Проект "Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста. Лечебное плавание"
проект по физкультуре
Лечебное плавание— одна из форм лечебной физической культуры, особенностью которой является одновременное воздействие на организм человека воды и активных (реже пассивных) движений. Дозированная мышечная работа в особых, непривычных для человека, условиях водной среды является важным компонентом действия процедуры на больного. Механическое воздействие водной среды обусловлено значительно большей ее плотностью по сравнению с воздухом. Вследствие этого для осуществления двигательных навыков, приобретенных человеком в условиях воздушной среды, необходимо освоение новых механизмов движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skolioz.docx | 1019.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект:
«Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста средствами плавания»
Введение.
Объект исследования. Цель. Задачи.
Основное содержание работы.
Методическая разработка.
Примерный комплекс упражнений.
Результат педагогического исследования.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время произошло снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей. Современные специалисты связывают это с ухудшением социально-экономическими условиями жизни, экологией, неправильным питанием, снижением двигательной активности населения. Слабые мышцы плохо удерживают позвоночник в нужном положении и, как следствие – нарушение осанки и ранний сколиоз у детей. Исправление дефектов и выработка правильной осанки – это доведение до автоматизма привычки сидеть, стоять и ходить с правильным положением головы, туловища, конечностей. Для коррекции дефектов осанки необходимо функциональное перевоспитание мышц длительное, систематическое и последовательное. Основным средством физической реабилитации при нарушении осанки и сколиозе является лечебная физкультура, целью которой является остановить деформацию и закрепить полученный результат.
Плавание — вид спорта; метод профилактики и лечения различных заболеваний. Различают плавание. на поверхности воды (спортивное, оздоровительное, прикладное, лечебное, игровое) и подводное плавание, включающее скоростные виды, подводное ориентирование и др. В спортивном плавании наиболее популярны четыре способа — кроль на груди и на спине, брасс, дельфин (баттерфляй).
Лечебное плавание— одна из форм лечебной физической культуры, особенностью которой является одновременное воздействие на организм человека воды и активных (реже пассивных) движений. Дозированная мышечная работа в особых, непривычных для человека, условиях водной среды является важным компонентом действия процедуры на больного. Механическое воздействие водной среды обусловлено значительно большей ее плотностью по сравнению с воздухом. Вследствие этого для осуществления двигательных навыков, приобретенных человеком в условиях воздушной среды, необходимо освоение новых механизмов движения.
Объект исследования: физическое воспитание детей дошкольного возраста средствами плавания.
Предмет исследования: средства плавания для коррекции осанки у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и применить комплекс упражнений для улучшения функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
1) изучить и осуществить анализ литературных источников по проблеме развития сколиоза у дошкольников;
2) определить содержание и организационные формы по программе, направленной на коррекцию осанки.
3) разработать комплекс упражнений для стабилизации позвонков и создания прочного мышечного корсета.
4) апробировать предложенную методику в ходе педагогического эксперимента
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
Практическая значимость проекта
Предлагаемый проект может быть использован в качестве составляющей целостной модели двигательного режима дошкольника в условиях ДОУ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Обзор литературных источников («Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста средствами плавания»)
Основными показаниями к проведению лечебного плавания. являются: повреждения и заболевания нервной системы; травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата, состояния после оперативных вмешательств; заболевания сердечно- сосудистой системы, болезни органов дыхания, пищеварения, эндокринные заболевания, нарушения обмена веществ и др. При показаниях к лечебному применению физических упражнений в воде вопросы выбора той или иной методики и допустимого уровня нагрузки решают индивидуально, с учетом характера заболевания, возраста больного, его общего состояния, уровня физической подготовленности, в частности умения держаться на воде. Однако если больной не умеет плавать, это не является противопоказанием для назначения процедур в бассейне.
Для занятий лечебным плаванием наиболее комфортной является температура воды 28—32°. При назначении процедур лицам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и некоторыми заболеваниями нервной системы температура воды может быть и более высокой (35—37°). Вода в бассейнах должна удовлетворять требованиям. предъявляемым к питьевой воде. Фильтр следует промывать не реже 1 раза в сутки. Полностью воду сливают каждые 5—7 дней. Ежедневно производят дезинфекцию полов, стен, оборудования бассейна раствором хлорамина.
