Проект "За здоровьем в детский сад"
проект по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проект "За здоровьем в детский сад"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_za_zdorovem_v_detskiy_sad.docx | 197.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 133
(МАДОУ№ 133)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
ПРОЕКТ
«За здоровьем в детский сад»
Разработчик проекта: Хуббатуллина Л.С., инструктор по физической культуре ВКК МАДОУ № 133 |
Содержание проекта
№ п/п | Наименование раздел | Страница |
Паспорт проекта | 3 | |
1. | Пояснительная записка | 4 |
1.1. | Актуальность | 4 |
1.2. | Концептуальные идеи, цель и задачи проекта | 5 |
1.3. | Принципы реализации проекта | 6 |
1.4. | Планируемый результат | 6 |
1.5. | Этапы реализации проекта | 7 |
1.6. | Условия реализации проекта | 8 |
1.7. | Формы реализации проекта | 9 |
2. | Система здоровьесбережения в детском саду | 9 |
2.1. | Состояние здоровья воспитанников | 9 |
2.2. | Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе | 12 |
2.3. | Здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе | 17 |
3. | Оценка эффективности проекта | 17 |
3.1. | Формы мониторинга | 18 |
4. | Развитие проекта | 19 |
5. | Ресурсное обеспечение проекта | 19 |
Заключение | 20 |
Паспорт проекта
Краткая аннотация.
Проект «За здоровьем в детский сад» представляет взаимосвязь и интеграцию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе детского сада, совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста на основе использования разнообразных форм и методов организации совместной и самостоятельной деятельности в период пребывания ребенка в детском саду.
В проекте обощен приобретенный и накопленный опыт практической работы по здоровьесбережению детей, система работы, интересные находки, т. е. все то, что помогает достичь педагогам наибольших результатов в профессиональной деятельности.
Основания разработки проекта.
Здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину - от его образа жизни. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Социальная значимость проекта.
Здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.
Характеристика проекта:
- вид проекта - практико-ориентированный;
- по предметно-содержательной области проекта – междисциплинарный;
- по продолжительности выполнения – три года;
- по характеру доминирующей проектной деятельности - прикладной (практико-ориентированного характера).
Направления деятельности.
- Создание условий для формирования социально активной личности.
- Содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья детей и их эмоциональному благополучию.
- Профилактическая, пропедевтическая, просветительная работа со всеми участниками образовательного процесса (педагогами и родителями) по формированию привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
- Содействие личностно-ориентированному взаимодействию взрослых и детей.
- Развитие сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с внешними партнерами.
- Привлечение детей к различным видам спорта.
- Пояснительная записка
Здоровые дети - в здоровой семье. Здоровые семьи – в здоровой стране. Здоровые страны - планета здорова, Здоровье! Какое прекрасное слово! Так пусть на здоровой планете, Растут здоровые дети! |
Здоровье человека является высшей ценностью государства. Итоги Российской ассамблеи, посвященной проблемам здоровья населения, свидетельствуют об отчетливой тенденции к ухудшению состояния здоровья, как взрослых, так и детей. Причины этого кроются не только в ухудшении экологического состояния, но и в современном образе жизни подавляющего большинства людей. Массовая компьютеризация, увлечение планшетами, телефонами, интернетом, телевизорами приводят к малоподвижному образу жизни. На сегодняшний день даже для детей раннего возраста более привлекателен современный гаджет, нежели спортивное оборудование. А ведь всем известно, что двигательная активность является важным условием, стимулирующим фактором развития речевой, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер подрастающего человека.
Здоровые дети - это основа жизни нации, можно с уверенностью сказать: здоровые дети - здоровая нация. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека, которая закладывается в раннем детстве.
Поэтому одной из актуальных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
- Актуальность
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
Сухомлинский В.А. писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …» Семья и детский сад – те социальные структуры, которые укрепляют и сохраняют здоровье ребенка
Коллектив МАДОУ столкнулся с тем, что у большинства родителей присутствует гиперопека своих любимых малышей, имеющих слабое физическое развитие детей. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Имеет место излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у ребят наблюдается неуклюжесть и мешковатость. Наблюдение за родителями детей, которые посещают детский сад, показало, что взрослые имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания и подвижных игр. Они зачастую излишне оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди, отдохни» и т.п.) В связи с этим возникла необходимость создания условий для развития двигательной активности, детской инициативы в различных видах физической деятельности и совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию воспитанников.
