За здоровьем в детский сад
проект по физкультуре
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Физкультурно-оздоровительный проект
«За здоровьем в детский сад!»
- Проблема и актуальность
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Принципы проекта
- Форма пректа
- Здоровьесберегающие технологии
- Результативность
- Дальнейшее развитие проекта
- Картотека физкультурно-оздоровительной деятельности детей
- Литература
ВИД ПРОЕКТА: информационно-игровой, практический, тактико-ориентированный, групповой, долгосрочный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники МБДОУ, педагоги, родители
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: долгосрочный (01.10.2018 г. – 31.05.2019 уч. г).
Проект реализуется через полную интеграцию физкультурно-оздоровительного развития с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания в ДОУ, что отвечает современным ФГОС к общеобразовательной программ
ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ:
В нашем новом дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является физкультурно-оздоровительное, и это очень важно в наше малоподвижное время.
А началось всё с того, как-то я заметила, что дети плохо умеют завязывать шнурки на обуви (хотя и шнурки потихонечку тоже уходят из нашей жизни, на смену им пришли липучки или молнии ) отметила для себя, что у детей плохо развита мелкая моторика рук; ещё наши дети мало двигаюся, всё больше времени современные дети проводят за компьютером и ли приставками, а родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни.
Каждый новый учебный год я начинаю с того, что изучаю медицинские карты вновь прибывших детей, для того, чтобы знать сколько детей имеют первую, вторую или другие группы здоровья какие
Анализ моей практики работы показывает, что в последнее время немало дошкольных учреждений работает по новым комплексным программам, но они к сожалению ограничиваются рамками физического воспитания, направленными главным образом на развитие у детей основных качеств движений. Зачастую Однако этого не достаточно.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения:
- использование гибкого охранительного режима
- правильного рационального питания
- создание санитарно-гигиенических условий
- условий для закаливания
- оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
- обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
- создание психолого-педагогических условий для формирования эмоционального благополучия, бережного отношения к ребенку, уважение к индивидуальности и личности
- оптимизация режима двигательной активности детей путем усовершенствования организованных и самостоятельных форм функционально-оздоровительной деятельности детей
- систематизация мероприятий по организации двигательной активности детей
- поиск новых путей практической реализации современных технологий
- формирование интегрированных связей между двигательной, интеллектуальной, коммуникативной способностями
- создание здоровьесберегающей среды
- подготовка ребенка к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни
- воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие интереса к физической культуре и спорту
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта, коррекция психомоторных нарушений
- создание условий для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической и экологической сред
- создание образовательных технологий образовательной физической культуры и их внедрение в образовательный процесс по физическому направлению
- использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования
- организация интегрированных видов образовательной и игровой деятельности
- просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, мониторинг «Готовность к школе»
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:
- принцип разностороннего развития личности
активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения
- принцип гуманизации
физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей
- принцип индивидуальности
обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки
- принцип цикличности и систематичности
постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности
- принцип оздоровительный
обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности
- принцип взаимосвязи с семьей
соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка
- принцип ответственности сотрудников ДОУ
- принцип соблюдения прав человека и гражданина
- принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей
- принцип активности детей.
ФОРМЫ ПРОЕКТА:
- 1. Специально организованная деятельность
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.)
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками)
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения
- оздоровительный бег, босохождение
- динамические паузы
- бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)
- гимнастика пробуждения
- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны)
- кислородный коктейль
- рациональное питание
- психологическая поддержка
- проектная деятельность
- прием детей на улице в теплое время года
- оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, бассейна, спортивных уголков в группах
- 2. Совместная деятельность с детьми
- индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья
- 3. Самостоятельная деятельность детей
- в спортивном уголке, на спортплощадке с использованием пиктограмм основных движений, схем наблюдения за поведением ребенка
- 4. Интеграция с другими образовательными областями
- художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность
- 5. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы
- совместная физкультурно-досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки), организация совместного активного отдыха, оформление рекомендаций для родителей по
- организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов, обогащение литературы по здоровому образу жизни, анкетирование, вовлечение родителей в образовательный процесс «Вместе с мамой»
- 6. Взаимодействие со специалистами ДОУ
- консультации логопеда, педагога-психолога, инструктора по плаванию, инструктора по ФК, музыкального руководителя, медицинского персонала
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- Альбом «Рассказы о спортсмене».
