РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
методическая разработка по физкультуре

Сутягина Надежда Сергеевна

Психолого -педагогическое сопровождение  развитие  компетентности родителей в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное учреждение детский сад №47 Копейского городского округа.

           

 ТЕМА:«Психолого-педагогическое сопровождение  развития компетентности  родителей  в условиях ДОО»

 

Выполнила: инструктор

 по физической культуре

СУТЯГИНА  Н.С .

                                             

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------------------------    3          

1.Задачи ФГОС ДО во взаимодействии с родителями (законными представителями) ----- 4      

    1.1 Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с  

    семьей. ----------------------------------------------------------------------------------------------------  5                      

    1.2 Изучение семей воспитанников.----------------------------------------------------------------- 6

2.Сущность психолого –педагогического сопровождения  родителей.--------------------------7

3.Модель повышения родительской компетентности в ДОУ.-------------------------------------8

Выводы.------------------------------------------------------------------------------------------------------- 9

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).

Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).

Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п. 1.7., пп. 6).

Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в содержательном разделе данного документы должны быть представлены, наряду с прочими, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (раздел II, п. 2.11.2.).

Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьёй в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:

- образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности (раздел III, п. 3.1.);

- одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (раздел III, п. 3.2.1., пп. 8).

В ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребёнка, соответствующей специфике дошкольного возраста, одним из приоритетных является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (раздел III, п. 3.2.5., пп. 5).

Дошкольная образовательная организация должна также создавать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы (раздел III, п. 3.2.8., пп. 3).

1.Задачи ФГОС ДО во взаимодействии с родителями(законными      представителями)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы, являющихся ориентиром для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников (раздел IV, п. 4.4.).

Таким образом, основными задачами работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

В планировании и организации указанной работы педагогические коллективы должны руководствоваться современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации  

Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьёй. 

1.1. Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй 

Под взаимодействием, в широком смысле этого термина, понимается процесс взаимного воздействия субъектов друг на друга с определённой целью. Поскольку речь идет о взаимодействии двух субъектов образовательного процесса, целесообразно рассмотреть категорию «педагогическое взаимодействие». Данный процесс имеет две стороны:  

1) функционально-ролевая: участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны чётко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребёнка; 

2) личностная: педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь чёткую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога как личность со своими интересами, особенностями. 

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.  

   Таким образом, основными принципами сотрудничества педагогов с      семьями воспитанников являются: 

Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребёнка дошкольного возраста. 

Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника. 

Принцип 3. Открытость педагога к семье. 

Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребёнок. 

3. Основные направления взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с семьей 

3.1. Изучение семей воспитанников 

Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять её особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интереса и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка. 

Задачи: 

1. Определение социального статуса и самочувствия семьи и воспитанника. 

2. Определение индивидуальных особенностей семьи и ребёнка, выявление семей с особыми потребностями. 

3. Определение ожиданий, воспитательно-образовательных потребностей семьи и ребёнка. 

4. Определение компетентности родителей, стиля детско-родительских взаимоотношений. 

Формы работы: 

1. Письменные формы: 

- анкета «Будем знакомы»; 

- анкета «История моей семьи»; 

- опросник; 

- родительское сочинение; 

- «Неоконченные предложения» и другие. 

2. Устные формы: 

- интервью; 

- беседа; 

- синквейн и другие. 

3. Дистанционно-анонимные: 

- переписка по электронной почте; 

- форум; 

- «Почтовый ящик» и другие. 

4. Наблюдения: 

- ребёнка в разных видах деятельности; 

- семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность). 

5. Проективные игровые и рисуночные методики: 

- рисунок семьи; 

- рисунок несуществующего животного; 

- дерево; 

- четыре персонажа; 

- почта; 

- домики и другие. 

2 .Сущность психолого-педагогического сопровождения  родителей .

Современная педагогическая наука и практика активно меняют содержание, формы и методы работы, подкрепляя их методологическими изысканиями, что связано, прежде всего, с решением вопросов развития личности независимо от возраста человека, его социализации и индивидуализации как интегрированных процессов. Поэтому обращение к проблеме педагогического сопровождения многими исследователями не случайно. Одни видят в ней технологию педагогической деятельности, другие   метод работы, третьи указывают на ее возможности в индивидуализации образования. Вместе с тем большинство исследователей подчеркивают, что феномен педагогического сопровождения сегодня требует осознания в теории и практике на всех ступенях образования. Чтобы рассмотреть особенности психолого - педагогического сопровождения родителей, необходимо уточнить определение понятия «психолого-педагогическое сопровождение», так как оно имеет множественное значение.

Описание понятия «педагогическое сопровождение» необходимо начать с ключевого слова «сопровождение». В гуманитарные науки понятие «сопровождение» проникло вслед за понятиями педагогическая, психологическая и социальная помощь и поддержка, что обусловлено концепцией гуманистически ориентированной психологии и педагогики, а также тенденцией социализации глобальных процессов общественной жизни. Обобщая исследования учёных, мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности..

