Картотека подвижных игр (старшая группа).
картотека по физкультуре (старшая группа)

Антонова Наталья Николаевна

Подвижные игры для детей 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. «Мышеловка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу.

Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая:

«Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас».

 Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

  1. «Не дай  мяча  водящему»

Цель: развивать  быстроту  движений,  ловкость.

Ход игры: в центре круга  находится  2-3  водящих. Стоящие вне  круга  дети  перебрасывают мяч  друг  другу  во  всех  направлениях, а  водящие  стараются  его  поймать.  Если это  удается, то  водящий  выходит  из  круга.  Водящим становится  тот  ребенок,  при броске  которого  был  пойман  мяч.

  1. «Угадай, кого поймали»

Цель: развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.

Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю.

 «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.

  1.  «У кого мяч»

Цель: учить держать спину ровно, укреплять мышцы спины, упражнять передачу мяча.

Ход игры: дети образуют круг. Выбирают водящего (становится в центр круга), остальные плотно придвигаются друг к другу. Дети передают мяч по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого мяч, он произносит «Руки!» и тот, к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг.

  1. «Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит:

 «Я иду искать в лесу хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

8. «Вышли мыши как- то раз»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу, развивать быстроту реакции.

Подготовка: воспитатель – кот. Мыши – дети. Дети встают за линию дома. Кот на другой стороне.

Ход игры: мыши вместе с ведущим говорят слова и движутся к коту, который спит за линией.

«Вышли мыши как-то раз,

Посмотреть который час:

Раз, два, три, четыре

Мыши дернули за гири,

Тут раздался страшный звон,

Разбежались мыши вон»

После последних слов мыши убегают за линию дома.

Правила: кот ловит мышей после произношения последнего слова. Ловить можно только до линии дома. Кого поймали садятся на скамейку.

9. «Быстрей по местам»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.

Ход игры: дети  образуют  круг  и по  сигналу  воспитателя  начинают  бегать  вокруг предметов( кубики, шишки, камешки и  т.д.),  которых должно  быть на  один или  два  меньше.  На следующий  сигнал: « Быстро возьми!» -   каждый   играющий  должен  взять  предмет  и поднять его  вверх.  Тот,  кто  не  успел  поднять  предмет,  считается  проигравшим

  1. «Мишка – ловишка»

Цель: развитие быстроты реакции, умение действовать в соответствии со словами.

Подготовка: дети стоят за линией дома на одной стороне площадки. На другой стороне дом медведя, роль которого исполняет воспитатель.

Ход игры: дети приближаются к медведю со словами:

«Мишка, Мишка, что ты спишь?
Мишка, Мишка, что храпишь?
Мишка, Мишенька. Вставай,
Нас скорее догоняй!»

После слов «догоняй» дети бегут в домик, а мишка их догоняет.

Правила: убегать от медведя только по окончании произнесения слов. Не толкаться, убегая от него.

7. «Огуречик»

Цель: развивать быстроту реакции; активизация речевой деятельности.

Подготовка: дети располагаются на одной стороне площадке на линии дома. На противоположной стороне – мышка.

Ход игры: дети идут по направлению к мышке и говорят:

«Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет».

С окончанием слов дети убегают в дом, мышка ловит.

10. «Гуси – Гуси»

Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

Описание: на одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место- «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так  летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.

11. «Свободное место»

Цель: развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.

Ход игры: выбирается водящий, остальные   дети становятся в круг.  Положив руки на пояс. Водящий идет за кругом  и  говорит:

 Вокруг  домика  хожу  и  в окошечко  гляжу,

К  одному  я  подойду  и  тихонько  постучу.

После этих слов  водящий  останавливается  и заглядывает в  круг.  Происходит разговор  со  стоящим  в  кругу  ребенком:

«Тук- тук- тук». – « Кто пришел?».  Водящий называет свое  имя. «Зачем пришел?»  - « Бежим  наперегонки?». После этих слов дети становятся спинами друг к другу и бегут наперегонки по кругу.

12. «Лохматый пес»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, развивать быстроту реакции; активизация речевой деятельности.

Подготовка: дети располагаются на одной стороне площадке на линии дома. На противоположной стороне дом пса, роль которого исполняет ребенок.

Ход игры: дети приближаются к псу со словами:

«Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой, уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему разбудим,
И посмотрим: «Что же будет?»

После последних слов пес вскакивает, гонится за детьми, стараясь поймать кого-нибудь.

13. «Зевака»
Цель: игра способствует развитию координации движений и скорости реакции.
Ход игры: ведущий расставляет детей в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинает игру. Смысл в том, чтобы перебрасывать мяч от одного участника к другому (через центр круга), называя по имени того, кто должен его ловить. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь его не уронит. Уронивший становится в круг и делает 5 приседаний, после чего возвращается в игру.

14. «Лиса в курятнике»

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, прыжках в глубину.

Подготовка: на одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Один из играющих назначается лисой. Все остальное место – двор.

