Формирование личности ребёнка на занятиях физкультурой
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Филатов Станислав Витальевич

В педагогической науке особое значение уделяют проблеме формирования личности ребенка.

В дошкольном возрасте проходят основные этапы формирования личностных механизмов и образований, тесно связанных с эмоциональными и мотивационными сферами, формируется самосознание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Филатов С.В. инструктор по физической культуре stanislav.filatov.97@mail.ru
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок»

В педагогической науке особое значение уделяют проблеме формирования личности ребенка. 

В дошкольном возрасте проходят основные этапы формирования личностных механизмов и образований, тесно связанных с эмоциональными и мотивационными сферами, формируется самосознание.

Личность – это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало, готовность и умение создавать новое [1].

Именно по этому рассматривая период дошкольного детства через институт  воспитания личности, мы наблюдаем период фактического складывания психологических механизмов личности. Однако, чтобы достичь результата возникновение полноценной личности, надо сформировать у него потребность. Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности в дошкольном периоде, социально культурные, гигиенические и др. Так же хотелось бы выделить физическую культуру.

Роль физической культуры уникальна в комплексном развитий всех аспектов личности: психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного.

Физическая культура постепенно включает ребёнка в сложные социальные отношения. А результат достигается через всю систему средств – упражнений, гигиенических факторов и оздоровительных природных сил [2].

Однако наибольшее воздействие будет достигаться через физические упражнения. Ведь не зря Аристотель говорил – Движение – это жизнь.

Таким образом, можно сказать, что движение придаёт определённый стержень всей жизнедеятельности и поведения человека.

В дошкольном детстве возникают разнообразные группы физических упражнений. Их значение состоит в том, что воздействуя на ребёнка физическими упражнениями, требуют от него постоянных волевых усилий, сопровождающиеся эмоциональной насыщенностью в виде борьбы за лучший результат. Ребенок познаёт разнообразные двигательные умения, навыки, познает свои мышечные чувства, учится управлять своими движениями.

Физическая культура не только влияет на физическое здоровье, но и выполняет воспитательные функций, привитие потребности физического и нравственного совершенства, воспитание морально волевых качеств.

На занятиях по физкультуры происходит постоянное взаимодействие с товарищами, а также и с соперниками, в которых проявляется и закрепляются черты личности ребёнка. Во время занятия формируются положительные черты личности: Воспитание чувства коллективизма, моральная подготовка к различным стрессовым переживаниям, проявляются лидерские качества, идёт борьба со страхом. Всё это можно встретить в играх и игровых упражнениях, которые вызывают у ребёнка необходимость во взаимодействии со сверстниками, принятие наиболее оптимального согласованного действия [3].

Постоянная нагрузка заставляет ребёнка встретиться со своей слабой стороной личности, выражающейся в проявлении слабости и лени, а также и трусости. В ходе занятия ребёнок учиться преодолевать сложности тем самым улучшая свою силу воли.

Во время подвижных игр и выполнения физических упражнений, основанных на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий с постепенным приростом нагрузки на физическую и эмоциональную сторону ребёнка, для преодоления требуются волевые усилия.

В это время у ребёнка начинается формироваться самооценка. Факторами самооценки являются собственная активность, оценка окружающих людей и умение правильно оценивать действия.

Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания через художественно образное восприятие, способность создавать собственный образ красивому двигательному поведению окружающих взрослых [4].

Ребенок, оценивая себя по усилиям, которые ему нужны были, для выполнения задания. Из улучшения самооценки развиваются такие качества личности, как самоуважение, совесть и гордость.

Таким образом, в процессе занятий физической культурой у дошкольника формируются морально – волевые и психические личностные качества.

Из морально – волевых качеств, формирующимся в процессе занятия ребенком физкультурой можно выделить:

  • Целеустремлённость
  • Настойчивость
  • Инициативность
  • Самостоятельность
  • Выдержка
  • Дисциплинированность
  • Самоконтроль

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции [5].

Внимание детей на занятии можно привлечь показом движения, интересным содержанием занятия, созданием образного восприятия упражнения, а также используя игровые приёмы.

В ходе занятия важно направить детей на характер задания и замотивировать на выполнение.

Таким образом, мы приходим к воспитанию целостного индивидуума через занятие физической культурой, имеющего определённые умения и навыки, физические качества, а так же и психические качества, черты и свойства личности человека.

Литература:

1 - Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинчен-ко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 344 с

2 - Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное  пособие / В.М. Гелецкий.  Красноярск: Сибирский федеральный университет,  2014. − 433 с.

3 - Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста //Проблемы педагогики. – 2014. – №. 1.

4 - Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 90 с.

5 - Ионов А.А. Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов //Педагогиго психологические и медико биологические проблемы физической культуры и спорта. . – 2008. – №. 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством".

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством форми...

План работы по единой тематической теме «Формирование личности ребёнка, его ценностных ориентаций в окружающем мире через экологическое воспитание»

В перспективном плане представлена система работы по формированию личности ребенка через экологическое воспитание, поэтапную работу предлается проводить в течение трех лет....

Книги, необходимые для формирования личности ребёнка (консультация для родителей)

Статья содержит информацию о том, какие книги нужно преобретать своим детям, скакого возраста начинать им читать,учить буквы, изготавливать книжки своими руками, развивать творческие способности....

Книги, необходимые для формирования личности ребёнка (консультация для родителей)

Статья содержит информацию о том, какие книги нужно преобретать своим детям, скакого возраста начинать им читать,учить буквы, изготавливать книжки своими руками, развивать творческие способности....

Книги, необходимые для формирования личности ребёнка (консультация для родителей)

Статья содержит информацию о том, какие книги нужно преобретать своим детям, скакого возраста начинать им читать,учить буквы, изготавливать книжки своими руками, развивать творческие способности....