Конспект Организованной образовательной деятельности по духовно -нравственному воспитанию в средней группе «Травушка-муравушка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Знакомство детей с лекарственными травами, их заготовке и использовании в народной медицине.
Учить инсценировать народную песенку.Знакомить со сказкой «Лиса и дрозд».
Развивать речь детей, обогащать словарный запас, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры. Расширять знакомство с произведениями устного народного творчества. Развивать умение играть в народную игру,наблюдательность.
Воспитывать любовь к русской природе, развивать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по духовно-нравственному воспитанию | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 32 «Счастливое детство»
города Рубцовска
658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-81-68 e-mail: altaidetstvo@mail.ru |
Конспект
Организованной образовательной деятельности
по духовно -нравственному воспитанию
в средней группе
«Травушка-муравушка»
Выполнил: воспитатель
Грехова Лариса Васильевна
Рубцовск 2021
Цель: Знакомство детей с лекарственными травами, их заготовке и использовании в народной медицине, заготовке сена для домашних животных
Задачи:
Дать детям знания о лекарственных травах. Учить инсценировать народную песенку.Знакомить со сказкой «Лиса и дрозд».
Развивать речь детей, обогащать словарный запас, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры. Расширять знакомство с произведениями устного народного творчества. Развивать умение играть в народную игру,наблюдательность.
Воспитывать любовь к русской природе, развивать бережное отношение к природе.
Методы и приёмы:сюрпризный момент, показ, объяснение, пояснение, художественное слово, игра, вопросы, ответы, ИКТ, пение песенки, поощрения.
Обогащение словарного запаса: ромашка безъязычковая, клевер красный, пижма, ноготки, мята, горец птичий.
Активизация словаря:сено – мягкое, душистое, кумушка, голубушка, травушка-муравушка,пушистая, сочная, зеленая.
Оборудование:мягкая игрушка «Сердце», видеофрагмент «Сенокос», слайд луга и леса, макет избушки, корзинка, сушёная трава в пучках:ромашка безъязычковая, клевер красный, пижма, ноготки, мята, горец птичий; дорожка, чайник, самовар, утеплённый колпак для чайника, игрушка воробья и вороны, ширма, шапочка воробушка, настольный театр по мотивам сказки «Лиса и дрозд»
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Город и село», картинок «Цветы и травы», беседа о жизни горожан и сельчан, чтение сказки «Лиса и дрозд», рисование «Яркие цветы».
Ход занятия.
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте дети! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. Для этого мы встанем в круг и поздороваемся, передавая друг другу волшебное сердце, и называя друг друга ласково по имени.
Упражнение «Волшебное сердце»
-Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, что нужно человеку для хорошего настроения и здоровья? (ответы детей).
Воспитатель: И спортом заниматься, и говорить всем вежливые слова, и витамины с лекарствами пить. А я знаю одну Хозяюшку, которая не лекарствами лечится и всех избавляет от болезней, а разной травкой и цветами. И нас она приглашает к себе в гости. Поедем? (ответы детей).
-Наша Хозяюшка живёт в селе.
- На чём можно туда доехать? (ответы детей).
(дети рассаживаются в «автобус»)
- Путь долгий, и чтобы нам было не скучно споём песенку «Мы едем, едем, едем».
- Вот мы и приехали.
-Здравствуй, Хозяюшка! Мы приехали к вам в гости, чтобы узнать, как можно с помощью травок поддерживать здоровье. Расскажи, пожалуйста, детям очень интересно.
Хозяюшка: Здравствуйте, ребятушки! Я очень рада вам. Смотрите, сколько возле моей избушки травки выросло! (трава разложена вдоль дорожки: ромашка безъязычковая, клевер красный, пижма, ноготки, мята, горец птичий – разложена на полу). Я по улице пройду, травкой полюбуюсь, а кое-какую в корзинку соберу (идет, напевая, поглаживая травку, любуясь ею, собирая в корзину).
Улица ты, улица широкая моя!
Травушка-муравушка зелененькая!
Ах, никто по улице не хаживал,
Травушку-муравушку не таптывал.
Вот и хорошо, что никто здесь не хаживал, травку не топтал, выросла она пушистая, сочная, зеленая. Я травку собираю аккуратно: листочек сорву, а другой оставлю, чтобы не завяла травка, чтобы и дальше, росла и зеленела.
Расти, травка, по листочку в день,
Цвети, травка, по цветочку в день,
А роса на травушке медовенькая,
Травушка-муравушка шелковенькая!
Зачем мне эта травка, не догадались, детки? Верно говорите, травку и коровушка любит пожевать, и лошадушка, поэтому летом траву косят косами, вот так (показывает):
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
Потом травку на солнышке сушат, граблями ворошат, в копны сгребают, на сеновалы убирают (показ видеофрагмента «Сенокос»).
Получается из травы сено – мягкое, душистое. Это сено зимой вся скотинка ест-пожевывает да хозяев похваливает.
Но у меня в корзине травка не простая, а целебная. Такой травкой всякие болезни лечитьможно и у ребят, и у зверят, и у больших, и у маленьких. Коли надо мне Ваню полечить, я травку посушу (показывает пучки травы), щепотку в чайник положу (показывает), кипятком из самовара залью, как чай заваривают, и накрою. Пусть теперь постоит, а потом процежу – и можно пить, болезнь из тела выгонять.
Вот этой травкой, клевером, кашель выгоняют.
Отваром ромашки горло полощут, чтобы не болело.
А вот цветок-ноготок, им хоть горло, хоть живот лечить можно.
Это мята душистая, понюхайте! (дети нюхают).
Это дикая рябинка, у нее цветочки на ягоды рябины похожи, есть их нельзя, они горькие, а отваром лечиться можно.
