Правильная ли у детей осанка?
материал по физкультуре
Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно-сосудистая и др. Осанка имеет не только эстетическое, но и социальное значение. Ведь максимальную работоспособность, как в труде, так и в учебной деятельности можно достичь лишь имея правильную (рациональную) осанку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnaya_li_u_detey_osanka.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильная ли у детей осанка?
Этот вопрос, к сожалению, мы задаем себе порой довольно поздно. Шестилетний ребенок поступает в школу, и тут обнаруживается, что у него функциональное нарушение осанки. О чем это говорит? Прежде всего, о неиспользованных резервах формирования осанки в условиях детского сада, слабой пропаганде соответствующих знании среди родителей, будущих школьников.
Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно-сосудистая и др. Осанка имеет не только эстетическое, но и социальное значение. Ведь максимальную работоспособность, как в труде, так и в учебной деятельности можно достичь лишь имея правильную (рациональную) осанку.
С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется, возрастает объем статической нагрузки, а это ведет к увеличению функциональных нарушений осанки детей.
Вот почему важно, чтобы в детском саду был создан стойкий барьер отклонениям опорно-двигательного аппарата у будущих школьников. Для этого необходимо использовать различные формы физического воспитания: утреннюю гимнастику, подвижные игры, физкультурные минутки, гимнастику после дневного сна и др.
Необходимо использовать упражнения, как динамического характера, так и такие, которые сопряжены с кратковременным мышечным напряжением. Простое же увеличение двигательной активности не всегда приводит к формированию хорошей осанки. В утреннюю гимнастику необходимо включать 4 специально направленных упражнения, в подвижные игры – 3 - 4, в гимнастику после сна (только с детьми уже имеющими отклонения в осанке) - 5 - 6, в физкультминутки - 3, в домашние задания - 4 - 5.
Работу по формированию осанки следует вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых обнаружены функциональные нарушения.
Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики
Построение, равнение. Принять правильную осанку со зрительным контролем и без него (закрыв глаза). Повторить 4 раза, темп средний.
- Ходьба по залу, поднявшись на носки, руки на пояс, локти назад; на полной стопе руки за голову, локти в стороны, с хлопками над головой. Медленный бег, высоко поднимая колени («цирковые лошадки»); руки на пояс, локти назад (1,5 - 2 мин). Перестроение в колонны.
- Подсвечник. И. п.: о. с. 1 - подняться на носки, руки согнуты в локтях, ладонями вперед; 2 - 3 держать; 4 - и. п. Повторить 4 раза, темп медленный.
- Маятник. И. п.: стойка ноги врозь, руки за голову, локти в стороны. 1 - наклон туловища назад; 2 - и. п.; 3 - наклон туловища вперед; 4 -и. п. (6 раз, темп средний).
- Горка. И. п.: сидя, ноги вперед, руки в упоре сзади. 1 - опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, выпрямив туловище; 2 - 3 - держать; 4 — и. п. (6 раз, темп медленный).
- Лодочка. И. п.: лежа на животе, руки вперед. 1 - поднять верхнюю и нижнюю части туловища; 2 - 3 держать; 4 - и. п. (6 раз, темп средний).
- Волна. И. п.: стойка на коленях руки на пояс, 1 - сед на пол вправо, руки влево; 2 - и. п.; 3 - 4 - то же, сед влево (6 раз, темп средний).
- Мячик. И. п.: о. с. Прыжки на двух ногах с хлопками над головой 8-10 раз, темп средний).
- Ходьба по залу с изменением направления, замедлением и ускорением (1 - 1,5 мин).
Методические пояснения.
Утреннюю гимнастику следует проводить под счет или музыкальное сопровождение. Комплекс меняется частично или полностью через неделю.
Выполняя упражнения 2, 4, 5, хорошо напрягать мышцы. Положение удерживать 3-6 сек. Дыхание не задерживать.
Во время выполнения упражнений сохранять правильную осанку.
Физкультминутка «Зайчики»
«К двум зайчатам, в час обеда, прискакали два соседа.
В огороде зайцы сели и по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок, сколько съедено морковок?»
