Картотека подвижных игр с детьми от 2 до 3 лет
методическая разработка по физкультуре

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Подборка подвижных игр с различным оборудованием, со стихами, с припевками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

подвижных игр

для детей 2-3 лет

Подготовила: Мусонова О.В.

№1 «Солнечные зайчики»

Задачи: учить бегать легко, догоняя солнечный блик, меняя направление и темп движения в соответствии с характером перемещения солнечного зайчика, развивать быстроту движений; воспитывать интерес к совместному со сверстниками участию в подвижных играх; способствовать совершенствованию деятельности дыхательной и опорно-двигательной систем организма ребёнка; поддерживать положительный эмоциональный настрой у играющих.

Материал: небольшое зеркало.

Содержание игры. Игра проводится в ясный солнечный день. Взрослый привлекает детей к наблюдению за появлением солнечного зайчика.

          Зайчик солнечный, прыг-скок,     Прыг да скок, прыг да скок,
         Прогуляться вышел,                       Прыгнул на окошко.
         Прыгнул ловко за окно,                 Прыг да скок, прыг да скок,
         Побежал по крыше.                        И на нос Антошке (Анюте…).
                               - Эй, ребята, не зевайте

                               И зайчонка догоняйте!

Взрослый предлагает детям «поймать» солнечного зайчика, скачущего по стене веранды или  дорожке. Его задача: быстро перемещать луч солнца так, чтобы ребята были вынуждены  активно бегать по участку со сменой направления движения. Выигрывает тот, кому удастся первому «поймать» солнечного зайчика.

№2 «Колокольчик»

Задачи: учить ориентироваться в пространстве. Развивать умение бегать в разных направлениях. Вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал: колокольчик.

Содержание игры. Воспитатель привлекает внимание детей звучанием колокольчика, показывает его малышам, звенит им и быстро прячет за спину (повторяет несколько раз). Можно приговаривать: «Динь-динь». Затем взрослый бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и напевая: «Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я звоню». Добежав до противоположной стороны комнаты, он быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите».

Ребёнок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдаёт его воспитателю. Игра повторяется. Взрослый даёт возможность всем позвонить в колокольчик.

№ 3 «Листопад»

Задачи: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».

Материал: осенние листья.

Содержание игры. Воспитатель: «Ребята! Все вы будете листочками, выберете листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

Каждый ребёнок показывает и называет, какой  листочек он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья жёлтые летят!

Кружатся красивые жёлтые листочки(Действия выполняют дети с жёлтыми листочками.) 

Игра повторяется и с другим цветом листьев.

№4 «Беги к тому, что назову»

Задачи: напомнить названия предметов, учить бегать «стайкой», уметь слушать взрослого.

Содержание игры. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице беги!»

Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит: «Раз, два, три, к веранде беги!»

Затем игра повторяется. Дети бегут к качелям, к столику, к горке и т.д.   

№5 «Лохматый пёс»

Задачи: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

Материал: крупная игрушечная собака.

Содержание игры. Воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем её разбудить».

Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнул он нос,

Тихо-смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим, - что-то будет.

Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами! Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны.

Игра повторяется 2-3 раза.

№6 «Раздувайся, мой шар!»

Задачи: учить выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука [ш].

Содержание  игры. Воспитатель говорит: «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».

Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. В-ль медленно, напевно произносит слова, отступая назад:

Раздувайся, мой шар!

Раздувайся, большой…

Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. В-ль продолжает:

Оставайся такой

И не лопайся!

В-ль уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И все вместе: «Ш-ш-ш-ш!» Не отпуская рук, все сбегаются в середину. «Сдулся наш шар!» - констатирует воспитатель. – «Надуем ещё раз!» - и повторяет слова игры.

На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно широкий круг.

В-ль командует: «Хлоп!». Дети расцепляют руки и разбегаются в разные стороны: «Лопнул шар!»  

№7 «Снег кружится»

(по стихотворению А.Барто)

Задачи: учить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами-снежинками.

Содержание игры. Воспитатель напоминает детям, что снег лёгкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки. В-ль предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как  снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. В-ль произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяются 3-4 раза.

№8 «Паровозик»

Задачи: учить двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.

 

 

Содержание игры. В-ль рассказывает детям: «Всем надо встать друг за другом – мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди – паровоз».

В-ль выполняет роль паровоза: встаёт впереди детей лицом к ним и, медленно передвигаясь, произносит:  

«Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух».

Дети передвигаются вслед за В-лем и произносят: «Чух-чух!». Затем все вместе тянут протяжно: «У-у-у!». В-ль продолжает:

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Сто вагонов я тащу».

