Формирование ловкости у детей младшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре (младшая группа)
Анализ проблемы изучения ловкости у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование ловкости у детей младшего дошкольного возраста. | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ловкости у детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – в наибольшей степени значимый этап развития ребенка, в течение которого формируется двигательная активность. Одним из важнейших навыков физической активности выступает ловкость ребенка, как физическое качество. Исследованием особенностей развития психофизических качеств у дошкольников занимались педагоги Е.Н. Вавилова, В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова, М.Ю. Кистяковская и другие.
Как указывают специалисты в области физического воспитания детей дошкольного возраста, гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.
Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида.
Н.А. Бернштейн дает следующее определение ловкости: ловкость есть способность двигателъно выйти из любого положения, то есть, способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно, быстро, рационально, находчиво.
Ловкость, с точки зрения Л. П. Матвеева – этоспособность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Координационная сложность двигательных действий рассматривается как одно из составляющих ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия, являющиеся еще одной составляющей качества ловкости.
Критериями ловкости являются:
- координационная сложность двигательного задания;
- точность выполнения задания (временная, пространственная, силовая);
- время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.
Проявление ловкости дошкольника в большей степени зависит от пластичности нервной системы, от способности отличать темп, амплитуду, направление движений, от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие.
Базой для формирования ловкости у детей младшего дошкольного возраста является подвижность двигательного навыка,автоматизация которого способствует освоению новых более сложныхдвижений (Н.А. Бернштейн, В.М. Зациорский, В.И. Лях, Л.П. Матвеев,А.Д. Новиков и др.).
Так как в основе ловкости лежат морфофункциональные особенностиорганизма, и данное психофизическое качество совершенствуется в процессе обучения, воспитание ловкости оказывает значительное влияние напостроение всего педагогического процесса.
Упражнения для формирования ловкости должны включать элементы новизны, и быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку для повышения координационной трудности и заинтересованности детей. Чаще формируя ловкость ребенка, используются соревновательный и игровой метод. Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх, так как там ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, умение быстро двигаться между предметами, проявлять инициативу, используя благоприятные моменты, с помощью ориентировки во времени и пространстве. Для формирования ловкости целесообразны задания с предметами различной формы и массы (флажки, мяч, кубики, кегли, косички и т.д.); ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий, метание, игры в мяч, прыжки, лазание; применение необычных исходных положений, быстрая смена положений, изменение скорости или темпа движений, совместные упражнения вдвоем или небольшими группами.Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки. Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему даст мяч.
В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм и в работах В.В. Гориневского, Е.А. Аркина, и др.
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга.
Как указывает Э.Я. Адашкявичене, в упражнениях и играх с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. А.В. Кенеман подчеркивала благоприятное влияние упражнений с мячом на физическое развитие и работоспособность дошкольников.
Упражнения с мячом являются эффективным средством формирования ловкости, развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для детей младшего дошкольного возраста.Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.
Для ребенка-дошкольника потеря в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
Формирование ловкости – это важнейший педагогический процесс, который необходимо осуществлять уже на первой ступени образования – в дошкольном возрасте. В дошкольных учреждениях вопрос здоровья детей является главным, а приоритетным направлением является физическое развитие.
Пензулаева Л. И. считает, что двигательная активность оказывает большое влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.
Итак, ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Формирование ловкости происходит непосредственно в процессе освоения новых двигательных навыков. Проанализировав состояние работы в дошкольных учреждениях, я убедилась, что развитию ручной ловкости детей младшего дошкольного возраста в практике физкультурно-оздоровительной работы уделяется недостаточно внимания. Возможно, это связано с недостатком материально-технического обеспечения дошкольных учреждений, сложностями в организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста
Советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности Н. А. Бернштейн описывал понятие ловкость, как способность двигательно выйти из лю...
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста...
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети испытывают дефицит двигательной активности, то есть количества движений, совершаемых ими в течении дня ниже нормы. Из этого сл...
«Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста»
Игра занимает ведущую роль в развитии ребенка. Именно в игре ребенок может принять на себя много ролей. познать окружающий мир, его законы, учится жить по правилам....
Статья «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста»
Фёдорова Р.П., воспитатель...
Общеразвивающие упражнения с предметом как средство формирования ловкости у детей младшего дошкольного возраста.
В данной работе мы рассматриваем формирование такого навыка как ловкость у детей младшего дошкольного возраста....
«Формирование ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений с мячом»
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического ...