Семинар-практикум "Применение фитбол-мячей в оздоровлении детей"
методическая разработка по физкультуре
Знакомство педагогов с фитбол-гимнастикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_primenie_fitbolov.docx | 41.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1391 Дошкольное отделение 5
Семинар-практикум
Применение фитбол-мячей
в оздоровлении детей.
Подготовила:
Инструктор по ФИЗО
Ерошенко Е.А.
Москва, 2016г.
Цель: Познакомить педагогов с понятием фитбол-гимнастика, рассказать о роли использования фитбол-мячей на занятиях с детьми.
План:
- Вступительное слово.
- Понятие фитбол-гимнастика.
- Методика проведения фитбол – занятий с детьми дошкольного возраста.
- Практическая часть.
- Подведение итогов.
1.Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе.Проведённые исследования показали, что состояние здоровья детей и подростков ухудшается. С каждым годом растёт количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, координации движений, плоскостопием.В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, профилактики заболеваний.
В большинстве случаев это различные направления фитнеса и гимнастики: (ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, дыхательная гимнастика). Все они направлены на оздоровление организма, повышение интереса к занятиям физической культурой.Также одним из путей в решении проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний являются занятия фитбол-гимнастикой.
2.Фитбол в переводе с английского языка означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Это одно из новых направлений в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками.Фитбол-гимнастика — это программа, которая включает в себя самые обычные упражнения, которые выполняются сидя или лежа на специальном гимнастическом мяче. Такая разновидность фитнеса считается наиболее щадящей для позвоночника и особенно для поясницы.
Мячи большого размера – «фитболы» появились совсем недавно. Упражнения с ними вызывают интерес, как у взрослых, так и у детей.
В оздоровительных целях используются такие свойства фитбола как форма, цвет, упругость. Различные цвета мячей по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.Поэтому при выборе мяча важно приобрести именно такой фитбол, который оптимально подходит конкретному человеку в данный момент.
Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами.
Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные.
Зеленый цвет обладает уникальной способностью снимать усталость.
Желтый цветподходит для профилактики и борьбы с депрессией.
Кроме цветового влияния на организм фитболы обладают еще вибрационным воздействием.Легкое сотрясение (непрерывная вибрация – покачивание на мяче) действует на нервную систему успокаивающе, а интенсивное (прерывистая вибрация-вставание с мяча, подскоки) – возбуждающе.Вибрация обладает обезболивающим действием,усиливает перистальтику кишечника, благотворно влияет на работу желудка, печени и почек. Доказано, что волны, возникающие при колебаниях мяча, передаются по всему позвоночнику к головному мозгу и вызывают положительные эмоции, избавляют от стресса и снимают напряжение.
Фитболы считаются нетрадиционным оборудованием в детском саду, но вместе с этим имеют хороший лечебный эффект. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, тренируют вестибулярный аппарат, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижность и гибкость позвоночника.
За счет хорошей амортизации при выполнении динамических упражнений улучшается обмен веществ, кровообращение, снижается осевая нагрузка на позвоночник, что способствует улучшению осанки.При выполнении упражнений на мячах сердечно-сосудистая система организма ребенка работает в щадящем режиме, суставы ног получают гораздо меньшую нагрузку, чем в других видах аэробных тренировок.Упражнения на фитбол-мячах доступны детям дошкольного возраста практически независимо от состояния их здоровья.
Фитболы, являясь нетрадиционным оборудованием для физкультурных занятий, позволяют осуществлять профилактическую работу по коррекции отклонений в здоровье детей в игровой занимательной форме, расширяют педагогические возможности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и способствуют повышению эффективности психолого-педагогической, коррекционной и реабилитационной поддержки ребенка.
Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:
Оздоровительные:
- Формирование навыка правильной осанки.
- Увеличение амплитуды движений в суставах и позвоночнике.
- Укрепление крупных и мелких мышечных групп туловища и конечностей (мышечного корсета, мышц спины, таза и брюшного пресса, ног, рук и плечевого пояса).
- Расширение возможностей сердечно-сосудистой системы.
- Повышение активности сенсорных систем.
- Тренировка вестибулярного аппарата.
- Нормализация психоэмоционального состояния.
Образовательные:
- Обучение двигательным действиям с мячом.
- Воспитание физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости).
- Совершенствования координационных способностей и равновесия.
Воспитательные задачи:
- Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями.
- Воспитание целенаправленной двигательной активности.
- Развитие творческих способностей, грациозности и выразительности движений.
