Проект "Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста. Лечебное плавание"
проект по физкультуре

Лечебное плавание— одна из форм лечебной физической культуры, особенностью которой является одновременное воздействие на организм человека воды и активных (реже пассивных) движений. Дозированная мышечная работа в особых, непривычных для человека, условиях водной среды является важным компонентом действия процедуры на больного. Механическое воздействие водной среды обусловлено значительно большей ее плотностью по сравнению с воздухом. Вследствие этого для осуществления двигательных навыков, приобретенных человеком в условиях воздушной среды, необходимо освоение новых механизмов движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skolioz.docx1019.3 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект:

«Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста средствами плавания» 

Введение.

Объект исследования. Цель. Задачи.

Основное содержание работы.

Методическая разработка.

Примерный комплекс упражнений.

Результат педагогического исследования.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ  

    В последнее время произошло снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей. Современные специалисты связывают это с ухудшением социально-экономическими условиями жизни, экологией, неправильным питанием, снижением двигательной активности населения. Слабые мышцы плохо удерживают позвоночник в нужном положении и, как следствие – нарушение осанки и ранний сколиоз у детей. Исправление дефектов и выработка правильной осанки – это доведение до автоматизма привычки сидеть, стоять и ходить с правильным положением головы, туловища, конечностей. Для коррекции дефектов осанки необходимо функциональное перевоспитание мышц длительное, систематическое и последовательное. Основным средством физической реабилитации при нарушении осанки и сколиозе является лечебная физкультура, целью которой является остановить деформацию и закрепить полученный результат.

Плавание — вид спорта; метод профилактики и лечения различных заболеваний. Различают плавание. на поверхности воды (спортивное, оздоровительное, прикладное, лечебное, игровое) и подводное плавание, включающее скоростные виды, подводное ориентирование и др. В спортивном плавании наиболее популярны четыре способа — кроль на груди и на спине, брасс, дельфин (баттерфляй).

Лечебное плавание— одна из форм лечебной физической культуры, особенностью которой является одновременное воздействие на организм человека воды и активных (реже пассивных) движений. Дозированная мышечная работа в особых, непривычных для человека, условиях водной среды является важным компонентом действия процедуры на больного. Механическое воздействие водной среды обусловлено значительно большей ее плотностью по сравнению с воздухом. Вследствие этого для осуществления двигательных навыков, приобретенных человеком в условиях воздушной среды, необходимо освоение новых механизмов движения.

Объект исследования: физическое воспитание детей дошкольного возраста средствами плавания.

Предмет исследования: средства плавания для коррекции осанки у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: разработать и применить комплекс упражнений для улучшения функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

1) изучить и осуществить анализ литературных источников по проблеме развития сколиоза у дошкольников;

2) определить содержание и организационные формы по программе, направленной на коррекцию осанки.

3) разработать комплекс упражнений для стабилизации позвонков и создания прочного мышечного корсета.

4) апробировать предложенную методику в ходе педагогического эксперимента

Методы исследования:

 - изучение и анализ литературных источников;

 - педагогическое наблюдение;

 - педагогический эксперимент; 

Практическая значимость проекта

Предлагаемый проект может быть использован в качестве составляющей целостной модели двигательного режима дошкольника в условиях ДОУ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Обзор литературных источников («Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста средствами плавания») 

Основными показаниями к проведению лечебного плавания. являются: повреждения и заболевания нервной системы; травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата, состояния после оперативных вмешательств; заболевания сердечно- сосудистой системы, болезни органов дыхания, пищеварения, эндокринные заболевания, нарушения обмена веществ и др. При показаниях к лечебному применению физических упражнений в воде вопросы выбора той или иной методики и допустимого уровня нагрузки решают индивидуально, с учетом характера заболевания, возраста больного, его общего состояния, уровня физической подготовленности, в частности умения держаться на воде. Однако если больной не умеет плавать, это не является противопоказанием для назначения процедур в бассейне.

        Для занятий лечебным плаванием наиболее комфортной является температура воды 28—32°. При назначении процедур лицам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и некоторыми заболеваниями нервной системы температура воды может быть и более высокой (35—37°). Вода в бассейнах должна удовлетворять требованиям. предъявляемым к питьевой воде. Фильтр следует промывать не реже 1 раза в сутки. Полностью воду сливают каждые 5—7 дней. Ежедневно производят дезинфекцию полов, стен, оборудования бассейна раствором хлорамина.

