ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
статья
В настоящей статье рассматриваются особенности организации тренировочного процесса бегунов на средние дистанции в годичном цикле подготовки и конкретно в соревновательном периоде. Отмечается, что совершенствование процесса подготовки спортсменов должно быть связано с наиболее эффективной его организацией в различные периоды круглогодичной тренировки. Проведя всесторонний анализ исследуемой темы, выявлены оптимальные варианты организации тренировочного процесса в соревновательном периоде подготовки бегунов на средние дистанции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Научная статья на тему
«ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ»
Левицкий Иван Андреевич
Магистр ЛГУ им. А.С. Пушкина
Инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад №61
Колпинского района СПб
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются особенности организации тренировочного процесса бегунов на средние дистанции в годичном цикле подготовки и конкретно в соревновательном периоде. Отмечается, что совершенствование процесса подготовки спортсменов должно быть связано с наиболее эффективной его организацией в различные периоды круглогодичной тренировки. Проведя всесторонний анализ исследуемой темы, выявлены оптимальные варианты организации тренировочного процесса в соревновательном периоде подготовки бегунов на средние дистанции.
Ключевые слова: бег на средние дистанции, соревновательный период, микроциклы, тренировочный процесс.
Введение.
Сложившаяся на сегодняшний день система подготовки в беге на средние дистанции, как кажется, не решает своей главной задачи, а именно, достижения максимальной готовности бегуна к основному старту, а также, не снижает риски перетренировки накануне важнейших соревнований. В силу своей инертности, она не всегда учитывает динамику специальной работоспособности бегунов, возникающих в ходе тренировки нежелательных состояний, что естественно значительно снижает эффективность спортивной подготовки в целом.
Необходимо понимать, что все периоды и этапы подготовки имеют тесную взаимосвязь, постепенно переходя один в другой, плавно изменяясь по содержанию, характеру и волнообразности объемов и интенсивности нагрузок. Применительно к детско-юношескому спорту, не стоит забывать и о том, что с ростом и развитием организма, достижением зрелого возраста видоизменяются направленность тренировки, ее задачи, средства и методы.
Так, главной целью соревновательного периода является достижение наивысшей спортивной формы и ее непосредственная реализация. Высочайшая конкуренция в беге на средние дистанции, увеличение объёма, а также интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливают поиск свежих идей и рациональных путей в организации тренировочного процесса.
Изложение основного материала.
Прежде всего, стоит понимать, что исходным целостным звеном, из которого состоит весь тренировочный процесс, является отдельное тренировочное занятие. В то же время, отдельные тренировочные занятия играют важнейшую роль и приобретают значение взаимосвязанных звеньев всего целостного процесса, в первую очередь, в составе микроциклов, которые представляют собой первые, относительно законченные, повторяющиеся фрагменты этапов тренировки [3]. Таким образом, вся тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов организуется в форме микроциклов, которые имеют отличия по своей целевой направленности.
В зависимости от поставленных задач, которые определяются на соответствующем этапе, могут быть использованы различные комбинации стандартных микроциклов. В подготовительном периоде в процессе развития спортивной формы чаще всего используется комбинация однородных микроциклов. В соревновательном же - целью является сохранение уровня достижений и подводка к главному старту, в данном случае рекомендуется использование некоего сочетания микроциклов, в которых параметры тренировочных нагрузок изменяются плавно и постепенно [1].
Кроме того, стоит отметить, что характерные особенности, относящиеся к блочной системе построения годичного цикла подготовки заключаются:
- в организации двухциклового планирования подготовки к зимнему и летнему соревновательному сезонам;
- в разделении каждого из полугодичных циклов на двухнедельные нагрузочные и недельные разгрузочные блоки-модули подготовки;
- в систематизации и распределении по блокам-модулям подготовки, в соответствие с задачами каждого из них, для создания однонаправленных воздействий;
- в постоянном совершенствовании технического мастерства [2].