Все вместе: «У-у-у-у!»

В-ль поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали». «Ч-ч-ч!» - повторяют за ним дети.

В-ль: Паровозик, паровоз,

Что в подарок нам привёз?

Дети:  Мячики! Дети начинают прыгать, как мячики. В-ль говорит: «У-у-у! Всех зовет паровоз!» Дети выстраиваются друг за другом.

Загудел паровоз и вагончики повёз:

«Чух-чу! Чух-чу! Далеко я укачу!

Уууу! Чух-чу»!

Дети повторяют за В-лем: «Чух-чу! Чух-чу!».

Игра  продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка».

№9 «Огуречик»


Задачи: учить детей становиться в круг, вместе со всеми проговаривать слова и быстро убегать.

Материал: маска Огуречик.

Содержание игры. Выбирают из играющих детей Огуречик. Все становятся в круг, Огуречик в центре круга. Дети идут по кругу со словами:
«Огуречик, огуречик,  не ходи на тот конечик.
Там мышки живут, тебе хвостик отгрызут» -
Руку под локоток и грозят пальцем.
С окончанием слов мышки ловят Огуречик.

 

№10 «По ровненькой дорожке»

Задачи: упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности. Развивать равновесие. Укреплять стопу. Учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения. Поощрять самостоятельность.

Оборудование: верёвки, скакалки.

Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Слова взрослого:                              Действия детей:

1.«По ровненькой дорожке,           Идут по дорожке.
По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два.

2.По камешкам, по камешкам,         Прыгают.
По камешкам, по камешкам.

Раз-два, раз-два.

3.По ровненькой дорожке,               Останавливаются.
По ровненькой дорожке,

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом - В нём мы живём.»

Вариант игры: Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твёрдую. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: «По мягкой дорожке шагают наши ножки…». И т. д.

№11 «Прятки»

Задачи: учить самостоятельно ориентироваться в пространстве. Развивать и поддерживать интерес к общению со взрослым. Совершенствовать ходьбу.

Материал: колокольчик.

Содержание игры. Взрослый прячется от ребёнка и кричит: «Ay, ay!». Ребёнок находит его.

Взрослый прячется от ребёнка и звонит в колокольчик. Ребёнок по звонку находит взрослого. Ребёнок прячется, а взрослый ищет его и поёт песенку:

«Я по комнате хожу,        

Машу я не нахожу.          

Ну куда же мне идти?

Где мне Машеньку найти?»

После этих слов ребёнок кричит: «Ay, ay!» - или звонит в колокольчик. Взрослый находит его.

№12 «Пузырь»

Задачи: закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его; учить согласовывать движения; развивать внимание.

Содержание игры. Проводится ритуал приглашения в игру: «Катенька, пойдём играть!». Воспитатель берёт ребёнка за руку, подходит с ним к следующему малышу: «Ванечка, пойдём играть!» Ребёнок подаёт руку предыдущему, и теперь они уже втроём идут приглашать следующего. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных детей целесообразнее приглашать последними.

Дети вместе с воспитателем берутся за руки, образуют круг, начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом раздувании, все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Эти действия повторяются 2-3 раза. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Получается большой растянутый круг.

Воспитатель говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, говорят: «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).

После этого игра начинается сначала.

Закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, сказать: «Полетели маленькие пузырики…» Дети разбегаются в разные стороны.

№13 «Карусели»

Задачи: учить согласовывать движения друг с другом и ритмом текста; развивать внимание.

Содержание игры. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. - Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два…(пауза),

Вот и кончена игра.

Под эти слова карусель сначала медленно движется в одну сторону, потом темп речи и движений ускоряются. На слова «побежали» карусель начинает кружится быстрее. Потом темп движений постепенно замедляется, и на слова «Вот и кончена игра» - все останавливаются.

№14 «Найди свой домик»

Задачи: учить сочетать ходьбу с другими видами движений. Развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать действие с другими детьми. Закреплять знание цвета, формы, величины. Поддерживать самостоятельность, инициативу детей.

Материал: круги или квадраты разной величины или цвета.

Содержание игры. Дети размещаются в своих домиках, которые могут в зависимости от цели иметь разную величину, цвет или форму. Когда малыши будут хорошо ориентироваться во всех свойствах предметов (величина, цвет, форма), можно объединить два свойства, например форму и цвет или величину и цвет.

