Значение игр с мячом для всестороннего развития ребенка
учебно-методический материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Антонова Ольга Владимировна

В материале представлена подборка игр с мячом разной степени подвижности и для детей всех возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игр с мячом для всестороннего развития ребенка

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом и никогда не пройдет мимо, увидев его. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.
Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими и прыгучими.  Однако взрослые –и педагоги и родители  зачастую не берут во внимание какой  развивающий потенциал несет в себе этот незамысловатый предмет.

Так почему же в каждом доме где живет  ребенок обязательно должен быть среди игрушек мяч?

Мяч – самая универсальная и многогранная, удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитие детей. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, упругий и прыгучий.

Какое же значение оказывают игры и игровые упражнения с мячом на развитие дошкольников?

Они развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, развивают быстроту реакции, укрепляют мышцы рук, ведь ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, находящуюся на значительном расстоянии. Упражнения с мячом вырабатывают умение поймать брошенный предмет, удержать его, а так же рассчитать направление, силу броска, формируют соразмерность движений, хорошую пространственную ориентировку.

В играх коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств (выдержку, коллективизм, честность, справедливость, взаимопонимание, дисциплину, умение считаться с другими), и конечно же, коммуникативный навык (в процессе игры дети общаются, сближаются)

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. В настоящее время забота о физическом развитии и здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление  физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Несмотря на такие позиции государства, современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, в связи с увеличением образовательной нагрузки на дошкольников, массовое распространение компьютерных увлечений, телевидения, снижение личностного общения в семье за счет телефонного и виртуального -общения. В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Малоподвижные дети, как правило, часто болеют и имеют отклонения в состоянии здоровья. А двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, и выступают как оздоровительный фактор.

Какой предмет может повысить двигательную активность дома, на прогулке, на занятии, в самостоятельной деятельности….?

Ну, конечно же, мяч!

Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.

 

МЯЧ В КОРЗИНУ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость и глазомер.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи и корзины для забрасывания мячей, мел.

Ход игры:

На игровой площадке устанавливают корзины для забрасывания мячей, а на некотором расстоянии от нее проводится черта, обозначающая место, с которого игроки будут осуществлять броски. Игроки делятся на команды. У каждого игрока — по мячу. Задача команд — забросить как можно больше мячей в корзину.

 

ВЫШИБАЛЫ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.

Ход игры:

Два игрока занимают места напротив друг друга — это вышибалы. Остальные игроки располагаются между ними.

Задача вышибал: постараться мячом попасть в игроков. Игроки же должны как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.
 

Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.

ШКОЛА МЯЧА

 (работа с малыми мячами, комочками из газет, вязаные мячики, тканевые с разным наполнителем и разного диаметра). 

Цель: формирование у детей интереса к играм с различными мячами

(малый мяч, мячи, изготовленные из бросового материала, нетрадиционное пособие).

Внести разнообразие в самостоятельную деятельность детей в группе и на прогулке.

Подбрасывание вверх и ловля двумя руками;

Подбрасывание и ловля двумя руками после выполнения задания (хлопки);

Подбрасывание и ловля одной рукой (правой и левой);

Подбрасывание одной рукой и ловля другой.

 ГОРИ- ГОРИ ЯСНО

 Цель: развивать глазомер, меткость, ловкость, координацию движений, быстроту, закреплять умение передавать мяч друг – другу заданным способом

Оборудование: мяч среднего или малого диаметра, массажный мяч

Ход:

Играющие встают в круг, взявшись за руки; за кругом водящий, у которого мяч.. Дети хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три – беги!

С последним словом пара детей, стоящих рядом, бегут навстречу друг - другу. Водящий передает мяч ребенку, который прибежал первым. Этот ребенок становится водящим

Повторение игры проходит с мячом другого размера.

ФОНАРЩИКИ

Цель: развивать глазомер, меткость, ловкость, координацию движений, Оборудование: обручи среднего диаметра, по 2 воздушных шара на каждую команду

Ход:

Дети стоят в 2 колоннах перед ними в обручах лежат воздушные шары. По команде начинается передача шаров – в конец колонны – над головой, в начало колонны – между ног. Побеждает та команда, которая быстрее вернет воздушные шары в обруч.


Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.

 

ОХОТНИКИ И ЗВЕРИ

 Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер.

Ход. На площадке (в спортзале) обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» - бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

 

ЛОВИ – БРОСАЙ

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Дети стоят в кругу, взрослый – в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

 Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!

Я РАДУЮСЬ КОГДА

 Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование положительных эмоций; расширение представление детей о поступках, которые приносят радость.
Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, кассета с веселой музыкой, изображение веселой девочки, рисунок «пустого» лица для каждого ребёнка, пиктограмма с изображением эмоции «радость», зеркало, маленький мячик, рисунки гномов с изображением глаз, карандаши и листы бумаги (для каждого ребенка).

Ход игры:

Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: « (Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда …» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь просит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах…) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.

 

НЕ УРОНИ МЯЧ

 

Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, внимание, умение работать с партнером, способствовать сплочению детского коллектива, учить детей умению проигрывать, развивать симпатию.

Оборудование: игрушка гном, игрушки из «Киндер-сюрприза» (любое количество, но не меньше чем 30 шт. на каждую пару), 2 маленьких ведерка, мяч, магнитофон, запись веселой музыки, бумага, цветные карандаши.

Детям встать парами лицом друг к другу и держать руками один мяч. Под звуки музыки детям нужно будет выполнить те действия, о которых будет говорить взрослый, при этом каждая пара должна постараться не выпускать мяч из рук. Действия: присесть, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, побегать, покружиться.

После выполнения задания ребятам предлагается встать спиной друг к другу, держать мяч спинами и выполнять команды гнома. Действия: присесть, покружиться, походить по комнате. При этом надо постараться, чтобы мяч не упал.
(5 минут)


Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.
 

ЭСТАФЕТА С МЯЧАМИ

Цель: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.

Ход игры:

На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч.

По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч через голову второму, второй — третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч воспитателю. Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч воспитателю.

 Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.

ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

 Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.

 

ИГРАЙ, ИГРАЙ, МЯЧ НЕ ТЕРЯЙ!

 Цель. Формировать навыки владения мячом, ловкость, мелкую моторику рук.

Ход. Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх.

Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.


Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей. Чем раньше ребенок возьмет в руки мяч, тем быстрее и проще будет проходить его развитие.
К сожалению, многие педагоги и родители не придают должного значения играм с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.
Если ваши дети совсем не владеет мячом, постарайтесь заинтересовать их и обогатить их жизнь новыми играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка"

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта.Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!               ...

Значение игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка

              Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самы...

Значение игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка

Основной целью занятий спортивными играми является ознакомление детей со спортивными играми, развитие физических качеств: быстроты, прыгучести, силы, ловкости....

Значение игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка

Основной целью занятий спортивными играми является ознакомление детей со спортивными играми, развитие физических качеств: быстроты, прыгучести, силы, ловкости....

Консультация для родителей значение игр и игр упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.Дети очень любят играть с мячами, о...

Значение игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными. Дети очень любят играть с мячами, ...

Консультация для родителей на тему: "Значение игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка"

Консультация для родителей на тему: "Значение игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка"...