«Применение электронно-образовательных ресурсов в физкультурно-оздоровительной работе МБДОУ».
статья по физкультуре

Колмакова Елена Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Во всем мире использование электронных образовательных ресурсов в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_eor.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Колмакова Елена Сергеевна

инструктор по физической культуре

МБДОУ «ДСОВ №135»

Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников.

«Если сегодня мы будем учить так,

как учили вчера, мы украдем у детей завтра»

 (Джон Дьюи).

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Во всем мире использование электронных образовательных ресурсов в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к инструктору по физической культуре и его профессиональной компетентности, но в то же время дает новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок. А использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Когда в первый раз слышишь фразу «ИКТ -технологии на физкультурных занятиях», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего, движение. Но как оказалось, использование интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов в физкультурно-оздоровительной работе вполне актуально.

ИКТ используется инструктором по физической культуре:

  • в работе с детьми

Использование ресурсов сети Интернет для подбора видео, аудио и текстовой информации. Занятия с использованием презентаций и мультимедийного оборудования.

  • в работе с педагогами

Педагогические советы, семинары, консультации с использованием видеофильмов, презентаций, мультимедийного оборудования.

  • работе с родителями

Консультирование и просвещение на сайте ДОУ. Родительские собрания, конференции, консультации, беседы с использованием презентаций, видеороликов, фотографий.

  • в организационно – методической деятельности

Планирование в электронном виде:

  • образовательного процесса по физической культуре;
  • физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий;
  • индивидуальной работы с детьми;
  • мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.

Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества [5]. Специфика физкультурной деятельности в условиях реализации ФГОС заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.

Применение компьютерной техники позволяет решить эту проблему, сделать физкультурное занятие привлекательным и по - настоящему современным, расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала [3].

Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ [2]. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
  • оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
  • обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
  • способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
  • используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
  • позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы;
  • повышают качество педагогического труда.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнения для снятия зрительного утомления. 

По программе физического воспитания закладываются основы техники основных движений.  Например, это может быть прыжок в длину или в высоту с разбега, с места.  Обучение двигательному действию эффективно начинать с демонстрации показа техники изучаемого элемента.  Эта цель прекрасно реализуется при показе презентаций.  Просмотр дошкольниками техники двигательных действий, создает базу для теоретических знаний, способствует развитию образного мышления.  А применение цветового эффекта позволяет воссоздать реальную технику движений, способствует более быстрому усвоению учебного материала.

Сегодня важно в физкультурно-оздоровительной деятельности  с детьми использовать такие активные методы развития как метод творческих заданий, игровые упражнения, дидактические игры с движением, проблемные ситуации, экспериментирование и исследование, а также метод проектов.      

В рамках ФГОС проектный метод активно внедряется в ДОУ и играет важную роль в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. На занятиях по физической культуре с использованием метода проектов дети являются первооткрывателями, исследователями, для них всё впервые. Примерными темами таких проектов могут быть ««Зимние виды спорта», «Олимпийские игры», «Здоровье-очень ценный груз», «В стране зимних игр и развлечений». Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать проекты эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывающими  у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

Такой электронный образовательный ресурс, как персональный сайт инструктора по физической культуре, а также сайт ДОУ является источником информации образовательного, методического или воспитательного характера (информация о режиме дня, формах физкультурно-оздоровительной работы учреждения, презентации прошедших физкультурно-оздоровительных мероприятий, профессиональные консультации, содержащие различную информацию по вопросам обучения и развития детей) не только для родителей воспитанников, но и для педагогов.

При этом эффективность компьютеризации обучения в дошкольных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.  Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Не стоит бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения с педагогом они не могут и не должны.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова – М., 2010.
  2. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
  3. Крапивенко, А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений / А.В. Крапивенко – М., 2009.
  4. Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №4. – 2009 г.
  5. Сурова О.А. Информационно-коммуникационные технологи в управлении дошкольным образованием. – Управление дошкольным образовательным учреждением. - №7. – 2007 г.