Ребята запоминают свои домики и по сигналу взрослого выходят гулять на поляну. Они выполняют самостоятельно по своему усмотрению разные движения (ходят, собирают цветы, бегают, влезают на пеньки, бросают шишки в цель, перешагивают через ручейки). На слова воспитателя: «Дождь!» - дети бегут в свои домики. Взрослый вместе с детьми проверяет, все ли заняли свои домики, помогает малышам найти свой домик, если они их не запомнили.

Вариант игры: Если игра проводится на участке, домики можно обозначить около разных деревьев. Дети запоминают названия деревьев, учатся ориентироваться в пространстве в условиях участка детского сада.

№15 «Прокати мяч»

Задачи: учить отталкивать мяч двумя руками, придавать ему нужное направление. Побуждать к самостоятельному выполнению движений, выбору партнёра. Вызывать интерес к действиям с мячом.

Оборудование: большие мячи.

Содержание игры. Дети садятся на пол друг против друга на расстоянии 1,5-2 м и катают друг другу мяч.

Вначале воспитатель катит мяч детям, фиксируя внимание на том, что мяч надо толкнуть двумя руками.

Вариант игр: Дети сидят в кругу и прокатывают мяч по желанию от одного ребёнка к другому, называя имя: «Вова, лови мяч!» И. т. д.

16 «Самый меткий»

Задачи: упражнять в бросании мешочков горизонтальную цель; развивать меткость.

Оборудование: мешочки с песком, пластмассовые корзины.

Содержание игры. Дети стоят в кругу. В центре круга на расстоянии 1-1,5 м от игроков ставят большую корзину. В руках у ребят мешочки с песком. Дети бросают мешочки по сигналу воспитателя, стараясь попасть в корзину. Воспитатель хвалит тех, кто попал в корзину и подбадривает промахнувшихся.  Можно усложнить игру, увеличив расстояние до корзины (дети делают шаг назад).

№17 «Мячи большие и маленькие»

Задачи: совершенствовать ориентировку в пространстве. Развивать моторику рук, представления детей о величине: большой, маленький.

Оборудование: мячи маленькие (диаметр 10-12 см), мячи большие (диаметр 20-25 см), 2 корзины.

Содержание игры. Воспитатель вносит корзину с большими и маленькими мячами. Рассматривает их вместе с детьми, уточняет, какой мяч большой, а какой маленький, и разбрасывает их по залу. Сначала взрослый даёт задание принести большие мячи и положить их в корзину. Затем малыши приносят маленькие мячи и кладут их в другую корзину. Когда все мячи собраны, воспитатель вместе с детьми проверяет, все ли мячи заняли свои домики. Повторить 3- 4 раза.

№18 «Найди свою пару»

Задачи: упражнять детей в умении строиться в пары, ходить врассыпную. Закреплять знание цвета.

Материал: по два флажка каждого цвета (по количеству детей).

Содержание игры. Воспитатель раздаёт детям по одному флажку. Сначала малыши ходят врассыпную по всему залу. На предложение взрослого найти флажок такого же цвета, они ищут себе пару и берутся за руки. Ребятам, которые затрудняются выполнить задание, воспитатель помогает. Затем проверяет, все ли дети встали в пары правильно.

№19 «Ножки, топ-топ»

Задачи: учить совместным действиям. Вызывать удовольствие от них.

Содержание игры. Дети стоят в кругу, воспитатель в центре. Он говорит слова: «Ножки-ножки, топ-топ», малыши топают ногами, стоя на месте. Затем со словами: «Ох-ох!» - приседают (4- 5 раз). Взрослый говорит: «Ручки-ручки, хлоп-хлоп!» - дети хлопают в ладоши, затем идут по кругу. Игра повторяется 3- 4 раза.

Примечание. Игру лучше проводить на прогулке зимой.

№20 «Остановись возле игрушки»

Задачи: упражнять в беге. Развивать внимание, ловкость.

Матер иал: игрушки (по количеству детей), бубен.

Содержание игры. Дети бегают по залу или участку на прогулке, обходя игрушки. Как только прозвучит сигнал, например удар в бубен, они останавливаются возле игрушки. Если ребёнок не успел, воспитатель говорит: «Саша, Саша, торопись, у игрушки становись!» Взрослый побуждает детей бегать между игрушками в разные стороны. Игрушки расставляются на расстоянии 60 см друг от друга.

№21 «Великан»

Задачи: способствовать развитию мышц спины. Вызывать удовольствие от общения со взрослым.

Материал: различные предметы, игрушки.

Содержание игры. Воспитатель берёт какой-либо предмет, например мишку, мячик и т. п. Держа его на расстоянии чуть выше вытянутой руки ребёнка, предлагает малышу достать мишку: «Покажи, Вовочка, какой ты большой!» Ребёнок поднимается на носочки и дотягивается до предмета («Вот какой большой Вовочка!»).

