Двигательная активность, оздоровительные мероприятия детей в ДОУ
консультация по физкультуре

Система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных мероприятий и инновационных форм двигательной активности позволят разнообразить педагогическую деятельность и добиться лучших результатов в освоении основных видов движений. Без увеличения нагрузки детям может быть предложена насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволит реализовать главную их потребность — потребность в движении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Инновационная программа «От рождения до школы»

«Двигательная активность, оздоровительные мероприятия  детей»

В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской Федерации, содержание общей образовательной программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда является приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Важность этого направления обусловлена тем, что до сих пор ещё не преодолены неблагоприятные тенденции к снижению уровня здоровья среди детей. На сегодняшний день технологии физкультурно-оздоровительных мероприятий предполагают применение как традиционных, так и не традиционных средств, методов, форм занятий по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста с целью формирования у них жизненно значимых дви- гательных навыков, повышению двигательной активности, способствующих разнообразию и пополнению образовательного процесса качественно новым содержанием. Для этого нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу, позволяющие грамотно построить процесс обучения, учитывая потребность растущего организма в двигательной активности.

Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:

1. «Час» двигательного творчества, который организуется в физкультурном зале. Дети имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т.д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу. Для часа двигательного творчества используются разнообразные виды движения: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной с взрослым или сверстниками деятельности в организованном физическом пространстве. Час двигательного творчества проводится во второй половине дня в спортивном зале под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя. Поощряется также участие родителей. Все это стимулирует активность детей («мы сами»), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале.

2. «Ритмическая гимнастика» способствует развитию у детей устойчивого внимания. Учит детей организованности, ориентировки в пространстве. Она придает естественную уверенность и непринужденность. Эти занятия должны проводиться систематически. Также на занятиях ритмикой для развития координационных способностей, развития пространственных и временных параметров движений, для вырабатывания чувства ритма используются приемы кинезиологии. Эти упражнения нормализуют гипертонус (чрезмерное напряжение) и гипотонус (мышечная вялость), улучшают ритмику организма, способствуя снятию напряжения, восстанавливает здоровый сон.

3. «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности, мышления, свободного самовыражения и закрепощенности.

4. «Упражнения игрового стретчинга» охватывает все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполнение по ходу сюжетно – ролевой игры, основанной на сказочном сценарии.

5. «Фитбол — гимнастика» используется в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что на прямую связано с развитием интеллекта. Занятие на фитболах прекрасно развивает чувство равновесия, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет.

 6. «Черлидинг» – зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акрабатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

7. «Геокешинг» – одновременно и очень древняя, и совсем новая игра. С давних пор тема поиска клада окружена атмосферой притягательной таинственности. В нее можно играть в детском саду, поскольку каждый ребенок мечтает найти клад. Воспитанники, конечно, навигатором не пользуются, ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме, карте.

8. Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Можно использовать нестандартное оборудование. (массажные мячики, грецкие орехи, шишки и т. п.)

9.Пальчиковая гимнастика.

Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию. В пальчиковой гимнастике можно использовать и нестандартное оборудование (массажные пружинки, карандаши, грецкие орехи, шишки).

10.«Физкультурная сказка» – новый тип занятия по физической культуре, в основу которого положен спектакль, целостное игровое действо с хорошо продуманным методическим и литературным сюжетом. Здесь есть увертюра, развитие сюжета, его кульминация и послесловие, мораль. Это – «театр физического воспитания». Такие физкультурные сказки разрабатываются на основе больших тематических игр. Именно в этой форме наиболее полно может быть учтен принцип сопряженного психофизического развития.

11. Детская степ-аэробика.

Особенностью степ – аэробики является использование специальной степ – платформыПлатформа позволяет выполнять различные шаги («степ» в переводе с английского «шаг», напрыгивание на нее, спрыгивание, ее можно использовать для выполнения упражнений для брюшного пресса, спины и т. д. Это нестандартное оборудование способствует формированию осанки, костно–мышечного корсета; развитию координации движений; укреплению сердечно – сосудистой и развитию дыхательной системы, умению ритмически согласованно выполнять простые движения.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная технология по физкультурно-оздоровительной работе не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс активного взаимодействия с образовательным учреждением. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей, проводятся индивидуальные консультации, спортивные праздники совместно с родителями. Проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе инновационных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных мероприятий и инновационных форм двигательной активности позволят разнообразить педагогическую деятельность и добиться лучших результатов в освоении основных видов движений. Без увеличения нагрузки детям может быть предложена насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволит реализовать главную их потребность — потребность в движении.

Таким образом, инновационные технологии по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольном образовательном учреждении можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность метод приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ из опыта работы "Использование территории детского сада для развития двигательной активности и оздоровления детей в летний период"

      Одним из необходимых компонентов организации двигательной активности детей, закаливания босохождением, профилактики и коррекции плоскостопия является создание дорожек здоро...

Физиологическое значение двигательной активности в развитии детей раннего возраста.

 Тема: Физиологическое значение  двигательной активности в развитии детей раннего возраста. Ребёнок раннего возраста – это путешественник, первооткрыватель. Именно в раннем возрасте наблюдается большо...

Развитие двигательной активности на прогулке детей младшего дошкольного возраста.

В своей работе по развитию двигательной активности (ДА), перед собой ставлю следующие задачи: *Закрепление у детей различных видов движений в игровой форме; *Закрепление умения детей двигаться в прост...

Организация работы по повышению двигательной активности на прогулке детей младшего дошкольного возраста

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться...

Консультация для воспитателей "Роль двигательной активности в оздоровлении детей. Летний оздоровительный период"

Солнце, воздух и вода —Наши лучшие друзья.С ними будем мы дружить,Чтоб здоровыми нам быть....