Формирование двигательной активности ребенка
статья по физкультуре
Эта статья содедержит в себе описание этапов и различных способов формирования двигательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_razvitie.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование двигательной активности ребенка. Важность проблемы и способы ее решения.
- Средовые закономерности эволюционного и индивидуального развития движений.
- Влияние родителей на двигательную активность и физическое развитие детей.
- Международный опыт физкультурного воспитания детей.
- Влияние детского дошкольного учреждения на физическое развитие детей.
- Заключение.
Раздел 1. Средовые закономерности эволюционного и индивидуального развития движений.
Организм человека и высших животных сохранил память о всех предшествующих принципиальных этапах своей эволюции. Это демонстрируется, например, следующей последовательностью локомоторных движений младенца: плавание, ползание, лазание, прямохождение.
На первом этапе развития движений до рождения, плод плавает в околоплодной жидкости. Здесь следует отметить не только смягчающий эффект жидкого окружения при резких движениях, но и трехмерный - объемный характер перемещения плода с матерью во всех трех плоскостях. Такое движение определяет развитие трех важнейших центров заднего мозга: вестибулярных и слуховых ядер, связанных с ориентацией тела в трехмерном пространстве; центров координации движений частей и всего тела, локализованных в мозжечке; центров «обеспечения» сложных движений, т.е. регуляции кровообращения и дыхания (в продолговатом мозге).
Следовательно, в ситуации, когда женщина малоподвижна (например, лежит на сохранении), или ребенка редко берут на руки, его организм лишается этого важного фактора воздействия.
Второй этап развития движений тесно связан с первым и с формированием систем противодействия гравитации. В течении всего первого года жизни ребенок «повторяет выход животных из морской невесомости на сушу» - в мир тяжести и гравитации. Начинается это во время родов, когда одна среда – упругая, поддерживающая сменяется жестким прессом гравитации. И в этот период ребенок на руках родителей должен совершать «пассивное плавание» и получать необходимые вестибулярные, зрительные и кинестетические импульсы. Начинают формироваться взаимосвязи органов чувств-анализаторов.
На третьем этапе развития движений ребенок осваивает ползание. На первый план выходит координация движений – глаз, рук, головы, ног. При ползании происходит перефокусировка глаз на видение своих рук, ближней и дальней опорной поверхностей. Следовательно, в этом возрасте от полугода до полутора лет впервые прорабатывается и формируется важнейшая координационная система «глаз-рука», определяющая учебную, профессиональную и бытовую деятельность. Неполная отработка ползания нарушает формирование «ручной умелости». При ползании также начинается отработка фактора межполушарного взаимодействия-это происходит во время координации попеременной и сочетаемой работы рук и ног. В будущем, названные факторы будут имеет сильнейшее влияние на развитие логических процессов абстрактного мышления, координации движения.
На четвертом этапе ребенок осваивает лазание. С одной стороны, это переход от горизонтального ползания к прямохождению – еще используются 4 точки опоры. Но туловище уже расположено вертикально. Это дает шанс «доработать» остаточные проблемы ползания – скорректировать систему «рука-глаз», левые и правые конечности. Зачастую, многие родители считают ползание и лазание – не нужными (не человеческими умениями) и стремятся быстрее поставит ребенка на ноги. Это может быть обусловлено различными факторами, таким, как отсутствие нужной среды (тесная квартира, отсутствие естественных препятствий…) или из соображений безопасности – пол холодный, или не очень чистый, вероятность падений… Пропуск или не полное прохождение третьего и четвертого этапов приводит в дальнейшем к недоразвитию детей, к появлению различных форм «школьной незрелости».
На пятом этапе – прямостоние, прямохождение, становление бега в большей степени, чем в предыдущие периоды, опосредуется влиянием социальных факторов. (так Маугли, прошел все предыдущие этапы движений, но прямо ходить не стал – не было образца – социума).
И здесь мы подходим к основной проблеме – влиянию современной окружающей среды на естественное развитие движений ребенка. Среда эта за последние 50-100 лет изрядно деформировалась. Давайте проследим как:
- Смена рельефа.
На развитие человека до недавнего времени очень влияла неровность земной поверхности в виде микро, мезо, и макрорельефа.
Микрорельеф при ходьбе босиком через раздражение рефлекторных зон подошвенной поверхности стопы активизирует практически все органы и системы организма. В наше время восприятию микрорельефа противодействует постоянное ношение обуви, причем, не всегда качественной.
