Консультация для педагогов "Подвижные игры для социально-личностного развития детей дошкольного возраста"
консультация по физкультуре (старшая группа)

Чекарина Елена Сергеевна

Данная консультация предназначена для педагогов. В ней раскрыты подвижные игры, направленные  на социально-личностное развитие дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p.igry_sots.lichn_.razvitie_1.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста способствуют решению ряда задач:

- развитию игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребенку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.

Организуя проведение подвижных игр педагог может достичь следующих целей:

- помочь детям  ощутить единение с другими.

- показать детям, что значит уважение.

- развить в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим.

- развить в детях чувство юмора.

Общее правило – общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.  в каждую игру введет язык «условных сигналов» - физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов.

Какова же роль педагога?

Он играет вместе с детьми, показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. В игру приглашает только желающих. Если кто-то отказывается, не настаивать, но стремится ненавязчиво заинтересовать общей игрой.

Игры и упражнения для старших дошкольников, направленные

на формирование взаимоотношений со сверстниками

Их основное содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

Такие игры как: «Иголочка и ниточка», «Дракон кусает свой хвост», «имя и движение», «Жмурки с колокольчиком».

Иголочка и ниточка

Участники игры становятся друг за другом. Первый – «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

Дракон кусает свой хвост

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.

Имя и движение

Инструкция: сядьте в один большой круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать  какое-нибудь  движение – руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ребенок произносит свою фамилию и делает  еще одно, но уже другое движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева (или справа).

Жмурки с колокольчиком

Водящему завязывают глаза. Кто-то из детей группы крутит его на месте, чтобы затруднить  ориентацию. При этом можно произносить скороговорку типа:

  • На чем стоишь?
  • На мосту.
  • Что ешь?
  • Колбасу.
  • Что пьешь ?
  • Квас.
  • Ищи мышей, а не нас!

После этого дети разбегаются. В руках у каждого ребенка колокольчик. «Жмурка» должна поймать детей, ориентируясь на звук их колокольчика. Поймав ребенка «жмурка» отгадывает, кто это. Важно, чтобы в этой игре осуществлялась  постоянная смена ролей.

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Основное назначение: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение передавать эмоциональные состояния невербальным способом, развивать умение слушать друг друга.

Примерные игры: «Позови ласково», «Волшебный стул», «Передача чувств», «Моя любимая игрушка».

«Позови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Передача чувств»

Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход: ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

«Перевоплощение»

Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Ход: дети по очереди загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

«Моя любимая игрушка»

 Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни.

Ход: дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

 Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам.

Игры: «Зайчики и лиса», «Совушка-сова», «Менялки», «Игра в тарелку».

«Зайчики и лиса»

 Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребёнок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту – другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает». Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали». Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.

«Совушка – сова»

Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребёнок – сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и т.д.), птички бегают вокруг неё, осторожно к ней приближаются. Воспитатель: «Совушка – сова, большая голова, На дереве сидит, головой вертит, Во все стороны глядит. Вдруг она как полетит… При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется. В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!»), по которому они должны остановиться.

«Менялки»

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встаёт и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

«Игра в тарелку»

Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игры.

Таким образом, использование подвижных  игр  на социально-личностное развитие позволит детям без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть. Снизится агрессивность тех, кого мы называем «проблемными», и, наоборот, повысится участие «замкнутых», уменьшится количество демонстрационных реакций детей.

Помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.

Для социального развития личности ребенка в реальном сотрудничестве главной целью будет являться формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к сверстниками. 

Для успешной реализации цели необходимо решать следующие задачи:

  1. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  2. Развивать коммуникативные способности.
  3. Воспитывать привычку проявлять доброжелательность к окружающим, готовность к взаимопомощи и сочувствию, стремление общаться друг с другом.
  4. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.

Исходя из этой цели и задач, мною и были подобраны подвижные игры с высоким и низким уровнем двигательной активности, адресованные детям старшего дошкольного возраста. Их основное содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

Разрабатывая основную общеобразовательную программу дошкольного образования, мое внимание привлекла образовательная область «Социализация». Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Анализ данной проблемы, изучение ее теоретических аспектов позволили установить, что проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребенку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Примерными общеобразовательными программами дошкольного образования выдвигается ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников.

