Рабочая программа по физической культуре. Ясли.
рабочая программа по физкультуре (младшая группа)

Паёс Екатерина Андреевна

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yasli.docx72.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №110 Невского района

г. Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Потокол №_____

От «_____»____________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая ГБДОУ д/с №3

___________К.И. Бежунская

Приказ №         от __________

Рабочая программа

по физической культуре

группы общеразвивающей направленности

для детей в возрасте 2-3  лет

первая младшая группа

            Программа разработана инструктором по физической культуре:

Паёс Е.А.

г. Санкт-Петербург

Содержание образовательной программы

№ п/п

Разделы программы

Стр.

I Целевой раздел

1.Пояснительная записка

1.1

Общие положения

3

1.2

Цели и задачи реализации программы

3

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4

Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы (от 5 до 6 лет)

6

1.5

Планируемые результаты освоения программы

6

II Содержательный раздел

2.1

Содержание образовательной деятельности с детьми

7

2.1.1.

Физическое  развитие в ДОУ.

Комплексно-тематическое планирование непосредственно- образовательной деятельности по  физической  культуре.

8

2.1.2.

Современные  здоровьесберегающие технологии в ДОУ

11

2.1.3

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

14

III Организационный раздел

3.1

Организация образовательного процесса

16

3.2

Материально-техническое обеспечение образовательного  процесса

17

3.2.1

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

18

3.2.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

20

Список литературы

22

1. Пояснительная записка

1.1. Общие положения

Рабочая  программа по физической культуре для детей средней  группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой ГБДОУ д/с №110,  с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155) , приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным  программам-дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ №26от 15 мая 2013 г.).

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа формируется как программа развития детей дошкольного возраста по физической культуре и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Структура образовательной программы построена по трем разделам:

1) Целевой раздел. Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения программы; принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми; характеристики особенностей современного ребенка дошкольного возраста.

2) Содержательный раздел  представлен содержанием образования по физическому развитию, обозначенным в ФГОС ДО.

  1.  Цели и задачи реализации Программы

  Задачи по направлению «Физическая культура»:

1)    Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

 2)    Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с       согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога.

3)    Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.

4)    Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

5)    Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

6)    Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.

7)    Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание).

8)    Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята и т.п.).

              Задачи по направлению «Здоровье»

       1).Осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде..

       2).Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки - смотреть, ушки- слышать, носик- нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки- хватать, держать, трогать; ножки - стоять, бегать, ходить; голова- думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа  разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цели и задачи.

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество ГБДОУ с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.

              Принципы организации образовательного процесса:

         Принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

Принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;

Принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

Принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности. Принцип индивидуализации предполагает предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность;

Принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

Принцип свободной самостоятельной деятельности детей,где позиция которую занимает взрослый – это позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно;

Принцип участия семьи в образовании ребенка, т.е. родители должны стать равноправными и равно ответственными партнёрами педагогов, принимающими решения во всех вопросах развития и образования, сохранений здоровья и безопасности их детей.

При разработке концепции и содержания образовательной программы использованы фундаментальные достижения отечественной науки в области педагогики и психологии:

- деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.);

- научно-прикладные закономерности развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков и др.);

- теория амплификации (А.В. Запорожец) и другие научные положения.

1.4 Возрастные и индивидуальные особенностей детей 1 младшей группы  

    На  третьем  году  жизни дети  становятся самостоятельными. Развивается предметная деятельность, деловое  сотрудничество ребенка  и взрослого; совершенствуется речь, восприятие, начальные формы  произвольного  поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в  конце  года появляются  основы наглядно-образного  мышления. В ходе совместной  со  взрослым деятельности развиваются  и совершенствуются зрительные и слуховые  ориентировки, понимание  речи, что  позволяет детям  выполнять ряд  заданий педагога.

      Игры-имитации занимают ведущее место в процессе обучения движениям детей третьего года жизни, так как подражание и легкая внушаемость – характерные основные особенности нервно-психического развития младшего дошкольника. В отличии от традиционных подходов в основную часть занятия по физическому развитию включается компонент «самостоятельной двигательной деятельности»        В  этом  возрасте  начинает  складываться произвольность поведения, она  проявляется в таких  качествах  как: чувство  гордости  и стыда, начинают формироваться элементы самосознания. Ребенок осознаёт себя, как  отдельного человека, формируется  образ Я.

1.5 Планируемые результаты  освоения программы

К концу года дети первой младшей группы должны уметь:

Ходить и бегать в  прямом  направлении, по  кругу, врассыпную, между  двумя  шнурами (линиями), в колонне по  одному, с остановкой  по  сигналу; ходить по  кругу, взявшись  за  руки, с  изменением  темпа, с изменением  направления. Кружится в  медленном темпе с предметом в  руках; ходить по  прямой  дорожке с перешагиванием через  предметы, по  гимнастической  скамейке.

Метать мяч правой  и левой  рукой;  катать мяч двумя  руками стоя, сидя; бросать мяч воспитателю и стараться поймать его; прокатывать мяч одной рукой.

Ползать на  четвереньках с опорой на  ладони  и колени; по доске; подлезать  под  дугу, воротца; ползать по  наклонной  доске; лазать по  лестнице-стремянке вверх- вниз; ползать на  четвереньках по  гимнастической  скамейке.

II Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности с детьми.

          Задачи работы по формированию физических качеств детей решаются интегративно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Календарное перспективное планирование по физической культуре в первой младшей группе

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Содержание

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Ходьба

«стайкой» за воспитателем в заданном направлении

+

+

+

+

меняя направление

+

+

+

+

огибая предметы

+

+

переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе

+

+

+

+

ходьба по доске

+

+

+

+

Бег

Бегать за воспитателем, убегать от него

+

+

+

+

Бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом

+

+

Пробегать между линиями (30-25см) не наступая на них

+

+

Прыжки

Прыгать на двух ногах и на месте слегка продвигаясь вперед

+

+

Перепрыгивать через линию, веревку, положенную на пол

+

+

Ползание

Проползать на четвереньках 3-4 м

+

+

+

+

Подлезать под препятствия высотой 30-40см

+

+

Влезать на лесенку-стремянку

+

+

Бросание и ловля

Двумя руками

+

+

Поочередно правой и левой рукой

ОРУ

С одной, двумя погремушками

+

+

+

+

С одной, двумя шишками

+

+

+

+

Игры –имитация

+

+

Занятие-имитация

+

+

Игры

«Догонялки»

+

+

«В гости к матрешке»

+

+

«Догоните шарики»

+

+

«Беги к шишке»

+

+

«Рыжая лисица»

+

+

«Лошадки»

+

+

Декабрь, январь, февраль

Содержание

Декабрь

Январь

Февраль

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Ходьба

За воспитателем в заданном направлении

Меняя направление

Перешагивая через линии, кубики

Парами

По кругу, взявшись за руки

Переходить от ходьбы к бегу и от бега и ходьбе

Бег

Бегать за воспитателем, убегать от него

Бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом

Догонять катящиеся предметы

Пробегать между линиями(30-25см)не наступая на них

Бегать непрерывно в течении 30-40сек

Прыжки

Подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка

Перепрыгивать через линию, веревку, положенную на пол

Прыгать на двух ногах как можно дальше

Ползание

Проползать на четвереньках 3-4 м

В вертикально стоящий обруч

Подлезать под препятствия высотой 30-40см

Бросание и ловля

Скатывать мячи с горки

Катание мячей, шариков друг другу двумя и одной рукой

Прокатывание мячей, шариков поочередно правой и левой рукой

ОРУ

С платочком

На скамейке

С ленточками

С гимнастическими .палками

С кубиками

Игры

«Солнышко и дождик»

«Дети и медведь»

«Поезд»

«Лошадки»

«Идем на парад»

