Консультация
консультация по физкультуре (подготовительная группа)

Коваленко Евгения Анатольевна

Двигательная активность дошкольников в повседневной жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «КОЛОКОЛЬЧИК» Г. БРЯНСКА

Консультация для воспитателей

«Развитие двигательной активности дошкольников в повседневной жизни».

Коваленко ЕА.

Юрасова О.В.

воспитатели

г.Брянск 2020

Содержание

1. Двигательная активность - важнейшее условие для нормального развития ребёнка.

2. Задачи развития двигательной активности детей дошкольного возраста.

3. Требования ФГОС к режиму дня в ДОУ.

4. Формы и виды двигательной активности детей (Юрасова О.В.)

5. Особенности организации двигательной активности дошкольников разного возраста в режиме ДОУ.

6. Создание условий для повышения двигательной активности дошкольников в режиме дня.

  1. Двигательная активность - важнейшее условие для нормального развития ребёнка.

     

 Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма является двигательная активность.

Что означает двигательная активность?

Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Федеральным государственным образовательным стандаротом определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика,

он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Двигательная активность  детей способствует развитию:

- нервной системы

- психики

- интеллекта

- физических качеств

- формирование личностных качеств

- здоровья

- психолого-эмоциональное состояние

Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.

Поэтому, можно сказать, что работа по реализации данной задачи актуальна в современном ДОУ.

Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

  1. Задачи развития двигательной активности детей дошкольного возраста.

   

 Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

• формирование моральных качеств (выносливости, силы воли);

• развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

• профилактика простудных заболеваний;

• профилактическая работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы.

        Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальный  двигательной активности. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

  1. Требования ФГОС к режиму дня в ДОУ.

При организации двигательного режима детей дошкольного необходимо выполнять следующие требования:

- общая продолжительность двигательной активности в течении дня должна занимать не менее 60%

периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития;

- согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно-

эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 -6 часов, до 3 лет- в соответствии с медицинскими рекомендациями;

- объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно - воспитательной деятельности должен составлять 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей;

- за время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического

воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей;

- для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом;

- содержанием двигательного режима является двигательная деятельность,

разнообразная по составу движений, физическим упражнениям, периоды активности чередуются со “спокойными” видами деятельности;

- определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические

упражнения и упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, проходит через индивидуальные и организационные формы работы;

- каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно по

собственному желанию, а не по принуждению;

- обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующей от детей умственной нагрузки.

Федеральными государственными образовательными стандартами определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Задача педагогов ДОУ - создание всех необходимых условий для реализации данной задачи.

Данная модель двигательной активности детей, позволяет распределить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.

 Модель двигательной активности детей в ДОУ.

РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Виды занятий

Младшие группы

Средние группы

Старшие группы

Подготовительные группы

Физкультурно-оздоровительные работа в ходе режимных моментов

Зарядка, утренняя гимнастика

5-6 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 минут

Физминутки (в середине статического занятия)

3-5 минут

3-5 минут

3-5 минут

3-5 минут

Упражнения после дневного сна, гимнастика после сна

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

Подвижные и спортивные  игры  на прогулке

15-20 минут 2 раза (утром и вечером)

20-25 минут 2 раза (утром и вечером)

25-30 минут 2 раза (утром и вечером)

30-40 минут 2 раза (утром и вечером)

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

8-10 минут

10-12 минут

10-15 минут

10-15 минут

Ежедневно

Активный отдых

Физкультурные  праздники

-

до 45 минут 2 раза в год

до 60 минут 2 раза в год

до 60 минут 2 раза в год

Физкультурный досуг

1 раз в месяц

20 минут

1 раз в месяц

20 минут

1 раз в месяц 30-40 минут

1 раз в месяц

40 минут

Дни здоровья

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная активность

Самостоятельное использование физкультурного и спортивного оборудования

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Самостоятельные и подвижные игры

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Физкультурные занятия

В помещении

2 раза в неделю

15-20 минут

2 раза в неделю

  20-25 минут

2 раза в неделю

25-30 минут

2 раза в неделю

30-35 минут

На улице

1 раза в неделю

15-20 минут

1 раза в неделю

  20-25 минут

1 раза в неделю

25-30 минут

1 раза в неделю

  1. минут

5. Особенности организации двигательной активности дошкольников разного возраста в режиме ДОУ.

Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.

Рассмотрим последовательность, план, условия и особенности реализации двигательного режима поэтапно, в течении дня.

Первая половина дня

Это самый короткий по времени этап, но самый насыщенный воспитательно- оздоровительными мероприятиями. Планировать лучше игры малой или средней подвижности «Найди, что спрятано», «пронеси мяч» и т.д. В этот период обязательно проводятся индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера.

Утренняя гимнастика включается в режим со второй группы раннего возраста и проводится ежедневно, до завтрака. Комплекс утренней гимнастики выполняется 2 недели. В весеннее - летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке.

В начале года детей второй группы раннего возраста перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают врассыпную, стайкой. В дальнейшем детей начинают строить в шеренгу.

В младших группах общеразвивающие упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей и подготовительной группах - для выполнения отдельных элементов упражнения.

Необходимо так же позаботиться о музыкальном сопровождении. Развитию ритмичности и координированности детей способствуют удары в бубен, барабан и др.

Физминутки.

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в процессе образовательной деятельности. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Каждый педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 4-5 лет –на 9-11 минуте занятия, у детей 5-6 лет - через 12-14 минут, в 6-7 лет - через 14-16 минут.

Она может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 3-5 минут в зависимости от вида и содержания занятия. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна).  Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо

знакомы детям.

знакомы детям, удобны для проведения на ограниченной площади, должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц. Комплекс физкультминуток обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног, должно органически сочетаться с программным содержанием образовательной деятельности. Она должна быть радостной, увлекательной.

В раннем возрасте и младшей группе используются следующие приёмы: наглядность, музыкальность, разнообразные движения, игровые приёмы. Форма проведения-стоя.

В средних группах используются приёмы: словесные наглядные, игровые. Форма проведения-стоя, сидя за столом. В зависимости от образовательной задачи используют виды -для снятия напряжения общего характера, для кистей рук, зрительная гимнастика, для профилактики осанки, дыхательные упражнения.

В старших группах используются приёмы- наглядные, словесные, сочетание различных видов физической нагрузки (задания на работу над мышцами рук, ног, туловища, для стимуляции работы системы кровообращения и т. д.), стихи, потешки. Форма проведения-стоя: потягивания и выпрямления позвоночника, бег и ходьба на месте, приседания, подскоки, наклоны в стороны и махи руками.

В подготовительной группе воспитатель может использовать сигнал для физминутки-свисток или стихотворный позывной. Используются приёмы- доступность, наглядность, разнородность упражнений, музыкальность. Форма проведения – стоя или сидя за столом: оздоровительно-гигиенические упражнения со стихотворным и музыкальным сопровождением), электронные (видео) , танцевальные (двигательные упражнения с музыкой).

Двигательная разминка проводится в перерывах между образовательной деятельностью в средней -5 минут, старшей- 10 минут, подготовительной группе -10 минут. Состоит из 3-4 игровых упражнений: «Кольцеброс», «Бой петухов» или подвижной игры. Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, доступны детям с разным уровнем двигательной активности. По длительности не более 10 минут.

«Прогулка»

Двигательная деятельность на прогулке.

Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60 – 70 % ее продолжительности при условии разнообразия движений. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима.

На прогулке длительность игр и упражнений:

- 10-12 минут низкой интенсивности в конце прогулки, если в этот день планируется непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию,

-30-40 минут в остальные дни;

- после утренней прогулки можно проводить дозированную ходьбу -3 раза в неделю в конце прогулки в обычной сезонной одежде. Задается определенный маршрут: 2 мл.гр.- 600м., средняя- 800м., старшая – 1000м., подготовительная – 1.200м.

- рекомендуется проводить 1- 2 игры, 1-2 физических упражнения, которые были изучены на физкультурном занятии.

Не следует забывать об играх – эстафетах, хороводных играх.