К числу этих требований относятся:

  • развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороши, что его любят;
  • формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознании своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;
  • развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состоянии         окружающих, выражение собственных переживаний;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

От особенностей взаимоотношений, складывающихся у ребенка с окружающими, во многом зависит процесс формирования личности.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:

  1. Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личностные (происходит соподчинение мотивов).
  2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок,  принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.
  3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные делания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
  4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

Для социального развития личности ребенка в реальном сотрудничестве главной целью будет являться формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к сверстниками. 

Для успешной реализации цели необходимо решать следующие задачи:

  1. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  2. Развивать коммуникативные способности.
  3. Воспитывать привычку проявлять доброжелательность к окружающим, готовность к взаимопомощи и сочувствию, стремление общаться друг с другом.
  4. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.

Исходя из этой цели и задач, мною и были подобраны подвижные игры с высоким и низким уровнем двигательной активности, адресованные детям старшего дошкольного возраста. Их основное содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что использование подвижных игр в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения будет иметь положительное значение в социально-нравственном и  эмоционально-личностном развитии дошкольников.

Организуя проведение подвижных игр с высоким и низким уровнем двигательной активности, педагог может достичь следующих целей:

  1. Помочь детям  ощутить единение с другими.
  2. Показать детям, что значит уважение.
  3. Развить в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим.
  4. Развить в детях чувство юмора.
  5. Помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.

Опыт представляет собой систему подвижных игр с высоким и  низким уровнем двигательной деятельности. (Приложение 1).

В системе представлены 25 игр, отражены цели каждой, указан минимум дидактического материала, который может потребоваться в процессе проведения игр. Также указано методическое обеспечение игр, то есть источник, в котором можно найти описание той или иной игры, условия ее проведения и возрастную направленность.

Для более высокой организации воспитательно-образовательного процесса разработано методическое пособие (Приложение 2), в которое включено описание все представленных в системе игр.

Подобранные подвижные игры  чрезвычайно просты и не требуют специальных условий. Проводить их может как воспитатель, так и психолог, работающий в дошкольном учреждении.

Основная цель игр – отказ от привычных для детей вербальных и предметных  способов взаимодействия.

Общее правило – общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.  в каждую игру введет язык «условных сигналов» - физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов.

Какова же роль педагога?

Он играет вместе с детьми, показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. В игру приглашает только желающих. Если кто-то отказывает, не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать общей игрой.

После ознакомления детей с содержанием игр и их практического использования в указанной последовательности, как педагог, так и сами дошкольники могут самостоятельно использовать  их в своей деятельности.

Результативность опыта предполагает, что использование подвижных игр с высоким и низким уровнем двигательной активности позволит детям самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть. Снизится агрессивность тех, кого мы называем «проблемными», и, наоборот, повысится участие «замкнутых», уменьшится количество демонстрационных реакций.

Приложение № 1

Система использования подвижных игр для старшего дошкольного возраста

по разделу «Социально-личностное развитие»

№ п/п

Название игры

Цель игры

Материал

Источник

1

Знакомство

Развитие партнерских взаимоотношений

Аудиозапись спокойной музыки

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.:Генезис, 2003. – с.24

2

Имя и движение

Помочь ребенку почувствовать свою принадлежность к группе

-

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.:Генезис, 2003. – с.23

3

Кто позвал?