№22 «Путешествие в лес»

Задачи: совершенствовать основные движения. Вызывать подражание животным. Учить действовать в коллективе, стимулировать самостоятельность. Вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал: игрушки – животные.

Содержание игры. Воспитатель предлагает детям поехать в лес на поезде. Дети встают друг за другом и по сигналу взрослого двигаются друг за другом, произнося: «Чу-чу-чу-чу». На слова взрослого: «Стоп, вагончики остановились!» - дети останавливаются. Воспитатель обращает внимание детей на игрушку зайчика, спрашивает: «Кто это?». Дети отвечают: «Зайчик». Взрослый предлагает выйти всем на поляну и попрыгать как зайчики. Затем по сигналу педагога ребята опять строятся друг за другом и едут до следующей остановки, где встретят следующего животного. Дети снова выходят на поляну и подражают медведям, ходят, переваливаясь с боку на бок.

Примечание. Игру лучше проводить на улице. Количество эмблем игрушек  зверей берётся с учётом уровня развития и возраста детей, но не более 5.

№23 «Мой весёлый, звонкий мяч»

Задачи: учить прыгать на двух ногах, внимательно слушать текст, действовать по сигналу. Вызывать чувство радости от активных действий.

Содержание игры. Взрослый читает стихи:

Мой весёлый, звонкий мяч,           Красный, жёлтый, голубой,

Ты куда помчался вскачь?             Не угнаться за тобой!»

(С. Маршак)

Малыши имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова: «Не угнаться за тобой!» - дети бегут от взрослого, который догоняет их. Ребята, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

№24 «Зайцы и волк»

Задачи: знакомить детей с русскими народными подвижными играми; приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве.

Материал: маска волка.

Содержание игры. Дети изображают зайцев, воспитатель - волк. На одной стороне зала для зайцев отмечают дом.

Волк прячется на противоположной стороне - в овраге. 
Взрослый произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок, 
На зелёный, на лужок, 
Травку щиплют, слушают, 
Не идёт ли волк?

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесёт слово «Волк», волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. В дальнейшем роль волка исполняет ребёнок.

25 «Заинька»

Задачи: приучать детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать подражание взрослому:

Содержание игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

«Заинька, топни ножкой,             Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!          Вот так, топни ножкой!»

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе.
«Заинька, бей в ладоши,               Вот так, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши!            Вот так, бей в ладоши!»

Дети хлопают в ладоши.

«Заинька, повернись,                     Вот так, повернись,

Серенький, повернись!                  Вот так, повернись!»

Дети поворачиваются 1-2 раза, руки держат на поясе.
«Заинька, попляши,                      Вот так, попляши!»

Серенький, попляши!                   Вот так, попляши,

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

«Заинька, поклонись,                    Вот так, поклонись,

Серенький, поклонись!                 Вот так, поклонись!»

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

При проведении игры количество куплетов можно сократить, особенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале можно взять только первый, второй и четвёртый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того, когда дети хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребёнка - Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песенки.

Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет смущаться, выполняя движения. Если введена роль Заиньки, можно добавить ещё один куплет:

«Заинька, выбирай,        Вот так, выбирай,

Серенький, выбирай!     Вот так, выбирай!»

Ребёнок выбирает другого Заиньку, и игра повторяется. Песню воспитатель должен петь не очень быстро, но и не медленно, так чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

№26 «Вышла курочка гулять»

Задачи: учить внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом.

Материал: маска курочки.

Содержание игры. Дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Дети повторяют движения за воспитателем: шагают, высоко поднимая колени, машут «крыльями». На слова: «Ко-ко-ко, не ходите далеко!» - грозят пальцем. «Лапками гребите, зёрнышки ищите» - присаживаются на корточки, ищут зёрнышки. «Съели толстого жука» - показывают толщину жука, «дождевого червяка» - показать длину червяка, «выпили водицы» - наклон вперёд, руки отводят назад.

№27 «Птички летают»

Задачи: учить имитировать движения птиц, действовать по сигналу.

Содержание игры. Дети - «птички» садятся на стульчики. На слова воспитателя: «Птички полетели!» - птички летают по всему залу. На слова воспитателя: «Птички в гнёзда полетели!» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую и быструю птичку, которая первая прилетела в своё гнездо. Игра повторяется.

№28 «Птички и кошка»

Задачи: упражнять детей в беге в разных направлениях.

Материал: маска кошки (кота).

