Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_detey_s_tnr.docx | 182.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
инструктора по физической культуре
по реализации адаптивной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
групп компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (5 -7 лет)
Разработчик программы
Литвинова Н.В.
г. Белгород, 2021
Содержание | ||
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Цель и задачи, принципы реализации образовательной области «Физическое развитие» | 4-5 |
3. | Физкультурно-оздоровительная работа | 6-8 |
4. | Содержание психолого-педагогической работы | 8-16 |
5. | Планируемые результаты освоения детьми программы | 17-20 |
6. | Учебный план по освоению образовательной области «Физическое развитие» | 21-22 |
7. | Развивающая предметно-пространственная среда. Методическое обеспечение. | 22-24 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа) разработана и утверждена в структуре Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 53 г. Белгорода с учетом:
- ➢УМК программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014
- «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с ТНР под редакцией Лопатиной Л.В. и в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
- ФГОС Дошкольного Образования Министерства Образования и Науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Правительства Белгородской области от 30.12.2013 г. № 528-пп (с изменениями на 15 июня 2020 года) «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области».
- Постановление Правительства Белгородской области от 30.12.2013 г. № 528-пп (с изменениями на 15 июня 2020 года) «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области»;
- Постановление Правительства Белгородской области от 20.01.2020 N 17- пп «Об утверждении Стратегии развития Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2020 - 2021 годы».
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №53 г. Белгорода
Рабочая программа обеспечивает физическое развитие детей от 5 до 7 лет.
Организация образовательного процесса образовательной области «Физическое развитие»осуществляется с учетом принципов интеграции образовательных областей (физическое, социально коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Основу организации образовательного процесса составляет комплексно- тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей, с учетом климатических и сезонных особенностей окружающего мира. Климатические условия учитываются при построении режима дня и при организации ФОД (программа «Играйте на здоровье» строится с учетом сезонных явлений).
Рабочая программа МБДОУ предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития на уровне дошкольного образования.
2. Цель и задачи, принципы реализации образовательной области «Физическое развитие»
2.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы –формирование физических качеств и развитие основных видов движений у детей с общимнедоразвитием речи на основе комплексной психолого-педагогической, профилактической, оздоровительной и коррекционной работы в соответствии с целостным подходом к здоровью ребенка как единству его физического, психологического и социального благополучия.
Основные задачи:
- развивать физические качества (выносливость, быстроту, силу, ловкость, гибкость);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными видами движений, умением управлять своим телом, регулировать эмоции, речь);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и двигательных навыков.
2.2.Принципы и подходы к формированию Программы
Реализация содержания образовательной области «Физическое развитие» основывается на принципах, отраженных в ФГОС дошкольного образования. Это:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, трудовой, коммуникативной, двигательной, восприятия художественной литературы и фольклора, конструировании, музыкальной);
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа направлена на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
3.Физкультурно-оздоровительная работа
3.1. План физкультурно-оздоровительной работы
Одна из основных задач в дошкольном учреждении — охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В нашем детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Педагоги детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни.
3.2. Характеристика особенностей развития физических идвигательных способности детей 5-7 лет с ТНР
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ строится с учетом особенностей развития физических и двигательных способности детей 5-7 лет с ТНР.
Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы, выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Каждое звено вносит свой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы и др.
Для всех детей с ТНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письмом. Наблюдают недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности егораспределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Дети малоактивны, инициативы в общении не проявляют. Наличие ОНР приводит к стойким нарушениям деятельности общения, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, создаются проблемы на пути их развития и обучения.
Личность ребенка характеризуется специфическими особенностями, среди которых – заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности. Отмечается, что не сформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений сверстников.
Выявленные особенности речевого развития детей с ТНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, не сформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (нет заинтересованности в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
Детям с ТНР, с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией сложных движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Дети с ТНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Также наблюдается недостаточный самоконтроль при выполнении заданий. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Характерным является развитие мимической моторики: страдает точность и полнота выполнения движений, при сохранных непроизвольных движениях наблюдается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом). Присутствуют отставания в развитие мелкой моторики рук, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, затруднена координация движений при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Имеются нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются в наличие содружественных движений, неполноте и неточности в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Нарушение артикуляторной моторики проявляются в виде легких парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка (Кольцова М.И.,1986).
Физическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи строится с учетом группы здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями.
4. Содержание психолого-педагогической работы.
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательнойсистемы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
4.1. Задачи образовательной области «Физическое развитие» раздела «Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическое развитие» раздела «Физическая культура» направлено на решение следующих задач:
1. По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:
−преодолевать детский инфантилизм, развитие тонкой и общей моторики, повышать уровень осознанного выполнения движений детьми, потребности в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками;
−вызывать интерес и поддерживать самостоятельность в организации подвижных игр, спортивных упражнений и игр, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования;
−поддерживать и поощрять стремление детей помогать взрослому в подготовке физкультурной среды группыи зала к занятиям физической культурой; − формировать положительный настрой и воспитывать стремление организовывать и участвовать в играх-соревнованиях, играх-эстафетах;
2. По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:
−совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия;
−развивать общую, сенсомоторную и рече-двигательную моторику;
−развивать слуховое восприятие, продолжать воспитывать у детей потребность в красивом, грациозном и ритмичном выполнении упражнений, сочетая движения с музыкой, демонстрируя культуру освоения основных движений;
3. По развитию физических качеств:
−совершенствовать физические качества во всех видах двигательной активности.
4. По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
−развивать двигательную память, поддерживать интерес детей к различным видам спорта, продолжать обогащать представления о них, спортивных достижениях нашей страны, олимпийских победах;
− продолжать совершенствовать умения в катании на санках, велосипеде и самокате, ходьбе на лыжах; − обучать спортивным играм (городки, бадминтон, элементам футбола, хоккея, баскетбола);
−продолжать развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность во всех формах двигательной деятельности;
−продолжать развивать умения сотрудничества, кооперации в совместной двигательной деятельности, умений помогать друг другу в выполнении основных движений, спортивных упражнениях и подвижных играх, поддерживать достижения сверстников, переживать за общие победы в соревнованиях и эстафетах;
−воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдая их;
−поддерживать эмоционально-положительный настрой и развивать творчество старших дошкольников в двигательной активности.
5. Коррекционно-развивающие задачи:
−коррекция физического развития и двигательного аппарата;
−определять и использовать компенсаторные возможности детей,
−преодоление психомоторного инфантилизма, развитие тонкой и общеймоторики, коррекция нарушений координации и регуляции движений.
4.2. Интеграция образовательных областей по ФГОС ДО
В основу Программы положен комплексно–тематический принцип планирования, который обеспечивает социально–личностную ориентированность и мотивацию всех видов деятельности, направленную на поддержку эмоционально–положительного настроя ребенка. Программа адаптирована к детям с ограниченными возможностям здоровья (задержкой психического развития), учитывает их особенности, способствует развитию двигательных возможностей и способностей, коррекции имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребенка. В ней представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическое развитие» и в которой определены наиболее оптимальные и эффективные для детей с задержкой психического развития содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с целью формирования целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО. Комплексно-тематический план органично вписывается в коррекционную образовательную деятельность, проводимый воспитателями и специалистами (учителем-логопедом, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре). Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей.
Виды интеграции образовательной области «Физическое развитие» | Задачи и содержание психолого- педагогической работы |
«Физическое развитие» | накопление опыта двигательной активности, развитие двигательной координации, мелкой моторики, координации движений рук, улучшение функций нервной системы, сердечнососудистой; дыхания, укрепление опорно-двигательного аппарата |
«Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» | развитие музыкально-ритмической деятельности, слухового внимания на основе выполнения основных движений. |
«Познавательное развитие» | в части двигательной активности как способа усвоения ребенком действий с предметами, формирование ориентировки в собственном теле и впространстве. |
«Речевое развитие» | развитие общей, сенсомоторной и рече-двигательной моторики, развитие свободного общения со взрослыми, принятие и выполнение словесных инструкций детьми в части необходимости двигательнойактивности и физического совершенствования; игровое общение. |
«Социально-коммуникативное развитие» | - приобщение к ценностям физической культуры; - формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; обогащение познавательной сферы, создание условий для психологической и социальной адаптации. |
4.3. Формы реализации программы:
1. Занятия по физической культуре:
− Традиционные занятия.