Развитие памяти, внимания; упражнение слухового анализатора

-

Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.:Гном и Д, 2000. – с.81

4

Паровозик

Гармонизация осознания имени

Аудиозапись веселой, ритмичной музыки; шапочка «паровозик»

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М.:Генезис, 2003. – с.126

5

Дотронься до…

Развитие сплоченности, внимания, ориентировка в окружающем

-

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – с.76

6

Клеевой дождик

Развитие сплоченности группы

Аудиозапись веселой, ритмичной музыки

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Харак-тер, коммуникабельность – Ярославль: Академия развития, 1997. – с.137

7

Ловись рыбка

Развитие силы, ловкости, снятие мышечного напряжения

Тонкая веревочка (1,5 м) с короткой палочкой на конце по количеству участников

Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1996 – с.155

8

Мне в тебе нравится…

Формирование позитивной самооценки, умение видеть положительные качества друг друга

Клубок мягкой пушистой шерсти или небольшая мягкая игрушка

Смирнова Т.П. Психологи-ческая коррекция агрессивно-го поведения детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с.79

9

Пошли письмо

Развитие адекватной самооценки, умения общаться со сверстниками невербальными средствами

Фуражка или сумка почтальона

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Харак-тер, коммуникабельность – Ярославль: Академия развития, 1997. – с.120

10

Сколько нас?

Развитие слухового внимания

Повязка на глаза

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.:Генезис, 2003. – с.84

11

Жмурки с колокольчиком

Развитие адекватной самооценки, слухового внимания

Повязка на глаза, колокольчики по количеству участников

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Харак-тер, коммуникабельность – Ярославль: Академия развития, 1997. – с.119

12

Иголочка и ниточка

Развитие внимания, координации движений

Аудиозапись веселой, ритмичной музыки

Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.:Гном и Д, 2000. – с.82

13

Дракон кусает свой хвост

Сплотить детей, помочь почувствовать других

Аудиозапись веселой, ритмичной музыки, шапочка дракона

Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.:Гном и Д, 2000. – с.82

14

Сборщики

Преодоление застенчивости, формировании е у детей желания общаться

25-30 мелких игрушек, коробка или корзинка для каждой пары участников

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Харак-тер, коммуникабельность – Ярославль: Академия развития, 1997. – с.172

15

Компас

Элиминация (исчезнове-ние) импульсивности и развитие навыков взаимо-действия со сверстниками

Аудиозапись веселой, ритмичной музыки

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Сфера, 2002. – с.97  

16

Слепой полет

Развитие умения взаимо-действовать в тесном контакте друг с другом

Повязка на глаза, маленькое шерстяное одеяло, мел или цветной скотч

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.:Генезис, 2003. – с.73

17

Рыбаки и рыбка

Снятие страхов, повышение уверенности в себе

Аудиозапись «Шум моря»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – с.103

18

Ракета

Способствовать развитию самоуважения детей

-

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М.:Генезис, 2003. – с.18

19

Секрет

Преодоление застенчивости, развитие умения общаться друг с другом

Маленькие игрушки по количеству участников

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – с.71

20

Мышь и мышеловка

Снятие мышечных зажимов, повышение уверенности в себе

-

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – с.92

21

Поводырь

Развитие чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу

Повязка на глаза

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Харак-тер, коммуникабельность – Ярославль: Академия развития, 1997. – с.50

22

Птенцы

Создание спокойной атмосферы в группе, концентрация внимания

-

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.:Генезис, 2003. – с.24

23

Торт

Снятие психоэмоционального напряжения

Небольшой коврик или одеяло

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – с.124

24

Старенькая бабушка

Развитие чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу

-

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М.:Генезис, 2003. – с.133

25

Головомяч

Развитие навыков сотрудничества

Мяч среднего размера для каждой пары-тройки участников

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.:Генезис, 2003. – с.79

Приложение 2

Игры и упражнения для старших дошкольников, направленные

на формирование взаимоотношений со сверстниками

(методическое пособие для педагогов)

Содержание

  1. Знакомство
  2. Имя и движение
  3. Кто позвал? 
  4. Мышь и мышеловка 
  5. Сборщики 
  6. Компас
  7. Торт
  8. Поводырь 
  9. Иголочка и ниточка 
  10. Дракон кусает свой хвост
  11. Дотронься до … 
  12. Клеевой дождик 
  13. Паровозик 
  14. Рыбаки и рыбка 
  15. Ракета 
  16. Ловись, рыбка! 
  17. Старенькая бабушка 
  18. Пошли письмо 
  19. Жмурки с колокольчиком
  20. Слепой полет
  21. Секрет
  22. Головомяч 
  23. Мне в тебе нравится…
  24. Сколько нас?
  25. Птенцы

Знакомство

Инструкция: Сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберите того ребенка, которого вы хуже всего знаете… Выберите себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить , как живет ваш собеседник, сколько у него братьев или сестер, с кем он дружит, какой у него характер… Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через пять минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями … (10 минут).

