Консультация для педагогов "Спортивные соревнования в детском саду"
консультация по физкультуре
Значение спортивных праздников
Доминирующие задачи в спортивном празднике
Формы и методы организации спортивных праздников в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sportivnye_sorevnovaniya.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Спортивные соревнования в детском саду».
Физкультурные мероприятия в детском саду - это всегда долгожданное событие для дошкольников, где можно показать свои спортивные достижения, порадоваться успеху друзей по команде.
Значение:
- в увлекательной наглядно-практической форме развивается интерес ребенка к спорту и физическим упражнениям;
- совершенствуются движения;
- формируется мотивация здорового образа жизни;
- развиваются физические качества: быстрота, ловкость, выносливость, координация движений, закрепляется умение ориентироваться в пространстве;
- воспитываются такие черты характера, как дисциплинированность, коллективизм, уважительное отношение к соперникам;
- формируется чувство здоровой конкуренции.
Доминирующие задачи в празднике следующие:
- Формировать здоровый образ жизни.
- Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира.
- Позабавить детей, доставить им удовольствие.
- Продемонстрировать спортивные достижения.
- Воспитывать интерес к государственным праздникам.
- Формировать познавательную активность. Расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, биологии, литературы и т.д.
Соревнования могут проходить как часть:
- физкультурного занятия;
- спортивного праздника;
- физкультурного досуга или развлечения.
Форма организации: эстафета
Спортивные праздники проводятся:
- Средняя группа - 2 раза в год 30-40 минут
- Старший возраст – до 4 раз в год 40-50 минут (не более часа)
Спортивные досуги (развлечения) проводятся:
- Младшая и средняя группа - 1 раз в месяц 20-30 минут
- Старшая группа – 2 раза в месяц 30-35 минут
- Подготовительная группа – 2 раза в месяц 35-40 минут.
Спортивные праздники и развлечения не должны выпадать на тот день, когда есть физкультурное занятие.
Дети, начиная со среднего возраста уже достаточно самостоятельны, им доступны коллективные взаимодействия в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизациях, они инициативны при выполнении порученных им ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов правильно воспринять оценку своих действий и поведения.
Планирование и подготовка:
- Определить тему праздника и задачи.
- Выбрать дату и время.
- Место проведения - в спортивном зале, на спортивной площадке или участке ДОУ.
- Определить возраст, количество участников и гостей.
- Подготовить спортивный инвентарь.
- Обозначить порядок подведения итогов соревнований и награждения участников.
- Рационально распределить физическую нагрузку в разных видах деятельности, с учётом возрастных особенностей, уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей.
Недопустимо:
- проводя отбор участников соревнований – брать только детей, показывающих лучшие результаты, желательно, чтобы участвовали все дети
- допускать к соревнованиям детей, имеющих противопоказания к физическим нагрузкам (без разрешения врача)
- при подготовке к соревнованиям увлекаться большим количеством повторов тренировок, игр соревновательного характера. Необходимо поддерживать живой интерес детей к мероприятию
- при составлении эстафет зацикливаться на упражнениях или играх одного типа (например, на беге).
- перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается физкультурных праздников с соревновательной направленностью. При любой форме организации физкультурного праздника дошкольников он должен быть настоящим праздником для детей.
В соревнованиях могут принимать участие дети одной группы или из нескольких групп детского сада, можно привлекать родителей, допускается участие детей из разных садов.
Обязательно:
- Спортивная форма;
- Эмблемы;
- Красочное оформление зала
- Музыкальное сопровождение
В соревнованиях важно продумать структуру судейства. Судьями развлечений, как правило, являются:
- заведующий ДОУ;
- методист;
- воспитатели групп, не участвующих в мероприятии (чтобы исключить вероятность необъективного оценивания);
- активные родители, участвующие в жизни детского сада.
И разработать критерии оценки, учитывая:
- скорость выполнения задания;
- ловкость;
- старательность ребят;
- физические возможности каждого ребёнка;
- честность в соблюдении правил;
- уважительное отношение к соперникам.
Соревнования состоят из игр-эстафет, которые формируются из движений, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», т. е. выполнение их вполне доступно и интересно детям. Вместе с тем часто меняющееся расположение препятствий, смена способов выполнения игровых заданий, введение дополнительных движений повышают интерес детей, стимулируют проявление различных свойств ловкости.
Детей увлекает разнообразие движений в соревнованиях - пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, вспрыгнуть и спрыгнуть с ящика и т. д., их соревновательный характер. В процессе эстафет совершенствуются основные движения, ребенок овладевает новыми двигательными навыками и некоторыми знаниями. У него возникает возможность самостоятельного их применения в игровой и жизненной ситуации.
Соревнования носят командный характер с правилами - команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач. Они характеризуются совместной деятельностью детей в команде, направленной на достижение общей цели, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды, дети учатся согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.
В эстафетах для дошкольников преобладают следующие виды движений и их сочетания:
- бег с метанием;
- бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;
- бег с впрыгиванием на/в предметы и спрыгиванием или перепрыгиванием препятствий;
- бег с сохранением равновесия на различных снарядах;
- бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;
- бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину;
- бег с ползанием и лазанием по гимнастическим снарядам;
- бег змейкой между предметами;
- ходьба с перешагиванием предметов;
- передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам.