Ход игры: куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила: лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!»

15. «Водяной»

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Ход игры: Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Дедушка Водяной,

Что сидишь под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.

16. «Волк во рву»

Цель: учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.

Ход игры: поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий – волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Oсаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

17. «Птички в клетке»

Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.

Ход игры: дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа – птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 птички. Затем дети меняются ролями.

18. «Караси и щука»

Цель: игра способствует развитию координации движений и скорости реакции.

Ход игры: один ребенок выбирается щукой, остальные играющие  делятся на две группы. Одна из них образует круг – это камешки, другая караси, которые  плавают  внутри круга.  Щука находится за  пределами  круга.  По сигналу  воспитателя: «Щука!» -  она  быстро  вбегает в  круг,  стараясь  поймать  карасей. Караси  спешат  поскорее  занять  место за  кем - нибудь  из играющих, спрятаться за  камушки.  Пойманные  щукой  караси уходят за круг и подсчитываются. Игра  повторяется с другой щукой.

19. «Бездомный заяц»

Цель: игра способствует развитию координации движений и скорости реакции.

Ход игры: выбирается  охотник  и бездомный  заяц  ,  остальные  играющие  зайцы.  Они чертят себе кружочки  (домики)  и  каждый  становится в свой.  Бездомный  заяц  убегает , а  охотник  догоняет  его.  Спасаясь  от охотника  , заяц  может  забежать в любой  кружок ;  стоявший  в нем  ребенок  должен  убегать,  потому  что  теперь  он  становиться  сам  бездомным  и   охотник  будет ловить его.  Как  только  охотнику  удается  поймать  зайца,  они  меняются  ролями.

20. «Мороз Красный Нос»

Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Ход игры: Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

- Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

21. «Быстрые упряжки»

Цель: двигаться синхронно; развивать пространственную ориентацию; умение поддерживать дружеские отношения в коллективе.

Подготовка: на игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 8-10 м. Это линии «старта» и «финиша».

Ход игры: играющих детей разделяют на «тройки». У каждой тройки одни сани, которые ставятся на линию «старта». Один из троих играющих садится в санки, а двое других берутся за веревочку. Побеждает та упряжка, которая раньше других пересекает линию финиша.

Правила: катать аккуратно, не ронять ездока.

23. «Ветерок»

Цель: развивать двигательные навыки, упражнять в умении менять движения в соответствии с текстом.

Ход: выбирается водящий. Ему надевают шапочку «Ветерка». И он отходит в сторону. Воспитатель говорит: 

Из – за елки на опушке,

Чьи – то выглянули ушки.

Лапки заек замерзают,

Зайки лапки согревают,

Стали прыгать и скакать,

Стали весело играть.

Воспитатель говорит:

«Ну ка ветер не зевай и зайчишек догоняй!»

Водящий догоняет детей.

24. «Снежная баба» (русская народная)

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

27. «Стрелок»

Цель: развивать ловкость, глазомер, быстроту  реакции.

Ход игры: на площадке  проводятся  две параллельные  линии  на  расстоянии 10-15 метров друг от  друга.  В  середине  между  ними  чертится  круг  диаметром 2 м. Один  игрок

 «стрелок .  Он  стоит   с  мячом  в  руках  в кругу.  Остальные  игроки  начинают  перебежку  от  одной  линии к другой.

 «Стрелок»  старается  попасть  в  них  мячом.  Тот  в кого  он попадет  становится « стрелком».

28. «Повар»

Цель: упражнять  детей  в  употреблении прилагательных,  согласованных  с  существительными.

Ход  игры: дети  становятся  в  круг.  Водящий   ходит  за  кругом,  у  него  в  руках  поварской   колпак.   Дети  хором  произносят  слова:

Будем  в  повара  играть,  никому  нельзя  зевать,

Если  повар  будешь  ты,  то  скорей   кругом  иди.

После  последних  слов  водящий  останавливается  и  надевает  колпак на  рядом  стоящего  ребенка. Получивший  колпак  и водящий   становятся  спинами  друг  к  другу.  Кто первый  обойдет  в  противоположных  направлениях  круг,  тот  выигрывает  и  становится  водящим.

32. «Картошка»

Цель:  учить детей  перебрасывать мяч.

Ход игры: игроки  становятся  в круг  и  перебрасывают друг  другу  мяч.  Тот  уронит  мяч садится в круг ,  становится

 «картошкой».   Когда «картошки» набирается  много( более 5  человек) ,  она  начинает  расти:  игроки  в  кругу  берутся  за  руки и  постепенно поднимаются. Мяч перебрасывать через  них  становится  труднее,  и  тогда « картошку» выбивают:  один  игрок  бросает  мяч  другому  ,  тот отбивает  мяч  и  должен  попасть в «картошку».   Если   попадает,  игрок  выходит,  если нет,  бросивший  мяч  становится

«картошкой».

33. «Садовник»

Цель: закреплять  названия  цветов.  Развивать ловкость.