А теперь  все повернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть  каждый представит  группе своего партнера. Встаньте позади него, положите руки ему на плечи и расскажите все, что смогли запомнить.

(В конце каждого рассказа спрашивайте у представляемого,  достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что-нибудь добавить к сказанному.)

Имя и движение

Инструкция: сядьте в один большой круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать  какое-нибудь  движение – руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ребенок произносит свою фамилию и делает  еще одно, но уже другое движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева (или справа).

Кто позвал?

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает  в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?»

Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

Мышь и мышеловка

Необходимое количество играющих – 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка. Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то, раздвинуть  играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Предупреждение:

Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке.

Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию. Например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его».

Сборщики

Масса всевозможных мелких предметов разбросана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и  берутся за руки. По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. После того. Как все предметы собраны, каждая т ройка подсчитывает  число имеющихся у них предметов. При сборе используется веселая, энергичная музыка.

Компас

Дети выстраиваются друг за другом «паровозиком» и кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза должны быть закрыты. Ведущий «компас» идет самый первый с открытыми глазами по комнате, меняя направление. Од должен вести группу, чтобы все находились в безопасности. Успешность выполнения упражнения зависит от каждого участника. В роли ведущего поочередно могут быть все играющие.

В конце упражнения обсуждаются ощущения детей в роли ведущего и в роли ведомого.

Торт

Положите ребенка на коврик. Вокруг него сверстники. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт. Один участник – мука, другой – сахар, третий – молоко, четвертый – масло и т.д. Взрослый – повар. Сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя или пощипывая его. Необходим сахар – он «посыпает» тело, и немного соли – чуть-чуть нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает « тесто», хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь  и там поднимается – ровно и  спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и сахар и другие – тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивым, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть  торта достанется родителям и друзьям.

Замечание:

Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.

Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку – курицу, блины, компот и т.д.

Поводырь

Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями

Иголочка и ниточка

Участники игры становятся друг за другом. Первый – «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

Дракон кусает свой хвост

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.

Дотронься до…

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до … синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников на одежде что-то синее и  дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Замечание: взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Клеевой дождик

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия: подняться и сойти  со стула, проползти под столами, обогнуть широкое «озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

Паровозик

Дети сидят  полукругом.

Инструкция: «Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозика не будет вагонов, и  тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик к» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик чух-чух-чух», и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ  называет свое имя и становится новым «паровозиком», а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с «вагоном» продолжает  движение по кругу, затем подъезжает к любому ребенку со словами: «Паровозик чух-чух-чух», и называет свое имя и имя своего «вагона».

Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Если «паровозик» ломается, то есть кто-то из дет ей забывает имя своего «вагона», то игру лучше начать  сначала.

Рыбаки и рыбка

Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее. Но не меньше 6.

Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии. Берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети , она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивая по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет  свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2-3 раза.

Ракета

Детям предлагается «запустить в космос ракету». Все дети встают  в круг, один ребенок становится ракетой – он стоит в центре круга. Все дети садятся на корточки и шепчут «у-у-у». При этом ребенок и группа вокруг него постепенно поднимаются, увеличивая громкость. Затем с громким криком «ух!» все подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ребенку в роли ракеты предлагается гудеть громче всех и подпрыгнуть выше всех.

Ловись, рыбка!

Играющие привязывают  к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой («рыбкой») на конце. Задача – как можно больше «наловить рыбок», то есть наступить на волочащуюся по земле палочку и оборвать ее. Игрок. Потерявший «рыбку», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наловит «рыбок» и, ловко увертываясь, сохранит свою.