Необходимо планировать к прогулке подвижные и спортивные игры: зимой- хоккей; весной, летом, осенью- футбол, баскетбол, бадминтон, городки и спортивные упражнения: зимой- катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью- катание на велосипедах, самокатах. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

• Наблюдение, рассматривание;

• Подвижные игры;

• Трудовая деятельность детей;

• Индивидуальная работа; самостоятельная деятельность детей.

В какой части прогулки организовать двигательную активность?

Если прогулке предшествовала деятельность подвижного характера (физкультура или музыка, то лучше прогулку начать с наблюдения. А подвижные игры лучше провести в конце прогулки.

Если дети вышли на прогулку после интеллектуальной, творческой и статической деятельности, то целесообразно организовать двигательную деятельность в начале прогулке со всей группой.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанные с бегом, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.

В сырую, дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства (игры-хороводы, на удержание равновесия и др.).

В теплый (летний) период - хорошо бы оборудовать дорожки для езды на самокатах, велосипедах. Игры «Не задень», «Змейка», «Восьмерка», «Заезд парами» вызывают значительный интерес у детей.

В другое время проводится подгрупповая и индивидуальная двигательная деятельность. С целью закрепления и усовершенствования двигательных навыков, развития физических качеств.

При подборе игр учитывается предшествующая непосредственно образовательная деятельность.

Основным средством организации двигательной активности является подвижная игра. На прогулке желательно планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и две-три игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитатель должен наметить игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал желательно подбирать в соответствии с основными движениями, включенными в программу.

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Воспитатель должен хорошо знать коллектив играющих, правила игры и владеть педагогическим мастерством в руководстве игрой, должен предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечеткое соблюдение правил. Время проведения подвижных игр и упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6-10 минут, рекомендуются игры с текстом (подражательные игры), в средних – 10-15 минут - воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который сможет справиться с этой задачей), в старших и подготовительных – 20-25 минут - активно используются эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. В любом возрасте подвижные игры заканчиваются ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.

Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей). Можете также организовываться подвижная игра с одним-двумя детьми. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.  Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку. Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является утренняя прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей. Содержательная сторона двигательной активности детей во время прогулок должна быть направлена на их полноценное психофизическое развитие. Должны использоваться такие виды двигательной активности, которые помогают детям познакомиться со свойствами предметов, получить новые представления и знания об окружающей действительности, расширить двигательный опыт, улучшить пространственную ориентировку и закрепить умение действовать совместно.

Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движений (бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий).  Во всех возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности (малой, средней, большой).

 Во время прогулки также необходимо отводить значительное место спортивным упражнениям и играм. А также для поддержания интереса к физической культуре необходимо проводить развлечения (досуги, праздники, игры-соревнования, эстафеты).

Факторы, влияющие на содержание прогулки:

При подборе и организации игр физических упражнений на прогулке необходимо:

• Учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню физической подготовленности детей;

• Подбирать игры и упражнения, содержание которых соответствует времени года, состоянию погоды;

• Подбирать варианты усложнения упражнений и подвижных игр;

• Использовать разные способы организации детей;

• Заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

• Стремиться к созданию дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.

Педагогу необходимо грамотно спланировать подвижные игры и упражнения. С учетом вышеперечисленных факторов, влияющих на содержание прогулки. Также необходимо создать условия, выбрать место проведения игр и упражнений, подготовить атрибуты (самодельные, природные). Обязательное наблюдение за игрой (в младшем возрасте непосредственное участие), так как  совместная игра – это уникальный вид сотрудничества. Только в совместной игре между взрослыми и детьми возможны подлинно демократические отношения. Педагог также осуществляет руководство игрой, наблюдает за состоянием играющих и регулирует нагрузку, обеспечивает безопасность. Подводит итоги игры, оценивает выполнение детьми игровых ролей и соблюдение правил.

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке. Это может быть закрепление каких- либо навыков и умений, отрабатывание физкультурного упражнения, пройденные на ООД по ФИЗО. Индивидуальная работа по физическому воспитанию проводится в свободное время, отведенное для самостоятельной деятельности детей, индивидуально или подгруппами по двое - четверо детей. Выбор времени проведения индивидуальной работы на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно закрепление игр и упражнений в середине или конце прогулки, а в самом еѐ начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

«Вторая половина дня»

Гимнастика после сна проводится с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития.