В лечении сколиоза плаванием основными задачами являются: воспитание и закрепление навыков правильной осанки; создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела; возможной коррекции начальной деформации позвоночника; улучшение координации движений; формирование мышечного корсета; нормализация физиологии сердечно- сосудистой и дыхательной систем; приобретение навыков плавания; обучение правильному дыханию; коррекции плоскостопия; закаливания, в конечном итоге - стабилизация динамики патологического процесса.
Плавание обладает полезными свойствами по отношению к сердечно- сосудистой системе. Это одна из многих форм водных упражнений, которые заставляют работать весь организм. При выборе индивидуальной методики лечебного плавания при сколеозе следует принимать во внимание локализацию и величину искривления, степень тренированности мышечной системы, возраст. Огромное значение имеет также дозирование лечебного плавания - при перегрузке больного - можно получить отрицательные результаты.
При подборе плавательных упражнений обязательно учитывается степень сколиоза.
При сколиозе I степени используются только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлинённая пауза скольжения, кроль на груди для ног.
При сколиозе II – III степени задача коррекции деформации вызывает необходимость применения асимметричных исходных положений. Плавание в позе коррекции (после освоения техники брасс на груди) должно занимать не меньше половины времени занятия. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника.
При IV степени сколиоза на первый план – так же, как и при выполнении поз йоги - выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим используются, как правило, симметричные исходные положения. Особое внимание уделяется дыхательным упражнениям.
Выводы:
Лечебное плавание включает разнообразные комплексы специальных физических и плавательных упражнений, использование различных стилей плавания и их элементов.
Занятия по лечебному плаванию часто проводятся в виде игр, что придает им эмоциональную окраску. Методика проведения лечебного плавания подробно описана в книге Г.В. Полеся и Г.Т.Петренко «Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей» и принята за основу во многих санаторных учреждениях для больных сколиозом.
Методическая разработка:
ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ
Основные задачи лечебных и физических упражнений на суше и в воде заключаются в следующем:
- разгрузка позвоночника — создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
- возможное исправление деформации;
- воспитание правильной осанки;
- улучшение координации движений;
- увеличение силы и тонуса мышц;
- коррекция плоскостопия;
- постановка правильного дыхания;
- улучшение функции сердечно- сосудистой и дыхательной систем;
- закаливание;
- приобретение навыков плавания — освоение плавания;
- развитие волевых качеств и создание психологического стимула для дальнейшего лечения;
- эмоциональная разрядка больных детей, профилактика психологической перегрузки.
ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ
Существуют общие принципиальные положения обеспечивающие эффективность воздействия лечебных физических упражнений как на суше, так и в воде:
● лечебные упражнения должны быть включены в процесс лечения сколиоза на все его стадиях;
● лечебная физкультура, плавание и терапевтические меры следует применять в комплексе – только тогда можно судить об эффективности лечения прогрессирующих форм сколиоза;
● нужен строгий контроль функциональных возможностей сердечнососудистой, мышечной и других систем организма больного. Поэтому дозирование нагрузки обязательно должно сопровождаться наблюдением за силовой выносливостью мышц и проведением других функциональных проб.
Занятия лечебным плаванием должны проводиться в строгом соответствии с дидактическими принципами:
● последовательности – за счёт освоения и выполнения простых плавательных движений происходит овладение более сложными упражнениями на воде (от простого к сложному);
● постепенности – последовательное увеличение нагрузки и обоснованное дозирование плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;
● систематичности – регулярные (не менее трёх в неделю) занятия как условие формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;
● доступности – легко выполнимые и не требующие сложной координации движений упражнения; задачи занятия должны быть полностью реализованы и доступны занимающимся;
● наглядности – демонстрация преподавателем правильной техники выполнения изучаемых упражнений в сочетании с вербальным объяснением;
● индивидуализации – учёт индивидуальных особенностей патологии, физического состояния и плавательной подготовленности занимающихся;
● всесторонности – комплексное воздействие лечебного плавания на все мышечные группы и функциональные системы организма занимающихся, ослабленного патологией позвоночного столба.
Примерный порядок использования упражнений
в лечебном плавании при обучении технике плавания
у дошкольников:
1. Упражнения порядковые (построение, перестроение в воде).
2. Упражнения дыхательные у бортика в воде.
3. Упражнения подготовительные – плавание брассом на груди.