Мезорельеф (средний) – заставляет человека ставить стопу на землю под разными углами, перешагивать, перепрыгивать кочки, камни, бревна и т.п. Все это тренирует вестибулярный аппарат, системы зрительно и сенсомоторной координации, весь опорно-двигательный аппарат. Вместо среднего рельефа - ребенку и (взрослому) в городе предложена ровная поверхность, горизонталь пола, дороги, тротуара как идеал градостроительства и комфорта.
Макрорельеф – холмы, склоны, овраги – тренирует и развивает аэробные процессы, сердечно -сосудистую, дыхательную, эндокринную и другие системы. Сейчас преодоление макрорельефа сглаживается транспортом, лифтами, подъемниками и т.д.
- Упрощение манипуляций.
В современном мире ходьба и и вертикальные положения –движения тела разъединены с манипуляциями, человек ходит с пустыми руками, а рукодействует уже сидя. Что отрицательно влияет на тренировку системы «рука-глаз», она развивается меньше и однобоко.
- Вертикальные позы – ходьба, стояние и полувертикальные – сидение в социальном обществе, стали представительскими. Их трудно чередовать с «неприличными» - ползанием и лазанием. В результате перегрузки и искривление позвоночника стали болезнью всего человечества.
Раздел 2. Влияние родителей на двигательную активность и физическое развитие детей.
Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача семейного воспитания — подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях. Более узкая, конкретная цель — усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.
Главные линии семейного воспитания: постоянное направление деятельности ребёнка (игровой, затем — участия в домашних делах); помощь ему в расширении, умственного кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений, о которых ребёнку следует знать и к которым он проявляет интерес; развитие его как полноценного члена общества, здорового, как физически, так и психически. Педагогическая наука ориентирует родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации в семейном воспитании, а также на систематическое повышение требований к детям в зависимости от возраста.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое развитие, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
Так, как семейное воспитание не всегда достигает поставленных перед ним высоких целей формировании здоровой и всесторонне развитой личности, на помощь приходят различные учреждения, такие как наш детский сад – например.
Раздел 3. Влияние ДОУ на развитие ребенка.
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Сегодня известно: 40% заболеваний у взрослых были "заложены" в детском возрасте, в 5-7 лет. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека, в которые входит следующее:
положительное отношение детей к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;
начальные знания, познавательный интерес к физической культуре;
начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участие в коллективных действиях (играх, танцах и праздниках), культура поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;
навыки самообслуживания, ухода за инвентарем для занятий и т.д.
Во многих исследованиях показано, что дошкольный период является решающим в плане формирования отношения к физическому воспитанию и желанию осваивать новые виды физической активности. Получены данные, говорящие о том, что в 8-летнем возрасте дети принимают 70% решений относительно участия или неучастия в физической активности, исходя из субъективно оцениваемого ими уровня своей подготовленности. И поскольку для оптимального эмоционального развития требуется, чтобы ребенок был уверен в себе, не чувствовал себя одиноким, то для этого необходимо освоение широкого круга двигательных умений и навыков.
Таким образом, очевидно, что физическое воспитание является существенным аспектом дошкольного воспитания в целом. Важно так организовать физическое воспитание' детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.
Работа по физическому воспитанию дошкольников в детском саду предполагает не только решение специфических задач физического воспитания, но и указанных задач умственного, эмоционального и социального развития.
Теперь мы в кратце рассмотрим различные подходы к физическому воспитанию в разных странах:
ИГРА КАК ОСНОВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В дошкольном (от 3 до 6 лет) возрасте игра становится ведущей деятельностью ребенка. Специалисты подчеркивают, что игра является оптимальной основой для физического, умственного, социального и эмоционального развития. Значение игры признано педагогами всеми мира. Как показывают результаты проведенного нами анализа данных специальной литературы, программы по физическому воспитанию дошкольников во всех странах включают подвижные игры, которые часто называют свободными. Задача же воспитателя состоит в том, чтобы, ни в коей мере не подавляя инициативу детей, направить игру в нужное русло. Таких взглядов придерживается большинство специалистов как у нас в стране, так и за рубежом. В частности, подобные идеи высказывала основоположница популярной в Дании педагогической теории Астрид Госсел.
Тем не менее существует различие в степени контроля игр со стороны воспитателя. Так, например, в дошкольных учреждениях Франции воспитатель осуществляет постоянный контроль за заданной двигательной активностью детей, в Великобритании - напротив, дети играют в подвижные игры самостоятельно. Американские специалисты предлагают исходить из особенностей двигательных задач при определении оптимальной степени контроля со стороны воспитателя.