Старенькая бабушка

Дети становятся у стены парами.

Инструкция: «Давайте представим себе, что каждая пара состоит  из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем  бабушки (дедушки) очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (им завязывают глаза). И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и привести в кабинет врача («стулья у стены»).

Ведущий показывает, как можно поддержать бабушек (дедушек), как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из ролей детям больше всего понравилось быть и почему.

Пошли письмо

Играющие дети стоят  в кругу. Крепко держась  за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать  «письмо». Он пожимает  руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, то есть  увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет «перехвачено».

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

Жмурки с колокольчиком

Водящему завязывают глаза. Кто-то из детей группы крутит его на месте, чтобы затруднить  ориентацию. При этом можно произносить скороговорку типа:

  • На чем стоишь?
  • На мосту.
  • Что ешь?
  • Колбасу.
  • Что пьешь ?
  • Квас.
  • Ищи мышей, а не нас!

После этого дети разбегаются. В руках у каждого ребенка колокольчик. «Жмурка» должна поймать детей, ориентируясь на звук их колокольчика. Поймав ребенка «жмурка» отгадывает, кто это. Важно, чтобы в этой игре осуществлялась  постоянная смена ролей.

Слепой полет

Инструкция: в начале нашей игры я хотела бы рассказать вам небольшую историю. Летел однажды ночью один маленький самолет, и хотел он приземлиться на аэродроме. Ночь  была очень темная, и света на аэродроме не было. К счастью, в центре управления полет амии был в это время сын авиадиспетчера – Чарли. Он заметил самолет на экране радара. Чарли быстро  подошел к переговорному устройству и сказал пилоту, в каком направлении ему надо лететь, чтобы точно попасть на посадочную полосу. Пассажиры самолета очень обрадовались, что смогли точно приземлиться. Они благодарили Чарли за такую важную помощь.

Я хотела бы вам предложить  игру, в которой будет все точно так же. Один из вас будет Чарли, а другой Летчиком, ведущим самолет ночью на посадку. Пилот надевает повязку на глаза. Чарли командует  самолетом, направляя его от одной стороны помещения к маленькому одеялу, лежащему на другой стороне. «Посадочную полосу» мы разметим липкой лентой. Чарли руководит самолетом только таким образом, что говорит, куда надо лететь. Часть из вас  может встать справа, а часть – слева от «взлетно-посадочной полосы». Вы будете Жилыми Домами и Деревьями.

Секрет

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусину, брошку и т.п.), кладет на ладошку и зажимает  кулачок. Участники ходят  по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого  показать ему свой секрет.

Замечание: ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

Головомяч

Инструкция: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь  нужно на живот  так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положит е мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.

Мне в тебе нравится …

Дети садятся вместе с ведущим в круг. Ведущий просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравится…». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно можно отметить цвет глаз, волос, дет аль одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т.п. начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует  замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает  внимание детей на то, что ниточка их всех объединила. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.

Через несколько секунд (8-10) ведущий возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится…», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему.

Сколько нас?

Инструкция: встаньте, пожалуйста, в  один большой круг. Кто из вас хочет доказать  нам, что он умеет очень хорошо и внимательно прислушиваться? Спасибо, Коля, встань, пожалуйста, в центр круга. Сейчас мы завяжем тебе глаза. Все остальные должны стоять так, тихо, чтобы было слышно, как муха пролетает. Сейчас я подниму руку. И по этому знаку один за другим вы должны будете осторожно подходить к Коле, и становиться за его спиной. Следующий начинает подходить только после того, как предыдущий займет свое место позади Коли. Как только я опущу руку, все останавливаются там, где они в этот момент окажутся. Все остальные должны вести себя как можно тише, чтобы Коля смог расслышать самые тихие шорохи ведь он должен с закрытыми глазам и определить, сколько детей стоит  у него за спиной. Если он угадает правильно, то мы все будем громко и восторженно ему аплодировать. А теперь я подам условленный знак.