4. Корригирующие упражнения целенаправленного воздействия :
– активно вытягивающие позвоночник – плавание брассом на груди с максимально удлинённой паузой скольжения;
– в изометрическом режиме в положении коррекции основной дуги сколиоза с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
– с коррекцией деформации позвоночника в сагиттальной плоскости, коррекцией других деформаций и плоскостопия;
– для развития силы мышц (скоростное плавание, плавание с ластами на ногах или лопатками на руках);
– свободное плавание и игры.
Примерный комплекс упражнений лечебного плавания
при грудопоясничных и поясничных формах сколиоза
№ п/п | Цель | И.П. | Описание | Дозировка | Методические указания |
1 | Укрепление дыхательных мышц. Обучение выдохам в воду | Стоя в воде на мелком месте | Дыхание | 8–10 повторов | Вдох на счёт «1», выдох продолжительный на счёт «2–3–4» |
2 | Статическое укрепление мышц спины, удерживающих позвоночник. Тренировка внешнего дыхания | Лёжа на груди | Скольжение на груди толчком от стенки (дна) бассейна | 2–4 повтора | Задерживая дыхание, выдох в воду |
3 | Статическая работа мышц спины, конечностей | Лёжа на спине | Скольжение на спине толчком от стенки (дна) бассейна | 2–4 повтора | Контроль паузы скольжения |
4 | Укрепление мышц туловища, нижних конечностей. Тренировка внешнего дыхания | Лёжа на груди (спине) | В вытянутых вперёд руках доска, ноги работают кролем | 2 повтора по 25 м | Контроль техники плавания |
5 | Овладение техникой движения ног. Тренировка внешнего дыхания и мышц нижних конечностей | Лёжа на груди (спине) | В вытянутых вперёд руках доска, ноги работают кролем | То же | Таз не опускать |
6 | Развитие мышц спины, дыхательной мускулатуры | Лёжа на груди (спине) | Руки работают брассом, ноги – кролем | 2 повтора по 50 м | Контроль техники плавания в сочетании с дыханием |
7 | Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины и плечевого пояса, грудных мышц | Лёжа на груди | Плавание брассом в полной координации | 2 повтора по 50 м, 4 повтора по 50 м – для старших | Контроль техники плавания и хорошего скольжения |
8 | Укрепление мышц туловища, верхних конечностей. Совершенствование внешнего дыхания | Лёжа на груди | Руки работают стилем баттерфляй без выноса из воды, ноги – кролем при лордозе грудного отдела | От 2 повторов по 12 м до 2 повторов по 50 м | При плоской спине рекомендуется только при хорошей технике плавания |
9 | Разгрузка позвоночника, развитие мускулатуры туловища и конечностей | Лёжа на спине | Плавание кролем в полной координации | 25–50 м | По показаниям при круглой спине |
10 | Коррекция искривления позвоночника, развитие мышц туловища и конечностей. Совершенствование внешнего дыхания | Лёжа на груди | Плавание брассом в координации с удлинённой паузой скольжения с переходом в коррекцию | 2 повтора по 25 м; 4 повтора по 25 м – для старших | На один гребок руками два гребка ногами, руки в индивидуальной коррекции |
11 | Эмоциональная разгрузка. Восстановление дыхания |
| Подвижные игры |
| Подбирать по возрасту |
На каждом занятии используют 8–10 упражнений, среди которых выдохи в воду. С целью тренировки силы и выносливости при хорошей технике плавания включают скоростное плавание (25–100 м).
Упражнения, направленные на коррекцию осанки
с помощью плавания.
Цель упражнения | Вид упражнения | Методические указания |
Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника. | Скольжение на груди, скольжение на спине. | Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки. |
Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц. | Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием. | Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты. |
Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра. | Плавание брассом на спине. | Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед). |
Коррекция искривления позвоночника. | Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук. | Руку противоположную искривлению поднимают вверх. |
Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей. | Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища. | Вдох после толчка ногами. |
Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения. | Скольжение на спине, ноги брасс. | По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать. |
Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника. | Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения. | Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться. |
Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки. | Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников). | Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка.. |
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки. | Плавание брассом в полной координации. | В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны. |
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры. | Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем. | При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно. |
То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры. | То же без доски. | Руки все время вытянуты вперед. |
Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей. | Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем. | На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки. |
Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника. | Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем. | Плечевой пояс и таз не опускать. |
Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения. | Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль. | Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией. |
Результаты педагогического эксперимента
В состав экспериментальных и контрольной групп вошли дети с нарушениями осанки. Особое внимание уделялось упражнениям, позволяющим уравновесить силу мышц правой и левой стороны туловища для достижения симметричности его развития.