В лечении сколиоза плаванием основными задачами являются: воспитание и закрепление навыков правильной осанки; создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела; возможной коррекции начальной деформации позвоночника; улучшение координации движений; формирование мышечного корсета; нормализация физиологии сердечно- сосудистой и дыхательной систем; приобретение навыков плавания; обучение правильному дыханию; коррекции плоскостопия; закаливания, в конечном итоге - стабилизация динамики патологического процесса.

Плавание обладает полезными свойствами по отношению к сердечно- сосудистой системе. Это одна из многих форм водных упражнений, которые заставляют работать весь организм.  При выборе индивидуальной методики лечебного плавания при сколеозе следует принимать во внимание локализацию и величину искривления, степень тренированности мышечной системы, возраст. Огромное значение имеет также дозирование лечебного плавания - при перегрузке больного - можно получить отрицательные результаты.

При подборе плавательных упражнений обязательно учитывается степень сколиоза.

При сколиозе I степени используются только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлинённая пауза скольжения, кроль на груди для ног.

При сколиозе II – III степени задача коррекции деформации вызывает необходимость применения асимметричных исходных положений. Плавание в позе коррекции (после освоения техники брасс на груди) должно занимать не меньше половины времени занятия. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника.

При IV степени сколиоза на первый план – так же, как и при выполнении поз йоги - выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим используются, как правило, симметричные исходные положения. Особое внимание уделяется дыхательным упражнениям.

Выводы:

Лечебное плавание включает разнообразные комплексы специальных физических и плавательных упражнений, использование различных стилей плавания и их элементов.

Занятия по лечебному плаванию часто проводятся в виде игр, что придает им эмоциональную окраску. Методика проведения лечебного плавания подробно описана в книге Г.В. Полеся и Г.Т.Петренко «Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей» и принята за основу во многих санаторных учреждениях для больных сколиозом.

Методическая разработка:

ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ

Основные задачи лечебных и физических упражнений на суше и в воде заключаются в следующем:

- разгрузка позвоночника — создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;

- возможное исправление деформации;

- воспитание правильной осанки;

- улучшение координации движений;

- увеличение   силы и тонуса мышц;

- коррекция плоскостопия;

- постановка правильного дыхания;

- улучшение функции сердечно- сосудистой и дыхательной систем;

 - закаливание;

- приобретение навыков плавания — освоение плавания;

- развитие волевых качеств и создание психологического стимула для дальнейшего лечения;

- эмоциональная разрядка больных детей, профилактика психологической перегрузки.

ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ

Существуют общие принципиальные положения обеспечивающие эффективность воздействия лечебных физических упражнений  как на суше, так и в воде:

лечебные упражнения должны быть включены в процесс лечения сколиоза на все его стадиях;

лечебная физкультура, плавание и терапевтические меры следует применять в комплексе – только тогда можно судить об эффективности лечения прогрессирующих форм сколиоза;

нужен строгий контроль функциональных возможностей сердечнососудистой, мышечной и других систем организма больного. Поэтому дозирование нагрузки обязательно должно сопровождаться наблюдением за силовой выносливостью мышц и проведением других функциональных проб.

Занятия лечебным плаванием должны проводиться в строгом соответствии с дидактическими принципами:

последовательности – за счёт освоения и выполнения простых плавательных движений происходит овладение более сложными упражнениями на воде (от простого к сложному);

постепенности – последовательное увеличение нагрузки и обоснованное дозирование плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;

систематичности – регулярные (не менее трёх в неделю) занятия как условие формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;

доступности –  легко выполнимые и не требующие сложной координации движений упражнения; задачи занятия должны быть полностью реализованы и доступны занимающимся;

наглядности – демонстрация преподавателем правильной техники выполнения изучаемых упражнений в сочетании с вербальным объяснением;

индивидуализации – учёт индивидуальных особенностей патологии, физического состояния и плавательной подготовленности занимающихся;

всесторонности – комплексное воздействие лечебного плавания на все мышечные группы и функциональные системы организма занимающихся, ослабленного патологией позвоночного столба.

Примерный порядок использования упражнений

в лечебном плавании при обучении технике плавания

у дошкольников:

1. Упражнения порядковые (построение, перестроение в воде).

