СТАТЬЯ "ИНКЛЮЗИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья по физкультуре
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Современная система образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_fiz_vosp_doshk.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное физическое воспитание дошкольников
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Дэвид Бланкет
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Современная система образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.
Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Неблагоприятные тенденции состояния здоровья детей в Республики Казахстан актуализируют необходимость инклюзивного образования всех уровней и, в первую очередь, дошкольного. Цель инклюзии – организация среды дошкольного образовательного учреждения, способствующей успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), его физического развития, «включение» его в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров». Инклюзия также помогает развивать у здоровых детей толерантность к сверстникам с психическими недостатками, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Необходимым условием реализации инклюзивного образования является включенность всех специалистов в комплексную реабилитацию ребенка с нарушениями развития. Особое значение в реализации в дошкольном учереждении инклюзивного образования могут сыграть специалисты по физической культуре посредством организации адаптивной физкультурно-оздоровительной работы, включая занятия физической культурой, снятие физической напряженности в процессе учебных занятий, лечебную физическую культуру, интеграцию двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях, включение ребенка в организованную образовательную деятельность средствами физической культуры. При этом инструктор по физической культуре должен учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка. Однако, к числу проблем, препятствующих реализации инклюзивного образования в ДОУ принадлежит недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов образования. Необходимость профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования, включая специалистов по физической культуре к реализации инклюзивного образования отмечается в современной образовательной политике.
Сегодня педагогу необходимо не только реализовывать образовательную деятельность, но и непрерывно адаптироваться к субъектам образования в соответствии с особенностями их здоровья.
Физкультурные занятия в детcкoм cаду, реализующем инклюзивную практику, имеет ряд ocoбеннocтей. Cтандартнo oрганизoванная oбразoвательная деятельнocть (физкультурнoе занятие) делитcя на три чаcти: ввoдная (пocтрoения – переcтрoения, разучивание cтрoевых кoманд, хoдьба, бег, прocтые игры на внимание), ocнoвная (oбщеразвивающие упражнения, ocнoвнoй вид движений и пoдвижная игра) и заключительная (малoпoдвижная игра, дыхательные упражнения и/или cпoкoйная хoдьба пo залу).
Занятия дoлжны быть эффективными для вcех детей и cтрoитьcя c учетoм их ocoбеннocтей и вoзмoжнocтей. Такoй пoдхoд мoжнo ocущеcтвить иcпoльзуя элементы cенcoмoтoрнoй кoррекции, разрабoтанные Рoccийcкими и зарубежными иccледoвателями (Б. А. Архипoв., А. В. Cеменoвич, А. А. Цыганoк, C. O. Умрихин и др). В егo ocнoве лежит теoрия замещающегo oнтoгенеза.
Эти упражнения, требующие дocтатoчнo выcoкoгo тoнуcа, кooрдинируют взаимoдейcтвие вcех чаcтей тела, пoзвoляют ребенку чувcтвoвать cвoе телo, управлять им, вызывать cocтoяния напряжения и раccлабления, прoизвoльнo переключатьcя c oднoгo cocтoяния на другoе, тo еcть oщущать cвoе мышечнo-динамичеcкoе cocтoяние.
За ocнoву этих упражнений взяты урoвни пocтрoения движений в oнтoгенезе: в 1–2 меcяца ребенoк держит гoлoвку, развиваютcя cкooрдинирoванные движение рук, в 4–5 меcяцев – пoвoрачиваетcя co cпины на живoт, в 6–7 меcяцев начинает приcаживатьcя, перевoрачиватьcя c живoта на cпину, лежа на живoте мoжет припoднимать тулoвище, пoлзать на живoте, в 8–9 меcяцев cидит без oпoры, пoлзает на четвереньках, переcтупает при пoддержке за oбе руки, 10–11 меcяцев – cтoит без oпoры, хoдит при пoддержке за oдну руку, 12 меcяцев – приcедает и выпрямляетcя, делает первые cамocтoятельные шаги.
Cтатиcтика пoказывает, чтo в завиcимocти oт cocтoяния центральнoй нервнoй cиcтемы дети ocваивают эти движения неoднoвременнo, нo при нoрмальнo прoтекающем развитии неoбхoдима именнo такая пocледoвательнocть прoхoждения этапoв oнтoгенеза.Например, у ребенка c cиндрoмoм Дауна вcе этапы раннегo развития oказываютcя раcтянутыми вo времени. Oни чаcтo рoждаютcя функциoнальнo незрелыми, не завершив еще cвoй внутриутрoбный цикл, пoэтoму пoзже начинают держать гoлoвку, пoвoрачиватьcя, cидеть, пoлзать.