- Концептуальные идеи проекта
Дошкольное детство рассматривается нами как уникальный период, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Ребенок как самоценность: его здоровье, интересы, потребности.
Педагог как личность, носитель образования, проводник общечеловеческих ценностей.
Семья как основная необходимая социальная среда, определяющая путь развития личности ребенка; ориентация на ее потенциал, образовательные потребности и запросы семьи; установление партнерских, доверительных отношений с семьей каждого воспитанника.
Командная работа, как основа достижения успеха.
Культура организации как культура жизнедеятельности детского сада, культура взаимоотношений с родителями, культура деловых и личных отношений с социальными партнерами.
Качество как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству.
Цель проекта: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
Задачи проекта:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- совершенствовать физическое развитие;
- повышать сопротивляемость защитных свойств организма;
- улучшать физическую и умственную работоспособность;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью;
- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
- создать оптимальный режим дня, обеспечивающий комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
- Принципы реализации проекта
Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности организация здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
«Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в нашем детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий безопасны для здоровья и развития ребенка.
Доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в нашем детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).
Оздоровительной направленности — нацелен на сохранение и укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность имеют не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесное сетевое взаимодействие педагогического коллектива МАДОУ с социальными партнерами.
1.4. Планируемый результат
- Увеличение количества детей, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом;
- Повышение уровня подготовленности и развития физических качеств у дошкольников;
- Стабилизация эмоционального фона;
- Сформировано умение использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;
- Снижение уровня заболеваемости воспитанников МАДОУ;
- Сформирована потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей;
- Сформированы представления у родителей о физических возможностях детей, возрастных требованиях к их физическим качествам.
- Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный: июнь-август 2015 г.
Цель: анализ имеющихся в МАДОУ условий, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
Информационно-аналитическая деятельность:
- разработка нормативно-правовой базы реализации проекта;
- создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
- анализ состояния здоровья детей и физического развития детей;
- оценка организационных и материально – технических условий;
- формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения);
- организация работы творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.
II этап – организационно-практический: сентябрь 2015 - май 2017 г.
Цель: разработка и реализация системы работы по здоровьесбережению,
организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.
Организационная деятельность:
- обучение педагогов и родителей эффективным технологиям здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни;
- подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровья;
- организация сотрудничества с ЛПУ, ДЮСШ;
- организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению
Планово-прогностическая деятельность:
- планирование комплекса мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта;
- разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;
- формирование единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
- систематизация сетевого взаимодействия;
- разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.
Регулятивно-коррекционная деятельность:
Организация работы творческой группы:
- по внедрению проекта и использованию здоровьесберегающих технологий;
- по отслеживанию промежуточных результатов и при необходимости корректировки работы по реализации проекта.
III этап – заключительный: июнь-август 2017 г.
Цель: подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
Контрольно-оценочная деятельность:
- педагогический мониторинг, анкетирование педагогов, опрос родителей;
- анализ достигнутых результатов;
- обобщение и трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;
- проектирование дальнейшей работы.
Условия реализации проекта
- Создание единой образовательной и воспитательной среды для детей, имеющих разные психофизические возможности.
- Обеспечение эффективности процессов адаптации, социализации, развития и коррекции детей с особенностями развития от их обычно развивающихся сверстников.
- Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения реализации проекта.
- Изменение общественного сознания в формировании привычки к здоровому образу жизни.
- Формирование единого методического пространства, обеспечивающего комплексное сопровождение воспитания и обучения ребенка в семье и ДОУ, в учреждениях системы образования и культуры, социального обеспечения и здравоохранения и так далее.
- Формирование здоровьеразвивающей среды, интеграция профилактических и оздоровительных, педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс.
- Поддержка и развитие своих конкурентных преимуществ, включающих всех участников образовательной, социальной ситуации в понимание зон для приложения собственных усилий и действий в воспитании, обучении, здоровьесбережении детей раннего и дошкольного возраста.
- Развитие кадрового потенциала, финансовая поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда.
- Использование современного и нетрадиционного оборудования в образовательном процессе.
- Разработка эффективной модели сетевого взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, позволяющей реализовать принцип открытости детского сада внутреннему и внешнему опыту сотрудничества с детьми и родителями, профессионально-общественными организациями.
- Перестройка всей системы управления учреждением, организации воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процесса: составления гибких режимов работы специалистов, предоставления педагогам и родителям на выбор нескольких вариантов режимов дня и организации непосредственно образовательной деятельности с детьми.