Американский исследователь К. Беннет выделяет четыре основные ситуации, которые должен моделировать воспитатель: ситуации свободного выбора, проблемно-контролируемые ситуации, имитации, творческие ситуации. Каждая ситуация лучше всего может быть смоделирована в определенных условиях - на игровой площадке, в спортивном зале. В каждой ситуации от воспитателя требуется различная степень активности.
Ситуация свободного выбора лучше всего моделируется на открытых спортивных площадках, оснащенных безопасным инвентарем. В этой ситуации воспитатель предоставляет детям возможность самим исследовать и повторять произвольно выполняемые двигательные действия. Детям при этом предоставлена свобода выбора: они по желанию могут играть одни, в сотрудничестве с остальными или в компании своих друзей, но самостоятельно.
Посредством создания проблемно-контролируемых ситуаций ребенок познает движение в пространстве. Задача воспитателя - смоделировать проблему и всячески поощрять в каждом ребенке желание найти решение.
Имитации. Эта ситуация заключается в том, что воспитатель выполняет те или иные двигательные действия, а затем дети имитируют их как можно точнее. Воспитатель при этом должен соблюдать принципы индивидуального подхода, разделив всех детей в соответствии с их возможностями на небольшие группы и задавая в каждой из них адекватные задачи.
Последняя ситуация, используемая воспитателями для обучения дошкольников двигательным действиям, - это творческая ситуация. Здесь воспитатель задает детям сложную задачу - выразить посредством движения то или иное понятие. Например, изобразить чувство гнева, радости, веселья и т.д.
Помимо поддержания оптимального уровня контроля за действиями дошкольников, создания игровых ситуаций, по мнению американского педагога Дж. Клейна, большое методическое значение имеют следующие факторы:
- рациональная программа, построенная на знании психологических и физиологических особенностей детей той или иной возрастной группы;
-оптимальный количественный состав дошкольных групп, создающий основу для применения принципа индивидуализации;
-уровень профессиональной подготовки воспитателей.
Ознакомившись с различными источниками информации. Я пришла к выводу, что виды физической активности, используемые на занятиях по физическому воспитанию в дошкольный период, во многих странах совпадают. Поэтому в наиболее общем виде структура программ по физическому воспитанию в дошкольный период складывается из четырех основных разделов.
1. Психомоторное развитие. В ходе формирования психомоторных навыков детей знакомят с названием частей тела, их пропорциональными размерами. Затем у детей формируется визуальное восприятие (способность к визуальным наблюдениям, зрительная память и т.д.), слуховое и, наконец, кинестетическое восприятие.
2. Обучение двигательным умениям и навыкам. Этот раздел включает, в свою очередь, следующие виды физической активности:
а) игровую физическую активность, направленную на развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков (бег, прыжки, метание, хватание, отбивание (мяча) ногами и руками). Помимо контроля за правильностью выполнения движений детей учат полному контролю за движением своего тела, с тем чтобы изучаемые двигательные умения могли быть использованы в различных ситуациях.
Раздел 4. Влияние детского дошкольного учреждения на физическое развитие детей.
Для решения задач физического воспитания детей в ДОУ используются следующие педагогические средства: физкультурные занятия, физкультурные развлечения, спортивные кружки.
Основные виды разучиваемых движений:
- Ходьба
- Бег
- Прыжки
- Ползание
- Лазание
- Равновесие
- Катание, бросание ловля и метание мяча.
- Ритмическая гимнастика
В заключении хотелось бы сказать, что мы стараемся всесторонне развивать наших воспитанников несмотря на вызовы цивилизации и изменение условий жизни и работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование двигательной активности и укрепления здоровья детей посредством нетрадиционных форм проведения занятий
В презентации представлены нетрадиционные подходы к организации физического воспитания детей дошкольного возраста....
"Формирование двигательной активности"- презентация.
Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста.Не традиционные атрибуты для привлечения детей к занятиям спортом.Размещён фото материал ....
Русские народные игры в формировании двигательной активности детей.
Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, национального, и физического воспитания дошкольников. Главная задача состоит в том, чтобы научить д...
Формирование двигательной активности детей 2-3 лет c нарушением ОДА
Третий год жизни - важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно...
Доклад"Формирование двигательной активности детей 2-3 лет средствами нетрадиционного физкультурного оборудования"
Этот доклад о том,какие нетрадиционные физкультурные оборудования можно изготовить своими руками....
"Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей"
Консультация для родителей на тему: "Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей"...
"Роль семьи в формировании двигательной активности ребенка" Консультация для родителей
Основная и наиболее актуальная задача дошкольного воспитания – полноценная подготовка выпускников детских садов к обучению в школе. Необходимый и важнейший ее раздел – физическое воспитани...