- И. п.: стойка ноги сомкнуты. 1 – руки к плечам; 2 — руки вверх, подняться на носки - вдох; 3 — руки к плечам, опуститься на полную стопу - выдох; 4 - и. п. (4 раза, темп медленный).
2. И. п.: присед, руки согнуты в локтях, ладонями вперед. Прыжки с небольшим продвижением вперед (8 прыжков, темп средний).
3. И. п.: о. с. 1 - присесть, руки за голову, локти в стороны; 2 - 3 – держать; 4 - и. п. (4 раза, темп средний).
4. И. п.: о. с. 1 - поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 — и. п.; 3 – 4 – то же, влево (4 раза, темп средний).
5. Ходьба на месте, выполняя хлопки над головой (20 сек).
Методические пояснения.
Выполняя упражнение 1, следует хорошо потянуться, смотреть на пальцы рук. В упражнении 2 сблизить лопатки, напрягая мышцы спины. Прыжки надо выполнять, слегка отрываясь от пола, ноги в коленях не выпрямлять, В упражнении 3, приседая, спину выпрямить, позу удерживать 3 сек. Выполняя ходьбу, сохранять правильную осанку, дыхание не задерживать.
В конце физкультминутки дети вместе с инструктором по физической культуре считают, сколько морковок съели два зайчика (демонстрируется наглядный материал).
Подвижная игра «Стоп!»
Игроки выстраиваются на линии. Напротив детей спиной к ним стоит водящий и говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» На каждое его слово игроки шагают вперед. Как только водящий произнесет «Стоп!» - дети останавливаются и принимают одно из положений правильной осанки. Водящий оглядывается и вместе с преподавателем отмечает, кто не успел правильно принять обусловленные положения или удерживает их неустойчиво. Он называет этих игроков и отправляет их на исходную линию. Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и игра повторяется.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не дотронется до его плеча рукой раньше, чем он скажет: «Стоп!» Водящий поворачивается и бежит вдогонку за игроками, которые должны успеть убежать на исходную линию. Осаленный игрок становится новым водящим.
В конце игры отмечают самого ловкого водящего, игроков, которые правильно принимали положения, обусловленные игрой.
Методические пояснения.
Предварительно инструктор по физической культуре показывает детям одно-два положения, необходимые в игре, предлагает выполнить вместе. Затем по мере запоминания показывает новые варианты.
Водящий может произносить слова в любом темпе. Игроки четко выполняют требования водящего. После сигнала «Стоп!» следует пауза 3 - 4 сек. Варианты положений правильной осанки, занимаемой детьми в процессе игры: «Оловянный солдатик» (основная стойка); «Фигуристка» (стоя на правой ноге, левую отвести назад, согнуть в колене; удерживая руками стопу, локти выпрямить, прогнуться); «Змейка» (стоя на коленях, слегка наклониться вперед, прогнувшись, руки к плечам, ладони вперед); «Чиполлино» (присед, спина прямая, руки вверх). Все указанные позы необходимо удерживать 3—6 сек, хорошо напрягая мышцы.
Педагог постоянно акцентирует внимание игроков на сохранении правильной осанки.
Примерный комплекс гимнастики после сна
(для детей, имеющих нарушения осанки)
«Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать.
Спешите на зарядку, мы вас не будем ждать!
Носом глубоко дышите, спинки ровненько держите!»
- Принять правильную осанку, держать 3 - 4 сек, расслабиться (4 - 5 раз, темп медленный).
- Ходьба на носках, на внешнем своде стопы, гимнастическая палка за головой на лопатках, удерживать за концы руками (1 мин, темп средний).
- И. п.: лежа на спине, руки согнуты в локтях. 1 - прогнуться, опираясь на локти, приподнять грудную клетку вверх; 2 - 3 - держать; 4 - и. п. (4 - 5 раз, темп медленный).
- И. п.: лежа на спине, руки за голову. 1 - поднять левую ногу, выпрямленную в колене; 2 - удерживая левую ногу в данном положении, присоединить к ней правую; 3 - держать; 4 – и. п. (4 - 5 раз, темп средний).
- И. п.: лежа на животе, руки под подбородком. 1 - прогнуться, приподняв грудную клетку над полом, руки вперед; 2 - 3 - держать; 4 - и. п. (4 – 5 раз, темп средний).