- Альбом «Наше творчество».
- Д/и « Спортивное оборудование», «Виды спорта».
- Фотогалерея «Мы занимаемся спортом».
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
- Конспекты по теме проекта.
- Музыкальные СД диски.
- Планирование по данной теме.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- Анкетирование «Спорт в жизни людей», «Какое место физкультура занимает в вашей семье?», «Исследование предложений о ЗОЖ».
- Родительские собрания «Как провести выходной день с детьми».
- Презентация проекта на родительском собрании.
- Консультации «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка», «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?», «Детский фитнес дома».
- Совместное творчество с детьми.
- Спортивное развлечение «Здоровым быть – здорово!».
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- народные игры, подвижные игры, спортивные игры
- игровые упражнения, игровые задания
- коррегирующая гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- гимнастика для глаз
- динамическая пауза
- релаксация
- прогулка
- утренняя гимнастика
- закаливание
- бодрящая гимнастика
- индивидуальная профилактическая работа
- свободная двигательная активность
- стречинг
- фитнес для малышей гимнастика
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Основными результатами внедрения проекта являются:
- в МБДОУ № 38 «Маленький принц» по направлению «Физическое развитие» созданы все условия для правильного физического развития детей
- имеется хорошая материально-техническая база (наличие оборудования спортзала, спортплощадка,
- соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме
- активность детей, владение навыками здорового образа жизни, формирование основных движений, физических качеств, накапливаемость резерва здоровья
- появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей
- формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков
- участие детей подготовительной группы участие в Городских отборочных соревнованиях «Здоровый дошкольник», «Русские шашки»
- дети знают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик
- обобщение опыта работы в МБДОУ по направлению «Физическое развитие»
- составление перспективно-тематического плана физкультурно-оздоровительной деятельности детей, сценарий проведения мероприятий, конспектов утренних и бодрящих гимнастик, в соответствии с лексическими темами
- составление картотек подвижных, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик, гимнастика пробуждения, картотеки по основным видам движения, картотеки по общеразвивающим упражнениям.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА:
- проектировать коррекционно-развивающую среду в группе в соответствии с реализацией поставленных задач
- создавать единые благоприятные условия для организации коррекционно-педагогического процесса в семье и ДОУ
- оздоровление детей через систему лечебно-профилактических мероприятий
- совершенствовать качества воспитательно-образовательного процесса по физической культуре путем интеграции разных направлений
- ввести в образовательный процесс здоровьесберегающие принципы системы оздоровления детей современные педагогические технологии, инновации, методики
- формировать потребность в ежедневной двигательной активности; навыки саморазвития и самоорганизации
- побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления
КАРТОТЕКА:
- Бодрящая гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Зрительная гимнастика
- Пластические этюды
- Развитие речевого дыхания
- Динамические паузы
- Артикуляционная гимнастика
- Гимнастика для улучшения слухового восприятия
- Коррегирущие упражнения
- Упражнения для профилактики плоскостопия
- Упражнения для снятия общего утомления
- Упражнения на напряжение и расслабление мышц
- Игровой массаж
- Подвижные игры осеннего периода
- Подвижные игры зимнего периода
- Подвижные игры весеннего периода
- Подвижные игры летнего периода
- Русские народные игры
- Игры малой подвижности
- Спортивные игры
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- формировать потребности в двигательной активности
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний
- развивать сенсорные и моторные функции
- приобретать навыки правильного дыхания
- прививать навыки элементарного самомассажа
- развивать интеллектуальные функции (мышление, память, воображение, внимание, восприятие, ориентировка в пространстве)
- формировать здоровый образ жизни
- создавать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих
- развивать эмоционально-волевую сферу и игровую деятельность
- формировать гармоничную личность (умение дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.)