− Сюжетно-игровые.
− Занятия по типу круговой тренировки.
− Игровые (на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов).
− Тематические.
− Занятия с использованием музыкально-ритмических движений.
− Интегрированные.
− Соревнования.
− Контрольные занятия.
2. Дополнительные занятия физическими упражнениями:
- Занятия в секциях (цель - вне рамок обязательных занятий решать задачи повышения уровня физической подготовленности и укрепления здоровья детей).
- Совместные занятия физическими упражнениями детей с родителями (цель - способствовать повышению физкультурной грамотности родителей).
3. Физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме дня:
- Утренняя гимнастика (цель - ускорение вхождения организма ребенка в деятельность).
- Физкультминутки (цель - посредством физических упражнений в середине занятия в значительной мере повысить работоспособность детей).
- Физические упражнения (основное средство физического воспитания используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма).
- Подвижные игры (цель - воспитание интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями).
- Упражнения после дневного сна (цель - помочь детям постепенно перейти от состояния сна к бодрствованию).
4. Физкультурно- массовые мероприятия:
- Физкультурные досуги (одна из форм активного отдыха детей, где закрепляются двигательные навыки и умения, развиваются двигательные способности).
- Физкультурные праздники (мероприятия показательного характера, демонстрирующие достижения детей за определенный период работы, а так же пропагандирующие занятия физической культурой, как среди детей, так и среди их родителей).
5. Индивидуальные занятия (средство реализации личностно- ориентированного подхода в физическом воспитании дошкольников).
6. Самостоятельная деятельность детей (реализация индивидуальных потребностей детей в двигательной деятельности в самостоятельной деятельности).
7. Коррекционная работа (коррекция и профилактика плоскостопия и нарушения осанки детей).
4.4. Методы и приемы, используемые при реализации программы:
Методы слухового восприятия (словесные методы):
− объяснения, описание, пояснения, указания, разбор;
− подача команд, распоряжение, сигналы;
− вопросы к детям и поиск ответов;
− образно-сюжетный рассказ, беседа;
− словесная инструкция;
− -оценка, подсчет
Методы зрительного восприятия (наглядные методы):
− Показ физических упражнений
− Демонстрация наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры;
− Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора).
Методы двигательного восприятия (практические методы):
- Метод строго регламентированного упражнения (при обучении двигательным действиям используют метод разучивания по частям, метод разучивания в целом; при развитии двигательных способностей используют равномерный, переменный, повторный методы)
− Метод частично регламентированного упражнения (выполнение упражнений в игровой форме; выполнение упражнений в соревновательной форме)
4.5. Структура занятия по физической культуре
В каждой возрастной группе занятия по физической культуре проводится 3 раза в неделю:
• Старшая группа – 2 занятия в зале, 1 занятие на улице;
• Подготовительная группа – 2 занятия в зале, 1 занятие на улице.
Задачи на занятиях по физической культуре:
1. Образовательные: по обучению знаниям (теоретические сведения); по формированию двигательных умений и навыков
2. Оздоровительные: укрепление ОДА, развитие мелкой и крупной моторики;
3. Развивающие: включая развитие двигательных качеств;
4. Воспитательные: морально-волевые, нравственные, эстетические.
Структура занятия по физической культуре предусматривает три части: подготовительную, основную и заключительную.
Вводная часть (10-15% продолжительности всего занятия), занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба, бег, подскоки, перестроения, повороты; упражнения на осанку и упражнения укрепляющие стопу; танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в круг, в звенья, пары, для выполнения ОРУ.
Основная часть (70-80% времени), где мы решаем задачи, направленные на обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств. В этой своей части занятия оказывают значительное физиологическое воздействие на организм ребенка.
В начале основной части выполняются и разучиваются ОРУ. В их порядке учитывают необходимость поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения физической нагрузки. Сначала выполняются упражнения для рук и плечевого пояса, затем мышц ног и туловища, подскоки и успокаивающие (дыхательные упражнения, упражнения на «расслабление», спокойная ходьба). Особое внимание уделяется упражнениям на осанку.
После ОРУ следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Для разучивания включается одно из основных видов движений, другие ранее разученные упражнения повторяются или закрепляются.
В старших группах включают 3-4 ОВД (2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количество основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.
