«Влияние игр соревновательного характера на формирование личности дошкольника»
статья по физкультуре (старшая группа)

Ильиных Анна Викторовна

В статье освещены основные аспекты личности ребенка дошкольника и влияние на их формирование, посредством спортивных соревнований. 

Об особенностях дошкольного возраста, когда начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя.

Поскольку, эстафета представляет собой соревнование, то ее прохождение способствует активизации эмоционального фона ребенка. 

Чтобы игра приносила должный воспитательный и развивающий эффект, требуется ее правильная организация.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка.

Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности.

Проведение игр - соревнований – является важным и значимым психологическим фактором формирования личности ребенка дошкольника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Влияние игр соревновательного характера на формирование личности дошкольника»

Подготовила:

Инструктор по физической культуре

Ильиных Анна Викторовна

Содержание:

  1. Основные аспекты личностного развития старшего дошкольника
  2. Условия проведения игр-эстафет
  3. Разновидности игр-эстафет
  4. Вывод

Дошкольный возраст – это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду и в частности посредством физкультурных соревнований. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество. Рассмотрим основные аспекты личности и влияние на их формирование, посредством спортивных соревнований.

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности в большей степени происходит через игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты и соревнования. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели.

В сложной физической деятельности проявляется воля ребенка для преодоления препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и соревновательные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении, требуется применение волевых усилий, для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Развитие волевой сферы косвенно влияет на формирование мотивации дошкольника, которая претерпевает существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается процесс самоутверждения. На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Старших дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования.

В этот период, дети выбирают себе партнеров по общению, опираясь на собственные интересы и потребности. Они желают общаться, но не всегда понимают каким образом это сделать. Воспитание дружеских отношений начинается с развития эмоциональной сферы дошкольника и формирования навыков коммуникативного взаимодействия. Для этих целей применяются разнообразные игры. Эмоциональному развитию ребенка способствует использование игр соревновательного характера.

Использование игр-эстафет для развития эмоциональной сферы дошкольника

Эстафета – это командное соревнование, основанное на выполнении игроками определенного задания, преодолении препятствия и передаче какого-то объекта – символа эстафеты друг другу.


Поскольку, эстафета представляет собой соревнование, то ее прохождение способствует активизации эмоционального фона ребенка. Его усиливают еще и физические действия, движения, которые расширяют и углубляют эмоциональное воздействие на организм. Игры-эстафеты организуются таким образом, чтобы активизировать двигательную активность дошкольника и оказать воздействие на его эмоциональную сферу. Следует отметить, что игры-эстафеты применяются для формирования навыков дружеского коллективного взаимодействия дошкольников разных возрастных групп. Это обусловлено нравственным компонентом игры и необходимостью приложения волевых усилий для прохождения эстафеты.

Игры-эстафеты способствуют:

  • Ликвидации замкнутости и закрытости ребенка от социальной сферы;
  • Формированию навыков коллективного сотрудничества для достижения общей цели; Развитию навыков усвоения информации, команд на слух;
  • Формированию товарищеских чувств и основ коллективизма;
  • Формированию навыков целеориентированной деятельности;
  • Развитию чувства ответственности за свои действия и поступки, оценки их влияния на других людей, значимости в общей направленности деятельности;
  • Выработке ярких позитивных эмоций;
  • Повышению работоспособности организма.


Данные параметры обуславливают активное применение игр-эстафет в эмоциональном развитии старшего дошкольника, а соответственно и для формирования у детей дружеских связей и отношений, проявлении смелости детьми, оказании помощи и взаимовыручки товарищам.  

Условия проведения игр-эстафет

Чтобы игра приносила должный воспитательный и развивающий эффект, требуется ее правильная организация.

  • Содержание игры должно отвечать возрастным особенностям развития старшего дошкольника, его потребностям и интересам.
  • Учет физической подготовки дошкольников при выборе конкретной игры. Вариативность содержания игр и организации игрового действия: разные команды, их комплектации, упражнения, последовательность действий.
  • Постепенное усложнение двигательных заданий.
  • Учет условий проведения игрового действия. Требуется обратить внимание на то, где проводятся игры, в каких условиях: на улице, в помещении. Если на улице, то, в какое время года и при каких погодных условиях. Если дети будут испытывать дискомфорт в ходе игрового процесса, то эмоциональное восприятие игры будет негативным, а это не окажет положительного воздействия на микроклимат в коллективе и не способствуют созданию дружественной атмосферы.
  • Проведение игр-эстафет актуально в первой половине дня и не ранее чем через полчаса после приема пищи.
  • Проведение анализа игры по ее завершению.
  • Анализ помогает акцентировать внимание детей на личностных достижениях и ошибках во взаимодействии, проявлении смелости, взаимовыручки.

Разновидности игр-эстафет

Существует огромное разнообразие игр-эстафет, ориентированных не только на физическое развитие детей, но и активизацию их эмоциональной сферы и формирования дружеских связей и отношений в детском коллективе. Главное правило их использования – учет уровня развития дошкольников и воспитание командного духа. Это способствует эмоциональному развитию детей и повышает их желание дружить и взаимодействовать.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Спортивные состязания дают возможность сопереживать сверстнику.

В групповых соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных эмоций снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны. В этом случае педагог старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий. Проявление доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила состязания, использовать вежливые формы замечаний).

Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Таким образом, проведение спортивных соревнований – является важным и значимым психологическим фактором формирования личности ребенка дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста.

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста// Дни науки – 2010: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции сту...

Родительские установки и их влияние на формирование личности дошкольника

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.В неосознаваемой сфере очень ва...

Влияние мультфильмов на формирование личности дошкольника

В статье приводится ряд аргументов против большинства западных мультфильмов и примеры их негативного влияния на формирующуюся личность дошкольника....

Влияние мультфильмов на формирование личности дошкольника

Консультация для родителей о влиянии мультфильмов на формирование личности дошкольника...

Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»

ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...

Влияние музыки на формирование личности дошкольника

Влияние музыки на формирование личности дошкольника  История развития человечества говорит о том, что музыка существовала с незапамятных времен, а это значит, что она сопровождает человека в...