- сохранять здоровье детей в процессе воспитания и обучения
- сформировать полноценное развитие и готовность детей к мотивации учебной деятельности
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | задачи | Время проведения | |
1. | Родительское собрание. | Знакомство с результатами анкетирования, пропаганда здорового образа жизни. | Октябрь | |
Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста ЗОЖ». | Приобщение родителей к формированию интереса детей к оздоровлению собственного организма. | Октябрь | ||
Рекомендации родителям «Как быть здоровым душой и телом», «какую обувь покупать детям». | Правильный выбор жизненных ценностей, правильный подбор обуви. | Конец октября. | ||
2. | Изготовление нестандартного оборудования | Создание необходимой развивающей среды | Начало ноября | |
Занятие с детьми «Человеческий организм: дирижёр и исполнитель» | Формирование у детей элементарных представлений о работе органов чувств человека и руководящей роли мозга. | Ноябрь | ||
Беседа с детьми «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» | Научить ребёнка заботится о своём здоровье | Ноябрь | ||
Корригирующее физкультурное занятие с использованием тренажёров. | Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей. Формирование глубокого, ритмичного выдоха. | Ноябрь | ||
Консультация для родителей «Движение – основа здоровья» | Значение спортивных игр и развлечений для нормального физического развития ребёнка. | Ноябрь | ||
Игры, которые лечат. | Способствовать всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию. | Ноябрь | ||
Статьи в родительский уголок «Правила применения закаливающих процедур». | Знакомить родителей с правилами закаливания | Ноябрь | ||
Физкультурно-оздоровительный досуг «Как я буду заботится о своём здоровье». | Формировать у детей сознательную установку на ЗОЖ | Ноябрь | ||
Круглый стол с родителями «Физическое развитие ребёнка в семье и в ДОУ». | Ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребёнка в семье | Декабрь | ||
3. |
| Учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутым результатам. | Январь | |
| Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. | Конец января | ||
| Показать детям какую роль играет зрение в жизни человека. Подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных. | Январь | ||
| Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей. Формирование глубокого, ритмичного выдоха | Конец января | ||
| Знакомство родителей с причинами нарушения осанки и способами её профилактики. | Февраль | ||
| Активизировать знания детей о роли органов чувств в жизни человека, роль слуха для ориентировки в окружающей действительности и в овладении человеческой речью. | Конец февраля | ||
| Побуждать родителей к совместному участию в спортивных соревнованиях. | Начало марта | ||
4. | Занятие с детьми (лепка человека) | Закрепление знаний о частях тела человека | Март | |
Разработка пакета рекомендаций о здоровом образе жизни | Привлекать детей к созданию советов, рекомендаций для героев сказок (Нехочуха и микробы) | Март | ||
Занятие с детьми по теме «Внутренние органы», «Скелет и мышцы» | Продолжать воспитывать у детей потребность узнать о себе и о своём теле | Март | ||
| Развитие творческого воображения детей. | Апрель | ||
Занятие с детьми по теме «Зачем человеку еда?». | Познакомить детей с правилами здорового питания | Апрель | ||
Презентация проекта « Береги здоровье с молоду!» | Подготовка к презентации проекта | Май | ||
ЛИТЕРАТУРА:
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С. Яколева, 2006 г /
- Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л.В. Кочеткова – М, МДО2009г./
- Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. Теория и практика физической культуры, практическое пособие /В. Бальсевич – М, Просвещение, 2000 г./
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./
- Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М.А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2010г./
- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючина
- «Игры, которые лечат» Е.А. Бабенкова
- «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько
- «Развиваем мелкую моторику» О.И. Крупенчук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
Проект: "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!" - неделя здоровья в детском саду с 12-16 мая 2014 года
Вашему вниманию предлагаю проект: Неделя здоровья в детском саду "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!"...
«Беседа о здоровье. Укрепление детского здоровья»
Все мы знаем - для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. Купить здоровье невозможно. Его необходимо беречь и укреплять....
Беседа о здоровье. Укрепление детского здоровья.
Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, сохранять и укреплять физическое здоровье детей, воспитывать желание заботится о своем здоровьеПредварительная работа: рассматр...
Неделя здоровья в детском саду. Подготовительная к школе группа. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ "НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ"
Цель: сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. Удовлетворить потребность детей в двигательной активности....
«За здоровьем в детский сад». Сценарий Дня здоровья
laquo;За здоровьем в детский сад».Сценарий Дня здоровья...
День здоровья в детском саду 7 апреля, ежегодно празднуется как Всемирный день здоровья. Этот праздник учрежден для привлечения внимания людей к проблемам здоровья и здравоохранения. Празднование организовано по принципу «новый год — новая тема». В 2019 г
В России в этот день проходит акция "Быть здоровым"направленная на пропоганду здорового образа жизни.В рамках празника проходят Дни здоровья в дошкольных учреждения и в нашем городе.В нашем ...