Содержание игры. Дети - «птички», воспитатель - «кошка». Воспитатель  изображает спящую кошку, а дети в это время гуляют: машут руками, присаживаются, клюют зёрнышки. Кошка просыпается, произносит «мяу», старается поймать птичек, дети разбегаются в разные стороны, прячутся в домики (садятся на стульчики).

№29 «Птичка»

Задачи: побуждать к подражанию птицам. Совершенствовать ускоренную ходьбу. Вызывать радость от общения со взрослым.

Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый, поёт:

«Села птичка на окошко,       

Посиди у нас немножко,               

Посиди, не улетай,

Улетела птичка — ай!»

Как только прозвучат последние слова, дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

№30 «Допрыгни до воздушного шара»

Задачи: упражнять детей в прыжках.

Материал: воздушный шар.

Содержание игры. Дети встают в круг, воспитатель идёт по кругу с воздушным шариком в руках. Дети прыгают, стараясь дотронуться до шара.

№31 «Ловишка»

Задачи: развивать ловкость, быстроту.

Содержание игры. Дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель-«ловишка» стоит в центре. Дети говорят: «Раз-два-три, лови!» и перебегают на другую сторону зала. Воспитатель со словами: «Сейчас поймаю!» ловит детей.   

№32 «Зашагали ножки по дорожке»

Задачи: упражнять детей в самостоятельной ходьбе. Учить ходить в одном направлении. Вызывать удовольствие от общения со взрослым. Вселять уверенность в своих возможностях.

Содержание игры. Воспитатель встаёт на расстоянии 1,5-2 м от ребёнка. Затем расстояние можно увеличить. Он ласково манит к себе детей со словами:

«Шагают наши ножки              

Прямо по дорожке, топ-топ.     

Ну-ка, веселее,

Вот мы как умеем, топ-топ,      

Шагали наши ножки

Устали наши ножки – «Ой!».

        №33 «Догони мяч»

Задачи: развивать у детей умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление и изменять его в зависимости от сложившейся ситуации, приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и выдержку.

Оборудование: мячи разной величины, корзина.

Содержание игры. Воспитатель показывает корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон зала. «Догоните мяч»,- говорит воспитатель и выбрасывает мячи (по количеству детей) из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны. Дети бегут за мячами, берут их, несут в корзину.

№34 «Зайка беленький»

Задачи: обогащать двигательный опыт. Учить действовать по слову взрослого. Закреплять знания о цвете, форме. Развивать внимание. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений. Вызывать положительные эмоции.

Содержание игры. Дети изображают зайчиков. По предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики делают движения в соответствии со словами.

Слова воспитателя:                           Действия детей:

1.«Зайка беленький сидит,               Присаживаются на корточки в сво-
Он ушами шевелит -                           бодном построении и, приложив
Вот так, вот так,                                      руки к ушам, шевелят ими.

Он ушами шевелит.

2.Зайке холодно сидеть,                   На слова «хлоп-хлоп» - хлопают
Надо лапочки погреть -                      в ладоши.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять -                      На слова «скок-скок» - прыгают
Надо зайке поскакать,                          на месте
Скок, скок, скок, скок
Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,                          Убегают (по хлопку воспитателя)

Зайка прыг… и убежал».

№35 «Ветерок и снежинки»

Задачи: развивать координацию движений.

Содержание игры. Воспитатель предлагает детям собраться в кружок, взяться за руки. Говорит, что они будут снежинками. По сигналу воспитателя: «Ветер подул сильный-сильный. Разлетайтесь, снежинки!» - дети разбегаются в разных направлениях по группе, расставляют руки в стороны, покачиваются, кружатся.

Воспитатель говорит: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Игра повторяется 3 – 4 раза.

№36 «Угадай, где спрятано»

Задачи: совершенствовать ходьбу в разных направлениях. Развивать внимание, выдержку.

Материал: четыре крупные игрушки.

Содержание игры. Воспитатель показывает детям четыре крупные игрушки. Они рассматривают их, запоминают. Затем взрослый предлагает малышам отвернуться, а сам одну игрушку прячет. Дети вспоминают, какой игрушки не стало. Ходят по залу, ищут её. Ребёнок, нашедший игрушку, должен подойти к воспитателю и тихо сказать, где она спрятана. Взрослый поощряет детей. Игра повторяется 3-4 раза.

Варианты

Если дети хорошо справляются с заданием, то число игрушек можно увеличить. Воспитатель берёт, например, матрёшки: две большие и две маленькие. Ребята должны назвать, какую матрёшку, маленькую или большую, взрослый спрятал.