Поднимите руку и опустите, когда за спиной у водящего наберется достаточное, на Ваш взгляд, количество детей. Постарайтесь учитывать возможности водящего. Старшим дошкольникам трудно решать эту задачу, если у них за спиной стоит более пяти детей.

Вопрос ребенку: Коля, как ты думаешь, сколько детей сейчас стоит за твоей спиной?

Птенцы

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, которая называется «Птенцы». Кто из вас хотел бы быть Птицей-мамой и Птицей-папой?

Птицы-родители идут к двери. Затем выбираются пять  детей, которые будут Птенцами. Все опускают головы на руки, и Птица-мама приглашается обратно в группу. Один из птенцов очень тонким голосом пищит, остальные дети сидят  очень тихо. Птица-мама идет вдоль  круга и пытается найти своего птенца. Когда она обнаружит одного, она кладет руку ему на плечо и говорит: «Вот ты где!» Этот Птенец может  поднять голову. Когда все Птенцы будут найдены, можно сыграть  в эту игру еще раз.

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

«Назови себя» Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

«Позови ласково» Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

 «Волшебный стул» Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Передача чувств» Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход: ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом. «Перевоплощение» Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Ход: дети по очереди загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

«Моя любимая игрушка» Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни. Ход: дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.

«Подарок другу» Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы. Ход: один ребёнок становится «именинником»; остальные, «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к «имениннику».6 «Скульптор» Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников. Ход: один ребёнок – скульптор, трое-пятеро детей – глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции». «Волшебный цветок» Цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход: детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает. «Разноцветный букет» Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход: каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов. «Свеча» Цель: развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход: дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом. «Солнечный зайчик» Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. Ход: детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

«Пирамида любви» Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого- то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

7 «Волшебники» Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Ход: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

 Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам «Зайчики и лиса» Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребёнок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту – другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает». Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали». Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.

«Совушка – сова» Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребёнок – сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и т.д.), птички бегают вокруг неё, осторожно к ней приближаются. Воспитатель: «Совушка – сова, большая голова, На дереве сидит, головой вертит, Во все стороны глядит. Вдруг она как полетит… При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется. В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!»), по которому они должны остановиться.

 «Менялки» Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встаёт и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.8 «Игра в тарелку» Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игр

Учим контролировать движения и работать по инструкции «Холодно – горячо, право – лево» Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему. «Обыграй превращение» Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д. «Горная тропинка» Перед игрой детям читают басню С.Маршака «Два барана» и проводят беседу по её содержанию. - Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье? - Какие качества погубили баранов? - Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации? - Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам? Затем начинается игра. Воспитатель. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдёте навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача – не свалиться в пропасть. Помните, что вы идёте по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть. Пропасть шириной 2 м, мостик и тропинка шириной 25 – 30 см ограничены верёвкой или очерчены мелом. Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть. Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?» Оцениваются активность, внимание к партнёру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения. «Глаза» В качестве образцов воспитатель использует изображения из геометрических фигур. Перед началом игры вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого – нет (он – «глаза своей пары). Далее ребёнок с завязанными глазами рисует на бумаге, слушая команды «глаз»: «Вправо, влево, вверх, вниз, влево…» (команды даются с опорой на образец). Затем дети меняются ролями, игра повторяется. «Замри!» С помощью считалки выбирается морской царь. Он следит за неподвижностью «морских фигур» и «волшебной палочкой» удаляет нарушителя.9 Ведущий говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура – замри!». Дети, замерев в любой позе, ждут сигнала: «Отомри!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

Консультация "Игры и игрушки в развитии детей дошкольного возраста"

   Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает познавательные способности, тренир...

Консультация: «Развивающие игры математического содержания для развития детей дошкольного возраста»

Развивающие игры математического содержания способствуют всестороннему развитию детей и подготовке их к школе.Программа «Давайте поиграем» для детей дошкольного возраста.Программа разработ...

Консультация на тему: « Роль игры в жизни и развитии детей дошкольного возраста»

Игра - основная деятельность детей. С помощью игры дети выражают свои эмоции, чувства....