Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре
Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку,
сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп.
На сегодняшний день, в учебном процессе оздоровительные занятия хорошо вписываются в учебную работу ДОУ в качестве кружковой работы или в виде обязательных еженедельных оздоровительных занятий, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_pravilnoy_osanki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста
Значение красивой осанки трудно переоценивать. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник – именно он опора всего организма.
Искривления осанки являются самым распространенным
заболеванием опорно-двигательного аппарата у дошкольников и детей
младшего школьного возраста. По статистике, до 60 до 80% современных
детей имеют кифозы, лордозы и сколиозы, что приводит к
нарушениям в работе организма ребенка. Это указывает на то, что проблема формирования правильной осанки в процессе физического воспитания детей по - прежнему является актуальной. Дошкольное детство – важный период в формировании правильной осанки, так как, не смотря на возрастные функциональные возможности организма ребенка, его костная система еще находится в стадии формирования.
Нормальная (правильная) осанка – умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением
частей тела относительно позвоночника:
∙ голова поставлена прямо;
∙ плечи отведены назад и симметрично расположены;
∙ грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника
∙ небольшой изгиб вперед;
∙ живот подобран.
∙
Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, остановимся на основных.
1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребёнок долгое время проводит в определённой позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов как в группе, так и дома, либо не мешать ребёнку больше времени проводить в свободной позе (лёжа на ковре).
2. Постоянное придерживание ребёнка при ходьбе за одну и ту же руку или «ношение» (перенос) ребёнка на одной руке.
3. Привычка ребёнка стоять с опорой на одну и ту же ногу. В норме правильная ходьба – это такая ходьба, когда масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребёнка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая – на других, и посмотрите показания).
4. Неправильная поза во время сна, если ребёнок спит, поджав ноги к животу, калачиком и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперёд, закинув руки за спинку стула, положив под себя ногу).
5. Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного созревания тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.
Формы работы по укреплению и сохранению правильной осанки у
дошкольников:
1. Корригирующие упражнения в индивидуальной работе с детьми.
В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших
мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений являются корригирующие упражнения с различными предметами.
2. Физкультминутки
Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует во время занятий давать кратковременный отдых (2-3 мин.) с выполнением корригирующих и дыхательных упражнений.
3. Сон
Предотвращая нарушение осанки, следует следить также за позой ребенка во время сна. Мягкая постель, высокая подушка, привычка спать на одной и той же стороне может привести к боковому искривлению позвоночника.
Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.
4. Корригирующая гимнастика после дневного сна.
После дневного сна полезно для предотвращения нарушения осанки выполнить корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы-разгибатели спины, живота, расширяющие грудную клетку.
Комплекс корригирующей гимнастики состоит из 3-4 упражнений (для младшего и
среднего возраста) и 5-6 – для старшего возраста, выполняемых сразу после сна (чаще в спальне). Он начинается с одновременным или поочередным поднятием рук вверх. Затем дети поднимают туловище, наклоняются вперед, тянутся к носкам ног.
5. Закаливающие и оздоровительные мероприятия.
Закаливающие мероприятия (игры и физические упражнения на воздухе,
босохождение по массажным дорожкам после сна).
Оздоровительные мероприятия (точечный массаж, самомассаж, упражнения
на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика; сухой бассейн).
Эмоционально-стимулирующие упражнения (упражнения на релаксацию,
игровые упражнения и пр.).
Формирование навыков правильной осанки у дошкольников
Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку,
сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп.
На сегодняшний день, в учебном процессе оздоровительные занятия хорошо вписываются в учебную работу ДОУ в качестве кружковой работы или в виде обязательных еженедельных оздоровительных занятий, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.
Литература
1. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста / Асачева Л. Ф. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 112 с.
2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. Дошкольное воспитание № 1 / 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста
Из опыта работы: игры, упражнения по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста...
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста
Осанка-привычное положение тела во время стояния...
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Методическая разработка по валеологии "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста". "Правильная осанка" Цель: Закрепить знания детей о правильной осанке и профилактике её нарушения....
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Хорошая осанка имеет большое эстетическое и физиологическое значение. Она обеспечивает нормальное положение тела и деятельность внутренних органов, особенно легких и сердца, придает телу ребенка...
Методика формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
В данной публикации изложен материал о коррекционной работе по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста, используя комплексные занятия с фитболами и игровые упражнения на воде...
«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием».
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. По мере роста родителям ...