Значение народных игр в воспитании дошкольников.
консультация по физкультуре

Аннотация: народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, ведь движение — это жизнь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_narodnye_igry.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Значение  народных игр в воспитании дошкольников.

Кучина Елена Михайловна

Ефанова Татьяна Александровна

Аннотация: народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, ведь движение — это жизнь!

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

                                                                                                                       В. Белинский

    Весёлые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом и имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

     Народные подвижные игры способствуют выполнению сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, а также приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

     Игра — это школа, где развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; учат добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

      Воспитательное значение народных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов. Каков ребенок в игре, таким он будет и в жизни, поскольку через игру ребенок познает и входит в систему взаимоотношений людей, усваивает правила поведении. Ребенок в игре учиться подчиняться и брать ответственность на себя. Без игры не может быть полноценного умственного развития, потому что это огромное светлое окно, через которого в мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.  

      Народные игры — состязания влияют на воспитание воли, развитие сообразительности у детей, а так же быстроты реакции, тем самым укрепляют физически ребенка. Так же большое значение в народных играх имеют — хороводные игры. Это игры, которые включают в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которые изображают, передвигаясь по кругу. Например: «И шел козел дорогою», «У дядюшки Трифона». С помощью таких игр дети усваивают правила поведения в обществе, получают представления о добре и зле, трусости и храбрости. Характерная особенность народных игр, движение в содержании игры (бег, прыжки, метания, передачи и ловля мяча). Двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности к играющим не требуется.

      Воспитатель должен использовать игру как эмоционально — образное средство влияния на детей, пробуждать интерес, воображение, добиваться активного выполнения игровых действий. Объяснение игры должен быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности — интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Взрослому не стоит разучивать предварительно с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают. При распределении ролей, можно использовать такие приемы: «Дети, пусть первой ловишкой будет Миша, у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок сегодня. Или, Маша первая услышала зазывалочку и первая прибежала. Так же можно распределять роли волшебной палочкой. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил смелость, ловкость, выдержку. В игре воспитатель играет большую роль, он должен быть многообразным: воспитатель должен влиять на содержание игры, помогать осуществлять задуманное, регулировать взаимоотношения. Педагогу ни в коем случае нельзя быть равнодушным к игровой деятельности детей.
      По видовому отражению национальной культуры (быт русского народа, игры русских детей, борьба добра против зла).

      По интенсивности используемых в игре движений. Игры малой, средней и высокой интенсивности. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные). С учетом особенностей детей 5–7 лет. Эти же игры, можно использовать на занятиях по физкультуре.  
           «Игра — это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

    Народные игры без преувеличения можно назвать «витаминами» душевного благополучия. Игры для детей ценны в педагогическом отношении, создает определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Известные педагоги рекомендовали использовать в работе с дошкольниками народные игры. Систематически проводимые и правильно организованные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические чувства. В работе большинства ученых занимающихся проблемой игр и народных традиций отмечается, что игра — единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта и любое занимаемое место в игре, уникально. Игра — стратегически тонко организованное культурное дошкольное пространство ребенка, в котором идет от развлечения к развитию. Развлечения в играх — это поиск. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются часто. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового значения и так далее, поэтому подбирая игру, воспитатели должны обращаться к программе детского сада, по которой он работает. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Больше всего дети активнее всего участвуют в состязательных играх. Это игры, которые направленные на развитие физических так и умственных сил и способностей детей, например: «Петушиный бой», «Пирог», «Городки» и др.

     Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитий личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека, игры представляют собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которые складываются на основе традиций. Игры, созданные на протяжении веков, стали подлинной сокровищницей многих народов. Они впитали опыт и творческие находки сотен поколений и несут их новым поколениям.

     Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае дети приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

Список литературы.

  1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб.пособие/ Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. и высш. пед. учеб. заведений/ Г.Н.Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
  2. Игра дошкольника/ Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артёмова и др.; под ред. С.Л.Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  3. Кириллова, Ю.А. Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста/ Ю.А. Кириллова.//Дошкольная педагогика. – 2011. - №6. – С. 25 – 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...