2. Упражнения дыхательные у бортика в воде.

3. Упражнения подготовительные – плавание брассом на груди.

4. Корригирующие упражнения целенаправленного воздействия :

активно вытягивающие позвоночник – плавание брассом на груди с максимально удлинённой паузой скольжения;

в изометрическом режиме в положении коррекции основной дуги сколиоза с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;

с коррекцией деформации позвоночника в сагиттальной плоскости, коррекцией других деформаций и плоскостопия;

для развития силы мышц (скоростное плавание, плавание с ластами на ногах или лопатками на руках);

свободное плавание и игры.

Примерный комплекс упражнений лечебного плавания   
при грудопоясничных и поясничных формах сколиоза

№ п/п

Цель

И.П.

Описание

Дозировка

Методические указания

1

Укрепление дыхательных мышц. Обучение выдохам в воду

Стоя в воде на мелком месте

Дыхание

8–10 повторов

Вдох на счёт «1», выдох продолжительный на счёт «2–3–4»

2

Статическое укрепление мышц спины, удерживающих позвоночник. Тренировка внешнего дыхания

Лёжа на груди

Скольжение на груди толчком от стенки (дна) бассейна

2–4 повтора

Задерживая дыхание, выдох в воду

3

Статическая работа мышц спины, конечностей

Лёжа на спине

Скольжение на спине толчком от стенки (дна) бассейна

2–4 повтора

Контроль паузы скольжения

4

Укрепление мышц туловища, нижних конечностей. Тренировка внешнего дыхания

Лёжа на груди (спине)

В вытянутых вперёд руках доска, ноги работают кролем

2 повтора по 25 м

Контроль техники плавания

5

Овладение техникой движения ног. Тренировка внешнего дыхания и мышц нижних конечностей

Лёжа на груди (спине)

В вытянутых вперёд руках доска, ноги работают кролем

То же

Таз не опускать

6

Развитие мышц спины, дыхательной мускулатуры

Лёжа на груди (спине)

Руки работают брассом, ноги – кролем

2 повтора по 50 м

Контроль техники плавания в сочетании с дыханием

7

Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины и плечевого пояса, грудных мышц

Лёжа на груди

Плавание брассом в полной координации

2 повтора по 50 м, 4 повтора по 50 м – для старших

Контроль техники плавания и хорошего скольжения

8

Укрепление мышц туловища, верхних конечностей. Совершенствование внешнего дыхания

Лёжа на груди

Руки работают стилем баттерфляй без выноса из воды, ноги – кролем при лордозе грудного отдела

От 2 повторов по 12 м до 2 повторов по 50 м

При плоской спине рекомендуется только при хорошей технике плавания

9

Разгрузка позвоночника, развитие мускулатуры туловища и конечностей

Лёжа на спине

Плавание кролем в полной координации

25–50 м

По показаниям при круглой спине

10

Коррекция искривления позвоночника, развитие мышц туловища и конечностей. Совершенствование внешнего дыхания

Лёжа на груди

Плавание брассом в координации с удлинённой паузой скольжения с переходом в коррекцию

2 повтора по 25 м; 4 повтора по 25 м – для старших

На один гребок руками два гребка ногами, руки в индивидуальной коррекции

11

Эмоциональная разгрузка. Восстановление дыхания

   

Подвижные игры

   

Подбирать по возрасту

На каждом занятии используют 8–10 упражнений, среди которых выдохи в воду. С целью тренировки силы и выносливости при хорошей технике плавания включают скоростное плавание (25–100 м).  

Упражнения, направленные на коррекцию осанки

с помощью плавания.

Цель упражнения

Вид упражнения

Методические указания

Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника.

Скольжение на груди, скольжение на спине.

Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.

Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц.

Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием.

Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.

Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра.

Плавание брассом на спине.

Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).

Коррекция искривления позвоночника.

Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук.

Руку противоположную искривлению поднимают вверх.

Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей.

Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища.

Вдох после толчка ногами.

Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения.

Скольжение на спине, ноги брасс.

По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать.

Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника.

Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения.

Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.

Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки.

Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников).

Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка..

Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки.

Плавание брассом в полной координации.

В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.

Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры.

Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем.

При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.

То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры.

То же без доски.

Руки все время вытянуты вперед.

Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей.

Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем.

