ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
статья по физкультуре

Цой Наталья Николаевна

В статье рассматривается вопрос о значении подвижных игр в физическом и психическом развитии дошкольников, о целесообразном использовании естественных сил природы в воспитании двигательных навыков и физических качеств детей. Потребность ребенка в движении служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем. Когда же в качестве средства удовлетворения этой потребности выступает игра, да еще на свежем воздухе, это оказывает неоценимую роль в укреплении здоровья подрастающего поколения. В статье приводятся высказывания отечественных педагогов в отношении подвижных игр как фактора всестороннего развития ребенка.Ключевые слова: подвижная игра, укрепление здоровья, формирование личности ребенка, развитие психофизических качеств, двигательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_podvizhnye_igry.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Движение – врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Родители хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, любознательными, физически развитыми. Поэтому крайне необходимо удовлетворить эту потребность, что в значительной степени зависит от  особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые смогут создать благоприятные условия.

Для нормального роста, развития и функционирования детского организма физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении строится таким образом, чтобы оптимально обеспечить двигательную активность детей: без дефицита таковой, но и без чрезмерных нагрузок.

Двигательная активность ребенка определяется его интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-игровой активностью. Таким образом, в развитии двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Педагог, профессор Е.А.Аркин отмечает, что ценность  подвижной игры - в эмоциональной насыщенности, мобилизирующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов; в разнообразии движений, устраняющем опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств – смелости, дисциплины, находчивости…[2: с. 129]

Подвижные игры оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка, в процессе игры происходит усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций. Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу легких, способствуют насыщению организма ребенка кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию, умение соизмерять движения в соответствии с задачей. Использование разнообразных действий и движений в игре активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга, т.е. повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребенка.        Быстрая смена действий и условий в игре тренирует ЦНС, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Подвижные игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, положительных чувств.        Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление дошкольников к достижению общей для всех цели увлекает и захватывает, повышается роль воли, помогающей преодолевать трудности, воспитываются такие нравственные качества, как взаимопомощь, взаимоуважение, толерантность. Следовательно, формируются навыки будущего поведения в обществе.        Поскольку подвижная игра – это игра с правилами, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку.                                                        Выдающийся  отечественный педагог П.Ф.Лесгафт, создавший уникальную систему физического воспитания, делит подвижные игры по характеру движений на две группы:

  1. Простые или одиночные. В этих играх каждый ребенок действует в соответствии с правилами игры и отвечает только за свои действия.
  2. Игры сложные (командные). В них каждый играющий стремится к достижению общей для всех игровой задачи и действует в соответствии с общими для всех интересами.

Кроме того,  по виду подвижные игры тоже делятся на две группы:

  1. Сюжетные (отражающие в условной форме жизненный или сказочный эпизод)
  2. Несюжетные (содержание которых заключается в интересных для детей двигательных заданиях) [2: с. 143]

          В соответствии с содержанием раздела по физическому воспитанию  образовательной Программы дошкольного образовательного учреждения, движения, включенные  в подвижные игры, а также правила, с возрастом детей постепенно усложняются. Так, в младшем дошкольном возрасте большее место занимают несюжетные игры («Догоните меня», «Бегите ко мне», «По ровненькой дорожке») или игры с очень простым сюжетом («Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках»). В возрасте 4-5 лет предусматриваются игры, направленные на достижение определенного результата («Кто скорее добежит до флажка», «Найди себе пару», «Зайка серый умывается»). В старшем же дошкольном возрасте целесообразным и своевременным считается обучение подлинным простейшим элементам спортивных игр. Под грамотным руководством педагога дети 5-7 лет способны освоить элементы игр в баскетбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон. С учетом двигательного опыта детей старшей и  подготовительной к школе групп, с ними проводятся игры-эстафеты и соревнования.

          В каждой возрастной группе физкультурное занятие на свежем воздухе  проводится один раз в неделю. В процессе ООД инструктор по физкультуре разучивает с дошкольниками новую игру, объясняя правила, характер движений, роли,  анализируя результат. Как показывает многолетняя практика, если воспитатель играет с детьми в подвижные игры на прогулке, игра не просто успешно усваивается, но становится любимым, желанным делом.

          Лето – благоприятная пора во всех отношениях. Дети много времени проводят на свежем воздухе. Уже сами по себе  природные факторы - солнце, воздух, вода – оказывают укрепляющее, закаливающее воздействие на организм ребенка. Всё, что окружает нас в летней природе – разнообразные деревья с зелеными кронами, цветы, насекомые, птицы, звери, шишки, желуди, каштаны – это и многое другое можно использовать для сюжета подвижной игры («Раз, два, три, к клёну (берёзе, дубу) беги!», «Кто быстрее до петунии (бархатцев, маргариток)», «Чьё ведерко скорее наполнится шишками?»). В этом случае, кроме выполнения двигательных задач, развивается внимание, наблюдательность, ориентировка в пространстве, пробуждаются творческие способности, расширяется кругозор детей.

