Музыка в физическом воспитании дошкольников
консультация по физкультуре (старшая группа)

Как влияет мзыка на ритм движений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_v_fizicheskom_vospitanii_dosholnikov.docx16.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка в физическом воспитании дошкольников

Аннотация: музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, влияет на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, устанавливает нужный ритм движений.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Ведущие специалисты в области педагогики и психологии убеждены, что музыка оказывает положительное влияние на психическое развитие ребенка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность, ведет к преобразованию окружающего, к активному мышлению, обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки, ребенок окружен любовью, нежностью, поэтому он растет жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования. И даже если ребенок не станет музыкантом, он обязательно будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки, добрым и отзывчивым человеком.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании дошкольников.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

Как же влияет музыка на физическое воспитание дошкольников?

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, способствует организации коллектива. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус - все это создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Автор методики музыкального воспитания в детском саду Н.А. Ветлугина отмечает, что между музыкой и движением при одновременном их использовании устанавливаются тесные взаимосвязи.

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. В качестве музыкального сопровождения упражнений используется народная, классическая музыка, сочинения русских и зарубежных авторов.

Главной задачей физического воспитания детей является укрепление детского организма, формирование двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование физических качеств: выносливости, быстроты реакции, ловкости и т.д. Музыкальное сопровождение должно подчиняться выполнению этих задач – характер музыки должен соответствовать характеру движений.

Например, на физкультурных занятиях целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др.), музыку использовать не рекомендуется. Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, общеразвивающие упражнения требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы, галоп – легкой, игривой; упражнения с лентами – нежной, напевной и т.д. Вместе с тем, один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому и марш будет звучать энергичный, быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию – снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной.

Проведение под музыку утренней гимнастики создает у воспитанников бодрое настроение, подготавливает к различным видам деятельности. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений. Элементы упражнений могут быть предварительно выучены на физкультурных и музыкальных занятиях.

Проведение физкультурных занятий и утренней гимнастики под музыку учит детей пространственной ориентировке: быстро перестраиваться в колонну, в шеренгу, круг во время движения и на месте, выполнять все упражнения не только ритмично, но и сохраняя указанный темп. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически. На таких занятиях, как правило, решаются музыкальные, двигательные и воспитательные задачи.

Вывод: занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.


Литература:

Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду».

 А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении».

 Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества».

С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение».

Журнал «Справочник музыкального руководителя».

 М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду».

М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ И ТАНЦА НА ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК МУЗЫКА И ТАНЕЦ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Роль музыки в физическом воспитании дошкольников.

Музыка – это сложный мир искусства. Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жи...

Роль музыки в физическом воспитании дошкольников

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Дошкольное детство – пора наи...

Музыка и физическое воспитание в детском саду.

Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке и считывается динамическим состоянием тела - соинтонированием и пантомимическими движениями. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает о...

Роль музыки в физическом воспитании дошкольников

    «Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, чёткост...

Физическое воспитание дошкольников. Сотрудничество родителей и педагогов с целью повышения эффективности физического воспитания дошкольников.

С раннего детства ребенок познает мир и осваивает пространство при помощи движений. Двигательное развитие — одно из важнейших направлений развития дошкольника.В современной дошкольной педагогике...

Роль музыки в физическом воспитании дошкольника

Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребёнка, с воспитанием в нём нравственно-волевых черт личности.Любовь к музыке и...