Роль народных подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста
статья по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_narodnyh_podvizhnyh_igr_v_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль народных подвижных игр в развитии
детей дошкольного возраста
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность и своеобразие языка и содержания текстов. П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования детей.
Народные игры являются неотъемлемой частью физического, патриотического и эстетического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое и уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни разных народов. Педагог помогает дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет дружба, взаимопомощь, уважение к человеку; что особенности жизни и труда людей зависят от условий проживания (на севере люди занимаются оленеводством и рыболовством, в степях – коневодством и т.д.). Это находит отражение в народных играх.
Наиболее элементарные игры зародились еще в глубокой древности. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Чурилки», «Пятнашки», «Салки»), игры с отображением семейно-бытовых и социальных отношений («Невеста», «Городки», «Казаки-разбойники»). Многочисленны игры, воспроизводящие различные трудовые процессы («Уж мы просо сеяли», «Челночок», «Ткачиха», «Капуста»).
По содержанию все народные подвижные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Игровая ситуация увлекает ребенка, а встречающиеся в играх персонажи, их диалоги и действия необходимо умело подчеркнуть в образе, что способствует развитию умственной деятельности детей.
Большое воспитательное значение народных подвижных игр заложено в их правилах, которые определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию волевых качеств. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить только одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Игровые движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, забавными диалогами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что составляет ценнейший игровой фольклор.
Особенности проведения народных подвижных игр
с детьми дошкольного возраста
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя народную игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Подбор и планирование народных подвижных игр в каждой возрастной группе зависит от уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений и навыков, состояния здоровья каждого ребенка, времени года, особенностей режима, место проведения, интересов детей.
В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.
Объясняя новую игру, в которой есть текст, педагогу не следует предварительно разучивать его с детьми, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Дети, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко их запоминают.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что дети поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например, педагог предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и перейти к распределению ролей.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из положения, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста
роль игр в жизни наших детей...
Выступление на общем родительском собрании на тему «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»
Вэтом выступлении говорится о роли подвижных игр в умственном, нравственном воспитании,отом, что подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и ...
Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста
О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи детьми. Сразу вспоминаются милые сердцу наз...
Консультация для воспитателей "Народные подвижные игры - средство развития детей дошкольного возраста"
В помощь воспитателю...
Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениям...
консультация для воспитателей "Роль народных подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста"
В материале раскрываются виды игр, методика их проведения...
Роль народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста
О роли народных подвижных игр в жизни ребёнка...