          Летом все три физкультурных занятия в неделю, содержащие подвижные игры, проводятся на прогулке.  Однако, важно учитывать погодные условия, возрастные и индивидуальные особенности развития детей и не переусердствовать с физической нагрузкой.

          Например, во время утреннего приема детей на улице не стоит организовывать подвижную игру, а целесообразнее провести с ребятами веселую разминку, утреннюю гимнастику, вызвать положительные эмоции и настроить детский организм на позитивное отношение к встрече друг с другом, с педагогом и с окружающим миром в целом. На утренней прогулке, наоборот, проведение интенсивной подвижной игры очень уместно. При этом обязательно учитывается температура воздуха. Проведенные исследования и опыт (О.Г.Ивановой) позволили разработать рекомендации к одежде детей в летний период во время двигательной активности: уже при температуре +15 на ребенке должен быть один слой одежды (футболка, шорты, носки, удобная, безопасная для бега обувь и головной убор) [6: с.11].  Если же температура воздуха выше +25, да еще повышена влажность, при интенсивных физических нагрузках высок риск повышения температуры тела и как следствие, теплового  удара, обморока и судорог. Поэтому, в жаркие дни при организации подвижных игр педагог должен выбирать место в тени, а содержание игры должно носить характер средней или малой подвижности. В летний период в дошкольном образовательном учреждении обязательно должен быть организован оптимальный питьевой режим, а в шкафчиках у детей должна быть сменная одежда.

          Если игра проводится на площадке с асфальтовым покрытием, то в жаркую погоду педагог предварительно, с утра, поливает площадку водой, чтобы ко времени прогулки покрытие подсохло, и можно было бегать. Если организация двигательной активности детей планируется на площадке с травянистым покрытием, необходимо заранее убедиться, что трава на участке высохла от утренней росы, достаточно окошена и очищена от шишек, веточек и т.д. Важно помнить, что педагог отвечает не только за сохранение и укрепление здоровья дошкольников, но и за их жизнь и безопасность.

          При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность. В настоящее время существует огромное количество авторов, создавших сборники подвижных игр для детей в детском саду (Е.Г.Батурина, И.М.Коротков, Н.Н.Кильпио, В.Г.Фролов, Э.Я.Степаненкова и др.). Содержание игр из этих сборников опробовано многолетним опытом многих педагогов. Кроме того, сегодня свою методическую копилку можно пополнить, воспользовавшись электронными ресурсами. В этом случае необходимо адекватно оценивать, насколько данная подвижная игра подходит для конкретного возраста, конкретной группы детей, конкретного уровня физического развития дошкольников, и при необходимости её адаптировать, например, сохраняя сюжет игры и модифицируя двигательные задачи. Если игра знакома детям, педагог может лишь напомнить основные её правила, главная задача – следить в ходе игры за их соблюдением. Не стоит настраиваться на то, что если дети знают игру, то обойдутся без взрослого. Всегда возможны конфликтные ситуации, которые могут быть разрешены лишь авторитетом педагога.

          Игра – непременный спутник детства. «Игра, - говорил А.М.Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» [3: с. 3]. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательных навыков. Таким образом, с целью всестороннего развития личности ребенка необходимо, чтобы подвижные игры, в основе которых лежат разнообразные движения и которые наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях, занимали неотъемлемую часть в жизни дошкольника.

Литература

1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / И.М.Воротилкина. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 144 с.

2. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева. – М., Просвещение, 1972. – 271 с.

3. Коротков И.М. Подвижные игры детей / И.М.Коротков //Советская Россия, 1987. – 154 с.

4. Рунова М.А. Радость в движении / М.А.Рунова. – М.: Воспитание дошкольника, 2004. – 60 с.

5. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания /Э.Я.Степаненкова. – М.: Воспитание дошкольника, 2005. – 96 с.

6. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке / В.Г.Фролов. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация подвижной игры на свежем воздухе зимой.

Консультация для воспитателей "Организация подвижной игры на свежем воздухе зимой"....

Подвижные игры на свежем воздухе в летний период

Подвижные игры в летний период во второй младшей группе...

Подвижные игры на свежем воздухе в летний период

Летний период - это особая пора, когда благоприятные условия позволяют ребенку максимально долго находится на свежем воздухе. Грамотная организация летней досуговой деятельности предоставляет широкие ...

«Организация подвижной игры на свежем воздухе»

Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. В зимнее время для подвижных игр расчищается от снега площадка, соору...

Презентация на тему: "Организация подвижных игр на свежем воздухе"

Презентация на тему: "Организация подвижных игр на свежем воздухе"....

Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в ДОУ в летний период"

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.   Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний перио...