№37 «Сними ленточку»

Задачи:  упражнять в умении подпрыгивать в высоту на месте. Развивать ловкость. Вызывать чувство удовольствия от выполненного действия. Учить действовать по сигналу.

Оборудование и материал: стойка с натянутой верёвкой. Ленточки (количество их должно быть больше, чем участников игры).

Содержание игры. Взрослый развешивает ленты на верёвку, натянутую на стойки выше роста ребёнка с поднятой вверх рукой на 10-15 см. Один конец их должен быть длиннее. По сигналу взрослого «Прыг-скок» дети подпрыгивают и снимают ленту. Взрослый поощряет детей. Если дети не справляются, взрослый может помочь им, опустив ленту ниже. Игру повторить 3-4 раза.

№38 «Мой весёлый звонкий мяч»

Задачи: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Материал: большой мяч.

Содержание игры. Дети стоят лицом к воспитателю, который держит в руках большой красивый мяч. Затем воспитатель показывает детям как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой о пол. Затем просит детей попрыгать высоко, как мячики, произносит слова:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Потом воспитатель бросает мяч в сторону со словами: «Сейчас мячик вас догонит - убегайте от него!» Дети убегают.

№39  «Птички и автомобили»

Задачи: совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности. Развивать внимание, умение реагировать на сигнал. Побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Материал и оборудование:  шапочки или эмблемы с изображением птичек, рули, скамейка, кубы или другие предметы.

Содержание игры. Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зёрна. По сигналу взрослого: «Автомобиль!» - птички быстро убегают с дороги.

Вариант игры. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки - это птички. На другой стороне размещается другая часть детей - это автомобили. Взрослый говорит: «Птички летят!» - птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. Птички могут взбираться на скамейку, кубы и т. п. На сигнал: «Автомобили выехали!» - дети, изображающие автомобили выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

№40 «Поезд»

Задачи: учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми. Вселять чувство уверенности в своих возможностях. Побуждать к самостоятельным действиям.

Содержание игры. Воспитатель предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый - паровоза. Паровоз даёт гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Малыши двигают руками в такт со словами «чу-чу-чу».

Варианты игры 

1. Роль паровоза выполняет ребёнок.

2.Детям предлагают выйти на остановке, где они играют, собирают цветы и т.п.

3. Игра может проводиться под пение следующей песенки:

«Вот поезд наш едет,     Ребят он повёз

Колёса стучат,                Далёко-далёко.

А в поезде этом              Но вот остановка,

Ребята сидят.                  Кто хочет слезать?

Чу-чу-чу, чу-чу-чу.        Вставайте, ребята,

Бежит паровоз                Пойдёмте гулять!»
Далёко, далёко,

После этих слов малыши разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.

№41 «Самолётики»

Задачи: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; выполнять движения по сигналу.

Содержание игры. Дети становятся на одной стороне зала. Воспитатель спрашивает: «К полёту готовы?» Дети отвечают. Воспитатель продолжает: «Заводим моторы!». Дети по показу воспитателя делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала: «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу: «На посадку!» - играющие возвращаются на исходную позицию.

№42 «Позвони в колокольчик» (с прыжками)

Задачи: учить подпрыгивать на двух ногах, развивать мышцы плечевого пояса, ловкость.

Материал: колокольчик на ленточке.

Содержание игры. В-ль держит в руке привязанный к ленточке колокольчик. Каждый ребёнок подпрыгивает и дотрагивается до колокольчика двумя руками два-три раза. Дети выполняют задание по очереди.

Рекомендации. Вместо колокольчика в-ль может держать в руках погремушку, мяч в сетке. В-ль следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, старались коснуться предмета двумя руками, - это обеспечит равномерное развитие мышц плечевого пояса.

№43 «Доползи до погремушки» (с ползанием и лазанием)

Задачи: учить ползать на четвереньках, развивать ловкость, быстроту.

Материал и оборудование: погремушки (флажки), дуги.

Содержание игры. Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной из стен комнаты. Перед ними на расстоянии 3-4 м на пол кладутся флажки или погремушки. Инструктор просит детей доползти до погремушки на четвереньках, взять ее, встать и погреметь, затем положить игрушку на пол и вернуться на свое место.

№44 «Птички летают» (с прыжками)

Задачи: учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь. Упражнять в спрыгивании с не высокой плоскости.

Материал и оборудование: маски птиц, гимнастическая доска.

Содержание игры. Дети становятся на небольшое возвышение - доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) - на одной стороне площадки. В-ль говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками, приседают, клюют зернышки. В-ль: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки! » - дети бегут на свои места.