В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.
Заключительная часть (10-15% времени) направленная на постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.
Виды занятий используемых в ДОУ по физической культуре.
В зависимости от образовательных задач и содержания занятия могут быть разного типа:
1.Занятия, в которых основное внимание обращается на освоение нового материала.
2.Занятия, направленные на совершенствование освоенных ранее навыков и умений, они строятся на повторении пройденного материала.
3.Занятия смешанного характера, на которых овладение новым сочетается с повторением, закреплением старого.
4.Занятия, на которых проверяются знания и умения ребят в выполнении тех или иных упражнений, качество движений и их количественный результат, умение играть в подвижные игры.
Способы организации детей на занятии по физической культуре:
1.Фронтальный способ, при котором одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.
2.Групповой способ, при котором группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.
3.Индивидуальный способ, при котором каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.
4.Поточный способ, особую разновидность поточного способа представляет круговое («станционное») выполнение упражнений.
5. Планируемые результаты освоения детьми Программы
5.1. Планируемые результаты освоения Программы
К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
•ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,
•проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
•ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
•ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
•ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
•у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
•ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях совзрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
•ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
5.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (5-7 лет)
5-6 лет
Формирование начальных представлений о ЗОЖ
− Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.
− Владеет в соответствии с возрастом основными движениями.
− Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.
− Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.
− Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
− Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
− Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
− Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания. − Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.
Физическая культура
− Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
− Умеет лазать по гимнастической стенке с изменением темпа. − Может прыгать через короткую и длинную скакалку.
− Умеет метать предметы правой и левой рукой, в вертикальную и горизонтальную цель, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
− Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
− Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
− Ходит на лыжах скользящим шагом; ухаживает за лыжами. − Умеет кататься на самокате.
− Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей. − Умеет плавать (произвольно).
6-7 лет
Формирование начальных представлений о ЗОЖ
− Биологический возраст ребенка соответствует паспортному. Антропометрические показатели в норме или отмечается их положительная динамика.
− Физиометрические показатели соответствуют возрастно-половым нормативам.Уровень развития физических качеств и основных движений соответствует возрастно-половым нормативам (См. интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»).
− Двигательная активность соответствует возрастным нормативам.
− Отсутствие частой заболеваемости.
− Отсутствуют признаки сильного и выраженного утомления.
− Самостоятельно выполняет культурно-гигиенические навыки и соблюдает правила ЗОЖ (не ходить в мокрой обуви, влажной одежде; оберегать глаза от травм, яркого солнца, попадания пыли, песка и др.).
Физическая культура
− Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
− Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега—не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
− Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния А-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.
− Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
− Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
− Следит за правильной осанкой.
− Ходит на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку и спускается с нее, тормозит при спуске.
− Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис). − Плавает произвольно на расстояние 15 м.
5.3. Педагогическая диагностика промежуточных результатов освоения образовательной области «Физическое развитие»
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
6.Учебный план по освоению образовательной области
«Физическое развитие»
6.1. Учебный план разработан в соответствии с учетом СанПин 2.4.1.3049-13, раздел «Требования к организации физического воспитания».
Образовательная деятельность по физической | Старшая | Подготовительная |
культуре | группа | группа |
Количество занятий в неделю | 3 | 3 |
Продолжительность непосредственно образовательной | 25 | 30 |
деятельности (в минутах) | ||
Максимальный объём недельной образовательной | 75 | 90 |
нагрузки ( мин.) | ||
Максимальный объём образовательной нагрузки в год (32 | 40 | 48 |
недели, в часах) |
6.2. Примерное распределение программного материала
Распределение времени в учебном плане на основные разделы программы осуществляется с учетом возраста воспитанников и их возможностей, в соответствии с конкретными задачами образовательной области «Физическое развитие». Объем дается в процентах, так как продолжительность физкультурного занятия в разных возрастных группах различна:
• Старшая группа (5 – 6 лет) - 25 мин.,
• Подготовительная группа (6 – 7 лет) – 30 мин.