Это птичья гречка с малюсенькими розовыми цветочками.
-Запомнили? Как эта травка называется? А эта? (Ответы детей).
- Молодцы!
Некоторые травки даже вставляют в веники, которыми парятся в русской бане. Похлопают мокрым, распаренным веником по спинке, она и болеть перестанет.
Птичка-воробьиха (игрушка). Чик-чирик, чик-чи-рик!
Смотрите, как воробьиха разволновалась, расчирикалась! Не случилось ли что? Почему она одна? Где воробушек-куманек? Не болеет ли?
Вот и воронушка – мудрая головушка (игрушка).
Прилетела воронушка и с воробьихой разговор завела (поет):
Песенка «Дома ль воробей?»
Ворона– Дома ль воробей?
Воробьиха– Дома, кумушка.
Ворона– Что он делает?
Воробьиха– Болен лежит.
(Говорком)
Ворона– А что у него болит?
Воробьиха– Плечики.
(Поет, обращаясь к ребенку)
Ворона– Сходи, Настя, в огород,
Сорви птичьей гречки,
Попарь ему плечики!
(Ребенок находит сам или с помощью других детей нужную травку и приносит птичке, та благодарит, уходит за ширму, затем снова появляется).
Ворона - Ну, как?
Воробьиха (грустно) - Парила, кумушка, парила, голубушка.
Его пар не берет, только жару придает. Не помогает воробушку птичья гречка. Воронаопять к воробьихе идет:
Ворона– Дома ль воробей?
Воробьиха– Дома, кумушка.
Ворона– Что он делает?
Воробьиха– Болен лежит.
Ворона– Что у него болит?
Воробьиха– Животок.
Ворона– Сходи, Саша, в огород,
Сорви травку ноготок,
Попарь ему животок!
(Действия повторяются).
Ворона– Ну, как?
Воробьиха– Парила, кумушка, парила, голубушка,
Его пар не берет, только жару придает!
-голубушка, чем теперь лечить будешь?
Ворона– Дома ль воробей?
Воробьиха– Дома, кумушка!
Ворона– Что он делает?
Воробьиха– Болен лежит!
Ворона– Что у него болит?
Воробьиха– Спинка.
Ворона– Сходи, Леся, в огород,
Сорви дикой рябинки,
Попарь ему спинку.
(Действия повторяются).
Совсем разболелся воробушек: жар у него, температура.
Ворона– Дома ль воробей?
Воробьиха– Дома, кумушка!
Ворона– Что он делает?
Воробьиха– Болен лежит!
Ворона– Что у него болит?
Воробьиха– Пяточки.
Ворона– Сходи, Миша, в огород,
Сорви травки мяточки,
Попарь ему пяточки.
(Действия повторяются).
Ворона– Ну, как?
Воробьиха– Парила, кумушка, парила, голубушка,
Его пар берет, на ножки воробей встает,
По двору шныряет, крошки собирает,
Голубей гоняет!
Вот и воробушек! (Надевает шапочку ребенку)
Выздоровел?
Поиграй теперь с нами! (Игра под прибаутку «Андрей-воробей».)
Андрей-воробей
(«летает» в кругу, дети ритмично хлопают в ладоши)
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
(присели, стучат пальцем по полу)
Не тупи носок,
Пригодится носок
Клевать колосок!
(«Воробей» догоняет детей, они прыгают. Игра повторяется).
Вот как развеселился воробушек! Видно, помогли ему травки целебные! Знаете, где лучше всего собирать травку для лечения? На лугу или в лесу, там травка самая чистая, не запыленная, самая полезная (показ слайда с лугом и лесом). Давайте-ка и мы в лесок заглянем да в нем погуляем. Смотрите, какое высокое дерево! Среди его веток дрозд смастерил гнездышко, а в нем птенчики малые пищат. (Настольный театрпо мотивам русской народной сказки «Лиса и дрозд»).
Воспитатель: А нам пора возвращаться к себе в город. Спасибо, Хозяюшка, за гостеприимство и интересный рассказ о травках.
Хозяюшка: Будьте здоровы! И помните! Когда вы будете гулять и увидите на улице травку целебную – зря не рвите, не топчите. Помните: травка – наша помощница, она людей и зеленью, и цветами порадует, и от болезни вылечить сумеет.
Воспитатель:И тебе, Хозяюшка, здоровья и сил.
Дети «садятся в автобус» и возвращаются в детский сад.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, а что вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей).
-А какие травки собирала Хозяюшка? (ответы детей).
-Для чего их заваривают и пьют этот чай?(ответы детей).
- О чём просила Хозяюшка вам помнить, когда будете гулять? (ответы детей).
-Конечно. Молодцы! Обязательно берегите травку, не топчите её и не рвите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию. Средняя группа
Перспективный план работы с родителями средней группы по духовно-нравственному воспитанию детей на социокультурном опыте (разработано на методологических основах программы для дошкольно...
Экскурсия в комнату Боевой славы. Беседа о ВОВ по духовно-нравственному воспитанию (средняя группа)
Дать детям представление о духе русского народа, которые одержал победу в ВОВ над фашизмом. Беседа проводиться в комнате боевой славы, в которой находяться предметы военных лет. Стенды с изображением ...
НОД Тема: «Добрые дела» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (духовно-нравственное воспитание) средняя группа
Цель: углубить представление детей о доброте, как ценном, неотемленном качестве человека....
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровый сон"
quot;Здоровый сон"...
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию (средняя группа). «Дорогою добра»
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию " Дорогою Добра"...
ООД по нравственно-патриотическому воспитаниюв средней группе на тему «Мой поселок»
Расширить знания о родном поселке; активизировать словарь по теме;воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному поселку....