3.Заниматься на фитболах можно с детьми в любом возрасте: в детском саду, начиная со второй младшей группы. Вначале детей нужно познакомить с этим предметом, дать первое представление об их свойствах, обучить умению правильно садиться и удерживать равновесие. Лучше этот этап проводить с каждым ребенком. А уже затем обучать детей выполнять упражнения на мячах от простых до более сложных. Очень важно подобрать для каждого возраста свой фитбол.Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45см, для детей от 5-6 лет 50см; 6-7 лет – 55см; для детей ростом от 150-165см нужен мяч диаметром 65 см.; для детей и взрослых, имеющих рост 170-190см - мяч диаметром 75 см.
В каждом возрасте занятия с использованием фитбол – мячей имеют свои особенности. С детьми младшего дошкольного,как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных хлопков, звукоподражание). Основным видом деятельности в этом возрасте является игра.
В старшем возрасте главная задача — обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации с использованием гимнастических мячей.Дети в этом возрасте могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды организованно и дисциплинированно,
Можно проводить занятие по фитбол-гимнастикецеликом, а можно брать какие-то упражнения, элементы и включать в свое занятие, использовать подвижные игры, соревнования, эстафеты с мячами.
На своих занятиях я использую фитболы в основном на досугах, развлечениях и индивидуально с детьми. Сложность заключается в небольшом количестве фитболов, поэтому заниматься я могу только по подгруппам.
4. Фитбол-гимнастика
Подготовительная часть.
Выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.
Упражнения:
1. «Пружинка» - ребёнок, сидя на мяче, делает пружинистые движения.
2. «Лошадки» - пружинка с выпрямлением рук вперёд и пощёлкиванием языком.
3. Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.
4. Повороты головой направо-налево. Темп медленный.
5. Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.
6. Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.
7. Повороты туловища направо-налево. Темп средний.
8. «Лестница» – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.
9. Ходьба, сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.
Основная часть.
Выполняется в положении сидя, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).
Упражнения стоя:
- Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз).
- Стоя на коврике мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди).
- “Маятник”. Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх.
- Бросание мяча вверх и ловля его, отбивание мяча об пол и ловля его.
- Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержавать равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны.
- Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше.
Упражнения, сидя на мяче:
- Перекаты с носочков на пятки. Руки на бедрах.
- Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны.
- Ходьба вперед, постепенно опуская спину на мяч, руками держаться за мяч.
Упражнения, лежа на коврике, на спине:
- Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги.
- Лежа на коврике, на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза.
- Лежа на коврике, на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик.
Упражнения, лёжа на мяче, на животе:
- Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд.
- Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу.
- “Самолёт”. Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд.
Упражнения, лёжа на спине, на мяче:
- “Звёздочка”. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд.
Заключительная часть (5 минут)
В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче и подвижные игры с фитболом.
Дыхательные упражнения.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто, сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).
«Золотые» правила фитбол – гимнастики
В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, я
рекомендую соблюдать основные правила фитбол-гимнастики:
- Подбирать фитбол каждому ребенку по росту.
- Убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.
- Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
- Начинать занятия с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным.
- Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
- Нельзя увлекаться прыжками на фитболах.
- При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
- Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.
- Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.
- Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.
- На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
- Итог:Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм:
- происходит укрепление опорно-двигательного аппарата; совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
- развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
- способствует развитию творчества, детской фантазии и эмоционально раскрепощает детей.
Дети, занимающиеся фитбол – гимнастикой, меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Возможности использования фитбол-мяча в развивающей педагогике оздоровления".
Консультация для воспитателей"Возможности использования фитбол-мяча в развивающей педагогике оздоровления"....
"Применение фитбол - мячей в оздоровлении детей"
Консультации для педагогов и родителей...
Консультация «Применение фитбол-мячей в оздоровлении детей»
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Проведённые исследования показали, что состояние здоровья детей и подростков, ух...
Консультация для родителей «Применение фитбол – мячей в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей о фитнес - технологии "Фитбол - гимнастика" с картотекой упражнений для детей 2- 3 и 3- 4 лет....
Применение фитбол-мячей в оздоровлении детей
Фитбол-гимнастика это одно из новых направлений в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками....
«Применение фитбол - мячей в оздоровлении детей дошкольного возраста.»
В данном материале можно узнать, как с помощью фитбол - гимнастики, игровых упражнений и игр с фитболом можно значительно повысить уровень здоровья детей....
Конспект по физической культуре с использованием фитболов, мячей, массажными мячами. в подготовительной группе: «Путешествие в страну веселых мячей»
Конспект по физической культуре с использованием фитболов, мячей, массажными мячами.в подготовительной группе: «Путешествие в страну веселых мячей»...