Основной задачей педагогического эксперимента явилось выявление эффективности использования разработанной программы и методики проведения дополнительных занятий с детьми, имеющих нарушения формирования осанки.
Проведение педагогического обследования дошкольников с нарушением формирования осанки экспериментальной и контрольных групп в начале и в конце педагогического эксперимента позволило оценить эффективность использования разработанной программы и методики физической реабилитации нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.
ВЫВОДЫ
1. Характерными отклонениями в формировании опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста являются следующие типы: плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина и сколиоз.
2. Использование физических упражнений для реабилитации нарушений осанки дополнительно к урокам физической культуры в школе, эффективно способствует формированию правильной осанки детей.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения физического воспитания дошкольников, направленного на коррекцию осанки. Применение разработанной комплексной методики с использованием упражнений оздоровительно-коррекционной направленности обеспечивает положительное влияние на состояние опорно-двигательного аппарата и повышает физическую подготовленность дошкольников.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке программного материала по физическому воспитанию дошкольников.
Сводная таблица оценки уровня физической подготовленности и освоения материала по обучению плавания с использованием упражнений коррекционно- оздоровительной направленности детей по детскому саду № 12 «Жемчужина»
Уровень физической подготовленности подготовительной и старшей групп на начало учебного года (октябрь 2020г.)
Возраст детей 5- 6-7 лет | Кроль на груди с доской на длинную фазу скольжения | Скольжение на спине с вытянутыми руками вверх ноги кроль | Попеременная работа рук и ног стиль плавания брасс |
Выполняют самостоятельно | 20 % | 22 % | 34 % |
Выполняют с помощью инструктора | 53 % | 56 % | 45 % |
Не выполняют | 27 % | 22 % | 21 % |
Уровень физической подготовленности подготовительной и старшей групп на конец учебного года (апрель 2021 г.)
Возраст детей 6-7 лет | Кроль на груди с доской на длинную фазу скольжения | Скольжение на спине с вытянутыми руками вверх ноги кроль | Попеременная работа рук и ног стиль плавания брасс |
Выполняют самостоятельно | 35 % | 31 % | 45 % |
Выполняют с помощью инструктора | 57 % | 65 % | 50 % |
Не выполняет | 8 % | 4 % | 5 % |
Список литературы и использованные информационные ресурсы
- Бородин Л.А., Назарова Р.Д. «Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков.» М., Просвещение, 1988г.
- Булатова М.М., Сахновский К.П. Плавание для здоровья. Киев, 1988;
- Булгакова И.В. «Плавание.» 1984г.
- Каптелин А.Ф., Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии, М., 1986;
- Макаренко Л.П. «Юный пловец», М., 1983г.
- Осокина Т.Н. «Как научить детей плавать», М., 1985г.
- Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей, Киев, 1980
- Фарафонов М.С. «Плавание брассом», М., 1980г.
- Шорин Г.А., Попова Т.И., Чухарева А.А., Старцева В.П. «Методика консервативного лечения сколиоза в отделениях ЛФК», Челябинск, 1990г.
имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лечебное плавание при сколиозе у детей дошкольного возраста
Лечебная помощь ребенку оказывается не только врачами, но и в сфере физической культуры и спорта, родителями. Участие родителей в восстановлении здоровья детей тем эффективнее, чем грамотнее они будут...
Консультация для родителей "Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"
Консультация для родитеелй "Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"...
"Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"
quot;Хорошая осанка-залог здоровья"...
Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста
Сколиоз развивается тех пор, пока растет организм (примерно до 25 лет).Поэтому о профилактике сколиоза следует заботиться, начиная с самого раннего возраста....
Консультация для родителей "Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"
Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей « Сколиоз и профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Спорыхина И.М. Сколиоз развивается тех пор, пока растет организм (примерно до 25 лет).Поэтому о профилактике сколиоза следует заботиться, начиная с самого раннего возраста.Роди...
Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"
Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"...