Март, апрель, май

Содержание

Март

Апрель

Май

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Ходьба

Меняя направление

+

+

+

Перешагивая через линии, кубики

+

+

Огибая предметы

+

+

Парами

+

По кругу, взявшись за руки

+

+

Переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе

+

+

Бег

Пробегать между линиями(30-25 см)

+

+

Бегать непрерывно в течении 30-40сек

Прыжки

Подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка

+

+

Перепрыгивать через линию, веревку, положенную на пол

+

+

+

Через две параллельные линии (от 10 до 30 см)

+

+

+

Ползание

Проползать на четвереньках 3-4 м

+

+

В вертикально стоящий обруч

+

+

Бросание и ловля мяча

Скатывать мячи с горки

+

+

+

Катание мячей, шариков друг другу двумя и одной рукой

+

+

Бросать мяч двумя руками воспитателю

+

+

Стараться поймать мяч , брошенный воспитателем

+

+

Бросать предметы двумя руками

+

+

Поочередно правой и левой рукой

+

ОРУ

«Солнышко, солнышко! Мы тебя встречаем»

+

«Поиграем с кошечкой»

+

С косичками цветными

+

+

С обручами

+

+

С большой веревкой

+

+

С мячами большими+

+

+

+

+

Игры

«Птички в гнездышках»

+

«Кот и мыши»

+

«Найди себе пару»

+

+

«Такси»

+

+

«Цыплята и наседка»

+

+

«Салют»

+

+

«Мой веселый звонкий мяч»

+

+

2.1.2.Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

     

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  1. принцип развития творческого воображения внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических  и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
  2. принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
  3. принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при  различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
  4. принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

1.физкультурные занятия

2.самостоятельная деятельность детей

3.подвижные игры

4.утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

5.двигательно-оздоровительные физкультминутки

5.физические упражнения после дневного сна

6.физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

7.физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

8.физкультурные досуги

9.спортивные праздники

10.оздоровительные процедуры в водной среде.

           Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

 Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

      

         1.Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

2.Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

        3. Гимнастика пальчиковая  – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

4.Гимнастика для глаз ежедневно по 3 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

5.Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

6.Бодрящая гимнастика ежедневно после дневного сна, 5 мин.

7.Гимнастика корригирующая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

       8.Коррегирующая гимнастика в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

      9.Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах, ранний возраст – 10 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Коррекционные технологии:

   1.Технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

   Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

1.Нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

2.Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;

3.Прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей   активную деятельность ребенка;

      При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день

   Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

2.1.3. Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами доу  и родителями воспитанников процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

     Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться  с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

  Поэтому главная задача педагогов и специалистов ДОУ знать состояние  здоровья, физическое развитие, особенности  поведения, характер, интересы, эмоциональные проявления воспитанников, т. е. провести диагностику (мониторинг).

     Комплекс диагностических мероприятий в нашем дошкольном учреждении, осуществляется целым коллективом специалистов (воспитателями, медиками, узкими специалистами).

1. Инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности)

2. Музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).

Взаимодействие с воспитателями

      За успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.

         Инструктор по  физической  культуре:

    1.планирует и организует образовательную деятельность по физическому воспитанию

    2. планирует и организует  физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня

     3. оказывает методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам (проводит различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах ). Кроме групповых форм взаимодействия  раз в неделю встреча со специалистами, где обсуждаются вопросы, требующие внимания.

      4.разрабатывает и организует информационную работу с родителями.

Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) проводим обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей, что дает возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.

Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия.

Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными  использую разные формы их проведения (традиционные, тренировочные, контрольно - проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные).

Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но  воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений  и  основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. .

Воспитатель, как бы, является связующим звеном между мной и родителями (проводит с ними беседы по моим рекомендациям, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). В свою очередь инструктор проводит консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях,  оформляет наглядный материал. Вместе с воспитателями привлекаем родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

      Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.

    Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении мне необходимо музыкальное сопровождение мы вместе подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп. Общеразвивающие упражнения имеют свою структуру, поэтому для них подбираем произведения определенного строения. И самое главное сначала попробовать самой выполнить эти упражнения под музыку. При необходимости можно подбирать музыку и к ОВД

    Чаще всего используем музыку, в том числе и звукозаписи,  в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как  успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений.  

   Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируем согласно годовому календарно-тематическому планированию.

III Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса

Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Режим дня разработан на основе:

Основной общеобразовательной Программы дошкольного образования, разработанной коллективом детского сада.

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Режим работы изменяется на летний оздоровительный период.

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:  время приёма пищи; укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.  

Расписание занятий по физическому развитию в первой младшей группе

Группа

День недели

Понедельник

Среда

Первая младшая гр. №1

9.10-9.20

9.00-9.10

Первая младшая группа №2

9.25-9.35

9.20-9.30

Группа временного пребывания

9.40-9.50

9.40-9.50

Занятия по физическому развитию проводятся 2 раза в неделю.

Время занятия – 10 минут

3.2. Материально-техническое обеспечение образовательного  процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в группе соответствует государственным и местным  требованиям и нормам.

Образовательный процесс организуется в соответствии с:

- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- правилами пожарной безопасности;

- требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);

- требованиями к оснащенности помещений, развивающей предметно-пространственной средой;

-  требованиями к материально - техническому обеспечению программы.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Психолого-педагогическая работа по освоению детьми образовательных областей обеспечивается использованием следующих программ, технологий и методических пособий.

Цель – формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организация предметно-развивающей среды является непременным элементом для осуществления педагогического процесса, носящего развивающий характер. Предметно-развивающая среда как организованное жизненное пространство, способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития.

В соответствии c ФГОС была  проанализирована предметно- развивающая среда               физкультурного  зала ГБДОУ д/с 110

Принцип  педагогической  целесоообразности, согласно которому в ДОУ предусмотрено необходимое и достаточное наполнение предметно-развивающей среды, а  также  обеспечена для каждого  воспитанника возможность самовыражения с  учетом  их  интересов, желаний, потребностей и особенностей, что обеспечивает  индивидуальную  комфортность и эмоциональное  благополучие  каждого  ребенка. Для  этого  в физкультурном  зале имеется: модули, тренажеры, мячи, обручи, ракетки, нестандартное физкультурное оборудование.

Принцип   полифункциональности реализуется  за  счет обеспечения всех составляющих общеобразовательного  процесса и возможностью разнообразного использования различных  составляющих предметно-развивающей  среды.

В ДОУ учитывается этот принцип путем  приобретения специфичных материалов для  девочек и мальчиков, пример: мешочки  для  выполнения упражнений  красного и синего  цвета, гимнастические  ленты, клюшки  хоккея.

Принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность  гибкого  построения и периодического изменения предметно-развивающей среды, позволяет  вывести  на первый  план ту  или  иную функцию пространства по  ситуации, в  зависимости от целей  и задач  взаимодействия с детьми педагог имеет  возможность  изменить  пространство  зала  за  счет установки мягких модулей,

Принцип  информативности обеспечивается разнообразием тематического материала и оборудования и активизации воспитанников во  взаимодействии с предметным окружением, проводимая  в системе  работа по  физическому направлению развивает у детей умение  пользоваться физкультурным оборудованием, знать  его  предназначение. Все оборудование ДОУ отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, а  также санитарно-эпидемиологическим правилам  и нормативам.  

 Подбор оборудования осуществляется   с учетом ведущего  вида   деятельности детей дошкольного  возраста и исходит  из  того, что  при  реализации ООП дошкольного образования основной  формой  работы с  детьми  является игра.

Таким  образом, анализ  предметно-развивающей  среды ГБДОУ д/с 110 показал, что   в учреждении выполняются  требования ФГОС к  условиям   реализации основной   общеобразовательной   программы   дошкольного   воспитания по общеобразовательной  области «Физическая культура», а  также  требования к  созданию здоровьесберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения.