- Формы реализации проекта
- Интерактивные (анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы, конференции, форумы и прочее).
- Дистанционные (повышение педагогической компетентности).
- Традиционные (родительские собрания; клубы; творческие мастерские, интеллектуальные конкурсы; спортивные состязания).
- Просветительские (использование СМИ; наглядная информация).
- Общественно-профессиональные (работа Советов).
- Использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций.
- Система здоровьесбережения в детском саду
- Состояние здоровья воспитанников
Ни для кого, ни секрет, что в последние годы наблюдается снижение количества детей с 1-й группой здоровья и увеличение со 2-й группой здоровья детей, поступающих в детский сад, увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, в основном - это рост неврологических, хирургических заболеваний, заболеваний органов дыхания и заболевания желудочно-кишечного тракта.
При организации занятий по физической культуре дети, имеющие хронические заболевания, выделяются в группы риска для планирования индивидуальной работы с последующим оздоровлением. Для каждой возрастной группы разработаны паспорта здоровья детей и индивидуальные паспорта физической подготовленности, в которые заносятся все показатели их развития:
- медицинские (группа здоровья, антропометрия, диагноз, рекомендации);
- результаты педагогической диагностики физического развития;
- результаты периода адаптации.
Показателем хорошей физической подготовленности при проведении занятий по физической культуре служит пульсовая кривая на которой двигательный пик достигает 180 ударов в минуту. Время восстановления организма до исходного уровня – 4 минуты. Это говорит о том, что нагрузка соответствует подготовленности ребенка. Благодаря правильно выбранным формам и методам работы обеспечивается оздоровительный эффект физических упражнений.
Основные заболевания2014-2016 гг.
Неврологические | 29 | 25 | 25 |
Хирургические | 26 | 25 | 25 |
Лор заболевания | 18 | 15 | 15 |
Сердечные | 2 | 4 | 4 |
Заболевания ЖКТ | 8 | 7 | 7 |
Прочие | 17 | 24 | 24 |
Из представленных данных видно, что наблюдается снижение количества детей с 1-й группой здоровья и увеличение со 2-й группой здоровья (за счет вновь поступающих детей), т. е. идет увеличение количества детей с ослабленным здоровьем, в основном - это рост неврологических, хирургических заболеваний, заболеваний органов дыхания.
При организации занятий по физической культуре дети, имеющие хронические заболевания, выделяются в группы риска для планирования индивидуальной работы с последующим оздоровлением. Для каждой возрастной группы разработаны паспорта здоровья детей, в которые заносятся все показатели их развития:
- медицинские (группа здоровья, антропометрия, диагноз, рекомендации);
- результаты педагогической диагностики физического развития;
- результаты периода адаптации.
При проведении закаливающих процедур учитываются группа здоровья ребенка и показания врача. В групповых помещениях оборудованы зоны для развития двигательной активности.
С учетом здоровья ребенка разрабатывается план коррекционной работы с участием инструктора по физическому воспитанию, воспитателя и родителя (планирование отражено в паспортах здоровья). В соответствии с ФГОС ДО в рабочей программе педагога скорректирована индивидуальная работа с детьми с ОВЗ, разработаны индивидуальные маршруты их физического развития.
Показателем хорошей физической подготовленности служит пульсовая кривая, на которой двигательный пик достигает 180 ударов в минуту. Время восстановления организма до исходного уровня 4 минуты. Это говорит о том, что нагрузка соответствует подготовленности ребенка. Благодаря правильно выбранным формам и методам работы обеспечивается оздоровительный эффект физических упражнений
2.2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Что же такое "здоровьсбережение"? Есть много различных определений данному термину, но всех их объединяет одно - это процесс и условия, направленные на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Процесс (в нашем случае - это педагогический или образовательный процесс), а условия - это имеющиеся ресурсы: кадровые, материально-технические, методические и др.
Академик, известный хирург Николай Михайлович Амосов говорил о здоровье: Здоровье - это базис счастья и если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно. Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не навредить здоровью ребенка, включающий в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленный на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития.
Работа по физическому развитию дошкольников направлена на охрану жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью через интеграцию различных образовательных областей и видов детской деятельности (двигательную, игровую, трудовую, познавательную).
Образовательный процесс выстраивается с учетом следующих принципов:
системность чередования физических нагрузок и отдыха,
постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий физических упражнений,
оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Здоровьесберегающие технологии призваны способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития ребенка.
