Статья. Значение развития общей моторики у детей раннего возраста.
статья по физкультуре

Савоськина Марина Юрьевна

Предварительный просмотр:

М.Ю. Савоськина

Санкт-Петербург

Значение развития общей моторики у детей раннего возраста.

Раннее детство - особый период становления органов и систем организма. Он включает в себя младенчество – это дети до одного года и ранний возраст – это дети с одного года и до трёх лет. Весь этот период характеризуется некоторыми особенностями:

- Быстрый темп развития организма;

- Скачкообразность развития (периоды, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребёнка. Например, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет возможность непосредственного общения с окружающим миром, а соответственно для дальнейшего более активного развития речи;

- Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей;

- Высокая степень ориентировочных реакций на всё окружающее;

- Особое значение эмоции.

- Ведущая роль взрослого в развитии ребенка.  

В раннем возрасте развитие движений рассматривается в комплексе с эмоциональным и психическим развитием, как целостные, взаимосвязанные и взаимозависящие компоненты, которые в совокупности составляют психомоторику и в комплексе обеспечивают полноценное и гармоничное  развитие (Е.А.Аркин, Н.А.Бернштейн, А.В.Запорожец, М.И.Кистяковская, М.М.Кольцова, Е.М. Мастюкова,  Ю.В.Нефедова, Г.Е.Сухарева, М.И.Фонарев, Н.М.Щелованов и др.).

         

В период раннего возраста происходит быстрое, непрерывное и скачкообразное развитие ребёнка, когда малыш должен овладевать определёнными умениями и навыками. В первый год жизни у малыша проявляется «комплекс оживления», в период с двух до шести месяцев и характеризуется фиксацией внимания на взрослом, движениями головой, ручками, ножками, телом. Также появляется улыбка и гуление в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого. В годовалом возрасте малыш уже может самостоятельно садиться, ложиться, ползать и вставать, передвигается с опорой, начинает ходить. Второй год направлен на формирование самостоятельной ходьбы, координации движений. Также идёт развитие ползания, лазания, бросания и катания. К трём годам ребёнок овладевает бегом, прыжками, лазанию.

Малыш не может обходиться без движений, которые в свою очередь вызывают эмоции и наоборот эмоциональное воздействие на малыша вызывает в нём стремление к движениям: улыбке, гулению, движению к маме, к игрушке. В дальнейшем движения помогают обследовать и познавать окружающий мир. Положительные эмоции и двигательная активность оказывают благоприятное влияние на нервно-психическое развитие.

        Двигательная активность организма или отдельных органов называется моторика (лат. motus — движение). Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи (Википедия). Развитие моторики разделяется на мелкую и общую:

- Мелкая(тонкая) моторика - это движения пальцами руки (хватание, манипулирование предметами).

- Общая(грубая) моторика – это основные движения, такие как удержание головы, сидение, стояние, ползание, ходьба и другие. И.М.Воронцов указывает, что выделяют пять основных жизненно важных движений: бег и ходьба – для перемещения, прыжки и лазанье – для преодоления препятствий, бросание – для защиты и нападения.

        Для развития общей моторики разработаны специальные игры, упражнения, которые проводятся с детьми в соответствии с их возрастными особенностями. Проводятся они на физкультурных и музыкальных занятиях, на прогулке, утренней гимнастике, при индивидуальной работе. Следует подбирать такие подвижные упражнения и игры для развития общей моторики, которые будут затрагивать все группы основных движений и будут доступны для детей, учитывая их типологические и индивидуальные особенности.

В раннем возрасте развитие общей моторики имеет особое значение, так как по мере формирования основных движений у ребёнка появляется всё больше возможностей для самостоятельного перемещения в пространстве, совершения исследовательских действий, социализации в обществе.

Литература.

  1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В, Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.; Просвещение, 1986.
  2. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. Л., 1986.
  3. Нефёдова Ю.В. Система работы по развитию психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. С.П.б.2005.
  4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.; Владос. 2003.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста.

 Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат...

Консультация для родителей Тема: «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной ...

Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. На основе глубоких и многочисленных исследований головного мозга и детской психики, нейробиологи и психологи пришли ...

Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста.

И.П. Павлов  придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершенн...

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста"

Мелкая моторика — это способность человекавыполнять мелкие и точные движения кистямии пальцами рук в результате скоординированныхдействий трех систем: нервной, мышечной икостной. Развитие мелкой...

Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста" (с презентацией)

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить. ...