- И. п.: то же. Упражнение на дыхание. 1 - прогнуться, упираясь на предплечья - вдох; 2 - и. п. - выдох (4 раза, темп медленный).
Игра «Горячий мяч»
Играющие располагаются по кругу, лежа на животе, лицом к центру, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. У одного из детей в руках резиновый мяч. Прогнувшись, ребенок толкает мяч одному из участников игры и занимает исходное положение. Игрок, получивший мяч, прогибается и посылает мяч следующему. Ребенок, не сумевший быстро получить и отправить мяч другому участнику игры, получает штрафное очко.
Игра продолжается 2 мин. Мяч не должен выходить за пределы круга. Толкать мяч можно только двумя руками. После окончания игры следует отметить лучших игроков.
7. И. п.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 - руки через стороны вверх - вдох; 2 - и. п. - выдох (4 раза, темп медленный).
8. И. п.: стойка ноги вместе, руки опущены. Принять правильную осанку без зрительного контроля (закрыв глаза) (3 - 4 раза, темп медленный).
Продолжительность выполнения упражнений комплекса 15 – 20 минут.
Методические пояснения.
Преподаватель вместе с детьми выполняет первое упражнение на формирование правильной осанки. Во время ходьбы напоминает детям: «Носом глубоко дышите, спинки ровненько держите!». В упражнении 4 нужно плотно прижимать локти к полу. В упражнении 5 ноги от пола не отрывать смотреть вперед, положение удерживать 3 – 4 сек.
Принимая правильную осанку, дети разводят плечи, подтягивают живот, голову держат прямо, лопатки сближают. При необходимости преподаватель оказывает помощь.
Примерный комплекс домашнего задания
- Ходьба на месте, высоко поднимая колени, руки на поясе; (30 сек).
- И. п.: стоя на коленях, руки опущены. 1 - сесть на пятки, наклон вперед, руки вперед, потянуться; 2 - 3 - держать; 4 - и. п. (4 раза, темп медленный).
- И. п.: лежа на животе, руки за голову. 1 - прогнуться, руки к плечам, сблизить лопатки; 2 - 3 - держать; 4 - и. п. (4 - 5 раз, темп средний).
- И. п.: лежа на спине, руки в стороны, ладонями к полу.1 – ноги согнуть в коленях; 2 – выпрямить вперед; 3 - согнуть в коленях; 4 – и. п. (4 – 5 раз, темп средний).
- И. п.: лежа на спине, руки опущены. Упражнение на дыхание. 1- руки через стороны вверх – вдох; 2 – и. п. – выдох. (4 раза, темп медленный).
- И. п.: стойка ноги вместе, руки опущены. Принять правильную осанку, держать 3 сек, расслабиться (4 раза, темп медленный).
Методические пояснения.
В процессе выполнения упражнений дыхание не задерживать. Комплекс рекомендуется выполнять под контролем родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр. Холмогорова Л.В.
Учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения речи....
Родительское собрание "Воспитание правильного звукопроизношения у детей"
Представленный материал может быть использован при подготовке как группового, так и общего родительского собрания по теме "Воспитание правильного звукопроизношения у детей". Имеется теоретический мате...
Мини проект "Формирование правильной осанки у детей"
Мини - проект "Формирование правильной осанки у детей" для старшего возраста...
Буклеты: "Упражнения, для профилактики плоскостопия", "Советы родителям по предупреждению нарушения осанки у детей", "Формирование правильной осанки у детей".
Буклеты: "Упражнения, для профилактики плоскостопия", "Советы родителям по предупреждению нарушения осанки у детей", "Формирование правильной осанки у ...
Упражнения для правильной осанки у детей. Занятия для детей средних, старших и подготовительных групп (18.05-22.05.2020).
https://youtu.be/O80_76Zkpc...
Рекомендации родителям по развитию правильного дыхания у детей " Дышим легко, говорим правильно, болеем редко"
Рекомендации родителям по развитию правильного дыхания у дошкольников...
Развитие понятий «полезная» и «вредная» еда у дошкольников как основы правильного питания.Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании.Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только...