При реализации проекта использовались такие технологии как:
№ п/п | Виды технологий | Формы реализации технологий | Интеграция в ОП |
1 | Технологии сохранения и стимулирования здоровья | Стретчинг, ритмопластика, степ-аэробика, йога, фитбол, художественная гимнастика, силовые упражнения, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна и пр. | В режимных моментах: на прогулке, в совместной деятельности, после сна, при выполнении гигиенических процедур. В индивидуальной работе с детьми. НОД, как часть занятия. В работе с родителями, в игровой деятельности, на физкультурных праздниках, развлечениях и пр. |
2 | Технология обучения здоровому образу жизни | Физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж | |
3 | Медико-профилактические технологии | Релаксация, дыхательная гимнастика, развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры детей, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности заботе о здоровье | |
5 | Коррекционные технологии | Занятия в сенсорной комнате, песочная терапия, сказкотерпия, светотерапия | |
6 | Мониторинг педагогической деятельности | Организация мониторинга здоровья дошкольников, их физического развития и закаливания, организация здоровьесберегающей среды, организация обеспечения выполнения требований СаПиН |
Новизна проекта состоит в реализации комплекса технологий сохранения и укрепления здоровья воспитанников как системы общефизической подготовленности организма человека, как формы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей, а именно.
Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем народные подвижные игры и игровые подражательные движения, как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах: используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, оздоровительной аэробике, фольклор при проведении игрового массажа, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.
Фитбол - гимнастика на больших разноцветных мячах. Развивает опорно-двигательный аппарат малыша, способствует профилактике сколеоза. Ребенку, сидящему на мяче необходимо постоянно удерживать равновесие, вовлекая в статическую и динамическую работу множество мышц туловища, ног, рук. Механическая вибрация оказывает специфическое и неспецифическое воздействие на все органы и системы ребенка.
Йога – йога с элементами оздоровительной гимнастики доступна детям любой категории; с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. Важная особенность йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Физические упражнения улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, являются профилактикой нарушений в ОДА и простудных заболеваний. Занятия способствуют не только физическому укреплению ребенка, но и оздоровлению его психики.
Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку и оформленные танцевальными движениями. Ритмика-это умение передать свои чувства и переживания с помощью жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения, что составляет двигательную культуру человека.
Су-джок гимнастика основывается на взаимовлиянии отдельных участков нашего тела по принципу подобия: руки и ноги схожи с телом человека. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. С помощью шариков - «ежиков» дети массируют пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а так же на развитие ловкости, мелкой моторики, что способствует развитию речи. Эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день
Художественная гимнастика. В процессе овладения упражнениями с предметами гимнастки приобретают разнообразный двигательный опыт, совершенствуют умение управлять движениями рук и особенно кистей.
Упражнения с лентой способствуют развитию подвижности в суставах и силы мышц плечевого пояса и рук, тонкой и сложной мышечной координации, связанной с умением выполнять сильные, широкие движения туловищем и рукой, а также мелкие, быстрые движения только рукой.
Строевые упражнения. Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.
Этот вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействию формирования правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.
Степ-аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Особенности занятий состоят в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. Умелое и выразительное выполнение движений приносит ребенку удовлетворение и радость. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает закрепить мышечное чувство, а слуховым анализаторам запомнить движения в связи со звучанием музыкальных отрывков.
Упражнения подбираются циклического характера, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям. У детей, занимающихся степ-аэробикой повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной двигательной активности и положительным эмоциям.
Силовая гимнастика. Силовая гимнастика в последнее время стала популярна во всем мире, в том числе и в РФ. В основном она состоит из силовых упражнений с внешним отягощением. Для этого нередко используется штанга. Также при занятиях сейчас часто используются тренажеры. Они полезны не только профессиональным спортсменам, но и новичкам. Мы в детском саду используем эспандер, изготовленный своими руками. Упражнения с эспандером стимулируют и совершенствуют развитие двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования.
Лыжная подготовка Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.
Дыхательная гимнастика. Автором дыхательной гимнастики, которую мы используем на занятиях, является Александра Николаевна Стрельникова. Это простой и доступный метод, который основан на мощном, форсированном вдохе через нос и медленном и плавном выдохе.
Воздух соляной комнаты укрепляет иммунную систему, очищает дыхательные пути. Полезная для здоровья «соляная пещера» еще и красива. Причудливые узоры, мерцающие теплыми бархатными оттенками на стенах и потолке, дарят эстетическое наслаждение.