Воспитательная деятельность является частью социальной деятельности, направленной на передачу от поколения к поколению накопленных человечеством общественно-культурных ценностей и опыта. Такой деятельностью занимаются не только педагоги, но и родители, однако в первом случае такая деятельность является профессиональной, а во втором – общепедагогической.

Ряд исследователей отмечают, что воспитательная деятельность родителей во многом схожа и близка к профессиональной педагогической деятельности, что обусловливается воспитанием как социальным  явлением и отражается в сходстве:

  • принципов воспитания (целенаправленности, гуманизма, непрерывности, последовательности, интегративности и т.д.);
  • методов воспитания (поощрение, личный пример, убеждение, наказание и т.п.);
  • основных направлений развития (физическое, социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое);
  • стилей воспитания (демократический, авторитарный и т.п.).

Педагогическая компетентность родителей как научная категория на сегодняшний день не получила исчерпывающего анализа и не имеет точного определения. Современные ученые рассматривают  педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, часть педагогической культуры ; единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения ; интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания  ребенка  в  семье .

Ю.А. Гладкова в своем исследовании определяет психолого- педагогическую культуру родителей как сложное понятие, характеризующее способность родителей осознанно осуществлять деятельность   по   семейному   воспитанию   детей.  

    Понятие компетентности как педагога так и родителя связывается с определенной областью деятельности, в первом случае профессионально- педагогической, во втором – воспитательной

3. Модель повышения педагогической компетентности родителей в ДОО.

Профессиональная педагогическая компетентность в отличие от родительской формируется в процессе специально организованного обучения. Знания педагогов отличаются научным, системным, осознанным и рациональным характером, в то время как психолого-педагогические знания родителей носят в своем большинстве житейский, практико- ориентированный характер и зависят от уровня образования родителей, возраста ребенка, мотивацией же совершенствовать свою компетентность для родителей являются проблемы, возникающие в процессе воспитания ребенка.

Несмотря на многоаспектность трактовки педагогической компетентности и её структуры, в содержании компонентов  констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты. Помимо указанных, в структуру педагогической компетентности родителей нами включен компетентностный опыт, который по нашему мнению является наиболее важным. Также, мы считаем, что развитие компетентности родителя строится на формировании именно компетентностного опыта через деятельностный компонент, подкрепленный теоретическими знаниями. Исходя из этого, мы предлагаем следующую структуру педагогической компетентности родителя (см. рисунок 1).

Рис.1. Структура педагогической компетентности родителя

Мы полагаем, что родительскую компетентность можно формировать в процессе целенаправленного организованного взаимодействия педагогов с семьей.

В структуре педагогической компетентности родителя мы выделяем четыре компонента

. Мотивационно-личностный компонент является системообразующим, а компетентностный опыт - основным компонентом компетентности родителя. Рассмотрим каждый из выделенных.

      В составе мотивационно-личностного компонента мы видим:

  • мотивационную составляющую, определяемую учеными как направленность    личности , доминирующие мотивы деятельности , побудительную основу в формировании педагогической компетентности ;
  • личностные качества: систему нравственных, психологических установок по отношению к себе и ребенку; рефлексивные умения.

Гностический компонент связан со знаниевой сферой родителя и включает психолого- педагогические знания.

  Коммуникативно-деятельностныйкомпонент  включает организаторские умения,    практические и коммуникативные навыки.

Компетентностный опыт предполагает наличие у родителя педагогических знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, апробированных в действии, приобретенных через решение спонтанных или специально-организованных компетентностных задач-ситуаций, освоенных родителем и применяемых в практике семейного воспитания.

Выводы

 Опыт работы дошкольных учреждений - экспериментальных площадок     показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники встреч. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей . Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе   психолого-педагогического сопровождения  развития компетентности родителей (законных представителей).




Рис.1. Структура педагогической компетентности родителя

Мы полагаем, что родительскую компетентность можно формировать в процессе целенаправленного организованного взаимодействия педагогов с семьей.

В структуре педагогической компетентности родителя мы выделяем четыре компонента

. Мотивационно-личностный компонент является системообразующим, а компетентностный опыт - основным компонентом компетентности родителя. Рассмотрим каждый из выделенных.

     В составе мотивационно-личностного компонента мы видим:

  • мотивационную составляющую, определяемую учеными как направленность личности , доминирующие мотивы деятельности , побудительную основу в формировании педагогической компетентности ;
  • личностные качества: систему нравственных, психологических установок по отношению к себе и ребенку; рефлексивные умения.

Гностический компонент связан со знаниевой сферой родителя и включает психолого- педагогические знания.

    Коммуникативно-деятельностныйкомпонент        включает

организаторские умения, практические и коммуникативные навыки.

Компетентностный опыт предполагает наличие у родителя педагогических знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, апробированных в действии, приобретенных через решение спонтанных или специально-организованных компетентностных задач-ситуаций, освоенных родителем и применяемых в практике семейного воспитания.

     

Выводы

 Опыт работы дошкольных учреждений - экспериментальных площадок     показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники встреч. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей . Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе   психолого-педагогического сопровождения  развития компетентности родителей (законных представителей).





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...