спортивный уголок в дошкольных группах
консультация по физкультуре

Мельникова Анна Валерьевна

Методические рекомендации по оформлению спортивного уголка в дошкольных группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к оборудованию физкультурного уголка в дошкольных группах

 

Первая младшая группа

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий Самостоятельная двигательная активность детей связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Педагог должен поддерживать интерес детей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (внесение нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием).

Вторая младшая группа

Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями, так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазанья. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.). Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.). В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками).

Размещение физкультурного оборудования

Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно. Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их.

Задачи спортивного уголка для детей младшего дошкольного возраста:

  1. Развитие общей моторики и координации движений
  2. Развитие движений
  3. Обучение выполнять действия после показа воспитателем
  4. Создание интереса к самостоятельной деятельности в зоне двигательной активности.

Примерный набор физкультурного оборудования

для детей младшего дошкольного возраста

Для ходьбы, перешагивания, бега и равновесия: валик мягкий, доска с ребристой поверхностью, модуль "Змейка", шнур длинный, деревянные бруски

Для прыжков: обручи малые, шнур короткий, палка гимнастическая, бруски.

Для катания, бросания, ловли: кольцеброс, корзина для метания мячей, кегли (набор), мешочки с грузом малые, мячи резиновые разных размеров, шарики пластмассовые

Для ползанья и лазанья:

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: коврики, дорожки массажные, со следочками, рельефами, резиновыми шипами, мешочки с крупой для ходьбы, мелкий материал для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног, мячики-ежики, мешочки с крупой для рук

Для общеразвивающих упражнений: обручи малые плоские, палки гимнастические короткие, флажки

Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: маски,

Картотека игр.

Средняя группа

Детям этого возраста интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие скорости, ловкости и точности их выполнения. Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. Создание благоприятной окружающей обстановки (организация свободного места для игр, рациональный подбор физкультурного оборудования, поощрение индивидуальных игр с пособиями) остается в средней группе одним из путей повышения двигательной активности детей.

Размещение физкультурного оборудования

Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу. Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

Задачи спортивного уголка для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Развитие общей моторики и координации движений
  2. Развитие движений
  3. Создание интереса к самостоятельной деятельности в зоне двигательной активности.
  4. Формирование интереса к различным видам спорта, знакомство с их особенностями и правилами.
  5. Воспитание способности радоваться успехам одногруппников.
  6. Обучение подвижным играм с сюжетом (с использованием шапочек или масок).
  7. Обучение заниматься в парах.

Примерный набор физкультурного оборудования

для среднего дошкольного возраста

Для ходьбы, перешагивания, бега и равновесия: валик мягкий, доска с ребристой поверхностью, модуль "Змейка", шнур длинный, деревянные бруски

Для прыжков: обручи малые, шнур короткий, палка гимнастическая, бруски, скакалка короткая

Для катания, бросания, ловли: кольцеброс, корзина для метания мячей, кегли (набор), мешочки с грузом, мячи резиновые разных размеров, шарики пластмассовые, мишень для метания

Для ползанья и лазанья:

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: коврики, дорожки массажные, со следочками, рельефами, резиновыми шипами, мешочки с крупой для ходьбы, мелкий материал для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног, мячики-ежики, мешочки с крупой для рук

Для общеразвивающих упражнений: обручи малые плоские, палки гимнастические короткие, флажки

Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: маски,

Картотека игр.

Старшая и подготовительная группы

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Для них необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. На шестом году жизни у детей появляется интерес к подвижным играм и упражнениям спортивного характера (баскетбол, бадминтон, теннис, ходьба на лыжах, езда на велосипеде). Дети уже способны решать двигательные задачи, подчиняясь определенным правилам и применять разученные ранее движения в соответствии с игровыми ситуациями.

Размещение физкультурного оборудования

Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках. Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе.

Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

Задачи спортивного уголка для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Развитие общей моторики и координации движений
  2. Развитие движений
  3. Создание интереса к самостоятельной деятельности в зоне двигательной активности.
  4. Обучение командным играм.
  5. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

Примерный набор физкультурного оборудования для старшего дошкольного возраста

Для ходьбы, перешагивания, бега и равновесия: валик мягкий, доска с ребристой поверхностью, модуль "Змейка", шнур длинный, деревянные бруски, балансир.

Для прыжков: обручи малые, шнур короткий, палка гимнастическая, бруски, скакалка

Для катания, бросания, ловли: кольцеброс, корзина для метания мячей, кегли (набор), мешочки с грузом, мячи резиновые разных размеров, шарики пластмассовые, мяч для мини-баскетбола, обруч большой, мишень для метания, дартс с мячиками на липучках

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: коврики, дорожки массажные, со следочками, рельефами, резиновыми шипами, мешочки с крупой для ходьбы, мелкий материал для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног, мячики-ежики, мешочки с крупой для рук, эспандер

Для общеразвивающих упражнений: обручи малые плоские, палки гимнастические короткие, флажки, гантели детские

Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: маски,

Картотека игр.

Требования к оформлению уголка по ФГОС

  1. Безопасность. Поскольку уголок предполагает повышенную двигательную активность воспитанников, для него выбирается место, удалённое от окон, шкафов со стеклянными дверцами или бьющимися материалами внутри. Стены уголка не украшаются картинами в рамках, на острые уголки мебели прикрепляется мягкий материал (например, поролон) для избежания травм при случайном столкновении. Инвентарь и тренажёры являются безопасными для жизни и здоровья детей: выполнены из нетоксичных материалов, не умеют травмоопасных элементов.
  2. Оптимальная организация. Спортивный уголок достаточно освещён. Располагается рядом с игровой зоной, уголками ряжения и театральной деятельности (двигательная активность одних детей, не мешает занимающимся в малоподвижных центрах — книжном, речевом, опытно-экспериментальном).
  3. Удобство и соответствие возрасту. Материалы для игр и упражнений предназначены возрастной категории детей и находятся в свободном доступе.
  4. Эстетичность оформления. Уголок украшают картинки и игрушки любимых героев, инвентарь для детской активности яркий. Замечательно, если уголок будет оформлен символикой и эмблемой, выдержанными в одном стиле со всеми развивающими центрами группы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Спортивный уголок во второй младшей группе"

Развитие физических качеств детей с помощью спортивного уголка, как средства здоровье сбережения.В детском саду ежедневно проводятся подвижные занятия: музыкальные и физкультурные. На прогулке с детьм...

Спортивный уголок в группе

Перечень спортивного инвентаря, необходимого в группе....

спортивный уголок в группе

Спортивный уголок в группе...

Спортивный уголок организованный в группе «Золотой ключик»

Нетрадиционное физкультурное оборудование....

Уголок ПДД и спортивный уголок.

Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил поведения на дороге, а также халатное отношение взрослых к э...

«Лучший спортивный уголок» спортивно-оздоровительный уголок «Радуга спорта»

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»Жан Жак Руссо...

Спортивный уголок в старшей группе "Семицветики»

Правильно организованная среда - это основа здорового образа жизни. Она должна быть разнообразной, динамичной, многофункциональной, доступной детям. Уголок двигательной активности пополняетс...