Соляная пещера - это неиссякаемый источник свежего воздуха, уголок здоровья, в котором детям дышится легко и свободно. Пребывание в соляной комнате как пусковой фактор процесса восстановления здоровья, способствует оптимизации работы всех систем организма ребенка, повышает иммунитет, выносливость и работоспособность, очищает легкие.
Коррекционные технологии: занятия в сенсорной комнате, песочная терапия, светотерапия, сказкотерапия.
Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: особым образом организованная среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы слуха, зрения и обоняния.
Занятия в сенсорной комнате помогают решать задачи:
- гармонизирование психоэмоционального состояния;
- коррекция нарушений в эмоционально-волевой сфере;
- развитие познавательной деятельности детей и их интереса к исследовательской деятельности;
- стимуляция сенсорных процессов;
- развитие общей и мелкой моторики, корректировка двигательных нарушений;
- помощь детям, оказавшимся в стрессовой ситуации.
- развитие сенсорных ощущений, как основы эмоционального реагирования;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условий для релаксации и восстановления душевного равновесия;
- стабилизация центральной нервной системы;
- стимуляция двигательной активности;
- создание положительного эмоционального фона.
Значимость занятий в сенсорной комнате.
Занятия в сенсорной комнате раскрепощают ребенка, создают необходимый для дальнейшей работы положительный эмоциональный настрой.
Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. Сеансы в сенсорной комнате позволяют в одном занятии развивать и мелкую моторику через игры с сенсорным панно и воображение через рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать эмоциональную напряженность через релаксацию. При всех видах нарушений сеансы в сенсорной комнате являются составной частью общей психокоррекционной работы.
2.3. Здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе
В образовательном процессе, кроме здоровьесберегающих технологий используются и здоровьеформирующие педагогические технологии, такие как:
- игровые (подвижные, народные, спортивные, развивающие игры),
- технологии формирования ЗОЖ (беседы, рассказы об охране здоровья, праздники и развлечения, Дни здоровья и пр.),
- технологии развивающего обучения (проектный метод).
Особенно интересной для детей формой работы являются спортивные праздники и развлечения с участием родителей. Реализованные образовательные проекты: «Зарничка», «Туристическая кругосветка», «Кросс нации», «День здоровья», «Летняя Спартакиада», «Смотр строя и песни», «Готов к труду и обороне», «Лыжня России» - способствуют не только развитию физических и волевых качеств дошкольников, формированию понятий о здоровье как физическом, так и духовном, формированию гражданско-патриотических чувств, а также укрепляют семейные и детско-родительские отношения.
В рамках работы консультационного пункта осуществляется консультирование родителей по темам: «Профилактика плоскостопия и сколиоза», «Корригирующая ходьба», «Закаливание круглый год», «Профилактика ОРЗ и ОРВИ». На сайте детского сада и личной интернет-страничке инструктора по физической культуре (http://nsportal.ru/hubbatullina-liliya-sultanovna) размещены консультации: «Точечный самомассаж для ребенка», «Профилактика нарушений осанки»", Упражнения для релаксации в ДОУ" и другие.
- Оценка эффективности реализации проекта.
В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремлению к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе:
- исследования и анализ состояния здоровья детей;
- диагностика физической подготовленности дошкольников;
- анализа профессиональной компетентности педагога;
- анализа состояния РППС
- анализа состояния физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы;
- взаимодействия с родителями и сетевого взаимодействия с социальными партнерами;
- динамики состояния здоровья детей, физического развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни.
Диагностика и мониторинг состояния здоровья детей по таким показателям как: определение групп здоровья - проводится 1 раз в год; физическая подготовленность, физическое развитие, антропометрия - 2 раза в год (сентябрь, май); анализ заболеваемости ежемесячно.
- Формы проведения мониторинга:
- психолого-педагогическое наблюдение за ребенком;
- критериально-ориентированное тестирование;
- специальные педагогические пробы (диагностические занятия);
- игровые задания и ситуации;
- тестовые задания;
- индивидуальные и подгрупповые занятия;
- ситуативно-деловое общение, беседы;
- дидактические упражнения.
Контроль за решением воспитательных и развивающих задач программы осуществляется с помощью педагогической карты, который ведется для каждого обучающегося параллельно с общей рефлексией деятельности.
Мониторинг также осуществляется через открытые мероприятия по физической культуре, совместные спортивные праздники, мастер-классы, индивидуальную работу с семьей, консультирование, реализацию краткосрочных образовательных проектов физкультурной направленности и т. д.
