате А5 ( печать А4). В ней простые стихотворные строчки, описание и картинки, как нужно сложить пальцы рук....

Картотека пальчиковых игр. Младший дошкольный возраст.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?Способствует овладению навыками мелкой моторики.Помогает развивать речь.Повышает работоспособность коры головного мозга.Развивает у ребенка психические процессы: ...

Картотека «Пальчиковые игры в раннем возрасте»

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение восп...

Картотека пальчиковых игр младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами...

Картотека пальчиковых игр для раннего возраста

Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Они дарят нашим детям здоровье, воздействуя на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными орга...