На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.

Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника.

Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем.

Плечевой пояс и таз не опускать.

Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения.

Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль.

Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.

Результаты педагогического эксперимента

В состав экспериментальных и контрольной групп вошли дети с нарушениями осанки. Особое внимание уделялось упражнениям, позволяющим уравновесить силу мышц правой и левой стороны туловища для достижения симметричности его развития.

 Основной задачей педагогического эксперимента явилось выявление эффективности использования разработанной программы и методики проведения дополнительных занятий с детьми, имеющих нарушения формирования осанки.

Проведение педагогического обследования дошкольников с нарушением формирования осанки экспериментальной и контрольных групп в начале и в конце педагогического эксперимента позволило оценить эффективность использования разработанной программы и методики физической реабилитации нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

ВЫВОДЫ

1. Характерными отклонениями в формировании опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста являются следующие типы: плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина и сколиоз.

2. Использование физических упражнений для реабилитации нарушений осанки дополнительно к урокам физической культуры в школе, эффективно способствует формированию правильной осанки детей.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения физического воспитания дошкольников, направленного на коррекцию осанки. Применение разработанной комплексной методики с использованием упражнений оздоровительно-коррекционной направленности обеспечивает положительное влияние на состояние опорно-двигательного аппарата и повышает физическую подготовленность дошкольников.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке программного материала по физическому воспитанию дошкольников.

Сводная таблица оценки уровня физической подготовленности и освоения материала по обучению плавания с использованием упражнений коррекционно- оздоровительной направленности  детей по детскому саду № 12 «Жемчужина»

Уровень физической подготовленности подготовительной и старшей групп на начало учебного года (октябрь 2020г.)

Возраст детей

5- 6-7 лет

Кроль на груди с доской на длинную фазу скольжения

Скольжение на спине с вытянутыми руками вверх ноги кроль

Попеременная работа рук и ног стиль плавания брасс

Выполняют самостоятельно

20 %

22 %

34 %

Выполняют с помощью инструктора

53 %

56 %

45 %

Не выполняют

27 %

22 %

21 %

 

Уровень физической подготовленности подготовительной и старшей групп на конец учебного года (апрель 2021 г.)

Возраст детей

6-7 лет

Кроль на груди с доской на длинную фазу скольжения

Скольжение на спине с вытянутыми руками вверх ноги кроль

Попеременная работа рук и ног стиль плавания брасс

Выполняют самостоятельно

35 %

31 %

45 %

Выполняют с помощью инструктора

57 %

65 %

50 %

Не выполняет

8 %

4 %

5 %


F:\Аттестация\сколиоз\IMG_20210330_210035.jpgF:\Аттестация\сколиоз\IMG_20210330_210103.jpg

Список литературы и использованные информационные ресурсы

  • Бородин Л.А., Назарова Р.Д. «Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков.» М., Просвещение, 1988г.
  •  Булатова М.М., Сахновский К.П. Плавание для здоровья. Киев, 1988;
  • Булгакова И.В. «Плавание.» 1984г.
  • Каптелин А.Ф., Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии, М., 1986;
  • Макаренко Л.П. «Юный пловец», М., 1983г.
  • Осокина Т.Н. «Как научить детей плавать», М., 1985г.
  • Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей, Киев, 1980
  • Фарафонов М.С. «Плавание брассом», М., 1980г.
  • Шорин Г.А., Попова Т.И., Чухарева А.А., Старцева В.П. «Методика консервативного лечения сколиоза в отделениях ЛФК», Челябинск, 1990г.

имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лечебное плавание при сколиозе у детей дошкольного возраста

Лечебная помощь ребенку оказывается не только врачами, но и в сфере физической культуры и спорта, родителями. Участие родителей в восстановлении здоровья детей тем эффективнее, чем грамотнее они будут...

Консультация для родителей "Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"

Консультация для родитеелй "Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"...

Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста

Сколиоз развивается тех пор, пока растет организм (примерно до 25 лет).Поэтому о профилактике сколиоза следует заботиться, начиная с самого раннего возраста....

Консультация для родителей "Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"

Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей  « Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Спорыхина И.М.  Сколиоз развивается тех пор, пока растет организм (примерно до 25 лет).Поэтому о профилактике сколиоза следует заботиться, начиная с самого раннего возраста.Роди...

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"...