Так, в основе подготовки в соревновательный период лежит чередование недельных циклов тренировочного характера с соревновательными. При построении тренировочного цикла объем, а также уровень интенсивности нагрузки повышаются. Соревновательный цикл, который, как правило, заканчивается стартом на различные дистанции, предусматривает стабилизацию, либо же некоторое снижение объема нагрузки при увеличении её интенсивности, что зависит от конкретных. Таким образом, мы видим, что в связи с участием в соревнованиях тренировочная нагрузка как по объему, так и по интенсивности может претерпевать значительные волнообразные изменения.
Важно, чтобы процесс сохранения спортивной формы и ее наивысших подъемов был управляемым, что может обеспечиваться только при вдумчивой, кропотливой совместной работе спортсмена и тренера. Для этого, тренеру необходимо постоянно заниматься изучением индивидуальных особенностей своих подопечных, анализом их возможностей и недостатков.
Также, не стоит забывать о том, что способность спортсмена к сохранению оптимального эмоционального состояния в соревновательных условиях - залог успешного преодоления трудностей. При этом моделирование внешних препятствий в учебно-тренировочном процессе определяет возможность повышения эмоциональной устойчивости спортсмена и укрепления пределов его мобилизирующего воздействия эмоциональных переживаний [3].
Очевидно, что задачи подготовки именно в соревновательном периоде носят особенный характер и имеют важнейшее значение. Так, на основании вышеизложенного, мы можем выделить в чем же они заключаются: в поддержании ранее достигнутого уровня различных физических качеств и уровней функциональной готовности; в активном отдыхе и коррекции вновь выявленных в процессе тренировки недостатков физической подготовки. Кроме того, сложнее становится выбор средств и методов для поддержания необходимого уровня физических качеств, поскольку он несколько уменьшается, что порождает некоторые сложности подготовки. Как правило, выбор делается в сторону наиболее простых и эффективных упражнений, а только лишь в дни активного отдыха предлагается большее разнообразие упражнений и даже игр.
Выводы.
Таким образом, по нашему мнению, наиболее рациональным и грамотным является распределение основных нагрузок на протяжении годичного цикла для бегунов на средние дистанции в варианте сосредоточения тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности на определенных этапах годичного цикла. Подобная концепция представляет возможность спортсменам демонстрировать наивысшие спортивные результаты на протяжении всего, даже возможно длительного соревновательного периода. Также, при блочном построении тренировочного процесса однонаправленные, концентрированные по объему и интенсивности тренировочные воздействия вызывают более выраженную адаптационную реакцию, больший прирост результативности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Панова О.С. Эффективность блочно-модульной технологии тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в годичном цикле подготовки / О.С. Панова, А.С. Юдин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 3-2. – С. 136-141.
2. Панова О.С., Кузьмин В.В. Эффективность блочно-модульной технологии построения тренировочного процесса бегунов на средние дистанции в годичном макроцикле подготовки / О.С. Панова, В.В. Кузьмин – Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. Том 8. – № 1. – C. 209-212.
3. Фискалов, В.Д. Теоретические основы подготовки спортсменов: учебное пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. – Волгоград: ВГАФК, 2016. – С.126.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический семинар на тему "Особенности построения педагогического процесса по восприятию дошкольниками сказочно-былинной живописи"
Материалы семинара будут интересны воспитателям, которые планомерно знакомят воспитанников с изобразительным искусством. В материалах семинара дается определение сказочно-былинной живописи, пред...
Особенности построения образовательного процесса в период адаптации детей к ДОУ.
Материалы содержат методы, которые я использовала на практике для профилактики дезадаптации детей....
Сценарий педагогического совета "ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса"
Педагогический совет на тему:«ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса» Цель педсовета: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области организации образователь...
Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ
Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ...
Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи:• дат...
«ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса»
В МКДОУ «Детский сад №4 г. Беслана» был проведен 31 марта педсовет №3 на тему «ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса». Прозвучали актуальные вопросы введения ФГОС ДО. У...
Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...