Ход игры: участники  игры  садятся  в  ряд.  Каждый  участник  выбирает  себе  имя (название  цветка) .   Выбирается ведущий и  «садовник».  

Ведущий называет  «садовнику»  имена  цветов,  выбранные  игроками.  «Садовник» произносит  слова:

«Я  садовником родился,  не  на  шутку  рассердился,  все  цветы  мне  надоели  .  кроме ……. (называет  любой цветок) .  Тот,  кого   назвали ,  убегает.  «Садовник»  его  догоняет. Кого  он  догонит  и  становиться  « садовником».

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

                        (Старшая группа)

22. «Два Мороза»

Цель: учить детей играть по правилам, развивать быстроту, ловкость, выносливость.

 Ход: на противоположной стороне площадки обозначены два дома, играющие располагаются

В одном из домов. Водящие – Мороз Красный нос и Мороз синий нос встают посередине площадки лицом к играющим и произносит:

  Мы морозы молодые

   Мы два брата удалые

   Я Мороз Красный нос!

   Я Мороз Синий нос!

   Кто из вас решится

   В путь – дороженьку пуститься?

 Играющие отвечают хором:

   Не боимся мы угроз,

   И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящие догоняют их и старается коснуться рукой, «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с «Морозами» подсчитывают количество «замороженных».

25. «Охота на зайцев»

Цель: развивать внимание, ловкость, быстрый бег.

Ход: Все ребята -«зайцы» и 2-3 «охотника». «Охотники» находятся на противоположной стороне, где для них нарисован дом.

Воспитатель:

Никого нет на лужайке.

Выходите, братцы-зайки,

Прыгать, кувыркаться!..

По снегу кататься!..

«Охотники» выбегают из домика и охотятся на зайцев. Пойманных «зайцев» «охотники» забирают себе в дом, и игра повторяется.

26. «Ручейки и озера»

Цель: развивать координацию движений детей, быстроту, ловкость, умение действовать в команде.

Ход игры: дети строятся друг за другом по 4-6 человек,  руки  кладут  на  плечи  или на пояс  впереди стоящему -   это « ручейки». По сигналу: «Ручейки  бегут!» - дети бегут ( с высоким подниманием  колен, в  полуприсяде) каждый в  своей колонне за  ведущим.  По сигналу: «Озеро!» -  каждая  команда, взявшись  за  руки,  образуют  круг – « озеро» .  Выигрывает та команда, которая быстрее  построит  круг.

29. «Большой  мяч»

Цель: развивать координацию движений, формировать стремление к достижению цели.

Ход игры: играющие становятся в круг и берутся за руки.  Водящий с мячом находится в середине круга.  Он старается выкатить мяч из  круга  ногами,  и тот,  кто  пропустил  мяч  между  ног, становится  водящим,  он  встает  за кругом.  Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить  мяч  в  круг. Игра так и повторяется.

30. «Блуждающий  мяч»

Цель: развивать  двигательную  активность,  ловкость  детей.

Ход игры: все играющие (кроме водящего) встают в круг на расстоянии вытянутой руки.  Они передают друг другу мяч.  Водящий бежит за кругом и  старается  дотронуться  до  мяча  рукой.  Если это ему удается, то  он  идет  на  место  того  игрока,  в  руках  которого  находился  мяч,  а играющий  выходит  из  круга  и становится  водящим.

31. «Успей  подхватить»

Цель: развивать ловкость  и  точность  движений.

Ход игры: дети встают  в круг  и  рассчитываются  по  порядку  номеров. Водящий  держит  в  руках  мяч,  неожиданно подбрасывает  его  и  называет  порядковый  номер. Задача  игрока под  этим  номером  поймать  мяч ,  не  сходя с  места.  Не поймал -  покидает  круг.  Оставшиеся в игре  считаются  самыми  выдержанными и ловкими.

34. «Гори, гори ясно!»

 Цель: развивать быстроту и ловкость

 Ход: игроки стоят в колонну по два, держась за руки, впереди колонны – водящий. Дети хором говорят:

     Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

     Глянь на небо: птички летят,

     Колокольчики звенят!

     Раз, два, три – беги!

По окончанию слов игроки последней пары опускают руки и бегут в начало колонны – один справа, другой слева от нее. Водящий пытается запятнать одного из игроков, прежде чем тот успеет взяться за руки со своей парой. Если водящий запятнал игрока, то он становится с ним в пару впереди колонны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР СТАРШАЯ ГРУППА

Подвижные игры для детей старшей группы детского сада....

Картотека подвижных игр (старшая группа)

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это ис...

Картотека подвижных игр старшая группа

Картотека подвижных игр старшая группа...

картотека подвижных игр старшая группа

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР СТАРШАЯ ГРУППА Подвижная игра «Хитрая лиса» Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле....

Картотека подвижных игр (старшая группа)

Картотека подвижных игр по программе "От рождения до школы" (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР. СТАРШАЯ ГРУППА

Подвижная игра – не заменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использ...