Распределение программного материала образовательной области «Физическое развитие» (%)
в 2020-2021 учебном году
№ | Содержание | Старшая группа | Подготовительная |
п/п | группа | ||
1. | Теоретические сведения | 1 | 1 |
2. | Построения | 3 | 3 |
3. | ОРУ | 4 | 4 |
4. | Основные движения: | 66 | 67 |
5. | Ходьба | 3 | 3 |
Бег | 11 | 12 | |
Прыжки | 15 | 17 | |
Метания | 16 | 16 | |
Лазание | 11 | 10 | |
Равновесие | 10 | 9 | |
6. | Подвижные игры | 9 | 6 |
7. | Спортивные игры | 13 | 15 |
8. | Контрольные упражнения | 4 | 4 |
ИТОГО | 100 | 100 |
7.Развивающая предметно-пространственная среда.
Методическое обеспечение.
7.1. Паспорт спортивного зала
В паспорте спортивного зала представлено материально-техническое обеспечение образовательной области «Физическое развитие».
7.2. Методическое обеспечение
1.Антакова-Фомина А.В., Кольцова М.И., Исенина Е.И. Нальцеваямото-рика рук у детей и их речевая функция. / Исследования Институтафизиологии детей и подростков АНН РФ. – М.: 1986.
2.Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»). (8)
3.Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 Москва 2004
4.Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятии для детей подготовительнойгруппы детского сада.М.: ТЦ Сфера, 2004.- 384 с.
5.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство – Пресс, 2003.
6.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста". Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
7.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе.-М.:ГНОМ,2014.-112с.
8.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальныхзанятий II периода обучения в подготовительной к школе логогруппе.
9.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР.-Спб. : Детство-Пресс,2009.-448с.
10. Игры и развлечения детей на воздухе/ Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина.- 2-е изд., дораб.- М.:Просвещение, 1983.-224 с.
11. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 224 с.
12. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.-224 с
13. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.-128 с.
14. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: Младшая группа. Конспекты занятий.- М.: Мозаика – Синтез,2009.-80 с.
15. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: Средняя группа. Конспекты занятий.- М.: Мозаика – Синтез,2009.-112 с.
16. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: Старшая группа. Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.-128 с.
17.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: Подготовительная к школе группа Конспекты занятий.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.-112 с.
18. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 336 с.
19. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательныйигротренинг».
20. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика – Синтез,2005.-96 с.
21. Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой/ авт.состав. Т.Г.Анисимова.- Волгоград: Учитель,2010.-131 с.
22. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей младшей логопедической группы (ОНР): Пособие для практических работников детских садов.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.-144 с.
23. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР): Пособие для практических работников детских садов.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.-144 с.
24. Филиппов С.С. Теория и методика физической культуры дошкольников. 2008 г.
25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с
26. Наглядно-дидактические пособия
− Серия «Рассказы по картинкам»:
«Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»
Условия реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 53
Развитие ребенка в ДОУ обеспечивается за счет насыщенности развивающей предметной среды. Развивающая предметная среда в ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка.
Оборудование кабинета
Физкультурный | Предназначен | для | проведения фронтальной и | |||||||||
зал | индивидуальной | непосредственно | образовательной | |||||||||
деятельности с детьми, проведения физкультурных | ||||||||||||
праздников, развлечений. В | наличие | имеются: | ||||||||||
гимнастические | скамейки, | лестницы | приставные, | |||||||||
напольные доски ребристые, коврики массажные, | дуги для | |||||||||||
подлезания, гимнастические палки, | канаты, маты, мячи | |||||||||||
разных размеров, кольцебросы, кегли, спортивные и | ||||||||||||
русские народные игры, | мешочки для метания, | обручи, | ||||||||||
скакалки,наборы флажков, | лент, косичек, | кубиков, | ||||||||||
погремушек для проведения ОРУ, контейнеры под мелкий | ||||||||||||
материал. Методическая литература, маски, картотека игр. |
Цель: | Взаимодействие с семьями воспитанников | |||||
- Создание единого образовательного и оздоровительного привлечения родителей в педагогическую деятельность учреждения.
- Установка между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений для делового сотрудничества.
Задачи:
- Приобщать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения;
- Повышать психолого-педагогической культуры родителей;
- Формировать у родителей более полный образ своего ребенка, помочь им в совместной деятельности с ребенком лучше понять его возрастные и индивидуальные особенности и воспринимать его таким, какой он есть.
- Развивать у родителей навыки общения и педагогической рефлексии.
- Изучать и обобщение опыта семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...