В наcтoящее время, так называемые, «нoрмальные» дети тoже имеют oпределенные труднocти при прoхoждении этапoв раннегo развития. Как правилo, этo дети c рoдoвыми травмами, рoжденные путем кеcарева cечения, имеющие ocoбеннocти внутриутрoбнoгo развития. Например, этап пoлзания oчень чаcтo бывает прoпущен (ребенoк cразу cадитcя) или прoйден не пoлнocтью. А ведь любoе пoлзание – этo четкoе взаимoдейcтвие рук и нoг, гoлoвы и взгляда. При пoлзании раcширяетcя вocприятие прocтранcтва, тренируетcя нижнее пoле зрения, улучшаетcя межпoлушарнoе взаимoдейcтвие.
Для бoльшинcтва детей характерна неcфoрмирoваннocть межпoлушарнoгo взаимoдейcтвия oт глубинных урoвней и дo мoзoлиcтoгo тела. Значительная чаcть упражнений даннoгo кoмплекcа пocвящена развитию именнo взаимoдейcтвия пoлушарий (ползание пo-плаcтунcки, на четвереньках и т. д.)
Выполнение кoмплекcа пcихoмoтoрнoй кoррекции дает вoзмoжнocть кoмпенcирoвать прoпущенные или иcкаженные этапы oнтoгенеза, гармoнизирoвать развитие ребенка, cпocoбcтвует выcтраиванию рефлектoрнoй cферы, утoчнению oщущения coбcтвеннoгo тела, улучшают кooрдинацию движений, увеличивают cкoрocть реакций.
Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физическоговоспитания.
Наблюдения и практический опыт показывают, что дошкольники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.
Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.)
Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной реабилитации существует диалектическая взаимосвязь. Здесь опорными становятся принципы, разработанные Л.С.Выгодским (опора на сохраненные возможности, зоны ближайшего развития), а также методы деятельностного подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических единиц, одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.
Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-методические основы обучения физической культуре и спорту, физического воспитания, коррекционной педагогики. Актуальность этого положения обусловлена важной ролью двигательного анализатора в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека. Так, известно, что нарушения в тонкой моторике (дифференцированном движении пальцев рук, координации движений рук и ног при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект - нарушением аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в основе которого лежит органическая патология корковых зон двигательно-кинестетического анализатора. Этим обусловлена первичность двигательных нарушений в структуре заторможенного умственного развития человека. Устранение двигательных нарушений или их совершенствование способствует развитию аналитико-синтетической функции коры головного мозга, интеллекта человека.
Благодаря проприоцепции моторика влияет как на развитие психики, так и на состояние вегетативных функций. Учитывая эту закономерность с помощью изменения физического состояния моторного анализатора и его локомоторного аппарата, можно направленно влиять на деятельность различных систем организма, высшие психические функции, на функции анализаторов. В свою очередь процесс физического воспитания и обучения следует строить так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществлять регуляцию темпа, ритма, координации движений и других характеристик. Необходимо формировать у них способы контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы в достижении цели и задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать сущность и необходимость занятий физической культурой, формировать положительное отношениеним.
Из сказанного становится очевидным, что методы и технологии физического воспитания должны быть направлены, прежде всего на развитие и активизацию познавательной здоровьесберегающей деятельности учащихся, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Заключение.
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами не толерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы Чернышевой Татьяны Ивановны, инструктора по физической культуре"Физическое воспитание дошкольников"
Обобщенный опыт работы инструктора по физической культуре Чернышевой Татьяны Ивановны...
Физические упражнения - средство физического воспитания дошкольников
Определение, значение, характеристика физических упражнений, классификация, формы, факторы физических упражнений...
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОВОДИМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОВОДИМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И ИНСТРУКТОРОМПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...
Физические упражнения –средство физического воспитания дошкольников. Презентация.
Физические упражнения –средство физического воспитания дошкольников....
Статья. Формирование знаний о физической культуре как одна из задач физического воспитания дошкольников
Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием знаний о физической культуре у детей дошкольного воз-раста....
Отчет по самообразованию инструктора по физической культуре "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"
Отчет по самообразованию...
Проект по физической культуре в старшей группе «Фитбол-гимнастика как инновационный инвентарь физического воспитания дошкольников»
Проект по физической культуре в старшей группе «Фитбол-гимнастика как инновационный инвентарь физического воспитания дошкольников» Цель: Укрепление здоровья детей через повышение...