№45 «Мяч в кругу» (с бросанием и ловлей)

Задачи: закреплять умение катать мяч в разном направлении.

Материал: мячи разного размера.

Содержание игры. Дети садятся на пол в круг и вначале по указанию инструктора, а затем сами перекатывают мяч друг другу.

Рекомендации. В-ль стоит вне круга и подсказывает при затруднениях, кому катить мяч. Объясняет, что мяч надо отталкивать двумя руками и посильнее; показывает, как лучше это сделать; подаёт мяч детям, если он выкатился из круга.

№46 «Зайцы и волк»

Задачи:  продолжать учить слышать команду, ориентироваться в пространстве, развивать внимание.

Содержание игры. Играющие изображают зайцев, в-ль или кто-то из детей - волк. На одной стороне площадки у зайцев домики. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге.

Воспитатель произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок

На зеленый на лужок,

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк.

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только воспитатель произнесет слово «Волк», волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зверюшек волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется. В зависимости от предварительной договоренности, после того как волк поймает 2-3 зайца, на роль волка выбирается другой ребёнок. Игра повторяется 3-4- раза.

№47 «Зёрнышки»

Задачи: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.

Содержание игры. Воспитатель: Вы, детки, будете зёрнышками. Посадили зёрнышки в землю. (Дети садятся на пол, сжимаются в комок.) Полил дождь, а потом засветило солнце. Стали зёрнышки прорастать, появились росточки. (Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх - и поворачиваясь к «солнышку».

№48 «Шалтай-болтай»

Задачи: продолжать учить слушать слова в-ля и действовать в соответствии с текстом.

Содержание игры. Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый поворачивают корпус вправо-влево (руки должны болтаться свободно, как у тряпочной куклы).

Воспитатель:

Шалтай-балтай

Сидел на стене.

Шалтай- болтай.

Свалился во сне.

Дети расслабленно опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребёнком или с подгруппой детей.

№49 «Холодно-тепло»

Задачи: развивать внимание, мышление.

Содержание игры.

Дети сидят на ковре.

Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно. (Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)

По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза.

№ 50 «Ворона и собачка»

Задачи: учить подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу.

Материал: большая пушистая собака, эмблемы с изображением ворон.

Содержание игры.

Воспитатель произносит:

Возле ёлочки зелёной

Скачут, каркают вороны:

«Кар! Кар! Кар!»

Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.

Педагог подходит к «воронам», берёт в руки игрушечную собачку и говорит:

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала:

«Ав! Ав! Ав!»

«Вороны» бегут в разные стороны. Игра повторяется 2-3 раза.

№51 «Снег кружится»

Задачи: продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами-снежинками.

Содержание игры. Воспитатель напоминает детям, что снег лёгкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки. В. предлагает

детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы

все в кружок, завертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. В. произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяются 3-4 раза.

№52 «Кошечка»


Задачи: игра развивает артистизм, ловкость.
Содержание игры. Ребёнок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову (кошечка пьёт молоко, садится).
Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого, под стулом ,взбирается на диван, ложится, мурлычет.


№53 «По ровненькой дорожке - 2»

Задачи: продолжать учить повторять за воспитателем слова и действовать в соответствии с текстом.

Содержание игры. Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам...

В яму - бух!

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам» - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму - бух!» присаживаются на корточки.

№54 « Птички летают»


Задачи: учить быстроте реакции – действовать по сигналу; учить имитировать движения птиц.

Содержание игры. Малыши сидят на стульчиках или подушках. Малыши – птички, стульчики – гнезда. Со словами:  «Ай, птички прилетели!» – птички начинают летать по всему залу. Со словами: «Птички в гнёзда полетели!» малыши спешат сесть на свои стульчики. Взрослый называет самую быструю и ловкую птичку, которая быстрее всех прилетела в своё гнездо. Остальных птичек он подбадривает. Игра может продолжаться далее.

№55 «Мяч»

Задачи: закреплять умение прыгать на двух ногах, умению двигаться ритмично.

Материал: мяч среднего размера.

Содержание игры. Воспитатель показывает детям яркий мяч, читает стихотворение:

Друг весёлый, мячик мой,

Всюду-всюду ты со мной.

Раз-два-три-четыре-пять,

Хорошо с тобой играть!

Превращает детей в «мячики», дети прыгают на месте, а воспитатель, положив на голову ребёнка (детей) ладонь, проговаривает стихотворение.

№56 «Передай мяч»

Задачи: учить передавать мяч друг другу; развивать быстроту.