В эстафеты для дошкольников не рекомендуется включать:
- акробатические кувырки вперед и назад (можно боком);
- бег по узкому буму или по узкой рейке гимнастической скамейки (возможна быстрая ходьба с подстраховкой);
- лазанье по канату (при движении вниз дети соскальзывают и обжигают ладони);
- бег до стены и ее касание (при неумении затормозить движение, особенно в азарте соревнования, могут быть удары о стену).
Усложнения игр-эстафет можно проводить следующим образом:
- постепенно увеличить количество препятствий в игре;
- изменить последовательность выполнения заданий;
- изменить способы выполнения задания;
- вводить дополнительные движения (хлопки, повороты, подпрыгивания вверх и т.д.);
- менять величину и вес предметов;
- увеличить площадку для игр;
- усложнить правила;
- усложнить взаимоотношения между детьми (передвижение парами, тройками, небольшими подгруппами и др.);
- изменить вариант построения команд на площадке;
- изменить исходное положение участников команд на линии старта (сидя, сидя «по-турецки», стоя на коленях, лежа на животе, стоя спиной к линии старта и др.);
- использовать нетрадиционное деление зала (по короткой стороне, по диагонали, к середине одной из длинных сторон).
В каждой эстафете, в зависимости от ее сложности, может содержаться в определенном сочетании от 2 до 10 упражнений из основных видов движений, знакомых детям.
По двигательному содержанию праздники и спортивные досуги делятся следующим образом:
1. Комбинированные (сочетание разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений).
2. На основе спортивных игр (чемпионаты по футболу, баскетболу, волейболу и т.д.).
3. На основе спортивных упражнений (катание на велосипеде, катание на самокате и т.д.).
4. На основе подвижных игр, аттракционов, забав (не требует сложного инвентаря).
5. Интегрированные (наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности и т.д.).
Методика организации любого праздника или досуга – достаточно сложный процесс. При составлении плана сценария необходимо:
- обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузок;
- предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным наклоном и заданий, направленных на снятие напряжения;
- чередовать массовые и индивидуальные задания;
- сочетать знакомые детям задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.
Первая - вводная - часть начинается с торжественной части - выхода участников в зал или на физкультурную площадку, после чего следуют построение, сдача рапорта, приветствие заведующего детским садом. В начале праздника проводится перекличка, исполняется общая песня, в которой ярко выражена идейная направленность. Открытие завершается подъемом флага и парадом участников.
Вторая - основная — показательные выступления, состоящие из разных композиций общеразвивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях — колоннах, двух кругах (один внутри другого), квадратах, колонне или шеренге по диагонали, с различными предметами: разноцветными флажками, цветами, мячами, обручами.
Физкультурные номера чередуются с исполнением песен, танцевальных номеров, чтением стихотворений.
Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка.
Поддержанию интереса, созданию хорошего праздничного настроения способствует включение в содержание праздника «сюрпризного» момента — неожиданное появление персонажа. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, соревнованиях, награждении победителей эстафет и соревнований оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти.
Третья - заключительная - подводятся итоги праздника, проводится награждение, общий хоровод, танцы, парад участников. Подведение итогов, награждение. Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.
Ход праздника необходимо поручить ведущему, обладающему личностными и профессиональными качествами педагога-организатора. Желательно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выполнить то или иное упражнение. Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Облегчить задачу хода праздника можно, включив в сценарий двух ведущих, которые способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиденная ситуация.
Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые качества команд в целом и отдельных игроков. Предоставить слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.
Хорошее впечатление от мероприятия создается при его правильном организационном завершении, подведении итогов, награждении участников.
Следует заранее продумать формы поощрения детей за хорошее выполнение упражнений, первенство в эстафетах, находчивость и ловкость, проявленные в соревнованиях и играх-забавах. Важно, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем. Хорошо, если победителей награждают, принимая во внимание такие девизы, как «Выигрывают все – не проигрывает никто», «Главное не победа, а участие», «Побеждает дружба».
На празднике, где участвуют семейные команды, оценивается каждое соревнование, награждения могут быть произведены за победу, как в индивидуальных соревнованиях, так и за победу команды. Взрослым следует внимательно относиться к эмоциональным переживаниям детей, связанным с праздником, поддерживать заинтересованное отношение к физической культуре и спорту, всемерно способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...
Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"
Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...
Консультация для родителей. Здоровье в детском саду
Простое правило поведения человека в коллективе - если сам болен, не заражай других....
Консультация для родителей "Развлечения в детском саду"
Консультация для родителей о видах и формах развлечений в ДОУ, задачах и функциях, значении и роли в развитии ребенка идр....
Консультация для родителей "Праздники в детском саду"
Зачем нужны праздники в детском саду Как проходят праздники в детском саду Подготовка к празднику в детском саду...
Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"
КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...
Соревнования между детскими садами
Сценарий спортивного развлчения между детьми старшего дошкольного возраста двух детских садов...