Проводится 1 раз в день после сна с младшей группы.

Общая длительность гимнастики после дневного сна для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15  минут.

Гимнастика в младшей группе требует точного выполнения простых упражнений. Воспитатель должен подробно объяснять детям, как и что делать, помогать, если потребуется.
В комплекс полезно включать пальчиковую и дыхательную гимнастику, упражнения на растягивание, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения для профилактики осанки.

Упражнения выполняются сначала в кроватях, потом в прохладной комнате.

Дети средней группы способны выполнять и более сложные упражнения. Им даже этого хочется — ведь совсем простые движения будут скучны. Комплекс должен включать пальчиковую гимнастику, дыхательную, упражнения на коврике. Упражнения должны чередоваться с паузами для отдыха.

Обычно детям очень нравятся движения, имитирующие животных и предметы:

Дети старшей и подготовительной группы готовы выполнять практически любые упражнения — ведь они уже достаточно хорошо владеют своим телом. Комплекс должен включать в себя упражнения на растягивание, на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, дыхательную гимнастику, закаливающие процедуры.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня.

 В раннем и младшем возрасте подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия – это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки.

В  средней группе воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разного размера, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех- и двухколесные велосипеды, машины с педальным управлением и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице.

В старших  и подготовительных группах  широко используются спортивные игры – городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Ребенок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход.

6. Создание условий для повышения двигательной активности дошкольников в режиме дня.

Это конечно: оборудование физкультурного зала, спортивных уголков в группах, прогулочных участков, разнообразие спортинвентаря, а так же создание условий для самостоятельной двигательной активности детей.

На территории детского сада - спортивная площадка, на которых в теплый период года проводятся занятия по физическому развитию на свежем воздухе.

На групповых участках  - оборудование для развития двигательной активности детей: скамейки, лестницы для лазания, горки.

Для полноценного физического развития детей важнейшее значение имеет содание благоприятной предметно-развивающей среды в помещении ДОУ-группах.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда в группе д\с должна быть: содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

1. Насыщенность среды отражается в соответствии возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено игровым, спортивным, оздоровительным инвентарём и материалами.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образоввательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например матов, массажных дорожек, мягких модулей и т. д.

4.Вариативность среда предполагает: наличие в группе различных пространств (физкультурного, для игры и т. д., а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих ДА детей.

5. Доступность среды выражается в свободном доступе детей к играм и пособиям.

6. Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по безопасности их использования.

В каждой группе организован центр двигательно-игровой деятельности в котором имеется достаточное количество спортинвентаря (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры, массажеры, кегли, кольцеброс, различные элементы «Дорожки здоровья», мешочки для метания, и пр.)для организации разнообразной двигательной деятельности детей в группе и на прогулках,для выполнения основных видов движений: прыжков, метания, подлезания, бега и т. д., что позволяет болееэффективно осуществлять индивидуальную работу с детьми.

Разработаны картотеки утренних гимнастик, физминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, гимнастик пробуждения, основных движений.

Оборудование физкультурного уголка периодически обновляется. Приобретаютя или изготавливаются самостояятельно или с помощью родителей нестандартное оборудование, атрибуты для организации самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке.

Для родителей периодически оформляется и обновляется информация и рекомендации по организации двигательной деятельности в семье, по ЗОЖ т. п.

Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1

Работая в этом напрвлении очень важно следить чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в детском саду, как организованные, самостоятельные так и индивидуальные положительно отразились на физическом, психическом здоровье детей, на развитии их общей и мелкой моторики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Программа дошкольного образования «От рождения до школы», по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2.Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей

// Дошкольное воспитание, 2004 г., №1

3.Рунова М.А. Двигательная активность ребѐнка в детском саду: пособие для

педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и

колледжей / Москва: Мозаика – Синтез. 2000 г.

4. Галиузова  Л.Н.,  Мещерякова С.Ю. Физическое развитие / Игры и занятия с детьми раннего возраста. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....