Консультация для родителей "Плоскостопие".
консультация по физкультуре (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Плоскостопие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley._ploskostopie.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Плоскостопие»

Подготовила:

Учитель по ФК

Тимофеева Ксения Сергеевна

Сургут

Консультация для родителей «ПЛОСКОСТОПИЕ»

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы.

Нередко плоская стопа усугубляет течение сколиотической болезни.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто (в 15—23% случаев), поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного или поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движений детской стопы больше взрослой вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов, быстро утомляется и легко подвергается деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому опущению сводов.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как они лишают стопу ее естественной гибкости. Известную роль при этом играет также мышечная недостаточность — ослабление мышцы, отводящей большой палец, межкостных мышц и др. Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

                   

Оценка состояния свода столы

                        а                            б                              в

Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке: первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая - с основанием большого пальца.

Если обе линии расположены внутри контура — стопа плоская (а), если контур между линиями — стопа уплощенная (б), если вне линий — стопа нормальная (в).

В осуществлении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. Программы по физической культуре детских садов и общеобразовательных школ в достаточной мере насыщены упражнениями, укрепляющими опорно-двигательный аппарат нижних конечностей (ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры и др.), что, несомненно, способствует повышению выносливости нижних конечностей. И все же использование 2—3 специальных упражнений в начале, середине и в конце физкультурных занятий дома необходимо. Следует также обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при стойках и ходьбе. Рекомендуем воспользоваться комплексом упражнений, предлагаемых И.Д. Ловейко.

Примерный комплекс упражнений для лечения и профилактики начальных форм плоскостопия

- Сидя на гимнастической скамейке (или стуле), правую ногу — вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. Повторить 10 раз каждой ногой. То же стоя.

- Стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки — вернуться в и. п. (6—8 раз).

- Стоя на наружных сводах стоп. Полуприсед (6—8 раз).

- Стоя, руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп (30—60 с).                                        

- Стоя с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху — вернуться в и. п. (10—15 раз).

- Стоя, носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки — вернуться в и. п. (10 раз).

- Стоя, ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Присед на всей ступне — вернуться в и. п. (6—8 раз).

- Стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) ноги (след в след). Подняться на носки — вернуться в и. п. (8—10 раз).

- Стоя на носках, руки на поясе (стопы параллельны). Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки (8—10 раз).

- Стоя на носках, повернуть пятки наружу— вернуться в и. п. (8—10 раз).

- Стоя, стопы параллельны на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край столы (8—10 раз).

- Стоя, стопы повернуть внутрь, подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях — вернуться в и. п. (6—8 раз),

- Стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед (34—40 с). То же прыжками «зайчиком».

- Стоя на 1-й рейке гимнастической стенки с хватом за рейку на высоте плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх. Ходьба в полуприседании (30—40 с).

- Стоя, поднять левую (правую) ногу — разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10—12 раз каждой ногой.

- Стоя, поднять левую (правую) ногу — поворот стопы наружу, поворот стопы внутрь. Повторить 4—6 раз.

- Стоя. Круговые движения стопой.

- Стоя (под каждой стопой теннисный мяч). Подкатывание мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее.

- Стоя. На пол положить две булавы, головки их почти соприкасаются, а основания направлены наружу; захватить пальцами каждой ноги шейку булавы и приподнять ее, не отрывая основания от пола.

- Стоя на рейке гимнастической скамейки поперек, руки в стороны. Упражнение в равновесии.

- Ходьба на носках в полуприседании, носки внутрь.

- Лазанье по гимнастической стенке (середина стоп на одной из реек, захват руками на уровне груди).

- Ходьба по медицинболам.

- Ходьба гусиным шагом.

- Ходьба на носках по наклонной плоскости вверх спиной вперед. Гимнастическая скамейка устанавливается на гимнастическую стенку под углом 10—15°.

- Ходьба на носках по наклонной плоскости вниз.

- Ходьба (30—40 с), захватив пальцами ног карандаш или палочку.

Предупреждать плоскостопие следует с раннего детства, тем более что стопа особенно интенсивно формируется в первые три года жизни. Лучшим профилактическим средством являются ежедневная гимнастика, массаж. В дошкольном и школьном возрасте необходимо включать как в комплексы ежедневной утренней гимнастики, так и в физкультурные занятия специальные упражнения, укрепляющие своды стоп. Однако гимнастика для детей с плоскостопием не должна состоять только из упражнений, укрепляющих мышцы ног. Такая гимнастика будет вызывать утомление мышц стопы. Специальные упражнения для стоп должны применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями для мышц верхних конечностей плечевого пояса, туловища, нижних конечностей, тем более что плоскостопие чаще возникает у детей ослабленных. Нередко плоскостопие является спутником сколиоза или патологической осанки. В долях разгрузки мышечно-связочного аппарата стопы и голени необходимо проделывать специальные упражнения положении лежа и сидя. Стопы несут не только опорную функцию, но и играют большую роль в общем, состоянии здоровья, так как практически все органы человека имеют свое «представительство» в стопах.

Летом полезно ходить босиком по песку, гравию. Зимой можно использовать ящик (200х25 см.) с невысокими бортиками (1,5-2 см.), наполненных гравием.

Хотя и существует мнение, что индивидуальная осанка передается по наследству, опыт и наблюдения убеждают, что доминирующую роль играют все же воспитание и систематическое воздействие физических упражнений.

Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности

  • Выработка походки без излишнего разведения стоп (ежедневная ходьба с параллельными стопами) — ходьба вдоль палки или веревки, лежащей на полу.
  • Ежедневное мытье ног прохладной водой. После вытирания йог — собрать полотенце ногами.
  • Ходьба босиком по песку, гравию, рыхлой почве, траве.
  • Не ходить в помещении в утепленной обуви.
  • На занятиях физкультурой не использовать обувь с твердой стелькой.
  • Не ходить длительное время босиком или в мягкой обуви по утоптанной поверхности.
  • Сидя на стульчике, собирать ногами мелкие предметы или катать деревянную скалку. Последнее рекомендуется восточными медиками как метод рефлексотерапии (или стопотерапии) для повышения активности всех органов.

Всем родителям следует запомнить несколько принципов, которыми следует руководствоваться, приобретая обувь для детей

  • Покупая ботинки, следует мерить их стоя, так как при нагрузке размер стопы увеличивается в длину и в ширину на 0,5—1 см. Стопа должна не только входить в обувь, но также иметь в ней соответствующую свободу и пространство.
  • Не рекомендуется покупать подержанную обувь, а также без конца чинить старую, отслужившую свое.
  • Обувь должна соответствовать времени года и образу жизни ребенка, его возрасту и индивидуальной форме стопы.
  • Продольная ось обуви должна проходить по второму пальцу, ее подошва не должна быть искривлена.
  • Обувь не должна изменять естественной установки крайних пальцев (мизинца и большого), занимаемой ими при нагрузке, босой стопы. Внутренний край стопы должен составлять прямую линию.
  • Ботинок должен иметь закрытый и твердый задник. В области возвышения пальцев подошва должна быть эластичной.
  • Желательно, чтобы детская обувь была крепкой, водоупорной, из гибкого и эластичного материала.

Для детей совершенно непригодна обувь с твердой негнущейся подошвой.

Ориентировочные сроки контрольных проверок (когда нужно выяснять, не пора ли сменить обувь ребенку)

До 4 лет

Каждые 3—4 недели

До 10 лет

Каждые 8—12 недель

10—12 лет

Каждые 12—16 недель

12—15 лет

Каждые 16—20 недель

Свыше 15 лет

Каждые полгода

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....