Теоретический материал:

- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека считалок

- иллюстрированный материал по зимним видам спорта;

- иллюстрированный материал по летним видам спорта;

- символика и материалы по истории Олимпийского движения;

Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки для всех возрастных групп).

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;

- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

- мешочки с разной крупой для рук;

- эспандер .

Для игр и упражнений с прыжками:

- скакалки;

- обручи;

- шнуры;

- бруски.

Для ползания:

- маты;

- мягкие модули;

- скамейка гимнастическая.

Для прыжков:

- веревки;

- обручи.

- брузски.

Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

- кольцеброс;

- мячи резиновые разных размеров;

- мячи или мешочки с песком для метания;

- корзины для игр с бросанием; мишень для метания.

- кегли;

- нестандартное оборудование.

3.2.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Психолого-педагогическая работа по освоению детьми образовательных областей обеспечивается использованием следующих программ, технологий и методических пособий:

Направление «Физическое развитие»

Цель – формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Направление «Физическое развитие»

Основная программа

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ д/с №110

Дополнительная программа

Л.Н.Волошина  «Физическое развитие детей третьего года жизни», Москва 2019

Технологии и методические пособия

Т.Э. Токаева  «Технология физического развития детей 1-3 лет», 2017

Э.Я. Степаненкова  «Сборник малоподвижных игр»

Кострыкина  «Малыши, физкульт-привет!№, 2016

Г.И.Винникова «Занятия сдетьми 2-3 лет». Москва 2009.

Э.Я.Степанкова «Сборник подвижных игр, ФГОС», 2017                

Цель – охрана здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представление о здоровом образе жизни.

1. Программа

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ д/с №110

2. Дополнительная программа

-Здоровый малыш, под редакцией З.И. Бересневой. М., ТЦ Сфера, 2003

3. Технологии и методические пособия

-Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Л.Ф. Тихомирова, Ярославль, 2017

-Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей детских садов. Е.Н.Вавилова. М.,

Просвещение.

-Беседа о здоровье: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.

-Уроки Айболита. Г.Зайцев. СПб, Издательство Акцидент,2019

-Уроки Мойдодыра. Г.Зайцев. СПб, Издательство Акцидент, 2019

Список литературы

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентировочный подход / Школа здоровья, 2000.
  2. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. От рождения до школы. М. «Мозаика-Синтез», 2014г.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. – 2002.
  4. Инструктор по физической культуре / Сфера, 2014.
  5. Маханева М.: С физкультурой дружить - здоровым быть! Методическое пособие / изд. «Сфера», 2009.
  6. Образцова Т. Н.: Подвижные игры для детей / изд. «Лада/Москва», 2005.
  7. Овчинникова Т. С. Организация здоровье - сберегающей деятельности в ДОУ. – СПб, 2006.
  8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-7 лет. М., «Мозаика Синтез», 2009г.  
  9. Степанкова Э.Я. Сборник подвижных игр (2-7 лет).   М., «Мозаика Синтез», 2011г.    
  10.  Э.Я.Степанкова « Физическое воспитание в детском саду», 2009  
  11. Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности в ДОО: Средняя группа: Методическое пособие: Составлено в соответствии с ФГОС ДО / Центр педагогического образования. – М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа образовательной области «Физическая культура» составлена в соответствии с программой под редакцией М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» Мозаика – Синтез, ...

Рабочая программа по физической культуре в ДОУ

Эта программа была создана на основе комплексно--тематического планирования в ДОУ. размещенного на сайте работников образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для дошкольников 3-4 лет

Рабочая программа по физической культуре второй младшей группы   МБДОУ «Детский сад №10  города Красноармейска Саратовской области»  (далее - Программа)  раз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре образовательная область «Физическое развитие» для детей 5-6 лет (старшая группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуреобразовательная область «Физическое развитие» для детей 5-6 лет (старшая группа)...

Рабочая программа по физической культуре по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа  по реализации основной общеобразовательнойпрограммыдошкольного образовательного учрежденияна 2018 – 2019  учебный годпо физической культуресоставлена на основе &laqu...