Содержание игры.  Дети вместе с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель передаёт мяч рядом стоящему ребёнку, тот - своему соседу. Мяч нужно передавать быстро, можно под музыку. Воспитатель старается догнать мяч.

№57 «Попади в обруч»

Задачи: продолжать учить бросать в цель, выдерживать направление броска. Вызывать удовольствие от выполненного движения.

Материал: обруч, мячи маленького размера или мешочки с песком.

Содержание игры. Взрослый размещает обруч на расстоянии 1-1,5 м в зависимости от возраста и возможностей ребёнка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять и опять бросить.

№58 «Вот сидит наш пес Барбос»

Задачи: развивать внимание, ловкость, быстроту.

Материал: игрушка собака.

Содержание игры. Воспитатель сидит на стуле, в руках у него игрушечная собака, которая «спит». Малыши сидят на коврике. Воспитатель говорит:

Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

Ну, Барбос, скорей вставай

И Алёшу догоняй!

Ребёнок, имя которого назвал воспитатель, встаёт и убегает от собачки. Воспитатель с собачкой бегут за ребёнком и говорят: «Гав-гав!» Пойманный ребёнок садится на место, и игра начинается снова, пока воспитатель не поиграет с каждым ребёнком.

№59 «Коза рогатая»

Задачи: учить выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.

Оборудование: маска с изображением козы.

Содержание игры.  Воспитатель предлагает: «Давайте играть. Пришла коза. Покажите, как коза идёт-бредёт, как ножками топает, глазками хлопает. А как голос подаёт? Покажите, какие у козы рожки. Ух, какие все рогатые! Как будете бодаться? Сначала роль козы выполняет взрослый. Затем дети по очереди берут на себя роль козы. Теперь давайте играть».

Воспитатель:        

«Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт?

Забодаю! Забодаю!»

Дети выполняют соответствующие движения.

Воспитатель делает вид, что бодает детей, они разбегаются, кричат: «Ме-е!».

Игра повторяется 2–3 раза.

№60 «Бегите ко мне»

Задачи: учить детей действовать по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.

Оборудование: колокольчик, бубен.

Содержание игры.  Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит: «Бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и говорит: «Бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся на стульчики и отдыхают.

Правила:

Бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!»

Дети бегут к стульям и садятся только после слов «Бегите домой!»

Варианты: Вначале дети могут занимать любой стул, а затем находить свое место. Внести колокольчик. Позвонить, сигнал «Побежали!».

№61 «Зайка серый»

Задачи: учить детей внимательно слушать стихотворение и действовать согласно тексту.

Содержание игры. Воспитатель объясняет детям, что они должны внимательно слушать и выполнять действия.

Воспитатель: Зайка серый умывается,

                        Видно, в гости собирается.

                        Вымыл носик,

                        Вымыл хвостик,

                        Вымыл ухо.

                        Вытер сухо

                        И поскакал:

                        Скок-поскок!

                        Скок-поскок! (Дети скачут.)

Воспитатель. К кому в гости скачешь, зайка? Скажи нам. (Дети отвечают.)

Игра повторяется.

№62 «Слышим – делаем»

Задачи:  проверить понимание смысла знакомых стихотворных текстов.

Содержание игры. Воспитатель: Ребята, я буду рассказывать стихи, а вы делайте то, что слышите.

Мишка косолапый

По лесу идёт.

Шишки собирает,

Песенку поёт.                      (Дети идут вперевалочку и поют: «Ля-ля-ля!»)

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки          (Дети шагают.)

По камешкам,

По камешкам                       (Дети прыгают.)

И в ямку – бух!                    (Дети приседают.)

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.                (Дети «моют лапки».)

Один серый,

Другой белый

Спрятались в канавке.         (Дети приседают.)

Полетели птички,

Птички-невелички.

Все летали,

Все летали,

Крыльями махали.               (Дети выполняют соответствующие движения.)

Варианты игры: Можно играть, читая другие стихотворные тексты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр с детьми 5-6 лет на прогулке

Подвижные игры с детьми на улице...

Картотека подвижных игр с детьми подготовительной группы

Включено содержание подвижных игр с дошкольниками подготовительной группы, которые можно использовать в совместной деятельности как воспитателю, так и инструктору по физической культуре....

Картотека подвижных игр с детьми в летний период

Организация подвижных игр на прогулке летом...

"Картотека подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста"

В данном материале предложены подвижные игры для детей старшей группы детского сада....

Картотека подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.

В картотеке представлены подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста....

картотека подвижных игр с детьми 3-4 лет

подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр с детьми предшкольного возраста

Данный материал можно использовать в работе педагогам с детьми предшкольного возраста....