Таким образом, мониторинг как педагогическая технология:
- позволяет полностью реализовать важнейший гуманистический принцип «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие;
- мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации педагога через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий;
- мониторинг (тестирование) физических качеств должен производиться дважды в год (в сентябре и мае), как это принято в дошкольных учреждениях;
- мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма.
Овладение технологией мониторинга позволит педагогу не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и вскрыть внутренние резервы дошкольного учреждения и полнее раскрыть творческий и физический потенциал каждого ребенка.
Взаимодействие с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей, пропаганде здорового образа жизни осуществляется через открытые мероприятия по физической культуре, общие родительские собрания, совместные спортивные праздники, индивидуальную работу с семьей, консультирование, и т. д.
- Развитие проекта
Дальнейшее развитие проекта заключается в описании и трансляции опыта работы дошкольного учреждения педагогическому и родительскому сообществу района, города, области через такие формы как: семинар-практикум, мастер-класс, стажировочная площадка, публикации, форумы, привлечение СМИ и интернет ресурсов, рекламирование.
Перспективы:
- создание единой здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды;
- создание справочно-информационной службы по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников для жителей микрорайона;
- привлечение СМИ, Интернет ресурсы к проблемам здоровья подрастающего поколения;
- создание коллектива творческих единомышленников;
- создание комфортного психологического климата в коллективе;
- переход дошкольного учреждения в режим развития;
- создание авторских образовательных программ педагогов;
- расширение спектра образовательных услуг, в том числе платных;
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые:
- разработка локальных актов, регламентирующих деятельность МАДОУ по реализации проекта (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров о сетевом взаимодействии.
Научно-методические:
- работа творческой группы по реализации проекта в «За здоровьем в детский сад»;
- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
- методическое консультирование по ходу реализации проекта;
- оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми и родителями.
Кадровые:
- создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
- создание творческих групп.
Информационные:
- формирование банка данных по реализации проекта;
- мониторинговые мероприятия;
- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;
- презентация проекта педагогическому сообществу родителей и педагогов района.
Материально-технические:
- приобретение дополнительного спортивного оборудования;
- изготовление спортивного инвентаря своими руками.
Финансовые:
- включение в план финансово-хозяйственной деятельности расходов на приобретение дополнительного спортивного оборудования.
Заключение.
В заключении отметим, что важным фактором в достижении положительных результатов в работе по реализации проекта является умелое создание педагогом ситуации успеха для каждого ребёнка. Ориентация на успех, высокая эмоциональность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности - все это дает положительный результат в нашей работе, у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью, стремление к расширению двигательного опыта.
Результатом использования комплекса здоровьесберегающих технологий, представленного в проекте является то, что дети учатся понимать спорт и его роль в жизни человека, у дошкольников формируется не только представление о здоровом образе жизни, но и желание и привычка вести здоровый образ жизни. Пространство, создаваемое при реализации проекта, способствует развитию у детей умения чувствовать и понимать свое тело.
Личностно – ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольниками своего отличия от других, своей слабости и силы, самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни.
«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». Так давайте стремиться красоте сами и приобщать к этому детей.
Генрих Гейне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
Проект: "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!" - неделя здоровья в детском саду с 12-16 мая 2014 года
Вашему вниманию предлагаю проект: Неделя здоровья в детском саду "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!"...
«Беседа о здоровье. Укрепление детского здоровья»
Все мы знаем - для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. Купить здоровье невозможно. Его необходимо беречь и укреплять....
Беседа о здоровье. Укрепление детского здоровья.
Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, сохранять и укреплять физическое здоровье детей, воспитывать желание заботится о своем здоровьеПредварительная работа: рассматр...
Неделя здоровья в детском саду. Подготовительная к школе группа. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ "НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ"
Цель: сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. Удовлетворить потребность детей в двигательной активности....
«За здоровьем в детский сад». Сценарий Дня здоровья
laquo;За здоровьем в детский сад».Сценарий Дня здоровья...
День здоровья в детском саду 7 апреля, ежегодно празднуется как Всемирный день здоровья. Этот праздник учрежден для привлечения внимания людей к проблемам здоровья и здравоохранения. Празднование организовано по принципу «новый год — новая тема». В 2019 г
В России в этот день проходит акция "Быть здоровым"направленная на пропоганду здорового образа жизни.В рамках празника проходят Дни здоровья в дошкольных учреждения и в нашем городе.В нашем ...